d9e5a92d

ТРЕНИРОВКА ЗРЕНИЯ В ХОДЕ ДНЯ



3-Й ЭТАП

Чтобы без помощи специалиста по методу Бэйтса объединить два центра зрения вместе, вам нужно сделать одно приспособление. Достаньте две палочки (шпонки) длиной около 30 сантиметров. Отступив на 3 сантиметра от верха палочек, просверлите в них по дырочке. Через эти дырочки проденьте бельевую веревку длиной в 1 метр. На одном конце веревки сделайте узелок.

К другому концу привяжите какой-нибудь грузик. Может подойти оловянный солдатик из набора, продающегося в магазине.

Теперь держите палочку со стороны узелка вертикально на расстоянии 7-8 сантиметров от своего носа, а другую палочку на расстоянии 20 сантиметров перед первой. Оловянный солдатик будет свободно висеть на дальнем конце веревки.

Он будет держать веревку в натянутом состоянии. Медленно передвигайте дальнюю палочку взад-вперед, (то к носу, то от него). Наблюдайте сначала за тем, как отверстие в двигающейся палочке вбирает в себя веревку, когда вы придвигаете палочку к себе. Быстро моргайте во время этого процесса и не забывайте про дыхание.

Когда палочки достаточно близко придвинутся друг к другу, начните вытягивать веревку. Теперь закройте глаза и вспоминайте то, что вы видели, продолжая двигать палочкой взад-вперед.

Затем с глубоким вдохом откройте глаза и продолжайте упражнение.
Повторяйте его по многу раз во время своей тренировки, до и после него делая пальминг. Если макулы каждого из ваших глаз окажутся в достаточной мере простимулированы, то однажды ближняя к вам палочка у вашего носа раздвоится.

Ее верхушка покажется вам расщепившейся, сначала, возможно, всего на сантиметр, но по мере улучшения слияния размер расщепления будет возрастать до тех пор, пока не достигает 5-8 сантиметров. Эти два изображения М.Д.Корбетт назвала "воротами".

По ее утверждению, их использование в ходе тренировки позволяет повысить результативность упражнений почти что в два раза.
Пока человек с косоглазием не добьется однажды видения "ворот", что является сутью тренировки, и не добьется устойчивости в их достижении, до тех пор слияние не будет постоянным. Делайте пальминг между каждой попыткой добиться "ворот".

Когда вы сможете добиться и удерживать их, начните тренироваться, прохаживаясь по комнате и рассматривая объекты между ближними столбиками "ворот". То, что вы увидите между ними, будет представлять собой единое изображение.
..............................................................

На этом ваша работа над своим зрением не заканчивается. Вам надо будет как можно больше следовать советам, приведенным в главе 3, соответствующем разделе главы 4 и рекомендациям главы 5. Только тогда вы можете рассчитывать на избавление от косоглазия.



5. ТРЕНИРОВКА ЗРЕНИЯ В ХОДЕ ДНЯ

Как было определено выше, важнейшей задачей в тренировке зрения должно стать превращение формальных упражнений в бессознательные, автоматические привычки поведения глаз. Это станет возможным, если вы будете делать эти упражнения (с некоторыми изменениями) целый день, везде и всюду, чем бы вы ни были заняты.

Ваш принцип при этом "Понемногу, но часто".
Приведем наиболее типичные ситуации, где вы можете следовать принципам правильного использования глаз, разработанных Бэйтсом.
ЧТЕНИЕ

Чтение является одним из наиболее распространенных видов зрительных нагрузок. Неправильные привычки зрения в ходе чтения способствуют ухудшению зрения.

Посмотрим, какова примерно схема падения зрения в этом случае.
Ч.Л.Томсон пишет, что при чтении глаза совершают движения с относительно малой амплитудой [80, р.12]. Они при этом делают довольно быстрые движение с небольшой амплитудой вдоль длины строки и очень медленные, с еще меньшей амплитудой движения по вертикали. В то же время, природа предусматривала для глаз значительно больший размах движений. При достаточно длительном процессе чтения с повторяющимися однообразными ритмическими движениями с малой амплитудой и практически в одном и том же направлении (слева-направо, или наоборот) появляется весьма вероятная угроза утери со временем способности к широким движениям глаз в непривычных при таком режиме работы направлениях. Мышцы глаз, двигающие их из стороны в сторону, при этом загружаются в достаточной степени, а те мышцы, что должны двигать глаза вверх-вниз, испытывают нехватку движений.



Нагруженные мышцы быстро утомляются, в то время как мышцы второй группы пребывают в инертном состоянии. Поскольку все эти мышцы окружают глазное яблоко, обладающее эластичностью, то возникающее в результате неравномерной загрузки аномальная натянутость одних мышц и расслабленность других приводят к утере глазным яблоком своей сферической формы.

Результат плохое зрение.
Недостаток движений глаз в полной своей амплитуде, что наблюдается при чтении, приводит также к ослаблению глазных мышц и ухудшению кровоснабжения глаз. Кроме того, во время чтения книга держится на одной и той же дистанции в фиксированном положении. Это приводит к тому, что во время чтения глаза все время остаются сфокусированными на одну и ту же дистанцию, совершая при этом незначительные повороты из стороны в сторону. Это очень быстро их утомляет. Глазные мышцы мало чем отличаются от других мышц тела.

Попробуйте некоторое время подержать руку в совершенно неподвижном положении, и вы очень скоро ощутите ноющую боль в ней, вызванную утомлением. Точно так же при длительном чтении утомляются глаза.
Что же советуют делать последователи Бэйтса во время чтения? Ч.Л.Томсон пишет, что избежать описанных выше проблем довольно легко. Для этого достаточно по прочтении нескольких строк отрывать взгляд от книги и посмотреть на какой-нибудь объект вдали в течение 1-2 секунд. Кроме того, он рекомендует во время чтения плавно двигать книгу или голову с тем, чтобы дистанция между глазами и страницей часто менялась. Если же предстоит длительная зрительная работа, то еще одним способом обеспечения мышц глаз новым занятием является изменение угла, под которым держится книга.

Тогда глаза вместо того, чтобы совершать простые повороты из стороны в сторону, будут двигаться по диагонали [80, р.28-29].
Важным при чтении является движение взгляда не по самим буквам, а по белым полоскам, разделяющим строки. Эти полоски называются БЕЛЫМИ СТРОКАМИ. Движение взгляда по белой строке позволяет избежать ненужного напряжения зрения, появляющегося при попытке разглядеть буквы.

Ее использование при чтении способствует излечению пресбиопии, гиперметропии, астигматизма, многих случаев миопии и других неприятностей с глазами. Многим пожилым людям, только-только приступающим к чтению мелкого шрифта, бывает трудно справиться с ним. Таким пациентам рекомендуется на первых порах перемещать свой взгляд по белым строкам.

Это позволит их глазам расслабиться. Тогда легче станет и разглядеть мелкий шрифт.
Прочному усвоению принципов использования белой строки для улучшения зрения поможет выполнение ряда упражнений. Вот одно из упражнений, рекомендуемых Р.С.Агарвалом [8, р.117-118]. (Аналогичные упражнения описаны и М.Д.Корбетт в своей работе [47]).


УПРАЖНЕНИЕ N 96

Во время чтения представляйте в верхней части белой строки тоненькую белую полоску непосредственно под строкой букв на проверочной таблице или под строкой мелкого шрифта. Эта полоска всего лишь плод вашего воображения, в действительности ее нет.
Представление белой линии должно осуществляться правильным образом. Неправильный путь это представление белой линии и черных букв в одно и то же время.

Это приводит к напряжению, которое всегда размывает изображения черных букв и мешает мысленному представлению белой строки.
Если пациент испытывает затруднения в представлении тонкой белой полоски, то ему целесообразно представлять ее только под отдельными словами или группами слов, которые ему известны. Тогда часто удается не только представить белую строку, но и расширить ее до границ страницы. Как только это будет достигнуто, зрение улучшится. Тогда процесс чтения пойдет быстро, легко и без каких-либо усилий. Но попытка фиксировать свой взгляд на черных буквах и пытаться их прочитать это ошибочный путь.

Очень немногие осознают это. При таком способе чтения неизбежны ошибки в чтении, в глазах появляются неприятные ощущения, а зрение ухудшается.
Не всегда удается понять, направлены глаза на белую строку или же они читают, смотря на черные буквы. Чувство дискомфорта или боли в глазах свидетельствуют, что глаза не направлены на белую строку, как это думает читающий.
Если читающему не удается вспомнить белую строку, то полезным будет закрыть глаза и попытаться представить ряд белых объектов: стену, окрашенную в белый цвет, белый мяч, банку с белой краской и т.п. Потом надо открыть глаза и вновь посмотреть на белые строки, представляя их такими же белыми, как и объекты, которые он только что вспоминал.

Потом надо вновь закрыть глаза и, представив, что у него в руках белая краска и тонкое перо, провести мысленно этим пером тонкую белую линию под какой-нибудь строкой шрифта. После этого пациент открывает глаза и представляет, что он проводит белую линию прямо под каждой строкой букв на таблице ручного формата (например, "Основные сведения о зрении") или в какой-нибудь книге, одновременно поворачивая свою голову из стороны в сторону. В конце каждой строки надо мягко моргать. Время от времени отводите также свой взгляд куда-нибудь в сторону.

Кроме того, почаще закрывайте глаза на полминуты или около этого, чтобы дать им отдохнуть.
Тренируясь таким образом, вам удастся увидеть буквы, которые не были раньше видны, черными и отчетливыми. По мере улучшения способности пациента к чтению, таблица ручного формата (или книга) должна подноситься ближе к глазам для проведения аналогичной тренировки, пока всю таблицу не удастся прочитать с расстояния 20 сантиметров.



Содержание раздела