d9e5a92d

КАК ЗАПИСЫВАТЬ СВОЙ ПРОГРЕСС


.............................................................

Упражнения с применением проверочной таблицы надо строить таким образом, чтобы чередовать упражнения активного характера с упражнениями на расслабление плюс дополнительные упражнения.
К дополнительным упражнениям относятся различные игры с применением мяча (футбол, пинг-понг и др.), шитье, письмо, игра в карты, прогулки, чтение, составление головоломок и т.д. Все эти виды занятий позволяют активно использовать различные методы расслабления и воспитывают в человеке правильные привычки смотрения. Подробнее об этом смотри главу 5.
.............................................................

Сделайте свои занятия с проверочной таблицей (а также любые другие упражнения) веселыми развлечениями, а не формальными упражнениями. Особенно это важно, когда речь идет о детях.

Помните: скука это напряжение, напряжение это плохое зрение.

.............................................................
КАК ЗАПИСЫВАТЬ СВОЙ ПРОГРЕСС

Мощным стимулом к упорным занятиям является ведение записей своего прогресса в улучшении зрения. Многие люди практически не замечают улучшения в своем зрении из-за плавности этого процесса и из-за его относительной длительности.

Когда же человек наглядно видит, каким было его зрение в начале занятий и каким оно стало сейчас, в нем появляется сильное желание продолжить тренировки зрения.
Для того, чтобы вести записи о прогрессе зрения, вам необходимо правильно измерить остроту своего зрения. Как это сделать без помощи врача?
Если вы приобрели себе проверочную таблицу Сивцева, которая можно встретить в любом глазном кабинете, вы наверно обратили внимание на цифры слева и справа от рядов оптотипов (Оптотипы это специально подобранные знаки для определения остроты зрения. В качестве оптотипов могут выступать буквы, цифры, кружочки и т.д.).

Слева от рядов букв в таблице Сивцева стоит цифра, означающая расстояние в метрах, с которого данная строка должна читаться при нормальном зрении человека. Так, например, слева от первой строки из букв "Ш" и "Б" стоит число 50,0. Это означает, что человек с нормальным зрением должен читать эту строку с расстояния 50 метров.

Слева от десятой строки стоит число 5,0. Это означает, что человек с нормальным зрением должен читать десятую строку с расстояния 5 метров.
Справа от строк стоят другие числа. Они означают остроту зрения человека, соответствующую чтению данной строки с расстояния 5 метров.

Так, если человек читает десятую строку с расстояния 5 метров, то это значит, что острота его зрения 1,0. Если он с 5 метров читает лишь третью строку, то острота его зрения равна 0,3.
Вам, когда вы приступите к тренировкам, надо повесить такую проверочную таблицу на хорошем освещении на расстоянии 5 метров от себя и, пододвигаясь к таблице, отметить, с какого расстояния вы способны сейчас прочитать без приложения больших усилий десятую строку таблицы. Проверка, разумеется делается со снятыми очками для каждого глаза в отдельности. Другой глаз надо прикрыть ладонью, сложив ее чашкообразно, так, чтобы не давить на глазное яблоко.

Пусть для левого глаза это будет 3, 2 метра, а для правого глаза 2,5 метров. Запомните эти числа.
Запись состояния зрения в дальнейшем будет осуществляться в виде дроби. В числителе дроби вы будете записывать расстояние, с которого вы смогли разглядеть десятую строку, в знаменателе расстояние, с которого эта строка должна читаться с нормальным зрением.

Итак, вы смогли прочитать десятую строку с расстояний 3,2 метра (правый глаз) и 2,5 метра (левый глаз), а должна она была читаться с расстояния 5 метров. Следовательно, запись состояния вашего зрения будет выглядеть примерно так:

4 октября 1988 года.
П.г. 3,2/5,0
Л.г. 2,5/5,0

25 января 1989 года.
П.г. 4,5/5,0
Л.г. 3,8/5,0
При данной форме ведения записи, т.е. при ориентировке только на десятую строку в знаменателе дробей у вас всегда будет стоять число 5,0.
В принципе, вместо десятой строки вы можете взять любую другую: хотите первую, хотите вторую и т.д. Тогда число в знаменателе у вас поменяется на новое на то, что стоит слева от выбранной вами строки.



Выбор строки ниже или выше десятой будет определяться наличием достаточного пространства в вашей комнате и состоянием вашего зрения.
............................................................

Для тестирования зрения на близком расстоянии существуют аналогично устроенные таблицы ручного формата. Запись состояния зрения при этом производится следующим образом. Возьмите проверочную таблицу ручного формата "Основные сведения о зрении" (см.11).

Держа ее на расстоянии около 25 сантиметров от глаз, читайте ее одним глазом, прикрыв другой ладонью таким образом, чтобы избежать давления на глазное яблоко. Зрение записывается в виде буквы "О" (от слова "Основные") с цифрой через тире.

Цифра означает порядковый номер самого мелкого шрифта (номер абзаца), который вы смогли прочитать данным глазом. Предположим, вы прочитали четвертый абзац с расстояния 25 сантиметров правым глазом. Тогда ваше зрение запишется так:

П.г. О-4 с 25 сантиметров.
.............................................................

Поскольку для вас важно не то, насколько ваше зрение соответствует нормам, а сколь быстро идет прогресс, вы можете самостоятельно сделать проверочную таблицу, выбрав произвольно размеры букв в строчках и воспользовавшись помощью товарища с заведомо нормальным зрением. Проставьте слева от нарисованных вами рядов численные значения в метрах дистанций, с которых ваш приятель смог прочитать эти ряды.

А дальше запись зрения производится в указанной выше форме.
Поскольку таблицы для зрения вдаль довольно просто нарисовать, проблем с их доставанием или изготовлением не будет. Что же касается таблиц ручного формата, то сделать их можно двумя способами.
1. Напечатать с фотопленки с каким-нибудь тектом куски этого текста таким образом, чтобы размер букв в первом куске был чуть больше обычного, во втором нормального размера (как в этой книге), в третьем поменьше и т.д. Наклейте эти куски на картон таким образом, чтобы размер шрифта в кусках уменьшался сверху вниз.

Теперь вы можете воспользоваться помощью своего друга с нормальным зрением.
2. Этот способ полегче вам надо просто поискать старые журналы и газеты с разными размерами шрифтов. Вырежьте из них целые абзацы или отдельные предложения и наклейте на кусок картона в порядке уменьшения размера шрифта сверху вниз.

А что делать дальше, вы уже знаете.
.............................................................

Со временем, когда ваше зрение станет нормальным, вы увидите, что нормальность зрения можно проверить с помощью очень простого теста. Когда зрение нормально, все буквы и на расстоянии, и вблизи кажутся одинаково черными, в то время как человеку с плохим зрением они видятся имеющими различные оттенки черного, например, серыми.
.............................................................

Большую помощь в восстановлении зрения может оказать движение от противного, т.е. когда вы на собственном опыте почувствуете, какие факторы приводят к ухудшению зрения. В следующий раз избежать их будет легче. Научившись сознательно ухудшать свое зрение чрез пристальное смотрение, напряжение глаз, эксцентрическую фиксацию или приложение усилия увидеть объект, вы быстро поймете, в чем причина ухудшения вашего зрения.

Тогда достижение расслабления, центральной фиксации и т.д. станет задачей более легкой, чем она была раньше.
.............................................................

Приступая к лечению аномалий рефракции, полезно усвоить, на чем основан принцип некоторых из описанных ниже упражнений.
Как было сказано ранее, причиной ухудшения зрения является усилие увидеть. Усилие увидеть удаленные объекты приводит к миопии, т.е. влечет за собой удлинение глазного яблока.

Усилие увидеть ближние объекты приводит к гиперметропии, т.е. влечет за собой укорочение глазного яблока.
Таким образом, мы можем сказать, что усилие увидеть удаленные объекты может привести к следующим результатам:
1. Нормальный глаз станет миопическим.
2. Миопический глаз станет еще более удлиненным, т.е. миопия увеличится.
3. Гиперметропический глаз станет менее гиперметропическим или нормальным.
Усилие увидеть близлежащие объекты приведет, соответственно, к тому, что:
1. Нормальный глаз станет гиперметропическим.
2. Миопический глаз станет менее миопическим или нормальным.
3. Гиперметропический глаз станет более гиперметропическим.
Теперь легко понять, почему близоруким рекомендуется чтение с некоторым напряжением мелкого шрифта на тусклом свету. Возникающее при этом усилие увидеть в ближней точке приводит к тому, что степень миопии снижается.

Аналогично, дальнозорким рекомендуется чтение проверочной таблицы на расстоянии 5 метров или более, расположенной на тусклом свету.
.............................................................

При выполнении упражнений запомните следующее:
1. Никогда не делайте усилий увидеть объект, кроме как в упражнениях, где это особо оговорено. Например, чтение мелкого шрифта близорукими при тусклом освещении рекомендуется делать с некоторым напряжением. Бэйтс обращает внимание на то, что мы должны избавиться от некоторых неправильных представлений о том, как надо работать: "Временные обстоятельства могут способствовать возникновению усилия (напряжения) увидеть, что влечет за собой появление аномалий рефракции. Однако основа напряжения кроется в неправильных привычках мышления. Пытаясь снять это напряжение, врач должен постоянно бороться с мыслью о том, что, чтобы что-то сделать хорошо, необходимо усилие.

Эта мысль пестуется в нас с колыбели...
Вы можете усилием временно улучшить свое зрение, но улучшить его до нормального состояния не удастся. Если этому усилию позволят стать постоянным, зрение начнет постепенно ухудшаться и может быть окончательно испорчено.

Очень редким является ухудшение или нарушение зрения из-за каких-либо недостатков в строении глаза. Из двух в равной мере хороших пар глаз одна сохранит идеальное зрение до конца жизни, а другая потеряет его еще в детском саду, только из-за того, что один человек смотрит на объекты без усилия, а другой этого не делает" [16, р.50-51].
2. Все, что дает отдых мозгу, полезно для зрения.
3. Временное улучшение зрения наступает быстро, но время наступления постоянного улучшения будет разным для разных людей.
4. Обычно люди, не носящие очков, излечиваются значительно раньше.
5. Если вы поставили себе целью улучшение зрения, вам надо перестать носить очки.
Если же сделать это невозможно, то их использование можно разрешить, но это сдержит ваш прогресс. Где это возможно, пользуйтесь очками послабее.

По мере улучшения зрения меняйте своевременно очки на более слабые (подробнее об очках см.раздел 3.1.).
Во время выполнения всех упражнений снимайте очки.
6. Дети на лечение реагируют обычно много быстрее. Прогресс их более заметен.
7. Не всем людям удастся избавиться от очков, но все они могут получить большую или меньшую пользу от упражнений.
8. Любой метод, который не дает быстрых результатов, должен быть исключен из вашей программы занятий и заменен другим. Бэйтс пишет, что "чтобы достичь непрерывного расслабления, требуется иногда много времени и изобретательности. Один и тот же метод не подходит для всех. Способы, которыми люди напрягаются, чтобы увидеть, бесконечны.

Почти в равной мере разнообразными должны быть методы, используемые для уменьшения напряжения. Однако практически всегда метод, который приносит наибольший успех, в конце концов, оказывается одним и тем же, а именно, расслаблением. Постоянным повторением и многократным показом всеми возможными способами следует подчеркивать, что идеальное зрение можно обрести только расслаблением" [16, р.46-47]. Ваша главная цель это добиться расслабления. Каким методом вы его добьетесь не имеет значения.

Перепробуйте все методы расслабления и выберите самые ээфективные (для вас) из них.
9. Всегда старайтесь ознакомиться с упражнениями, используемыми при лечении других видов нарушения зрения. Модифицировав их и зная, в чем заключается ваша проблема и как с ней бороться, вы расширите свой арсенал упражнений. Особенно это касается таких видов нарушения зрения, как гиперметропия и пресбиопия, которую Бэйтс считал одной из форм гиперметропии, а Г.Пеппард относил к поздней ее стадии.

УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗРЕНИЯ ПРИ ГИПЕРМЕТРОПИИ ПОЛНОСТЬЮ ПОДХОДЯТ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ПРЕСБИОПИИ, И НАОБОРОТ. ПРИ МИОПИЧЕСКОМ ИЛИ ГИПЕРМЕТРОПИЧЕСКОМ АСТИГМАТИЗМЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ МИОПИИ И ГИПЕРМЕТРОПИИ.
Кроме того, упражнения для миопиков и гиперметропиков (а значит и для страдаюих пресбиопией) по технике исполнения практически одни и те же. Только все, что касается расстояний вы должны делать наоборот.
10. Чем чаще вы будете делать эти упражнения и чем быстрее, таким образом, вы их превратите в бессознательные привычки, тем быстрее станет нормальным ваше зрение.

Помните: ваша задача заключается не в исполнении формальной тренировки, как это бывает в спорте, а в превращении этих упражнений в привычки зрения. Ваше правило делать упражнения понемногу, но чаще.
11. Если один глаз у вас сильнее, чем другой, то дайте более слабому глазу больше работы, чтобы объединить их потом в одну команду.

Делается это прикрытием более сильного глаза повязкой или ширмочкой. Лучше, если эта ширмочка будет иметь выпуклую форму.

Ваш глаз должен свободно двигаться, открываться и моргать вместе с другим глазом. Сделать это можно и прикрывая более сильный глаз ладонью руки, придав ей чашеобразную форму.
12. Практически во всех упражнениях надо моргать.

Не забывайте об этом. Практически во всех упражнениях надо смотреть способом центральной фиксации. Помните об этом. Практически во всех упражнениях надо заботиться о том, чтобы глаз двигался. Помните об этом.

Контролируйте себя везде и всюду с точки зрения соблюдения этих свойств нормального глаза.
13. Помните: восстановление зрения комплексный процесс.

Приведите в соответствие со своим желанием улучшить зрение свой режим, диету, дыхание, позу и т.д.
14. Как минимум, раз в неделю перечитывайте только что приведенные правила и технику исполнения своих упражнений.

Очень часто обнаруживается, что вроде все это вы и знаете, однако делаете все совершенно неправильно.
15. По возможности, воспользуйтесь помощью врача-энтузиаста, который будет регулярно консультировать вас и наблюдать за вашим зрением.
16. Бэйтс рекомендует во избежание рецидива продолжать тренироваться и после восстановления зрения по несколько минут ежедневно. "Поскольку,говорит Бэйтс,любой знакомый объект способен снимать усилие увидеть, ежедневное чтение проверочной таблицы обычно достаточно для этой цели. Полезно также (особенно, когда несовершенно зрение вблизи) читать ежедневно мелкий шрифт, держа его так близко и глазам, как это только может быть сделано" [16, р.48-49].

Это необходимо и для защиты глаз в случае, если они подвергнутся неожиданным сильным воздействиям (что может случиться с каждым), например, неожиданному ослеплению фарами встречных автомобилей. Глаза в таких случаях всегда должны быть в форме.
17. Вы можете и ДОЛЖНЫ делать любые упражнения из главы 3 "Базовые принципы лечения для всех", если на то нет специальной оговорки, рекомендующей данное упражнение только для конкретного вида нарушения зрения.
Выберите из всех упражнений те, которые дают в вашем случае более быстрый эффект, и делайте их чаще. Чаще, но понемногу вот ваш принцип. При выборе упражнений соблюдайте и следующие принципы:
старайтесь, чтобы в ваш личный комплес входили упражнения всех типов пальминг, воспоминание, мысленное представление, соляризация, промывание глаз, повороты и т.д.;
составляйте себе комплексы на каждую неделю и меняйте их по прошествии 7 дней, чтобы избежать скуки. Старайтесь, чтобы комплексы различались составом используемых упражнений, сохраняя при этом "представительство" всех их типов;
не смотрите на приведенные здесь упражнения как на догму. Фантазируйте!

Соблюдая принципы, заложенные в них, вы можете придумать себе не менее полезные упражнения (а может и более).
18. Чем больше времени вы будете уделять своим тренировкам, тем быстрее вы вернете себе зрение. Обычно для достижения быстрого и ощутимого прогресса требуется довести время тренировки (имеется в виду, суммарное время) до 1-2 часов в день.

Для самостимулирования к занятиям и контроля затраченного в ходе дня времени на тренировку заведите, как советует К.Хакетт, специальную карточку [56, р.273-275].
Возьмите обыкновенную тетрадку в клеточку и, отступив от левого края вправо на 10 сантиметров, проведите вертикальную линию. Следующие вертикальные линии проводите через каждые 7 клеток (т.е. через 3,5 см.). Теперь отступите от верха тетради на 2 сантиметра и проведите горизонтальную линию.

Над ней в каждой клетке получившихся 3,5-й сантиметровых вертикальных полосок вы записываете начальные буквы дней недели: "пн, вт, ср, чт, пт, сб, вс", в следующей полоске опять "пн, вт, ср, чт, пт, сб, вс" и т.д. В левой 10-ти сантиметровой полоске по горизонталям запишите сначала фразу "Время, проведенное без очков", а ниже названия всех упражнений из всех ваших комплексов подряд (можно по алфавиту). Если упражнение не имеет названия, то просто напишите его номер и номер варианта.

У вас получатся примерно такие записи в левой вертикальной полоске (сверху вниз): "Время, проведенное без очков; Большие повороты; Меткий стрелок; Пальминг; Соляризация (вариант 1); Соляризация (вариант 2);...Упражнение N 1; Упражнение N 2 (вариант 1); Упражнение N 2 (вариант 2)" и т.д.
Теперь, каждый день проставляйте в клеточке перед названием выполненного вами упражнения и под днем, когда вы его делали (например, в среду или четверг), время, в течение которого вы его делали, либо число повторений упражнения, либо же просто галочку, свидетельствующую о его выполнении.
Время, проведенное вами без очков день ото дня должно увеличиваться.
19. Следуйте также рекомендациям главы 5.



Содержание раздела