d9e5a92d

Кредитный рейтинг компании



Кредитный рейтинг — это официальное заключение о кре­дитоспособности субъекта хозяйственной деятельности (им может быть государство, государственное учреждение, финансовая орга­низация или большая компания). Рейтинг присваивается конкрет­ному выпуску долговых обязательств организации и дает основа­ние для сопоставления собственного кредитного риска с риском других компаний.
Главная цель кредитных рейтингов заключается в предостав­лении информации инвесторам, вкладывающим капитал в долго­вые ценные бумаги типа еврооблигаций. Рейтинг является ориен­тиром для оценки инвестиционного риска. Он характеризует 'возможность того, что инвесторы полностью и вовремя получат платежи процентов на вложенный капитал, а также основную сум­му долга с наступлением срока погашения. Инвесторы могут стро­ить свою инвестиционную политику на кредитных рейтингах, ог­раничивая суммы вкладов в долговые обязательства с рейтингом ниже определенного уровня или даже вообще отказываясь от ин­вестиций в ценные бумаги с рейтингом ниже определенного уров­ня. От рейтинга ценных бумаг (долговых обязательств какой-либо компании) зависит ставка процента, по которой эмитент сможет получить дополнительные средства на денежном рынке (в особен­ности в США).
Кредитные рейтинги широко признаны на практике. Банки могут справляться о рейтинге по долговым обязательствам компа­нии, чтобы решить, давать ли кредит этой компании и по какой ставке процента. Таким образом, маржа выше ставки LIBOR10, по которой крупные компании могут получить займы, определяется кредитным рейтингом.
Банки также могут использовать кредитные рейтинги для ус­тановления лимитов на объем сделок с данной компанией. Напри­мер, для любой компании с заданным кредитным рейтингом банк

10 LIBOR — London Inter bank Offered Rate

может установить предельный размер ссуды, суммы долгового обя­зательства или сделки с иностранной валютой и т. п. Кредитные рейтинги также могут наложить свой отпечаток на связи фирмы. Следовательно, компании и банки с наивысшими кредитными рей­тингами могут представлять себя в своей отрасли в качестве эли­тарных организаций.
Рейтинги устанавливаются специализированными агентствами. Главными агентствами по кредитному рейтингу являются Standard & Poor's и Moody's (США), а также IBCA (Великобритания). Агент­ства по кредитному рейтингу проводят оценку рейтинга организа­ций, как правило, международных, которые выпускают долговые обязательства для пополнения своего капитала. Запрос на рейтинг исходит от эмитента инструментов займа (например, при выпуске облигаций) или от его финансовых консультантов. Рейтинг опреде­ляется для компании-эмитента, однако он присваивается конкрет­ному выпуску долговых обязательств, так как была оценена ин­формация именно по этой эмиссии. Другими словами, кредитный рейтинг применяется не к самой организации, а к ее долговым обя­зательствам. Обычно инвесторы и финансисты ссылаются на креди­тоспособность самой организации, используя кредитный рейтинг ее долга. Компанию с высоким рейтингом называют «компанией с рейтингом «три А». Рейтинг эмиссии держат под контролем, и если кредитоспособность эмитента ухудшается или улучшается, то, со­ответственно, будет изменен и рейтинг.
При проведении официальной оценки кредитного рейтинга компании, соответствующее агентство вначале проводит предвари­тельную оценку, которая включает в себя просмотр опубликован­ных результатов деятельности компании примерно за пять лет, а также другой доступной информации о компании, например, пресс-релизов. Подсчитываются и анализируются финансовые коэффици­енты компании и проводится их сравнение с аналогичными пока­зателями для компании в данной отрасли промышленности. Также изучаются тенденции в изменении финансовых коэффициентов за указанный период. У агентства Standard & Poor's результаты ана­лиза прошлых сведений о компании в принятии окончательного решения о кредитном рейтинге имеют удельный вес около 40%.
Затем предварительную оценку обсуждают с компанией Ком­пании рассказывают о вероятности получения ею того рейтинга,
которого она добивается. Проведение более тщательного иссле­дования начнется только в том случае, если компания даст со­гласие на продолжение анализа. Много времени уходит на дис­куссии между высшим управленческим персоналом компании и аналитиками агентства. Посредством таких дискуссий агентство должно получить более ясную картину о положении компании (и ее кредитоспособности), чем на основании изучения одних только «общедоступных» данных. Агентство, вероятно, призна­ет, что результат подобного анализа зависит от объема и каче­ства информации, предоставленной руководством компании. Это 'следующим образом прокомментировал управляющий агент­ством Standard & Poor's: «Годовой отчет составляет скелет ана­лиза, однако мы также обеспечиваем себе доступ к мясу! Поэто­му мы в состоянии достигнуть гораздо большего понимания кре­дитоспособности компании, чем это возможно только лишь с помощью анализа материалов из внешних источников».


Таким образом, этапы процесса определения кредитного рей­тинга можно представить в следующем виде:

• Предварительное исследование. Изучение опубликованных данных о компании за пять лет.



• Обсуждение результатов предварительного исследования с компанией. Согласие компании на продолжение исследова­ний.

• Компания предоставляет агентству дополнительный мате­риал для подробного изучения. Этот материал большей частью описательный и касается стратегии компании, а так­же включает прогнозы доходов и расходов, предложения по капитальным вложениям и прогнозы других показателей на три года.

• Встречи между аналитиками и высшим руководством ком­пании.

• Рейтинговый комитет проводит совещание по результатам исследования.

• Решение о рейтинге сообщается по телефону компании, а затем публикуется.

При тщательном изучении материалов для оценки кредитного рейтинга компании-очень важно глубоко проанализировать финан-
совые коэффициенты. Однако помимо этого, для получения долго­временного прогноза о сильных и слабых сторонах компании ис­следуют также деловой, отраслевой и страновой риски по операци­ям компании. Агентство Standard & Poor's описывает структуру своего анализа, как состоящего из двух ключевых компонентов:
«Первый ориентирован на анализ деловой активности или конку­рентоспособности; второй касается финансового анализа. Важно осознать, что процесс составления рейтинга не ограничивается про­веркой различных финансовых показателей. Правильная оценка уровня обеспечения долгов требует более широкого взгляда на по­ложение вещей, включая тщательное изучение основных принци­пов ведения деловых операций, оценку конкурентоспособности компании, качества управленческого персонала и его стратегии». Доля рынка, которую охватывает продукция или услуги компа­нии, также часто становится важным фактором, принимаемым в расчет при оценке конкурентоспособности компании. Заключение о способности эмитента сохранить свою часть рынка нередко мож­но сделать на основании объема его долговременных контрактов на продажу изделий, разработок новой продукции, портфеля под­твержденных заказов, исходя из наличия в собственности компа­нии целостной дистрибьюторской сети. Тем не менее, крупная доля рынка не всегда дает преимущества на рынке или доминирующее положение в отрасли.
По сравнению с анализом рынка продукта анализ отраслево­го риска носит более общий характер, поскольку рассматривает стержневые факторы стабильности отрасли в целом, ее долговре­менные перспективы и уязвимость от экономических циклов. Осо­бенности отрасли промышленности, такие как история рабочих волнений, вмешательства государства, потребность в расходах на оборудование или на исследования и разработки, также могут иметь значение при таком анализе. Анализ отраслевого риска устанавли­вает верхний предел кредитного рейтинга. Компания, обладающая очень хорошей конкурентоспособностью в отрасли, переживающей длительный спад производства (как например, сталелитейная про­мышленность), или в отрасли с выраженной цикличностью (строи­тельство жилья), вряд ли сможет получить наивысший кредитный рейтинг.
Иногда существенное значение может иметь анализ странового риска. Рейтинг компании, базирующейся в конкретной стране, обычно не будет выше рейтинга самой страны по ее фактической или предполагаемой задолженности. К факторам странового риска относятся: характер государственной поддержки производства, при­надлежность капитала компании полностью или частично государ­ству. Например, в Гонконге существует несколько компаний с большим оборотом денежных средств, которые, если бы- они базирова­лись в США, могли бы рассчитывать на кредитный рейтинг «два А». Им, однако, присвоили только рейтинг «одного А», соответ­ствующий рейтингу Гонконга по государственным долгам (в связи с политической нестабильностью, связанной с воссоединением с Китаем в 1997 г.).

Финансовые коэффициенты, о некоторых из них мы рассказы­вали выше, часто определяют границы кредитного рейтинга, но сами не используются для установления рейтинга. Не существует ника­кой определенной формулы для перевода финансовых коэффициен­тов в кредитный рейтинг. Агентство Standard & Poor's, как прави­ло, придает наибольшее значение следующим коэффициентам и ас­пектам деятельности компании:


• Операционная прибыль (до вычета амортизации) в процен­тах к сумме продам (коэффициент прибыльности). Амор­ тизацию не вычитают из прибыли, поскольку нормы амор­тизационных отчислений сильно отличаются друг от друга в различных компаниях и могут исказить сравнительные ха­рактеристики. Кредитные рейтинги существенно зависят от сопоставления аналогичных показателей для разных ком­паний в отрасли.

• Только для компаний по продаже недвижимости применяют отношение чистого рентного дохода к суммарным затратам по выплате процентов (коэффициент процентного покры­тия) . Если этот коэффициент ниже 1.0, то маловероятна воз­можность присвоения кредитного рейтинга, рекомендующего компанию как объект инвестиций.

• Покрытие постоянных затрат. Это отношение операцион­ной прибыли к постоянным затратам, которые должна опла­чивать компания. К постоянным затратам относятся суммарные издержки по выплате процентов, платежи по действую­щим договорам по аренде и дивиденды по привилегирован­ным акциям. Для оценки компании как высококачественно­го объекта инвестиций агентство Standard & Poor's исходит из предположения, что от такой компании нельзя ожидать невыплаты дивидендов по привилегированным акциям (т. е. не должно быть риска неуплаты дивидендов владель­цам ее привилегированных акций).
Важной частью анализа финансовых коэффициентов являет­ся оценка того, будет ли у организации достаточно прибыли для покрытия приоритетных расходов (постоянных зат­рат), например, издержек по выплате процентов. Анализ рейтингового агентства также включает оценку соотноше­ния чистых денежных поступлений организации и суммы ее долгов.
Поток денежных средств считается более надежным крите­рием способности компании вовремя возвращать свои дол­ги, чем данные баланса. Не существует никакого «идеаль­ного» минимального отношения чистого потока денежных средств к сумме долгов, поскольку различные отрасли име­ют разную интенсивность движения денежных средств. На­пример, у предприятий розничной торговли отношение по­тока денежных средств к сумме долгов должно быть гораз­до выше, чем у компаний по торговле недвижимостью, т. к. оборот денежных средств в розничной торговле происходит быстрее, и потребность компаний в займах (для финансиро­вания недвижимости и других активов) будет гораздо мень­ше. Ключевыми коэффициентами движения денежных средств являются отношение денежного потока к долгам и покры­тие процентов за счет потока денежных средств.
При оценке кредитного рейтинга принимают также во внима­ние финансовую гибкость. Финансовая гибкость имеет отно­шение к способности компании привлечь, когда это потребу­ется, дополнительные финансовые средства за счет банковских кредитов, либо путем выпуска новых долговых обязательств или акций. Помимо этого, существенное значение могло бы иметь наличие неосновных предприятий или дополнительных активов с высокой стоимостью на случай перепродажи.
Существуют и другие показатели, подлежащие изучению агент­ством по кредитному рейтингу, если они фигурируют в балансе компании.

При каких-либо неясностях или неправильных толко­ваниях агентство заподозрит худшее. Примерами таких показате­лей являются:

• условные обязательства, например гарантии, неоконченные судебные тяжбы и т. п. Для компании может оказаться не­обходимым оплатить издержки при возникновении опреде­ленной ситуации. Например, может существовать условное обязательство об оплате 10 млн долл. убытков при небла­гоприятном решении суда;

• забалансовые финансовые операции и обязательства, например аренда собственности, условные обязательства и пенси­онные обязательства;

• практика учета резервов и компенсационных фондов, широко применяемая в некоторых европейских странах (напри­мер во Франции и ФРГ, а также в Великобритании). Это хорошо отработанные приемы «творческого» бухгалтерс­кого учета;

· комбинация долговых обязательств, различающихся по сро­кам платежа, фиксированным или плавающим ставкам про­цента и валюте.
BASH ПрограммированиеСодержание раздела