d9e5a92d

Игры и фреймы образуют фрейм-игры.


Существует особый механизм, объясняющий этот аспект игр. Знаете, что это такое?
Дело в том, что мы думаем и чувствуем не на одном, а на множестве уровней сознания. Вступив в какую-либо ментальную игру, мы начинаем думать о ней и испытывать чувства по отношению к ней. При этом мы перемещаемся на более высокий логический уровень. В строгом смысле слова мы переходим к более высокому уровню восприятия и мышления, который называется «метапознанием».

Он служит своего рода «руководителем» исходной мысли. Это означает, что мы укладываем «слоями» мысли по поводу своих мыслей, осознания своих осознаний, переходя к высшей игре игре с игрой.
В некотором роде-все это напоминает структуру предприятия. На низшем уровне мы видим людей, производящих продукцию, оказывающих услуги, работающих с клиентами. Более высокий уровень занимают мужчины и женщины, руководящие обычными работниками.

Поднимаясь еще выше, мы видим менеджеров более высокого уровня, топ-менеджеров и наконец доходим до руководителей компании, деятельность которых ничем не напоминает работу на самом нижнем уровне.
Подобная иерархия присутствует в нашей психофизической системе. У нас есть управляющие и управляемые уровни. Как вы вскоре убедитесь, возможностью вводить изменения обладают высшие уровни. Именно поэтому высочайшая реализация личных способностей, компетентность, эффективность и авторитет требуют управления высшими уровнями мышления. Об этом и говорится в данной книге.

Но мы обратимся к этой теме в следующих главах, где рассмотрена модель уровней мышления (метасостояний). Именно она, эта модель, поможет вам приобрести теоретические
Мир фрейм-игр
представления, необходимые для ориентации во фрейм-играх, связанных с едой и физическими упражнениями.
Итак, игры, в которые мы играем, в определенном смысле составляют основу нашей жизни. А если они лежат в основе нашей субъективной реальности, то обусловливают качество нашей жизни, навыков и рассуждений, эффективность действий и многое другое.
А еще есть фреймы
Под фреймом мы подразумеваем процесс, лежащий в основе человеческого сознания и называемый рамкой референции. Ваш «фрейм» указывает прежде всего то, из чего вы исходите.

Не зная, из чего человек исходит, мы не в состоянии общаться с ним эффективно. Вот почему мы так часто спрашиваем друг друга: «Что ты имеешь в виду?», «О чем ты говоришь?»
Чтобы говорить или мыслить, мы должны держать в уме некие референты (ссылки), исходные значения, свидетельства. Они управляют играми, в которые мы играем. Таким образом появляются уровни мыишения.

Благодаря этому мы можем легко пользоваться актуальными значениями (референтами) как ментальной первичной структурой.
[Маленькое отступление: я пользуюсь терминами-существительными «фреймы», «референтные фреймы» и т. д., на самом деле имея в виду процессы. Речь идет о том, как мы мысленно создаем фреймы, или акцентируем свой опыт.] Представьте себе, что мы едим то, что нарушает диету, или вредит нашему организму, или создает некоторые проблемы.

Предположим, нам известно, во что обойдется нам эта ошибка, сколько времени и сил понадобится, чтобы справиться с последствиями минутного порыва. Далее: допустим, что кто-то из друзей или близких не выдерживает и
Что такое фрейм-игра?
обращается к нам с нотациями, упреками, осуждениями. Так у нас возникает референт.
Чаще всего, видя, слыша и ощущая результаты такой ошибки, мы приходим в состояние страха, дурного предчувствия, озабоченности, стресса, волнения или других негативных эмоций. А если затем мы воспользуемся этим референтным опытом как нашим отношением к питанию в целом, к диетам, к рискованным поступкам с целью изменения привычек, к затратам времени и сил для приобретения полезных привычек и т. д.? Это будет означать, что мы только что поднялись на более высокий уровень.

Референтный опыт, который некогда был реальным историческим событием и с которого все началось, теперь превратился в ментальную точку отсчета (референт) нашего мышления. Произошел сдвиг, и мы стали пользоваться этой точкой отсчета как шаблоном или рамкой мышления.


Вот что мы делаем с внешними референтами, называющимися «опытом», мы пользуемся своим жизненным опытом для создания «карт мира» и делаем выводы на его основе. Мы обобщаем собственные суждения о событиях, об участвующих в них людях, о себе и т. д. Мы разрабатываем события в поисках значений, которые, по нашему мнению, заложены в них, как разрабатываем месторождения золота, серебра, свинца и меди.

Однако именно в этом заключается наша ошибка.
Почему?
Потому что события и опыт не имеют никакого значения. Вскоре вы убедитесь, что они его иметь и не могут. Значение принадлежность разума, функция всей нашей нервной системы и мозга. Мы создаем значения.

Мы выдумываем их. Они возникают только в голове творца значений, образуются в процессе установления связей и ментальных контекстов. В процессе общения мы зачастую
Мир фрейм-игр
стремимся выяснить «значения», созданные собеседником. Но это довольно сложно, так как приходится отказываться от своих ментальных фильтров, ловить каждое слово, обдумывать услышанное и в конце концов корректировать собственные впечатления.
Поскольку мы обобщаем свой опыт и пользуемся им как первичной основой, мы строим систему «значений», а затем рассматриваем мир сквозь призму этих смысловых фреймов. В конце концов мы укладываем одни пласты фреймов на другие, вкладываем значения в значения.

Затем мы берем наш мыслительный фрейм, повторяем этот процесс несколько раз, чтобы он вошел в привычку, и обретаем наш способ мышления, мыслительную структуру фреймов. Вся эта структура, состоящая из вложенных друг в друга рамок, обусловливает наше понимание, мышление, восприятие, суждения, убеждения и т. д. Благодаря ей создается то, что мы называем «личностью», и наши нейросемантические состояния.

Затем мы начинаем повсюду брать с собой эту референтную систему, играя с ее помощью в различные игры. В зависимости от созданных значений мыслительные фреймы готовят нас к специфическим играм:
«Никогда не рискуй. Действуй наверняка»;
«А если над тобой посмеются?»;
«Совершать ошибки - это ужасно. Не забывай об этом»;
«Полнота это наследственное; я не в силах изменить свой вес, физическую форму, состояние здоровья»;
«Это же просто калории»;
«Вот если бы удалось найти простой способ!»;
«Я уже пытался, но ничего не вышло»;
«Из этого вообще ничего не получится!»;
«А как же мои удовольствия?»
Фреймы описывают содержание и структуру наших мыслей, задавая игры, в которые нам позволено играть, в кото-
Что такое фрейм-игра?
рые мы умеем и хотим играть. Под фреймом мы подразумеваем все высшие мыслительные структуры. К ним относятся все ментальные феномены обычно мы называем их убеждениями, ценностями, представлениями, парадигмами, ментальными моделями, ожиданиями, предположениями, решениями, отождествлениями и т. д.
Всё вместе - фрейм-игры
Игры и фреймы образуют фрейм-игры. Они описывают внутренние и внешние аспекты нашего опыта; широкий спектр ментальных и поведенческих игр управляет нашей жизнью и в значительной степени определяет ее.

В сфере питания и занятий спортом, как и работы, личной жизни, здоровья, накопления состояния, учебы и т. д., все мы играем в различные фрейм-игры, относящиеся к образу жизни. С помощью фреймов мы вводим игры как полезные, так и деструктивные.

Наши игры подразумевают наличие обусловливающих фреймов и вытекают из них.
После такого вступления обратимся к некоторым нежелательным фрейм-играм, разворачивающимся на арене двух привычек, наиболее заметно влияющих на наш вес и физическую форму, питания и упражнений. Одного только понимания, что в этих сферах происходят игры, недостаточно, это уже известно многим из нас, и сама по себе такая информация почти бесполезна.

Но нам не помешает узнать, что наши игры - это функции наших фреймов.
Что это означает?
Осознанный подход к фреймам позволяет нам понять, откуда берутся игры, что придает им значение, мотивацию и власть. Зная об этом, мы получаем возможность выбирать, как поступить с той или иной игрой. И наоборот, когда мы не осознаем игру, фрейм или его влияние, то можем легко
Мир фрейм-игр
увлечься. При этом фрейм-игра начинает играть с нами, а не мы создаем то, во что хотим играть.
Какие игры, связанные с питанием и упражнениями, в настоящее время играют с вами?
Осознанно ли вы выбрали эти игры?
Помогаютлионивам, ведут ли вас в желаемом направлении, позволяя сохранить физическую форму и энергию?
В какую игру или игры вы хотели бы поиграть?
Какая ключевая информация, какие побудительные моменты затягивают вас в игры?
Какими фреймами обусловлены эти игры?
Как вы относитесь к этим играм?
Какими историческими или концептуальными референтами вы пользуетесь при создании фрейма?
Долго ли вы храните верность определенным фреймам?



Содержание раздела