d9e5a92d

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ БИРЖЕЙ

- права и обязанности членов биржи;
- управление биржей;
- учет и отчетность биржи;
- прекращение деятельности биржи.
В Правилах торговли на бирже находят отражение такие вопросы, как участники биржевых торгов и порядок их проведения; биржевой товар, порядок выставления и снятия его с торгов; биржевые сделки, их виды, порядок регистрации, оформления, расторжения и признания их недействительными; разрешение споров и санкции за нарушение правил биржевой торговли.
Например, фондовые биржи в рамках саморегулирования имеют достаточно широкий круг полномочий. В частности, они определяют, какие ценные бумаги будут продаваться на бирже, устанавливают правила совершения сделки, правила поведения брокеров на торгах, а также порядок разрешения споров по заключенным сделкам.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ БИРЖЕЙ


Чтение - вот лучшее учение! Книгу ничто не заменит.
Учредители биржи - члены инициативной группы, выступающих в качестве организаторов бирж. Учредители подписывают учредительный договор о создании биржи и вносят первоначальные взносы.

Учредителями могут быть как физические, так и юридические лица.
По Закону РФ О товарных биржах и биржевой торговле в учреждении биржи не могут участвовать:
- высшие и местные органы государственной власти и управления;
- банки и кредитные учреждения, получившие в установленном порядке лицензию на осуществление банковских операций;
- страховые и инвестиционные компании и фонды;
- общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды;
- физические лица, которые согласно законодательству не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.
Считается, что чем больше учредителей и прочнее их финансовоматериальное положение, тем большую поддержку они могут оказать бирже, хотя большое число учредителей осложняет управление биржей. В нашей стране учредители обладали рядом преимуществ в первые годы работы биржи:
- первоочередное право на получение дивидендов (для товарных бирж);
- возможность бесплатно открыть одну или несколько брокерских контор;
- возможность входить в органы управления биржи.
Член биржи - кто участвует в формировании ее уставного капитала либо вносит членские взносы или иные целевые взносы в имущество биржи и стал ее членом в порядке, предусмотренном учредительными документами
Член биржи обладает определенными правами, он может:
1) участвовать в биржевой торговле;
2) принимать участие в управлении согласно биржевым нормативным документам;
3) участвовать в распределении прибыли и получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами;
4) сдавать в аренду свои права на участие в биржевой торговле (в установленном порядке и только одному юридическому лицу),
Число членов биржи ограничено, оно зависит от размера уставного фонда и номинальной стоимости одной акции, Акция дает возможность пользоваться правами члена биржи, Она выражает стоимость места на бирже. Тесто - это собственность члена биржи- Оно может быть продано, если член биржи выходит из ее состава, сдано в аренду. Стоимость места определяет Биржевой комитет, она зависит от спроса и предложения.

За рубежом на товарных биржах имеются разные группы членов.
Например, на Лондонской бирже металлов члены биржи разделены на две группы:
1) индивидуальные (принципалы) - заключают сделки от своего имени;
2) члены-представители заключают сделки от имени фирм или компаний, представителями которых они являются.
Среди индивидуальных членов есть группа привилегированных -им разрешено заключать сделки за свой счет и выполнять заказы непривилегированных членов и третьих лиц за определенное вознаграждение (например, 0,1 - 0,5% стоимости сделки на медь и олово; 0,25 - 1 % на свинец и цинк).
Индивидуальными членами могут стать лица не моложе 21 года, родившиеся и проживающие в Англии.
В члены-представители включаются также лица не моложе 21 года, участники или совладельцы фирм, родившиеся и проживающие в Англии.
Согласно Закону О товарных биржах и биржевой торговле в России также предусмотрены две категории членов биржи:
- п0ЛНЫе чЛены - с правом на участие в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) и на определенное учредительными докуМеНТами биржи количество голосов на Общем собрании членов секции (отделов и отделений) биржи;
- неполные члены - с правом на участие в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе, отделении) и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на Общем собрании членом биржи и Общем собрании членов секции (отдела, отделения) биржи.
Органы управления биржи состоят из общественной и стационарной структур (схема 5).






Общественная структура, в свою очередь, представлена Общим собранием членов биржи и выборными органами, формирующимися на собрании членов биржи.
Общее СОбраНие - это законодательный орган внутрибиржевой деятельности, имеющий следующие функции:
- осуществление общего руководства биржей и биржевой торговлей;
- определение целей и задач биржи, стратегии ее развития, правил внутреннего распорядка;
- утверждение и изменение учредительных документов (договора, устава, правил торговли);
- выборы и утверждение Биржевого комитета (для ТОО) или совета (для АО) и Ревизионной комиссии;
- внесение изменений и дополнений в их персональный состав и структуру;
- утверждение результатов деятельности биржи и распределение прибыли;
- определение размера и порядка выплаты дивидендов, а также условий покрытия убытков;
- определение (уменьшение или увеличение) количества мест на бирже и установление квот для ее членов;
- утверждение решений Биржевого комитета (совета) о создании (управлении) товарных секций;
- прием новых членов биржи;
- утверждение сметы расходов на содержание Биржевого комитета (совета) и персонала биржи.
Кроме Общего собрания, для управления биржей необходим постоянно действующий орган, так как собрание собирается, как правило, один раз в год.
Постоянно действующим органом управления биржи считают:
Биржевой комитет (совет, Совет директоров), из состава которого формируются Президиум и Правление.
Биржевой комитет является контрольно-распорядительным органом текущего управления биржей, он охраняет интересы членов биржи, осуществляя текущий контроль за ее деятельностью. Функциями Биржевого комитета (совета) являются:
- заслушивание и оценка отчетов Правления;
- внесение поправок в правила биржевой торговли;
- подготовка решений Общего собрания членов биржи;
- установление размера всех взносов, выплат, денежных комиссионных сборов;
- подготовка решения о приеме или исключении членов биржи;
- организация и проведение квалификационных экзаменов для брокеров и т.д.
Одновременно с Биржевым советом на Общем собрании членов биржи избирается Ревизионная комиссия, которая осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью биржи и ее обособленных подразделений. Кроме того, она вправе оценить правомочность решений, принимаемых органами управления биржи.
Ревизионная комиссия к Общему собранию членов биржи должна провести документальную проверку финансово-хозяйственной деятельности биржи (сплошную или выборочную), ее торговых, расчетных, валютных и других операций. Ревизионная комиссия проверяет:
- выполнение установленных смет, нормативов и лимитов;
- своевременность и правильность платежей в бюджет;
- своевременность и правильность отчислений и выплат дивидендов;
- соблюдение биржей и ее органами управления законодательных актов и инструкций, а также решений Общего собрания членов биржи;
- соблюдение членами биржи правил биржевой торговли, содержание и условия заключения биржевых сделок;
- постановку и правильность оперативного, бухгалтерского и статистического учета и отчетности.
Для ведения хозяйственной биржевой деятельности, текущей работы биржи как учреждения, а также для выполнения решений, принимаемых Обшим собранием членов биржи и Биржевым советом, необходима стационарная структура биржи, которая представлена специализированными и исполнительными органами.
От того, насколько умело эти органы осуществляют свою деятельность, во многом зависит эффективность работы биржи.
Рациональная стационарная структура биржи позволяет выполнять ее функции наиболее эффективно.
Специализированные органы - это комиссии биржи и ее коммерческие организации. Среди комиссий наиболее значительными являются Котировальная и Арбитражная.
Котировальная комиссия необходима для того, чтобы организовать учет различных видов цен (спроса и предложения, договорных, высших и низших, начальных и заключительных) при заключении биржевых сделок. На основе обобщения таких цен определяются котировальные (справочные) цены, которые публикуются в биржевых бюллетенях и рассматриваются в качестве биржевого справочника.
Биржевой бюллетень является каталогом обработки многочисленных сведений не только по уже совершенным, т.е. заключенным сделкам, но и по товарам, предлагавшимся к торгам, а также по заявкам о спросе, в том числе и при внебиржевых операциях. Обязанностью Котировальной комиссии является наблюдение за своевременным представлением участниками торгового процесса достаточно полных и объективных сведений. Она также должна устанавливать базу биржевого бюллетеня, т.е. список котируемых товаров с указанием типичного объема товарной печати.

Котировальная комиссия поставляет в информационно-справочный отдел биржи данные о ценах и тенденциях их движения так же, как и по тем товарам, которые не вошли в официально опубликованную котировку. Совместно с Арбитражной комиссией она устанавливает цены при возникновении спорных вопросов.
В случае возникновения споров между покупателями, продавцами и брокерами в ходе заключения или исполнения биржевых сделок они могут обращаться в третейский суд - Арбитражную комиссию биржи для разрешения этих споров. Она не наделена правом принимать решения, обязательные к исполнению сторонами конфликта.

Это своего рода согласительная комиссия. При неудовлетворенности какой-либо из сторон итогами разбирательства в Арбитражной комиссии дело передается в судебные инстанции.


Схема 6. Примерная организационная структура биржи
Важным подразделением стационарной структуры биржи может быть Расчетная палата.
Ее Фуыкции заключаются в оперативном и точном проведении расчетов по биржевым сделкам, в регулировании и формализации процедуры платежей. На отечественных биржах пока еще нет современных расчетных палат в полном смысле этого слова. Подобным подразделением на российской бирже являются расчетно-финансовые центры, без которых нормальная жизнедея-тельность биржи невозможна.

На фьючерсных биржах Расчетная палата станвится главным гарантом исполнения сделок, так как она осуществляет учет находящейся в залоге маржи и предоставляет кредит контрагентам сделки.
Исполнительные органы каждой биржи весьма разнообразны. Они зависят от объема сделок, совершаемых на бирже, количества брокерских контор, работающих на ней, и вида товара, торговля которым осуществляется на бирже. Примерная типовая организационная структура биржи представлена на схеме б.

ТОВАРНАЯ БИРЖА


4.1. Формирование товарных рынков
Основным содержанием деятельности товарной биржи является создание наиболее благоприятных условий для заключения товарных сделок. Главной функцией товарной биржи считаются организация постоянно действующего товарного рынка и оказание посреднических и других услуг участникам биржевых торгов.

Биржа как организация с правом юридического лица не выступает в сделках купли-продажи стороной, т.е. не осуществляет торгово-посредническую деятельность. Нормальное функционирование товарной биржи возможно при наличии рыночной среды, самостоятельности предприятий, достаточно насыщенного рынка биржевых товаров, неограниченного числа продавцов, покупателей и посредников, конкуренции, стабильности денежной системы, развитой инфраструктуры.
Товарная биржа - классический институт рыночной экономики, формирующий оптовый рынок товаров путем организации и регулирования биржевой торговли.
Товарная биржа с экономической точки зрения представляет собой организованный товарный рынок, механизм деятельности которого во многом определяется условиями формирования и функционирования товарного рынка. Вместе с тем современный рыночный механизм может действовать в качестве эффективного регулятора общественного производства только в том случае, если он формируется в единстве рынков потребительских товаров и услуг, сырья и средств производства, рабочей силы, земли, капитала и информации.
В системе общественного воспроизводства рынок выступает как сфера товарного обмена. Его формирование органически связано с развитием и углублением общественного разделения труда и хозяйственной обособленности производителей.
С точки зрения производственных отношений рынок представляет собой отношения по поводу реализации товаров, их купли-продажи, особый способ формирования экономических связей.
Рынок существует как система взаимосвязанных, но достаточно самостоятельных рынков. Объектами рыночных отношений выступают как конечные результаты производственного процесса, так и факторы производства (средства производства, рабочая сила, капитал)
Для товарного рынка, как и любого другого, наиболее важными являются такие понятия, как спрос и предложение.
Спрос представляет собой требование на товары со стороны покупателя, заинтересованность в конкретных видах товаров; он ограничен, с одной стороны, их производственными потребностями, а с другой - платежеспособностыо. Предложение - это совокупность товаров, которые предназначены для реализации (продажи).

Основными ее источниками являются производство, сельское хозяйство, товарные запасы, импорт и прочие поступления.
При переходе к рыночным отношениям в России существенно изменились процесс формирования и источники поступления товарного предложения. Оно все более ориентируется на изменяющиеся потребности общества.
Соотношение между спросом и предложением тесно связано с ценообразованием.
Кроме того, спрос и предложение формируют рынок продавца и рынок покупателя. Рынком продавца называют такую ситуацию, при которой спрос превышает предложение, и, наоборот, рынком покупателя считают превышение предложения над его спросом.

В первом случае имеет место дефицит товаров. Рынок покупателя для общества более выгоден, так как он отличается большим выбором товаров, влияет на ценообразование, технико-экономические показатели товара, стимулирует прогресс как в сфере производства, так и в сфере обращения.
В зависимости от характера взаимоотношений между продавцом и покупателем формируются свободные (открытые), замкнутые и регулируемые рынки.
При свободных (открытых) рынках не существует никаких ограничений при купле-продаже товаров. Замкнутые рынки обслуживают внутрикорпорационные (внутриотраслевые) поставки.

На регулируемых рынках проводятся операции по купле-продаже товаров в соответствии с международными товарными соглашениями.
Среди товарных рынков большое место занимают так называемые посреднические рынки, к которым относят товарные биржи, аукционы, торги. Для посреднических рынков характерна купля-продажа строго определенных товаров: для товарных бирж такие товары должны обладать определенными признаками, быть массовыми,
взаимозаменяемыми; для аукционов отбираются товары, пользующиеся повышенным спросом, обладающие индивидуальными признаками (произведения искусства, пушнина); для торгов отбирается, как правило, оборудование, производство которого требует
предварительного согласования его технико-экономических характеристик.
Всякий товарный рынок обладает рядом специфических черт, связанных с особенностями экономического и политического развития страны.
Важнейшим показателем эффективности функционирования товарного рынка и его организационных структур является емкость рынка. Этот показатель характеризуется экспортно-импортным балансом. Вторая характеристика рынка - его диверсифицированность.

Например, территория США охватывает несколько географических поясов. Сосуществование крупных корпораций и огромного числа мелких производителей, этническая разноликость американского общества, наличие острых социальных контрастов при высоком уровне средних доходов населения дают возможность иностранным поставщикам сбывать на этом рынке самую разнообразную продукцию: от сложнейших ЭВТ до простейших станков, от предметов роскоши до дешевого ширпотреба, от массовых продовольственных товаров до деликатесов, от товаров международного стандарта до продукции узконационального характера для национальных меньшинств.
Товарный рынок в странах с развитой рыночной экономикой отличается высоким научно-техническим уровнем производства, что характерно для цивилизованных стран; наличием конкуренции; жесткими требованиями правительства в области защиты прав и интересов потребителя; повышенными требованиями рынка к качеству товара, безопасности его потребления; соблюдением экологической чистоты, упаковки, маркировки и обеспечением послепродажного обслуживания.
Изучение продвижения товара от поставщика к потребителю производится с помощью сегментации, т.е. выделения важнейших факторов, влияющих на процесс эффективности сбыта продукции и выбора форм доведения продукции до потребителя.
Наиболее распространенными критериями сегментации являются:
1) количественные параметры сегмента. К их числу относится емкость сегмента (количество изделий и их стоимость на момент продажи; число потенциальных потребителей и территория их проживания);
2) доступность сегмента для конкретного предприятия (возможность предприятия получить каналы распределения: и сбыта продукции, условия хранения и транспортировки изделия потребителям на данном сегменте рынка);
3) существенность сегмента (насколько реально ту или иную группу потребителей можно рассматривать как сегмент рынка ее устойчивость) ;
4) прибыльность (рентабельность);
5) совместимость сегмента с рынком основных конкурентов (в какой степени основные конкуренты готовы поступиться выбранным сегментом рынка);
6) эффективность работы на выбранном сегменте рынка (проверка наличия у поставщика опыта работы);
7) защищенность выбранного сегмента от конкуренции (реальная оценка поставщиком своих возможностей в конкурентной борьбе с другими предприятиями-поставщиками).
Для конкретно взятого поставщика работа по сегментации рынка предполагает изучение демографических, географических, психографических и потребительских факторов для достцжения наибольшей эффективности сбыта товара на конкретном товарном рынке (схема 7).
Специфика товарных рынков отдельно взятой страны определяется уровнем развития промышленного и сельскохозяйственного производства, удельным весом представленных на рынке видов товаров, которые определяют отраслевые характеристики товарного рынка.
Развитие товарных рынков привело к разделению их на рынки реального товара и рынки прав на товар. Первоначальный рынок прав на товар устанавливал отношения продавцов и покупателей по поводу передачи товара в будущем по ценам, которые устанавливались заблаговременно. Такие рынки позволяли продавцам иметь уверенность в реализации своего товара, а покупателям заранее планировать изжержки, связанные с будущим приобретением нужной им продукции.

Рынок прав на товар потребовал унифицированного подхода как с самому товару, так и условиям его продажи и поставки в будущем. Поэтому рынок прав на товар охватывает небольшой круг товаров по сравнению с рынком реального товара.

Например, при торговле сырой нефтью рынок реального товара (мокрые баррели) учитывает все виды нефти, которые добываются в мире (около 70 видов сырой нефти). Рынки прав на нефтяной товар представлены форвардным, фьючерсным и опционным рынками.
Форвардный рынок используется для сортов нефти (брент, дюбаль, аляскинская нефть и западнотехасская средняя нефть). Фьючерсные и опционные рынки привлекаются только для двух сортов нефти: брент и западнотехасская.
Для каждого отдельного товарного рынка большое значение имеют учасники выполняющие функции.
Например, участниками международного рынка нефти в настоящее время считаются:
1) нефтяные компании занимающиеся разведкой, добычей, переработкой и продажей как сырой нефти, так и нефтепродуктов. Кроме того, многие нефтяные компании занимаются торговлей правами на нефть и нефтепродукты: фьючерсами и опционами, обменом фьючерсов на реальный товар (например, Бритишпетролиум (ВР), Шелл (Shell). Это новые виды рынков;
2) нефтеперерабатывающие заводы, выступающие в роли покупателей сырой нефти и продавцов (поставщиков) на рынок продуктов нефтепереработки;
3) независимые торговые компании (например, Тарк Рич (Tark Rich), Витол (Vitol), Аркадия (Arkadia). Они работают как на реальном, так и на новых видах рынков;
4) финансовые инвестиционные компании, банки, торговые дома (Торган Стенлей - Torgan Stanlay, Aig), которые работают на новых видах рынков;
5) инвесторы, как частные, так и коллективные, работающие на новых видах рынков и стремящиеся получить выгоду от удачного вложения денег во фьючерсные и опционные контракты на нефть и нефтепродукты,
Для товарных рынков большое значение имеет и такое понятие, как география рынков, т.е. концентрация продажи тех или иных продуктов (товаров) в одном или нескольких пунктах. Сегодня конкуренция, новые возможности использования современной техники снижают роль традиционных центров торговли.

Однако до настоящего времени, например, торговля цветными металлами ориентируется на Лондонскую биржу металлов (LTE), торговля зерном на биржу Чикаго Борд оф ТреЙд.
Хотя рынки прав на товар - это своего рода надстройка над рынками реального товара, они составляют необходимое условие для нормального функционирования последних в современных сложных международных товарно-денежных отношениях.

Биржевой товар

В Законе РФ О товарных биржах и биржевой торговле говорится, что биржевой товар - это не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допушенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле^ .
Таким образом, каждая биржа вправе самостоятельно устанавливать состав товаров, которые будут являться объектом биржевого торга. Однако при этом учитываются те требования, которые предъявляются к биржевым товарам практикой биржевой торговли.
Вопрос о том, что можно продавать на бирже, т.е- о биржевом товаре, является одним из существенных для любой биржи.
Безусловно, подход и требования к биржевому товару менялись с развитием биржевой торговли. Первоначально к биржевым товарам не предъявлялись какие-то особые требования.

В настоящее время торговля на бирже товарами в их отсутствие, свободное ценообразование, торговля как наличным товаром, так и произведенным к определенному сроку, операции купли-продажи не только товаром как таковым, но и договором (контрактом) на его поставку в будущем, а также торговля правом на заключение такого договора потребовали строгого отбора специального биржевого товара.
Каким же требованиям должен соответствовать биржевой товар?
Прежде всего биржевой товар должен быть массовым, т.е. выпускаться в достаточно большом обьеме, большим числом производителей и закупаться (предназначаться) большим числом потребителей. Сосредоточение на бирже большого числа как продавцов, так и покупателей конкретного товара дает возможность наиболее правильно установить спрос и предложение, а следовательно, выявить действительно равновесную цену.

Изделия единственного производителя, уникальные по манере исполнения, хотя и произведенные в достаточно большом количестве, не могут быть объектом биржевого торга в связи с тем, что уникальные свойства таких товаров не позволяют выявить их общепризнанную оценку и не дают возможности установить наиболее приемлемую цену.



Содержание раздела