Со времени издания моей книги "Великая тайна", в которой я указал на две основные опас-ности в развитии учения ЙОГА схоластическую догматизацию теории, передаваемой многие тысячелетия, и факирски причудливое окостенение основанной на ней практики, участились попытки, не впадая ни в одну из этих крайностей, "евролезировать" или "германизировать" как эту теорию, так и практику в свете западных отношений. ЙОГА не является каким-то привязан-
ным к одной местности, ограниченным философским направлением, а такой же общественно-
приемлемой наукой, как химия или матеметика.
Эти соображения побудили меня написать краткое практическое руководство об Учении ЙОГА, которое в оригинале классического труда "ЙОГА-СУТРА", а также других аутентичес-
ких текстов, в приемлемой для читателей форме.
Глава 1. ЙОГА И ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА
Наряду со все растущим интересом к области знания и практических методов ЙОГИ, громко раздаются голоса, что это в сущности чуждое для европейца направление мысли и не может ска-
зать и дать нам ничего, как фактор выражения жизни. Утверждается, что мы, европейцы, пошли в нашей истории, культуре, а не только в развитии тела, по совершенно другому пути.
Поэтому, как упражнения ЙОГИ, так и то, что можно сказать об удивительном влиянии этих упражнений, для нашей расы совсем несвойственно.
Нет ничего превратнее этого утверждения. Ни в нашей истории, ни в культурных, ни даже в языковых точках зрения, мы, европейцы, не пошли по существенно другому пути. В то время, как в Европе основным течением мысли господствующей расы, со времен греков и римлян, в противоположность так называемым варварам кстати, это название произошло не от греческо-
го "варварос", как общепринято, а от "багвара", лейтмотивом нашей истории была постоянная борьба европейских народов за власть и деньги, то и в древнеиндийской истории говорится о сказочно причудливой и все-таки исторически достоверной борьбе "богов" или "ариев" с "демо-
нами", как-то: ашурами ассирийцами, млеччхами варварами, нагами неграми, большей частью чернокожими, исконными народами Индии и т. д., которые являются не только чисто мифологическими названиями.
И так же сегодня впрочем не без справедливого воодушевле-ния беспримерной работы Ган-ди индийский народ, который по европейским понятиям слишком пассивен, слышит славный клич фанфар: "Поднимись и борись, о сын Бхаратов!", кото-рый звучит сегодня также мо-гуче в сердцах народов и каждого отдельного человека как и тысячелетия назад. И отзвук этого при-зыва, который мы слышим в каждом индийском священном тексте, дает последнюю ноту в на-шем понимании того, что так презираемая нами пассивность, означает совсем другое.
Исходя из этого, наши европейские языки в такой огромной мере испытали влияние древне-
индийского, что такие видные санскритологи, как Макс Мюллер и др., вынуждены были приз-нать, как они заявили, что европейцу, и в первую очередь немцу, в школе следовало бы изу-чать скорее санскрит, чем греческий или латынь! Каждый изучающий санскритский язык будет поражен, находя в любом произведении германской, французской, английской, итальянской или русской поэзии почти исключительно индийские слова или корни.
Но если и внешние приметы жизни указывают на поразительное сходство с древнеиндийским, то проходит мимо внимания то, что и наш европейский образ мышления, ввиду этих мощных факторов, не мог идти особы-ми путями развития, как утверждается со всех сторон. Назову только два примера произведе-ния Эккхарта, одного из величайших мистиков Запада, почти дословно совпадают в отрывках с трудами Шанкары, крупнейшего индийского философа и йогина, так же как и значительнейшее произведение германского поэтического искусства "Фауст" Гёте, по его собственному призна-нию, с основными мыслями "Сакунтали", известной драмы Калидасы, этого "индусского Шекспира", хотя в первом случае их разделяет половина тысячелетия, а во втором целое тыся-
челетие!
Ну, и что еще указывает на это, в заключении то, что общее индийское понимание жизни, в противоположность западному, отрешено от мира, даже является как бы жизнеотрицающим, этому утверждению нужно возразить, потому что, напротив: "Хозяин, который не трудится для умножения своего богатства есть ничто", как замечает "МАХАНИРВАНА ТАНТРА", при-чем продолжение богатства ныне требует крайнего жизнеутверждения и обращения ко всему миру. Но если духовные предпосылки довольно идентичны, нужна также и практическая реали-
Во-вторых, этим вряд ли сможет похвастаться какой-либо другой метод физического воспитания, эти тренировки не требуют аскетических ограничений, как это общепринято считать. Совсем наоборот: каждый упражняющийся чувствует сам после определенного времени появляющееся отвращение к мя-су, рыбе, алкоголю, табаку и т. п., а также способность владеть собой в сексуальном отношении, чего совсем нельзя недооценивать в нашем современном веке прославления эротики.
2. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Вторая часть, дыхательные упражнения, могла бы и не вызывать размышлений, хотя чис-то индийские дыхательные упражнения, как правило, в Европе и Америке гораздо менее извест-
ны и ценятся, чем те заменительные упражнения, которые в большинстве рекомендуются как оригинальные, а между тем приносят много осложнений.
Настоящие индийские дыхательные упражнения ЙОГИ меньше опираются на чисто телесное, хотя они основанные на длительности дыхательного процесса, способны устранять значительно более сильные и общие заболевания дыхательных органов. Предусматривая очевидное благо-
творное действие большого количества кислорода на лёгкие и тем самым на общее состояние здоровья человека, они способствуют, что до сих пор не рассматривалось, не в меньшей ме-ре психическому оздоровлению благодаря повышенной подаче углекислого газа, особый ме-