новые выпуски - первоначальные публичныеразмещения акций



Вот уже много лет я наблюдаю, как события, следующие за выпуском в обращение новых акций, развиваются по сходному сценарию. Я всегда с особым интересом наблюдаю за поведением только что вышедших акций, поскольку двадцать три года назад, начиная свою деятельность в области инвестиционного бизнеса, я отвечал за торговлю именно такими бумагами. Хотя в инвестиционном бизнесе не бывает прописных истин и большинство методик переживает периоды как бума, так и упадка, метод, описанный ниже, выдержал испытание временем. В общем и целом этот метод работает хорошо, независимо от того, при каких обстоятельствах осуществляется первый выпуск — благопри­ятных или не очень. Правда, степень успеха зависит еще и от общего состояния рынка.
Обычно, как только новая акция начинает обращаться на рынке, независимо от цены, сложившейся после публичного размещения, я ожидаю появления следующих признаков: как правило, в течение нескольких дней цена повышается или остается на одном уровне. Причиной подобного поведения цен является то, что синдикат, выставивший акции на прода­жу, в течение некоторого времени поддерживает их на опре­деленном уровне. Если первоначальный выпуск размещается по умеренным ценам, ценовая поддержка синдиката не имеет решающего значения. Однако, если андеррайтер пытается собрать максимальную сумму для компании, чьи акции про­даются, цены могут оказаться завышенными и отпугнуть по­тенциальных покупателей; в результате цены начнут опускать­ся. В любом случае обычно синдикату удается найти доста­точное количество покупателей, чтобы поддержать цену пер­воначального размещения. Я знаю несколько случаев, когда андеррайтер обеспечивал отсутствие предложения тем, что не выплачивал комиссионные брокерам, если их клиенты "проваливали" новый выпуск — скупали акции при размеще­нии и немедленно сбрасывали их, как только начиналась торговля ими, вследствие чего синдикат вынужден был выку­пать выпуск по своей цене предложения.
Независимо от того, остается ли цена акции выше цены первоначального публичного размещения, в течение двух-че­тырех недель после первых двух-трех дней торговли она обычно несколько снижается или остается на одном уровне. Затем, когда первоначальный интерес к новому выпуску рас­сеивается, начинается новое, менее интенсивное увеличение числа покупок. Чтобы более точно предсказать появление этой новой волны интереса, я часто анализирую некоторые специ­фические особенности публичного размещения. Я пытаюсь узнать андеррайтеров, размеры синдиката, количество маркет-мейкеров, если акции обращаются на электронном внебиржевом рынке (NASDAQ), количество акций, которое андеррайтеры плани­руют разместить у инвесторов, объем и объем в долларовом выражении за каждый день торговли с момента размещения и так далее. Это не означает, что, если подобная информация отсутствует, цены не будут подчиняться описанным выше закономерностям. Она просто помогает подтвердить мои предположения и определить наиболее благоприятные момен­ты для входа в рынок.
Получив информацию о количестве акций, выставленных на продажу, я пытаюсь выяснить, какую часть выпуска андер­райтер разместил у покупателей. Как правило, андеррайтеры пытаются разместить выпуск у солидных покупателей, то есть у тех, кто будет придерживать акции некоторое время, а не продаст их сразу после начала торгов. Это достигается тем, что если акции сбрасываются сразу же с убытком, то брокер лишается комиссионных. Обычно андеррайтер обязан в тече­ние некоторого времени поддерживать акции на уровне цены размещения, поэтому он может быть не заинтересован в увеличении предложения. Из этого следует, что акции, нахо­дящиеся у андеррайтера и его клиентов, некоторое время не будут оказывать существенного влияния на рынок. Затем я рассчитываю долю выпуска, предлагаемую другими членами синдиката, и наблюдаю за объемом торговли в течение пос­ледующих дней. После того как та часть выпуска, которая находится у членов синдиката, обернется два раза, повышение цен должно возобновиться.
Следует принимать во внимание и дополнительные факто­ры: цену акций и биржу, на которой они зарегистрированы. Многие организации лишены права покупать акции, не заре­гистрированные на бирже. Часто акции не регистрируют потому, что их цена составляет менее десяти долларов. Большинство новых бумаг, имеющих наиболее высокую репу­тацию, обращаются на электронном внебиржевом рынке, за исключением тех (их единицы), которые соответствуют требо­ваниям фондовых бирж. Важным фактором является также величина гарантийного депозита, установленная на этих бир­жах.
Оживлению интереса к новому выпуску способствует также завершение "периода спокойствия" и снятие других ограничений. Но решающее значение имеет все же фактор предложения. Как указывалось в главе 1, многое инвесторы, владеющие убыточными акциями, пытаются продать их, как только оказываются на безубыточном уровне. В случае недав­него нового выпуска предложение отсутствует, поскольку пока еще никто из купивших не несет убытки.
Рассмотренные выше особенности первоначального пуб­личного размещения акций не следует смешивать с особен­ностями обращения новых акций на вторичном рынке. Замет­ная тенденция к повышению цен появляется через три-пять недель после размещения. Чтобы определить потенциальные объекты для покупки, я рекомендую воспользоваться услугами какой-нибудь графической службы, например, О 'Нейлс Дейли Графе, которая ежедневно отслеживает поведение цен таких акций сразу после начала публичной торговли.

Содержание Вперед