d9e5a92d

Несколько слов об индийских йогах


Гипноз совершенно безвреден. Если его проводит хороший специалист, то это приятная успокаивающая процедура.

После сеанса у человека появляется особое ощущение, которое французы называют шарм очарование, то есть легкость, душевный покой.
Доказано еще в конце прошлого века, что при любой степени отрешенности от внешнего мира человек сохраняет способность сопротивляться внушениям, противоречащим его
убеждениям. То есть в состоянии гипноза человек делает только то, что хочет осуществить сам, но на что у него не хватает воли.

Гипноз как бы помогает перераспределить энергию организма, целенаправленно усиливает волю больного и его защитные силы.
«Все ли могут стать гипнотизерами?» спрашивают иногда у врача. Теоретически все. Практически нет. Как во всяком деле, нужен талант. Ведь мало одного усердия. чтобы стать отличным музыкантом, композитором или художником.

Не секрет, что в любой специальности есть мастера и просто исполнители. Так и владеющие гипнозом врачи: у одного больше практики, опыта, способностей, у другого меньше.

У первого успехи будут более значительными, чем у другого, и ничего таинственного в этом нет. Цвет глаз или волос гипнотизера роли не играет. В то же время большое значение имеет голос. Лучше воздействует голос глуховатый, но сильный.

Однако главное, что должно быть это профессионализм, желание помочь больному и умение говорить с ним так, чтобы он понимал.
Бытует мнение, что гипнотизеру легче работать с тем, у кого слабая воля. Как раз наоборот: волевой человек умеет влиять на свою психику, любит добиваться цели.

И в данной ситуации, когда необходимо содружество врача и больного, легче победить заболевание вместе с волевым человеком.
Глубина гипнотического сна и его лечебное действие в прямой зависимости не находятся. Бывает, что человек очень хорошо погружается в гипноз, а лечебный эффект незначительный, и наоборот. Кстати, находящийся в гипнозе человек не полностью отключается от окружающего.

Он сохраняет связь с врачом, слышит его голос (даже более четко, чем в состоянии бодрствования), воспринимает посторонние звуки, хотя отдаленно, нечетко.
Существует три степени гипнотического сна. Первая гипотаксическая (общее успокоение). Человек просто расслаблен. При желании он может пошевелиться, самостоятельно открыть глаза.

Вторая степень каталептическая (восковая гибкость). Человек сам уже не может пошевелиться, открыть глаза или встать.

Если врач поднимет его руку, она может на некоторое время повиснуть в воздухе. Если придать руке качательное движение, она и будет покачиваться, как маятник. В этой же стадии может наступить потеря болевой чувствительности: больной не чувствует укола иглой.

И что удивительно: в месте укола не выступает кровь.
Третья, самая глубокая степень амнестическая (степень «забывания»). Пациент убежден, что он спал, но это не так: просто он не помнит, что с ним было.
На протяжении жизни у человека меняется способность погружаться в гипнотический сон. Так, в раннем детстве
он просто засыпает. Начиная с 58 лет гипнобильность слабая: ребенок не понимает, что от него хотят. Считается, что до 1011 лет психика еще не сформирована, поэтому гипнозу ее подвергать не следует.

В 1316 лет гипнобильность очень высокая; к 5060 годам она постепенно снижается, а в 70 80 лет вновь повышается.
Все это, конечно, приблизительно, ибо есть люди, которые совершенно не поддаются гипнозу. Таких, правда, немного. Есть такие, кому гипноз противопоказан.

Это в основном лица с психическими отклонениями: выраженной дебильностью, шизофренией в стадии обострения, психозами и др.
Почему же внушения оказывают эффект, нередко значительно больший, чем лекарства? Гипноз это частичный (парциальный, по И. П. Павлову) сон человека. Одни участки коры головного мозга находятся в заторможенном состоянии, а другие в бодрствующем.

Внушения врача поэтому воспринимаются буквально, без критики. По выражению И. П. Павлова, внушения оказывают «неодолимое» воздействие.

Частичный сон первое условие гипноза.
Самовнушения при АТ в силу тех же причин тоже носят «неодолимый» характер. Но только в том случае, если занимающийся сможет погрузить себя в состояние достаточно глубокого торможения коры головного мозга.


Второе условие лечебного действия гипноза связано с наличием в коре головного мозга (в состоянии частичного сна) так называемых гипноидных фаз. Поясним. Когда человек погружается в состояние легкой дремоты, у него сначала наступает уравнительная фаза: при ней и слабые, и сильные раздражители вызывают одинаковую реакцию, или одинаково сильный очаг возбуждения. По мере углубления сонного состояния возникает фаза парадоксальная: при ней слабый раздражитель оказывает более мощное действие, чем сильный.

Именно эта фаза нужна для лечебного воздействия: внушения врача формирует в коре головного мозга более сильный очаг возбуждения, который направлен на подавление болезненных симптомов.
Это же условие играет большую роль при занятиях АТ, только очаг возбуждения формирует не внушение врача, а самовнушение занимающегося.
Третье условие лечебного действия внушения в гипнозе связано с именем знаменитого русского ученого физиолога А. А. Ухтомского. Это учение о доминанте. Оказывается, что в коре головного мозга не могут одновременно существовать два одинаково сильных очага возбуждения. Если они и возникли, то вступают в конкурентную борьбу, и побеждает сильнейший.

А так как в парадоксальной фазе гипноза всегда формируется более сильный очаг возбуждения, вызванный внушениями врача, то он и побеждает, доминирует, подавляя болезненные симптомы.
Однако если у больного нет твердой веры в выздоровление, если он во всем сомневается, все подвергает критике, то это может препятствовать внушению (самовнушению), а следовательно, и выздоровлению. Своими сомнениями больной воздвигает перёд собой забор, через который ему же приходится перелезать!

Поэтому четвертым условием выздоровления и лечебного действия гипноза является безусловная вера больного, его желание добиться цели, внутренняя самодисциплина.
Все факторы, действующие в гипнозе, имеют место и при занятиях аутогенной тренировкой.

Несколько слов об индийских йогах
На приемах волевого самовоздействия основано учение йогов, возникшее в глубокой древности. Известно, что волевым усилием йоги могут делать невозможное. Так, после известной подготовки они много часов могут находиться в герметически закрытом ящике с выключенными и сердцем, и дыханием; могут принять смертельную дозу цианистого калия и не умереть, так как умеют очень быстро и без помощи лекарств выводить его из организма; могут произвольно повышать или понижать температуру тела, ускорять или замедлять ритм сердца, частоту дыхательных движений, могут долгое время лежать на утыканном острыми гвоздями ложе и после этого на теле не остается следов.

Невозможно перечислить все их удивительные способности.
Йоги считают, что гораздо важнее не допустить заболевания, чем лечить его, что вполне согласуется с современными взглядами. Зададим себе вопрос: можем ли мы, руководствуясь достижениями современной медицины, показать те же результаты? Ответ будет отрицательным.

И еще вопрос: полезны ли способности йогов, нужны ли они вообще? Повидимому, нужны; чем шире диапазон возможностей человека, тем лучше для него.

А умение влиять на работу внутренних органов в нужном для себя направлении это же великолепно!
Означает ли это, что все мы должны стремиться стать йогами? Увы, ответ будет отрицательным.

Сами йоги предупреждают, что без опытного наставника (гуру) самостоятельно заниматься их упражнениями опасно. В системе занятий йогов важны последовательность, соблюдение строгих предписаний в отношении общего поведения, диеты, времени занятий, психологического настроения и т. д.
Низшая ступень Йоги Хатхайога, или Йога Здоровья, делится на разделы.
1. Яма свод правил, касающихся моральных качеств, необходимых для изучения и практики Йоги. Вот они, эти
качества: непричинение вреда кому бы то ни было, правдивость, неприсвоение чужого, воздержание от излишеств в пище, от употребления мясной пищи, от сексуальной жизни, непринятие подарков. Яма это запрещение.
2. Нияма свод правил, касающихся физической стороны подготовки: чистота тела, укрощение страстей, очищение духовное и физическое, необходимость размышления…
3. Асаны позы, определенные положения тела, которые развивают гибкость и влияют на работу внутренних органов, улучшая их функции, что в свою очередь влияет на психическое состояние занимающегося.
4. Пранаяма упражнения, позволяющие контролировать дыхание. Умея правильно дышать, йог как бы накапливает силу (прану солнечную энергию) внутри организма.

Это позволяет ему не только полностью избавиться от болезней, но и пробудить мистическую силу кундалини, находящуюся якобы в нижней части позвоночника. Сила эта начинает двигаться вверх по позвоночнику, пробуждая в свою очередь своеобразные энергетические центры чакры, влияющие на психическую деятельность человека.



Содержание раздела