d9e5a92d

РАДИКАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ



Теоретическая позиция Ватсона становилась все более экстре­мальной в сравнении с позицией Торндайка, он даже не обсу­ждал такие темы, как боль и удовольствие. Вот некоторые из его позиций:

Психическая болезнь — результат "искажения привычки", возможно, вследствие случайного обучения (закон применения)
Речь — просто другое поведение (закон эффекта)
Вы можете лечить фобии (боязнь высоты, пауков, змей и так далее), ставя субъекты в ситуации, которых они боятся, а затем вознаграждая их (закон эффекта)

Новая школа Ватсона открыто отвергала и структурализм, и функционализм. Основное допущение заключалось в том, что в основном человеческое поведение известно, а делать надежные наблюдения за человеческими мыслями невозможно. Экспери­ментальный подход школы, следовательно, заключался в иссле­довании, как люди (или животные) в действительности ведут се­бя в различных ситуациях, не уделяя большого или вообще ника­кого внимания тому, что нам приходится говорить об этом (жи­вотные все равно не могут разговаривать). Основной версией би­хевиоризма стал так называемый "радикальный бихевиоризм", принадлежавший школе "радикального эмпиризма" с более ши­рокими взглядами. Предполагалось, что науке не следует пытать­ся объяснять чеголибо, — ей следует только искать способ пре­доставления систематического описания функциональных взаи­моотношений. Радикальный бихевиоризм рассматривает чело­века просто как биологическую машину, обучаемую с помощью стимуляции, отдавая предпочтение приносящим выгоду дейст­виям.
Даже смешно, что именно эмоциональная привязанность по­ложила конец карьере Ватсона в академии. У него была любовная связь с девушкой, которая не была ему женой. В результате ему пришлось покинуть университет. После этого он стал рабо­тать в знаменитом рекламном агентстве Волтера Томсона, в ко­тором он использовал свои методы из бихевиористской психоло­гии, чтобы демонстрировать, что предпочтения человека между конкурирующими продукциями основываются не на чувствен­ности, а на ассоциациях. Он закончил карьеру одним из четырех вицепрезидентов компании.
Бихевиоризм достиг своего расцвета в 20х годах и пережил спад в 30х, так как новые эксперименты предполагали, что крысы в лабораторных лабиринтах на самом деле создают мен­тальную карту лабиринта, а также испытывают некоторое эмо­циональное развитие. Однако даже сегодня бихевиоризм про­должают считать одной из ведущих школ психологии. Его спасли ученые, к числу которых относится, например, Буррус Фредерик Скиннер4 (1904—1990), который сдерживал свой ра­дикальный подход. В 1938 году Скиннер опубликовал, бес­спорно, самую значительную работу века по поведению живот­ных "Поведение организмов " (The Behavior of Organisms). Он ро­дился в Америке в 1904 году, где вырос и учился в колледже^ а в последующем обратился к психологии. Он проводил иссле­дования на тренированных голубях в период Второй мировой войны, а затем разработал "коробку Скиннера"5: приспособле­ние, в котором поведение обучаемого животного строго конт­ролировалось и измерялось. Его исследования привели к по­ниманию, что обучающий процесс — в основном вопрос сти­муляции и вознаграждения или "усиления" реакции. В лабора­тории Скиннер также проверял теорию Ватсона. В результате он отверг Ватсона и Павлова, акцентирующих свое внимание почти исключительно на рефлексах и создание соответствую­щих условий для их проявления.
Бихевиоризм внес свой вклад в науку, сделав психологию более конкретной и объективной, и стимулировал массу лабо­раторных экспериментов. К некоторым из них мы вернемся позже. Но он отличался однобокостью и упрощенностью, по­скольку не придавал значения некоторым важным вопросам, которые с успехом решили другие школы. Одна из этих школ помогла зародиться тому, что многие спонтанно связывают с психологией: человек лежит на кровати и разговаривает с боро­датым доктором с немецким акцентом. Те, кто практикует в психоанализе подобный подход, способствуют устойчивости этой ассоциации.

Содержание раздела