d9e5a92d

Этапы формирования портфеля ценных бумаг



Процесс формирования портфеля ценных бумаг складывается из пяти этапов:
1. Определение инвестиционных целей.
2. Проведение анализа ценных бумаг.
3. Формирование портфеля.
4. Ревизия портфеля.
5. Оценка эффективности портфеля.

Первый этап — определение инвестиционных целей. Все инве­сторы, как индивидуальные, так и институциональные, покупая те или иные ценные бумаги, стремятся достичь определенных целей.
Основными целями инвесторов могут быть:
• безопасность вложений
• доходность вложений
• рост вложений
Под безопасностью понимается неуязвимость инвестиций от потрясений на рынке инвестиционного капитала и стабильность получения дохода. Безопасность обычно достигается в ущерб до­ходности и росту вложений, т. е. эти цели являются в известной степени альтернативными. Самыми надежными, безопасными яв­ляются государственные ценные бумаги, они практически исклю­чают риск инвестора. Более доходными являются ценные бумаги акционерных компаний, но они же несут в себе и большую степень риска. Самыми рискованными являются вложения в акции моло­дых наукоемких компаний, зато они могут оказаться самыми вы­годными с точки зрения прироста капитала (на основе роста их кур­совой стоимости). Иногда в качестве одной из инвестиционных целей выделяют ликвидность вложений. Ликвидность не обязательно связана с другими инвестиционными целями, она лишь означает способность быстрого и безубыточного для владельца обращения ценных бумаг в деньги. Итак, инвестиционные цели определяются типом инвестора и его отношением к риску.
Портфель, который соответствует представлению инвестора об оптимальном сочетании инвестиционных целей, называется сбалан­сированным.
Приоритет тех или иных целей определяет тип портфеля. На­пример, если основной целью инвестора является обеспечение бе­зопасности вложений, то. в свой консервативный портфель он бу­дет включать ценные бумаги, выпущенные известными и надежны­ми эмитентами, с небольшими рисками и стабильными средними или небольшими доходами, а также обладающие высокой ликвид­ностью. Наоборот, если наиболее важным для инвестора является наращивание капитала, то предпочтение будет отдано агрессивно­му портфелю, состоящему из высоко рискованных ценных бумаг молодых компаний. К консервативным инвесторам относятся мно­гие люди среднего и пожилого возраста, а также большинство ин­ституциональных инвесторов: инвестиционные фонды, пенсионные фонды, страховые компании и др.
Рассмотрение институциональных инвесторов не является не­обходимым для читателей, намеревающихся стать, хочется наде­яться, индивидуальными инвесторами, но один тип инвестицион­ного института может оказаться весьма полезным для индивидуа-ла. Речь идет о

Взаимных фондах — Mutual Funds (Инвестиционных компаниях открытого типа). Взаимный фонд — это фонд, управ­ляемый инвестиционной компанией, который принимает деньги от множества людей и организаций и вкладывает их в акции, прави­тельственные облигации, опционы, биржевые товары и т. п. Вза­имный фонд может иметь активы на миллионы и даже миллиарды долларов. Такие компании осуществляют эмиссию своих акций на регулярной или периодической основе, объем выпускаемых ими акций не ограничен. Когда инвестор вкладывает деньги во взаим­ный фонд, он покупает его акции и становится его акционером. При этом допускается свободный возврат акций фонду их владельцами. Взаимный фонд это не просто сумма составляющих его частей. Концентрируя капитал многих инвесторов, фонд позволяет индивиду­альному инвестору получить возможности, которые иначе бы ему не были доступны. Взаимные фонды могут преследовать самые раз­ные цели: от сохранности инвестиций путем покупки казначей­ских, муниципальных облигаций, облигаций и привилегирован­ных акций корпораций до прироста капитала путем приобретения обычных акций быстро растущих компаний. Таким образом, вза­имные фонды могут быть также прекрасным объектом для инвести­ций, наравне с акциями. Более подробно мы опишем взаимные фонды в третьей главе «Как продавать и покупать акции, исполь­зуя Интернет».

Второй этап формирования инвестиционного портфеля — про­ведение анализа ценных бумаг. Существуют два основных профес­сиональных подхода к выбору ценных бумаг: фундаментальный анализ и технический анализ.

Фундаментальный анализ основывается на изучении общей экономической ситуации, состояния отраслей экономики, положе­ния отдельных компаний, чьи ценные бумаги обращаются на рын­ке. Это дает возможность решить вопрос о том, какие финансовые инструменты являются привлекательными, а какие из тех, которые уже приобретены, необходимо продать. Отличительной чертой фундаментального анализа является рассмотрение сущности про­исходящих на рынке процессов, ориентация на установление глу­бинных причин изменения экономической ситуации путем выявле­ния сложных взаимосвязей между различными явлениями.

Технический анализ связан с изучением динамики цен на фи­нансовые инструменты, т. е. результатов взаимодействия спроса и предложения. В отличие от фундаментального анализа он не пред­полагает рассмотрения существа экономических явлений. Техни­ческие аналитики изучают биржевую статистику, выявляют тенден­ции изменения курсов фондовых инструментов в прошлом и на этой основе пытаются предсказывать будущее движение цен.
Фундаментальный и технический анализ не являются взаимо­исключающими, они могут дополнять друг друга, но, как прави­ло, существуют аналитики, специализирующиеся в том или ином методе. Фундаментальный анализ в целом используется для выбо­ра соответствующей ценной бумаги, а технический анализ — для определения подходящего момента времени для инвестиции или модификации инвестиции в эту ценную бумагу. Развитие компь­ютерных технологий позволило теперь любому желающему воспользоваться огромными информационными ресурсами, сосре­доточенными в Интернет, для проведения и фундаментального и технического анализа инвестиций. Собственно вопросу получе­ния и использования этой информации и посвящена большая часть этой книги.

Третий этап — формирование портфеля. На этом этапе, на ос­нове результатов проведенного анализа ценных бумаг с учетом целей конкретного инвестора производится отбор инвестиционных активов для включения их в портфель. При этом рассматриваются такие факторы, как требуемый уровень доходности портфеля, до­пустимая степень риска, масштабы диверсификации. Количествен­ные критерии формирования портфеля инвестиций с учетом дан­ных факторов разработаны в рамках Современной теории портфе­ля, которая далее будет рассматриваться подробнее.

Четвертый этап — ревизия портфеля. Портфель подлежит пе­риодической ревизии (пересмотру) с тем, чтобы его содержимое не пришло в противоречие с изменившейся экономической обстанов­кой, инвестиционными качествами отдельных ценных бумаг, а также целями инвестора. Институциональные инвесторы проводят реви­зию своих портфелей довольно часто, нередко ежедневно.



Пятый этап процесса управления портфелем ценных бумаг связан с периодической оценкой эффективности портфеля с точки зре­ния полученного дохода и риска, которому подвергался инвестор.
Следует иметь в виду, что все соображения по поводу форми­рования портфеля ценных бумаг на современном этапе действуют в рамках теории эффективных рынков. Эффективно функциониру­ющий рынок характеризуется следующими чертами:

• информация, доступная для всех инвесторов;

• разумные затраты по сделкам;

• равные условия для всех.

Теория эффективного рынка определяет эффективный рынок, как рынок, где «цена ценной бумаги всегда равна ее инвестицион­ной стоимости». Представьте себе мир, в котором:

• все инвесторы имеют бесплатный доступ к текущей инфор­мации;

• все инвесторы хорошие аналитики;

• все инвесторы постоянно следят за рыночными ценами и соответственно корректируют свои позиции.

На таком рынке цена ценной бумаги будет достаточно точно соответствовать ее инвестиционной стоимости.
В соответствии с теорией существуют три основные формы эффективности рынков. Различия между этими формами определя­ются тем, каким образом информация отражается в ценах ценных бумаг.

1. Сильная форма. Любая информация доступна и отражается в ценах ценных бумаг, включая даже внутреннюю информацию компаний. На сильном рынке как бы не существует такого поня­тия, как «внутренняя» (инсайдерская) информация.

2. Полусильная форма. Вся доступная общественности инфор­мация о компании и ценных бумагах отражена в их ценах.

3. Слабая форма. Эта форма рынка предполагает, что цены ценных бумаг отражают лишь минимум, т. е. свою историю (изме­нения за предшествующий период времени). Если рынок является слабым, то не имеет смысла пытаться построить какие-либо модели изменения цен на основе информа­ции за предшествующий период, т. к. цены не отражают в достаточ­ной степени ситуацию на рынке.


Содержание




Расти, мое дерево, процветай, побольше плодов нам давай. Мыши не тронут, червь обойдёт, мои деньги дадут росток. Так тому и быть, и слово мое крепко, как бел-горюч камень.