d9e5a92d

НЛП -Нейро-логические уровни


Данная тема в современном НЛП является одной из центральных, так как определяет закономерности в рассмотрении субъективных процессов человеческого опыта, вносит структуру в их описание и логику взаимосвязей и соподчинения, таким образом напрямую позволяя определять критерии оценки в работе любого НЛП-консультанта. Тема "Логических уровней" была разработана Робертом Дилтсом как обобщение идей, выдвинутых крупнейшими философами настоящего столетия Грегори Бейтсеном и еще ранее Бертраном Расселом. В данной парадигме НЛП удачно сочетает строгий логический подход к познанию Б. Рассела, основанный на выделении логических типов в информации, и экологичный взгляд Г. Бейтсона на обучение живых существ на основе построения субъективных моделей, балансирующих между структурой и спонтанностью в познании.
Давно замечено, что почти во все времена своего существования человек стремился установить и организовать различного рода иерархии (социальные, ценностные, познавательные и т.д.), являясь "существом предпочитающим". Задумывались ли вы, что является источником этих иерархий: природа или человек? Кто определил, что человек является вершиной эволюции, а лев - царем зверей? В то время, как известно, что в среде интенсивного радиоактивного заражения выживают только такие "низшие" существа, как тараканы. Когда мы говорим о важности или соподчиненности, полезно определить, что является критерием, по которому устанавливаются такие связи. Существует ли он объективно или в субъективном мире человека? На наш взгляд, более объективно было бы считать, что большая часть существующих вокруг нас иерархий - это конструкции, порожденные самим человеком, его психикой как проекции собственной самоорганизации. В организме человека существуют естественные иерархии на различных уровнях, например, на нейрофизиологическом уровне: Центральная Нервная Система - Иммунная система - Эндокринная система - Системы внутренних органов - отдельные Органы и так далее до организации конкретной клетки. В этой последовательности явно проявляется соподчинение и нелинейность взаимосвязи указанных элементов. Аналогичная организация свойственна и для сенсорного уровня. Создавая собственные репрезентации относительно этого мира, человек делает их различными по значимости, выделяя среди них более важные и менее важные.

Проявление иерархичного устройства психики человека было бы закономерным искать прежде всего в процессах познания и обучения уже с первых шагов взаимодействия человека с окружающим миром. Это впервые сделал Г. Бейтсон, выделив "Логические уровни обучения", на основании которых он описывал соподчинение элементов опыта человека. Виспользуя усовершенствованную Р. Дилтсом модель Логических уровней, процесс накопления жизененного опыта можно кратко описать следующим образом: С момента рождения человек попадает в богатейшую среду предметного мира, мгновенно получая информацию данного класса о вещах, людях, контекстах. Пробуя взаимодействовать с окружением, человек обучается разным вариантам поведения, которые достаточно быстро обобщаются в мыслительные и поведенческие стратегии и способности. Проявляя различные способности, человек начинает формировать систему веры и убеждения относительно масштабов своих возможностей и границ личного опыта, устанавливая при этом особые ценностные предпочтения. Обобщая приобретенный опыт, человек учится осознавать себя в соотношении с другими людьми, определяя свою самость, неповторимость, то есть собственное "Я" как целое. И затем на определенном этапе человек формирует свое представление о собственном назначении во взаимосвязи с семьей, обществом, планетой, Вселенной на основе представления о личностном своеобразии.
Р. Дилтс более широко распространил модель Логических уровней, применяя ее к пониманию закономерностей процессов обучения, построения субъективного мира человека, коммуникации и т.д.
Применительно к ней действует более общий закон, сформулированный Б. Расселом для определения взаимоотношения между классами информации различных логических уровней, иначе - "Закон Пирамид": "Изменение, происходящее на более низком Логическом уровне, почти никогда (очень редко) не приводит к изменениям на более высоком Логическом уровне; а изменение, происходящее на более высоком Логическом уровне, почти всегда приводит к изменениям на более низких Логических уровнях".
Закон "Логических уровней" очень важен с точки зрения НЛП для выбора способов работы с клиентом.



Содержание раздела