Четыре ведущие психологические школы особенно важны для понимания поведения людей на финансовых рынках:
Бихевиористская школа (исследование окружающих условий, являющихся причиной того или иного поведения человека)
Гештальдская школа (исследование, как мы экстраполируем получаемую входящую информацию для создания более завершенных мысленных образов)
Когнитивная психологическая школа (исследование, как человеческое мышление контролирует поведение)
Психоаналитическая школа (исследование психических заболеваний и подсознания)
Психоанализ — это анализ психического заболевания, в то время как другие школы уделяют больше внимания, как думают, чувствуют и действуют нормальные люди. Следовательно, разумно ожидать от других трех школ лучшего объяснения, как создаются ценовые фигуры в совокупных движениях рынка. Психоаналитическая школа, с другой стороны, может объяснить, почему личный счет (не ваш, разумеется, когото другого!) не в таком уж хорошем состоянии.
Таблица 2 дает общее представление этого явления с точки зрения каждой из школ, объясняющих странное поведение финансовых рынков.
Каждый феномен приписывается определенной школе, хотя можно и утверждать, что он описывается под разными углами несколькими или даже всеми школами. Некоторые из приведенных феноменов, по понятной причине, довольно похожи, но представлены под разными заголовками, потому что у различных школ отличаются подходы и их названия. Мы просто не будем придавать значения этому раздражающему фактору, а двинемся дальше.
Итак, давайте положим этот список в свой карман и вернемся к нашей задаче. Мы можем начать с рассмотрения, как люди обрабатывают информацию на финансовых рынках. Это позволит понять, как воспринимается информация об экономической ситуации, как она влияет на наше субъективное состояние, какую придает форму нашему поведению и каким образом это поведение создает события в рынках. Как это было уже однажды, в 1815м году...
Основная школа
Бихевиористская школа
Гештальдская теория
Школа Когнитивной психологии
Психоанализ
Релевантный феномен
Теория перспективы
Магическое мышление
Эффект убедитель-ности
Эффект самоубеж-дения
Эффект репрезента-тивности
Адаптивная пози-ция
Самореализующаяся
позиция
8. Позиция знаний
Эффект ложного
единодушия
Позиция самоза-щиты
Теория соматиче-
ского маркера
Социальное срав-нение
Синдром повы-шенной чувствите-льности.
Теория сожаления
Когнитивный диссонанс
Фиксация
Мыслительные отделы
Размыкание (цепи)
Ошибка ассимиля-
ции
Избирательная об-
работка (информа-ции)
Избирательное восприятие
Слишком самона-
деянное поведение
Необъективность
оценки прошедших событий
Необъективность
подтверждения
Параноидное раз-
двоение личности
Мимическое раз-
двоение личности/ Пограничное раздво-ение личности
Самовлюбленное
раздвоение личности
Замкнутое раздвое-
ние личности
Навязчивый невроз
Депрессивное раз-
двоение личности
Краткое описание
У нас есть беспри-чинная тенденция с меньшей готовнос- тью делать ставки на прибыли, чем на убытки.
Мы думаем, что определенное поведение приводит к желаемому результату, даже когда мы не знаем этому ни-какого объяснения и когда на самом деле его нет
Нас больше убеж-дает надежный источник, чем надеж-ный аргумент.
Когда реальность в конфликте с нашим мнением, мы, ско-рее, изменяем свое мнение, нежели при-нимаем реальность.
Мы склонны ду-мать, что наблюдаемые нами тренды, вероятней всего, продолжатся
Мы придержива-емся тех же самых мнений, что и свя-занные с нами люди.
Мы делаем что-либо, поскольку это заставляет нас ду-мать, что мы являемся кем-либо.
Мы делим данные на легкоуправляемые кластеры, каж-дый из которых обрабатывается как простая позиция
В основном мы переоцениваем ко-личество других лю-дей, согласных с нашей позицией
Мы переосмысли-ваем свои позиции, чтобы они как бы подтверждали уже принятые нами ре-шения.
Сильные угрозы возбуждают телесные реакции, уси-ливающие длительную панику.
Мы используем поведение других как источник ин-формации о про-блеме, которую затрудняемся объ-яснить.
Мы переоцени-ваем лично нами выбранные вещи.
Мы стараемся из-бегать действий, подтверждающих совершенные нами ошибки.
Когнитивный ди-ссонанс возникает, когда доказатель-ства говорят, что наши предположения неверные. Мы ста-раемся избегать или искажать такую ин-формацию, мы ста-раемся избегать дей-ствий, выявляющих это несоответствие.
На наши решения влияет входящая информация, кото-рая, как нам кажется, предлагает пра-вильный ответ.
Мы разделяем явление на различ-ные составляющие и пытаемся скорее оптимизировать ка-ждую из них, нежели целое
Мы избегаем при-нимать решения, пока не получим дополнительную информацию, даже если эта информация не относится к разрешению близкой проблемы.
Мы неверно исто-лковываем получаемую информацию, чтобы она подтве-рждала то, что мы совершили.
Мы стараемся прислушиваться то-лько к той инфор-мации, которая, как нам кажется, под-тверждает наше поведение и позицию.
Мы ошибочно интерпретируем информацию, чтобы она подтверждала наше поведение и позицию.
Мы переоцениваем нашу способность принимать верные решения.
Мы переоценива-ем наши способности предсказать исход некоторых прошедших собы-тий.
Наши выводы чрезмерно склоняют нас к тому, во что мы хотим верить
Мы чрезмерно озабочены, что нас могут обмануть или что мы можем со-вершить ошибки.
Мы постоянно взвешиваем свои решения и не можем расслабиться
Мы чрезмерно озабочены выгля-деть успешными во всем, что мы делаем
Мы продолжаем возвращаться к делам, которые не уда-лись, чтобы отом-стить или переде-лать наоборот.
Мы чрезмерно поглощены мель-чайшими подроб-ностями
Мы всегда разоча-рованы и озабочены, независимо от того, хорошо или плохо все у нас
Содержание раздела