d9e5a92d

РЕГУЛИРОВАНИЕ БИРЖЕВОГО ДЕЛА

Поэтому регулирование биржевой деятельности со стороны государства заключается в создании единой правовой основы для функционирования бирж, контроле за их работой со стороны государственных органов, лицензировании деятельности как бирж, так и участников биржевой торговли, установлении системы налогообложения (Шевчук Д.А. Банковские операции. - Ростов-на-дону: Феникс, 2006).
Государственное регулирование биржевой деятельности начинается с создания для нее единой правовой основы. Биржевая торговля в России возрождалась в отсутствие специальных законов, и в биржевой деятельности использовались преимущественно подзаконные акты.

Отставание законотворчества от потребностей регулирования товарного и фондового рынков в настоящее время вполне объективный процесс, так как, во-первых, отсутствует устойчивосложившаяся практика функционирования товарных и фондовых рынков; во-вторых, хотя становление биржевой торговли в России находится под влиянием исторического опыта Англии, стран кон-тинентальной Европы и США, своеобразие состояния отечественного биржевого рынка не позволяет прямого заимствования зарубежного законодательства, а требует своеобразной адаптации.
Разработка правовой основы регулирования биржевой
деятельности в России базировалась на имеющихся законах, постановлениях, положениях и указах, с помощью которых
осуществлялся переход от командно-административной системы
управления экономикой к рыночной. Среди документов того времени прежде всего следует отметить следующее.
Основы гражданского законодательства. Они являются
фундаментом для разработки норм и институтов гражданского права, необходимы для функционирования рыночной экономики, определяют организационно-правовую структуру рынка, отвечают на вопрос, кто и как действует на нем.
Главными субьектами предпринимательской деятельности
определены хозяйственные общества и товарищества, которые взаимодействуют на базе заключаемых хозяйственных договоров
Закон РСФСР О предприятиях и предпринимательской деятельности от 25 декабря 1990 г.. Этим законом определялись акцонерные общества закрытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью, устанавливался порядок учреждения предприятий и их государственной регистрации.
Постановление Совета Тинистров РСФСР от 20 марта 1991г, 161 О деятельности товарных бирж в РСФСР, которым утверждено Временное положение о деятельности товарных бирж в РСФСР.
Положением была разрешена реализация на товарных биржах по свободным ценам товаров, произведенных сверх госзаказа и обеспечения межреспубликанских обязательств, т.е. было положено начало свободной торговле.
Этим нормативным актом были регламентированы некоторые аспекты деятельности самих товарных бирж:
1) введена обязательность регистрации сделок, заключаемых на товарных биржах;
2) запрещена TOBaPHQ-посредническая деятельность самих товарных бирж;
3) установлено ограничение на размер уставного фонда биржи, который должен быть не менее 10 млн.руб.;
4) предусмотрена выдача лицензий на биржевую деятельность.
Положение о порядке лицензирования деятельности товарных
бирж в РСФСР (утверждено приказом Госкомитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) от 31 мая 1991 г. 28).
Положение предусматривало:
- обязанность получения лицензии на право биржевой деятельности для всех организаций, желающих осуществлять биржевую деятельность на территории РСФСР;
- состав документов и порядок их представления;
- требования к Уставу биржи и Правилам биржевой торговли;
- срок прохождения лицензирования;
- контроль за деятельностью товарных бирж,
Положение о выпуске и обраш,ении ценных бумаг и фондовых биржах в стране (утверждено постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. 78), в котором дано определение ценной бумаги, установлен порядок их выпуска, регистрации и обращения, охарактеризованы участники рынка ценных бумаг и фондовая биржа- В соответствии с ним было утверждено Положение о лицензировании биржевой деятельности на рынке ценных бумаг. Этим нормативным актом определены сущность лицензирования биржевой деятельности на рынке ценных бумаг, порядок выдачи лицензий и контроль за их использованием.
Положение об аттестации специалистов инвестиционных институтов и фондовых бирж (фондовых отделов бирж) на право совершения операций с ценными бумагами, разработано на основе постановления Правитыіьства РСФСР от 28 декабря 1991 г, 78. В нем установлены квалификационные требования к специалистам, порядок их аттестации и контроль за использованием ими выданных лицензий.
Закон Российской Федерации О товарных биржах и биржевой торговле от 20 февраля 1992 г, (введен в действие с 1 марта 1992 г.), является основным документом регулирования деятельности биржи и биржевой торговли, характеризует разнообразные стороны биржевой деятельности, учитывает мировой опыт и современное экономическое состояние республики, Законом:


1) созданы правовые гарантии для торгово-посреднической деятельности;
2) учтены и узаконены реальные процессы, которые происходили и происходят на современных товарных биржах;
3) запрещено бирже заниматься коммерческой деятельностью;
4) установлено ограничение на торговлю отдельными товарами через биржу;
5) определены как участники биржевых торгов, так и их права;
6) гарантировано свободное установление цен на товары, допущенные к биржевой торговле.
В целом этот закон способствовал развитию товарных бирж и биржевой торговли в классических формах.
Закон Российской Федерации О валютном регулировании и валютном контроле (октябрь 1992 г.), включает три раздела, в которых определены общие понятия, необходимые для совершения сделок с валютой, установлен порядок валютного регулирования и контроля в России.
Постановление Совета Тинистров Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г, 452 О мерах по стимулированию роста организационного товарооборота биржевых товаров через товарные биржи. Этот документ подтверждает, что развитие биржевой торговли является одной из важнейших мер по формированию общероссийского и местных товарных рынков.

В связи с вышеизложенным предполагается создать необходимые условия для совершения на биржах срочных и опционных сделок, оказать необходимую помощь товарным биржам, зарегистрированным в качестве некоммерческих организаций, развитию биржевой торговли должны способствовать намечающиеся изменения в бухгалтерском учете и налогообложении товарных бирж и предприятий, совершающих срочные и опционные сделки на товарных биржах; выделение экспортных квот для организации торговли на товарных биржах. Постановлением предусмотрена необходимость разработки механизма проведения на товарных биржах конкурсов по размещению заказов на закупку и поставку товаров для государственных нужд, прежде всего, таких, как мясо и мясопродукты, зерно, сахар, нефть и нефтепродукты, лес и лесоматериалы, хлопок, шерсть, черные и цветные металлы.
К настоящему времени наметились определенные сдвиги в создании нормативной базы. Подготовлены и проходят утверждение проекты Закона о рынке ценных бумаг, Закона об акционерном обществе.
До настоящего времени действует Положение о выпуске ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, Принятое в декабре 1991 г., оно не обеспечивает в полной мере основной цели законодательного регулирования: создание безопасного рынка для инвестора и снижение неоправданных рисков при вложении капитала. Реализация этой цели связана с таким принципом организации регулирования, как обеспечение инвестора полной информацией об эмитенте и о совершаемых сделках, а также регламентация отношений между участниками рынка.
Контроль за деятельностью бирж со стороны государства осуществляется, как правило, через специальные государственные организации и органы местной власти.
Например, американский закон рассматривает товарные биржи как орган, имеющий основополагающее значение для процесса ценообразования на товарных рынках США и всего мира, поэтому товарные биржи представляют национальный общественный интерес.
В то же время биржи могут быть использованы для чрезмерной спекуляции, злоупотреблений и монополизации. Поэтому в 1974 г, создается специальное ведомство, подчиненное конгрессу и отвечающее за проведение Закона о товарных биржах в жизнь - Комиссия по товарной фьючерсной торговле (КТФТ).
Задачи КТФТ состоят в предотвращении использования рынка одной стороной в ущерб другой стороне, защите клиентов и обеспечении выполнения биржами своих экономических целей, выявления реального уровня цен и снижения риска, связанных с неблагоприятными изменениями цен. Полномочиями КТФТ являются:
- регистрация либо исключение из списка физических и юридических лиц, допущенных к операциям на бирже;
- выработка и опубликование правил и инструкций, необходимых для реализации закона;
- сообщение соответствующему комитету или должностному лицу любого фьючерсного рынка всех фактов относительно любой сделки или рыночной операции, включая имена сторон, действия которых, по мнению комиссии, нарушают нормальное функционирование рынка, каким-либо образом наносят вред или противоречат интересам производителей, инвесторов;
- изменение или дополнение правил бирж по условиям контрактов, формам и методам осуществления покупки (продажи) с поставкой на срок, обработке информации о заключаемых сделках и платежах, обеспечению финансовой ответственности участников торговли;
- направление деятельности фьючерсных рынков, если будут основания полагать, что складывается критическое положение;
- принятие таких мер, которые, по мнению комиссии, необходимы для поддержания или восстановления нормальной торговли на бирже; установление лимитов на количество контрактов, приобретаемых торговцами, и т.д.
В России в годы нэпа для контроля за деятельностью бирж, торгов, ярмарок, а также сети розничной торговли была создана Комиссия по внутренней торговле. Комиссия (в дальнейшем комиссариат) придавала большое значение установлению нормальных взаимоотношений с товарными биржами.

Государство в лице комиссариата считало, что биржи являются частью общей системы торговли, организующей товарооборот в стране и упорядочивающей его исключительно экономическими мерами. В то же время комиссия осуществляла общее руководство и надзор над биржей. Взаимоотношения государства и бирж определялись постановлением СТО от 23 августа 1922 г., согласно которому государство:
- осуществляло правовой надзор за деятельностью бирж;
- регистрировало и давало заключение о закрытии бирж;
- получало от биржи сведения о товарообороте;
- проводило текущие проверки деятельности бирж.
Таким образом, уже в начале существования российских бирж государственные органы торговли четко разграничивали сферы своего влияния на биржи и область самостоятельности этих негосударственных организаций. В этом подходе уже тогда проявлялся; элемент создания управляемого рынка, который был отброшен с переходом на монопольную государственную торговлю.
С введением в действие с 1 марта 1992 г. Закона О товарных биржах и биржевой торговле появилась правовая база функционирования товарных бирж. В разделе IV Государственное регулирование деятельности товарных бирж в статье ЗЗ однозначно сказано, что для осуществления государственного регулирования и контроля за деятельностью товарных бирж при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике создается комиссия по товарным биржам (КТБ), Положение о которой было утверждено постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. 152.

В состав комиссии включаются представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием товарных рынков, представители биржевых союзов предпринимателей, а также эксперты.
Функции КТ5 примерно аналогичны функциям КТФТ США, описанным выше. Она:
- выдает лицензии на организацию бирж;
- контролирует лицензирование биржевых брокеров и посредников;
- контролирует выполнение законодательства о биржах;
- разрабатывает методические рекомендации по подготовке биржевых документов;
- изучает и вырабатывает предложения по совершенствованию законодательства о товарных биржах и перспективы развития бирж.
Комиссия по товарным биржам вправе: лишать биржу лицензии (аннулировать ее), если она нарушает законодательство; применять к бирже или биржевому посреднику санкции; назначать Государственного комиссара на биржу; организовывать аудиторские проверки деятельности бирж; требовать от бирж и клиринпэвых центров представления учетной документации и т.д.
Для регулирования фондового рынка и координации деятельности его участников в России создана Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам, в которой работают представители Тинистерства финансов РФ, Банка России, Комитета по антимонопольной политике и т.д.
В общем виде регулирование биржевой деятельности со стороны государства может быть представлено в схеме 3.
Государство с помощью законодательства регулирует деятельность фондовой биржи. Это регулирование включает различные мероприятия административного и экономического характера, определяющие в первую очередь организационную и управленческую структуры, порядок и принципы функционирования фондовых бирж и т.д.
На территории страны разрешается работать только тем фондовым биржам, которые получили лицензию Комиссии. Для ее получения необходимо учитывать следующие требования:
во-первых, фондовая биржа должна быть юридическим лицом и действовать на рынке профессионально, т.е. ее деятельность как инвестиционного института должна быть исключительной;
во-вторых, в штате должны быть профессионалы, имеющие квалификационный аттестат специалиста по работе с ценными бумагами Тинфина РФ.
Тногие биржи за рубежом, например Токийская фондовая биржа, требуют от своих работников специального обучения, организуемого этими биржами.
Государственные органы вправе контролировать деятельность фондовых бирж на предмет выполнения правил и положений о порядке проведения торгов. Государство, как один из крупнейших эмитентов и активный участник рынка ценных бумаг, заинтересовано в необходимых условиях обращения ценных бумаг, определении их рыночной стоимости, распространении надежной информации о ценах на рынке ценных бумаг, обеспечении техникой биржевых залов, предоставлении биржам современных линий коммуникаций, вплоть до спутниковой связи.
Государственные органы на основе действующего законодательства контролируют финансовую деятельность фондовых бирж. Фондовая биржа не вправе выступать в качестве инвестора, т.е. вкладывать средства в деятельность, не предусмотренную биржевым законодательством, выпускать ценные бумаги (за исключением собственных акций).
Членами фондовой биржи могут быть государственные, муниципальные предприятия, а также государственные исполнительные органы, владеющие имуществом. Одной из задач этих организаций явлется осуществление операций с акциями и другими ценными бумагами, в частности с облигациями, принадлежащими государству.
Допустимая финансовая деятельность фондовой биржи может осуществляться за счет:
- продажи акций самой биржи, дающих право стать членами биржи;
- регулярных взносов членов биржи;
- биржевых сборов от каждой сделки, осуществленных на фондовой бирже;
- проведения экспертиз и реализации информации..
При этом государственным органам, которые регулируют деятельность фондовых бирж, необходима информация как о самих фондовых биржах, так и об их финансовых показателях.
США, в частности, используют информацию о средних ценах акций на фондовых биржах в числе других показателей (всего 11 переменных индексов) для прогнозирования будущего направления изменения реального ВНП. Подобные подсчеты проводятся ежемесячно, в
результате правительство имеет информацию о динамике изменения внп.
Чтение книг - престижно, современно, выгодно.
Знания - тоже капитал, который всегда с тобой.
Шевчук Денис
Исходя из практики деятельности Тинистерства торговли США, индекс опережающих индикаторов часто правильно предсказывает (предупреждает) о колебаниях в экономике- Индекс опережающих индикаторов может рассматриваться как реальная, но недостаточная информация, которая с большой осторожностью используется государством для определения макроэкономической политики страны. Индекс опережающих индикаторов или подобная ему группа показателей российского рынка могли бы использоваться и в России для прогнозирования ситуации в стране и принятия соответствующих решений по корректировке макроэкономической политики.
В России подобной практики нет ввиду того, что процесс становления рыночных отношений в экономике практически еще только начинается.
Составной частью государственного регулирования выступает лицензирование как биржи и организаций ее инфраструктуры, так и индивидуальных посредников биржевого рынка.
Лицензирование следует рассматривать как способ разрешения биржевой деятельности и контроля государства за соблюдением требований действующего законодательства РФ, предъявляемых к экономико-правовому и организационному статусу бирж.
Комиссия по товарным биржам (КТБ) уполномочена выдавать лицензии на организацию бирж, КТБ регламентирована специальным Положением о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской федерации, которое определяет не только порядок выдачи, но и аннулирования и приостановления действия лицензии на организацию биржевой торговли.
Для получения лицензии необходимо представить в комиссию внутрибиржевые документы (устав товарной биржи, учредительный
договор, Правила биржевой торговли); Свидетельство о государственной регистрации товарной биржи; документ, удостоверяющий право пользования соответствующим помещением для проведения торгов; документ, подтверждающий внесение в уставный капитал товарной биржи не менее 50% объявленной суммы; список учредителей и распределения между ними долей (в процентах) в уставном капитале товарной биржи с указанием для физических лиц их должностей согласно штатному расписанию.
Комиссия принимает решение о выдаче лицензии в течение двух месяцев. Если она отказывает в выдаче лицензии, то при повторном обращении решение о ее выдаче принимается в течение одного месяца со дня получения нового заявления.
Основанием для аннулирования или приостановления лицензии являются установленные факты нарушений в деятельности товарной биржи, выявленные при ее проверках финансовыми органами, территориальными управлениями Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП), а также нарушения, отмеченные государствен-ными комиссарами на товарных биржах.
Для товарных бирж характерно лицензирование лишь самих бирж. Объяснялось это тем, что в 1990-1991 гг. появилось болыпое количество бирж, ставших самостоятельными структурами, дея-тельность которых никем не координировалась.

Поэтому еще до выхода в свет Закона о товарных биржах государство попыталось регулировать их количество путем лицензирования, Лицензии выдавались биржам, которые доказывали, что организуемая ими торговля не противоречит общественным интересам, и обосновывали экономическую целесообразность торговли конкретной группой товаров.
Теханизм лицензирования биржевой торговли ценными бумагами включает как лицензирование биржевых посредников (выдача квалификационных аттестатов, дающих право на совершение сделок с ценными бумагами), так и лицензии инвестиционных институтов, дающие право действовать на рынке ценных бумаг.
Государство разрешает действовать на рынке ценных бумаг в качестве профессионального посредника только тому юридическому лицу, в штате которого имеются специалисты по работе с ценными бумагами, обладающие квалификационным аттестатом. Таким образом, чтобы получить лицензию инвестиционному институту, ему необходимо иметь в штате работников, имеющих квалификационные аттестаты.

Квалификационные аттестаты выдаются Тинистерством РФ при условии сдачи экзамена.
Другим требованием при лицензировании фондовой биржи является то, что ее деятельность на рынке ценных бумаг должна быть исключительной. Биржа должна иметь минимальный собственный уставный капитал.

Срок действия лицензии не ограничивается, хотя предусматривается как приостановление, так и отзыв выданной лицензии.
Государственное регулирование биржевой деятельности осуществляется путем налогообложения самой биржи, а также взимается налог по тем операциям, которые на ней совершаются, включая операции с ценными бумагами. Налог на операции с ценными бумагами, ставшими биржевым товаром на фондовых биржах, представляет собой один из аспектов регулирования биржевой деятельности. Налогоплательщиками выступают юридические и физические лица, осуществляющие операции с ценными бумагами, - продавцы, покупатели.

Объектом налогообложения является цена договора купли-продажи ценных бумаг.
При уплате налога существуют льготы. Освобождены от налогообложения покупатели ценных бумаг первых эмиссий, акции при создании акционерных обществ, юридические лица, осуществляющие в установленном порядке посреднические операции за счет и по поручению клиентов при покупке государственных ценных бумаг (Шевчук Д.А. Основы банковского аудита.

Учебное пособие. - Ростов-на-дону: Феникс, 2006).
При уплате налога на прибыль от операций с ценными бумагами объектом налогообложения являются:
- дивиденд или процент, полученный по принадлежащим субъекту обложения (физическому или юридическому лицу) ценным бумагам: акциям, облигациям, депозитным сертификатам (исключение составляют государственные ценные бумаги. Они налогообложению не подлежат);
- прибыль от продажи ценной бумаги по цене выше, чем цена приобретения; ставки принимаются в размере ставок налога на прибыль, установленных для данного предприятия;
- доходы от погашения облигаций, покупаемых с дисконтом, также по ставке налога на прибыль.
Другим исторически сложившимся принципом регулирования биржевой деятельности, помимо государственного, является саморегулирование. Это направление используется всеми экономически развитыми государствами. Например, в США вне государственного регулирования остаются такие вопросы, как:
- принципы организации биржи;
- организационная структура;
- органы управления;
- права учредителей и руководящих органов.
Эти вопросы находят отражение в правилах торговли, уставах, положениях, которые разрабатываются каждой конкретной биржей самостоятельно.
Российские биржи также используют принцип саморегулирования. Каждая биржа имеет определенные внутрибиржевые нормативные акты, которые являются основой биржевой деятельности конкретной биржи.

К ним относят Учредительный договор, Устав и Правила торговли.
В Учредительном договоре перечисляются учредители биржи, определяются цель ее создания и способы реализации поставленной задачи, устанавливаются ответственность учредителей по обязательствам биржи, первоначальный размер уставного фонда, деление его на акции и порядок распределения их между учредителями. В нем также фиксируются права и обязанности учредителей биржи, порядок распределения прибыли и учреждения резервного фонда, оговариваются условия прекращения деятельности биржи, указываются местонахождение и реквизиты.
Как правило, Устав биржи включает следующие разделы:
- общие положения;
- задачи создания биржи;
- деятельность биржи;
- размер, порядок образования и изменения уставного капитала, фондов и прибыли биржи;



Содержание раздела