d9e5a92d

Очертания или форма объекта или другого конкретного существа



Происхождение этой теории датируется 1890 годом, когда вышла статья Кристиана фон Эренфелса. Он утверждал о существова­ние свойства, называемого "Гештальдом". К нему нужно отно­ситься как и к другим качественным ощущениям, таким как звук или цвет. Свойство Гештальд означает разницу между звуками и музыкой или цветом и живописью, и это определенное свойство такое же реальное, как тон и цвет. Это Гештальткуалитет (Gestaltqualitat).
Основание Гештальдской школы часто приписывают трем немецким ученым: Максу Вертеймеру (1880—1943), первому из трех, четко сформулировавшему принципы Гештальдской пси­хологии (в 1912 году), Вольфгангу Кёлеру (1887—1967) и Курту Коффка (1886—1941). (Max Wertheimer, Wolfgang Kohler, Kurt Koffka.).
Макс Вертеймер впервые задумал создать школу, когда однажды ехал в поезде во время отпуска в 1910 году. Идея, пришедшая к нему, заключалась в проведении такого экс­перимента, который убедил бы людей, что они видели движение, которого на самом деле не было. Итак, он забыл про отпуск, ку­пил стробоскоп и провел эксперимент на самом себе в гостинич­ном номере (он повторил его позже в более подходящих для на­учного эксперимента условиях). Он доказал, что человеческое восприятие может отличаться от действительности.
Гештальдская школа вначале была только теорией о воспри­ятии, но вскоре развилась и стала очень перспективным направ­лением. Гештальдские психологи полагали, что три важных по­нятия — предыдущая наука обозначала их как "ощущение", "обучение" и "внимание" — недостаточны для описания вос­принимаемого нами окружающего мира. Почему так? Гештальд­ские психологи объясняли это экстраполяцией, основанной на наших собственных ощущениях. Если для нас нарисована какаято незаконченная картина, мы мысленно пытаемся закончить ее, представляя/предполагая остальное. И мы делаем это бессозна­тельно. Коффка, когда разбирал этот вопрос в своей статье "Вос­приятие: введение в ГештальдТеорию" (Perception: an introduc­tion to GestaltTheorie) в 1922 году, не претендовал на новизну своего наблюдения, но утверждал, что оно означает совершенно новый подход к психологии:
То, что эти три концепции не полностью охватывают все богатст­во психических явлений, вовсе не открытие Гештальдской психо­логии. Многие придерживаются этого мнения и мысленно начали уже экспериментальную работу по этому вопросу... Но все они ос­тавили традиционные понятия нетронутыми. Поэтому когда они преодолеют трудности посредством введения соответствующих новых понятий, то не станут проверять тенденцию, определяемую этими новыми понятиями, чтобы модифицировать старые пред­ставления.
Гештальдские теоретики не соглашались с бихевиоризмом, по­скольку рассматривали сознание как нечто важное (бихевиористы почти не придавали ему значения). Сторонники Гештальдской школы допускали, что мозг "незамедлительно, спонтанно и неизбежно" организовывает все, что мы воспринимаем. И мы это делаем через психические процессы, зачастую добавляющие воображаемую информацию к реальной информации, чтобы сделать картину яснее. Более того, мы часто допускаем ошибки в этом организационном процессе.
Коффка и другие немецкие первооткрыватели читали свои лек­ции по Гештальдской теории в Америке. К тому же в 1933 году в Германии к власти пришли нацисты. Это ускорило перемещение мозгового центра школы в США. Другой ученый, Курт Левин" (1890—1947), привнес в школу новое направление, предложив применять Гештальдскую теорию в групповой динамике, группо­вой психотерапии и исследовании социальной деятельности.

Некоторые из основных идей Гештальдской теории:

Существует "целое" с реальными качествами помимо его составляющих. Другими словами, целое больше, чем сумма его частей.

Элементы, создающие целое, взаимозависимы и приобретают значимость посредством своей роли в целом.

Внутри нас "динамический организационный процесс", имеющий тенденцию снижать стресс и уровень психической энергии, перемещая ощущения в простейшее и самое обычное психическое состояния.

Существует взаимодействие между нашим восприятием и обстановкой, или "постижение внешнего мира", приносящее лучший порядок.

Гештальдская теория внесла значительный вклад в изучение ра­боты памяти и стала одной из школ, способствовавших понима­нию поведения людей на финансовых рынках.

Содержание раздела