Рецепт домашнеи Пиццы наполетана muchato.ru.         d9e5a92d

Финансовый анализ



Соотношения, вытекающие из финансовой отчетности, дают возможность оценить деятельность фирмы. Однако приведенные выше показатели имеют смысл только тогда, когда они могут быть с чем-то сравнимы.

Процентные изменения (Percentage Changes) различных компонентов финансовой отчетности также являются источником информации для исследователя и также требуют срав­нения.

Горизонтальные процентные изменения (Horizontal Percentage Changes) характеризуют изменения отдельных компонентов финан­совой документации по годам. Например, горизонтальный анализ отчета о доходах «Майкрософт» раскрывает следующие изменения с 1996 по 1997 г.:


Рост в %

Чистая выручка от реализации (Net Revenues)

30,98

Себестоимость реализованной продукции (Cost of Goods Sold)

-8,6



Валовая прибыль (Gross Profit)

47,11

Общие производственные расходы (Total Operating Expenses)

11,35

Доход от производственной деятельности (Operating Income)

66,67

Чистый доход (Net Income)

57,35



Очевидно, что такие показатели деятельности корпорации не могли остаться незамеченными инвесторами, что, кстати, и отра­зилось на росте курсовой стоимости акций «Microsoft» в начале 1998 г.

Вертикальный процентный анализ (Vertical Percentage Analysis) характеризует изменения другого рода. В этом виде анализа один компонент (обычно объем реализации) выбирается в качестве ос­новы для выражения других компонентов. Вертикальный анализ отчета о доходах «Майкрософт» за 1996—1997 гг. выглядит следую­щим образом:

Компоненты в % от объема выручки



1996

1997

Себестоимость реализованной продукции (Cost of Goods Sold)

13,70

9,55

Валовая прибыль (Gross Profit)

85,46

90,44

Общие производственные расходы (Total Operating Expenses)

64,50

54,83

Доход от основной деятельности (Operating Income)

35,49

45,16

Чистый доход (Net Income)

25,31

30,41




Изменения в показателях, которые выявились в ходе процент­ ного анализа, порождают вопросы, на которые исследователям тре­буется найти ответы. Например, компания снизила свои производ­ственные расходы на 9,67% от объема реализации. Почему ее чистый Доход возрос только на 5,1% выручки от реализации? Впрочем, для такой огромной корпорации и это, вероятно, неплохо.
Как отмечалось ранее, одна из основных целей финансового учета состоит в обеспечении сравнимости финансовой отчетности. Эта сравнимость возможна не только в рамках фирмы, но и между фирмами и отраслями, а также за ряд лет.

Анализ тенденций — Многих исследователей интересует, как развивалась деятельность компании в течение нескольких лет. По­добное ретроспективное исследование проводится для выяснения ;гого, как руководство фирмы справлялось со своими обязанностя­ми в прошлом, а также в качестве основы для прогноза его поведе­ния в будущем. Если важными считаются ежегодные изменения, то еще более важное значение имеют исследования тенденций разви­тия. Один из способов выявления тенденций — сравнение различ­ных показателей в последовательные годы. Такой анализ отличает­ся от представленного выше процентного анализа.

Сравнительный анализ — Инвестор, как правило, выбирает оп­ределенную отрасль, в которую он намерен вложить капитал; бо­лее того, он должен выбрать определенную компанию и, обычно, желает знать, как его фирма выглядит на фоне компаний-конкурен­тов. Подобные ситуации порождают необходимость «межфирмен­ного» анализа — сравнения различных компаний. Приемлема та же методика, что и при внутрифирменном анализе. При этом наи­более плодотворны сравнения компаний одного размера. Необхо­димо также помнить о различиях в методах учета, используемых в компаниях. Наконец, прежде чем сделать свои заключения, вы дол­жны быть осведомлены о различных стратегиях, которых придер­живаются различные компании. Например, одна компания стре­мится производить как можно более дешевый товар, полагаясь на рекламу своей продукции. Ее конкурент, напротив, делает ставку на очень дорогую продукцию, которая, как он считает, действитель­но привлечет потребителей своим качеством. Обе эти компании могут быть одного размера, иметь равные объемы доходов и реа­лизации и в то же время резко отличаться по величине расходов, показанных в их отчетах о доходах.
Сравнение со среднеотраслевыми показателями — Чрезвычай­но полезными являются сравнения показателей компании со сред­неотраслевыми показателями. Отраслевые показатели доступны на страницах Интернет, принадлежащих различным консалтинговым и рейтинговым (см. далее) агентствам, а также на серверах различ­ных отраслевых ассоциаций и объединений. Их электронные адреса можно отыскать с помощью моторов поиска. Однако необходимо сознавать, что в отраслевых показателях усреднено использование различных методов бухгалтерского учета. Тем не менее, сравнение состояния деятельности фирмы с отраслевыми данными при финан­совом исследовании имеет для фирмы такое же значение, как сто­имость ее облигаций и курс ее акций на Уолл-стрит.
Никакой финансовый анализ не может считаться полным, если он состоит из одних цифр. Количественный анализ должен быть сбалансирован с серьезным рассмотрением всего пакета проблем, влияющих на деятельность компании. Важно, чтобы исследователь понимал, как изменения общих пропорций во всем хозяйстве и про­порций по секторам экономики будут влиять на отрасль в целом, и фирму в частности. Изменения уровня цен, доступности сырья и материалов, ставок процента могут иметь для фирмы очень важ­ные последствия. Очень полезно исследование того, как фирма вела себя в прошлом, когда сталкивалась с подобными изменениями. Не менее важным аспектом, чем общеэкономические предпосылки, является учет конкуренции в отрасли и оценка того, что компания определяет как «ключ к успеху». Компания должна знать о том, какой у нее есть «ключ к успеху», даже если до сих пор она имела достаточно «скромную» репутацию. Качественный анализ должен предшествовать количественному, поскольку с его помощью можно определить круг проблем и показателей, представляющих наи­больший интерес.


Содержание раздела