d9e5a92d

Причины затянувшегося переходного периода

По сравнению со странами Юго-Восточной Европы Россия по сумме баллов опережает большинство стран, входивших в состав Югославии. Это в целом неудивительно, так как это большинство как раз принимало участие в вооруженных конфликтах, и показатели перехода у них одни из самых низких в Европе.

Однако сумма баллов ниже, чем у Болгарии, Румынии и Хорватии; она такая же, как и у Македонии: 26,64 балла.
Что касается стран Центральной и Восточной Европы и Балтии, то здесь Россия отстает от всех стран данной группы как по средним, так и по суммарным показателям, среднее отставание средних показателей составляет 0,66 балла. Примечание.

В 2002 году разрыв составлял 0,72 балла. Это дает основания полагать, что есть тенденция к уравниванию средних показателей и приближению показателей России к наиболее успешным постсоциалистическим странам.
Особенностью подхода ЕБРР является то, что даются оценочные индексы по каждой из 9 институциональных областей, которые в конечном счете не суммируются и, соответственно, общего вывода по завершенности переходного периода не делается. Относясь с пониманием к нежеланию ЕБРР делать общие оценки, представляется допустимым предложить следующее развитие используемого ЕБРР подхода.
Своеобразным рубежом в развитости каждой из институциональных областей должно стать рейтинговое значение 3. Применительно к Приватизации малых предприятий, к примеру, это будет означать, что комплексная программа почти готова к выполнению, а применительно к Антимонопольной политике - есть отдельные принудительные меры по устранению монополизма на рынке и содействию развитию конкурентной среды с расчленением предприятий-монополистов, устранение многих ограничений по формированию новых участников рынка.
Суммарный рубежный индекс по 9 областям составит 27 баллов. При оценке обязательно должно выдерживаться следующее условие: страна считается построившей рыночную экономику, если суммарный индекс равняется или превышает значение 27, при условии, что ни по одной из 9 институциональных областей он не опускается ниже 3. Это означает, что если даже суммарный индекс больше 27, но, к примеру, в Приватизации крупных предприятий доля частной собственности незначительна (индекс составит, таким образом, 1), то говорить об успешности прохождения переходного периода преждевременно.
Суммарный показатель России составил в 2004 году 26,65 балла. За последние 5 лет он поднялся на 3 балла.

Наиболее серьезные изменения, которые привели к наибольшему увеличению индексов ЕБРР, произошли в области реформирования небанковских финансовых организаций и либерализации торгово-валютных операций.
Для того чтобы достичь суммарного индекса, равного 27, с учетом ограничения в 3 балла по каждой из институциональных областей, России необходимо сделать следующее. В области конкуренции и реформирования предприятий необходимо значительно ужесточить бюджетные ограничения на предприятиях и более последовательно и эффективно применять законодательство о банкротстве. Также следует устранить некоторые ограничения на формирование новых участников рынка. В финансовой сфере основной задачей является формирование адекватных механизмов пруденциального надзора и регулирования банков, а также укрепление защиты прав миноритарных акционеров.

Кроме того, в области инфраструктурных реформ России не хватает 0,33 балла до рубежного значения. Их можно достичь за счет реформирования автомобильных дорог и водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ).

В области ВКХ определенные положительные сдвиги могут произойти при удачном проведении реформы ЖКХ.
В принципе, в течение 2-х лет, до 2006 года включительно, проведение таких преобразований вполне возможно. Это означает, что 2006 год - наиболее вероятный год окончания переходного периода по количественным показателям - вполне может быть оценен в качестве такового и по качественным (институциональным).
Что касается других стран, то среди стран СНГ нет таких, которые бы превысили порог в 27 баллов, и при этом по каждому показателю имели бы оценку не менее 3. Армения в принципе достигла рубежного значения, но по отдельным институциональным областям наблюдается отставание.
В Юго-Восточной Европе уже появляются страны с суммарным индексом больше 27. Это Хорватия, Болгария и Румыния.

Однако даже у них отдельные показатели меньше 3. Несомненным узким местом для всех них, как и для России, является антимонопольная политика и структурные реформы на предприятиях.
Что касается стран Центральной и Восточной Европы и Балтии, то все они преодолели пороговое значение 27 баллов, однако полностью преодолели его по всем показателям не все. За бортом остались страны Балтии (недотягивают по антимонопольной политике и инфраструктурным реформам), Словения и Словацкая Республика (недостает 0,33 балла по показателям реформирования небанковских финансовых организаций, а также в области антимонопольной политики и инфраструктурных реформ).


По критерию, сформулированному выше, к странам, завершившим построение рыночной экономики, можно отнести Венгрию, Чешскую Республику и Польшу. Заметим, что этот факт подтверждает и формальный критерий восстановления ВВП.
Как видно, у большинства стран с переходными экономиками наиболее трудно идет реализация антимонопольной политики, реформированиеинфраструктуры и финансовых организаций. Наименьшие трудности вызывают высвобождение цен и приватизация малых предприятий, поэтим показателям 3 группы переходных стран достигают наибольшего среднего балла по классификации ЕБРР.

Кроме того, если посмотреть на наиболее успешную группу стран - Центральную и Восточную Европу и Балтию, то очевидно, что переход немыслим без полной либерализации внешней торговли и валютных операций.
Нельзя также упускать из виду точку зрения новейшего институционального подхода к переходным экономикам. Согласно ему, эффективная институциональная система - это система, обеспечивающая экономический рост.

Институциональное равновесие (стабильность) - это такая ситуация, которая означает, что при данных относительных издержках и выигрышах от изменения игры, которые ведут участники контрактных отношений, им невыгодно менять игру. Такая ситуация вовсе не означает, что все игроки довольны существующими правилами и контрактами.

Устойчивость институтов нисколько не противоречит тому факту, что они претерпевают изменения. Развиваются все институты.
Таким образом, получается, что, с одной стороны, в России с 1999 года наблюдается устойчивый экономический рост, который является признаком институционального равновесия. С другой стороны, отсутствие глубоких и эффективных реформ многих институтов (административная реформа, монетизация льгот, реформа ЖКХ, пенсионная реформа и др.) плохо сочетается с этим самым институциональным равновесием.

В результате институциональный подход в оценке завершенности переходного периода в российской экономике по состоянию на начало 2005 года дает скорее отрицательный, чем положительный результат.

Причины затянувшегося переходного периода


Констатация того, что переходный период в России явно затянулся, естественным образом ставит вопрос о том, почему так произошло. Вопрос этот настолько фундаментальный, что ответ на него вполне может претендовать на проведение отдельного исследования. Тем не менее краткая версия ответа представляется следующей:
- очень глубоким был социально-экономический кризис к началу рыночных реформ. Системные недостатки плановой экономики, нерешительность и непоследовательность властей довели систему, что называется, до крайности;
- распад Советского Союза. Можно по-разному оценивать неизбежность произошедшего с СССР.

Однако очевидно, что его распад сыграл крайне негативную роль. К примеру, отсутствие единого эмиссионного центра явилось одной из важнейших причин того, что Россия в 1992 году имела высочайшую инфляцию (более 2500% в год);
- крайне утяжеленная, военно-ориентированная структура экономики.
Такая структура наихудшим образом приспособлена к рыночным преобразованиям на начальном этапе реформ. Это в полной мере ощутила на себе Россия, и, между прочим, Украина тоже;
- острое политическое противостояние, апогеем которого стал конституционный кризис осени 1993 года;
- ошибки экономической политики.

Выводы


1. В 2004 году ВВП составил 89,3% от уровня 1991 года, не достигнув, таким образом, дореформенного уровня. Это означает, что формально переходный период в России еще не завершен.
2. С большой долей вероятности уровень ВВП достигнет дореформенного в 2006 году при условии, что средний темп прироста составит в 2005-2006гг порядка 6% в год.
3. Расходы на конечное потребление ВВП достигли дореформенного уровня еще в 2002 году.
4. В результате реформ сформировалась рыночная структура использования ВВП (доля конечного потребления выросла с 63% до 66%, доля валового накопления снизилась с 37% до 21%, доля чистого экспорта увеличилась с 0% до 13%).
5. Оценка завершенности переходного периода по развитости институтов рыночной экономики свидетельствует, с одной стороны о значительном прогрессе России в построении рыночной экономики (либерализация, приватизация малых предприятий), а с другой, об имеющихся еще резервах (реформирование предприятий, антимонопольная политика и др.). Общая качественная оценка не позволяет сделать вывод о завершении перехода к рынку с точки зрения институциональных преобразований.
7. Затянувшийся переходный период имеет следствием обострение социальной напряженности со всеми вытекающими отсюда последствиями. Цветные революции на постсоветском пространстве имеют достаточно объективную социально-экономическую обусловленность.

Россия в настоящее время замыкает шестерку стран, проранжированных по критерию недовос-становления ВВП до дореформенного уровня.

Методические примечания к классификации показателей процесса перехода (ЕБРР).


Приведенные здесь показатели процесса перехода (в баллах) отражают мнение Экономического департамента ЕБРР о результатах движения конкретных стран по пути реформ. В основе этих показателей лежит приведенная ниже система классификации, которая была изначально разработана в Докладе о процессе перехода за 1994 год, а в дальнейших докладах была улучшена и исправлена.
Рейтинговые значения + и - рассчитаны путем прибавления 0,33 к полному значению или вычитания 0,33 из него. Средняя величина получена путем округления, т.е. оценка в 2,6 балла показывается как 2+, а оценка в 2,8 балла -как 3-.
Система классификации показателей процесса перехода

Аспект перехода Категория Описание категории
Приватизация крупных предприятий 1 Доля частной собственности незначительна.
2 Комплексный план почти готов к выполнению, некоторые предприятия проданы.
3 Более 25% фондов крупных предприятий находится в частных руках или в процессе приватизации (при этом процесс достиг этапа, на котором государство фактически уступило принадлежавшие ему права собственности), но, возможно, есть крупные и пока еще нерешенные вопросы корпоративного управления.
4 Более 50% фондов государственных и сельскохозяйственных предприятий находится в частной собственности, и корпоративное управление этими предприятиями значительно улучшено.
4+ Типичные для передовых промышленных стран стандарты и показатели: более 75% фондов предприятий находится в частной собственности при эффективном корпоративном управлении ими.
Приватизация малых предприятий 1 Результаты незначительны.
2 Приватизирована существенная доля.
3 Комплексная программа почти полностью готова к выполнению.
4 Завершена приватизация малых предприятий с возможностью продажи прав собственности.
4+ Типичные для передовых промышленных стран стандарты и показатели: отсутствие на малых предприятиях государственной собственности, разрешена купля-продажа земли.
Управление и структурная реорганизация на предприятиях 1 Мягкие бюджетные ограничения (нежесткая кредитно-дотационная политика ослабляет финансовую дисциплину на уровне предприятий), мало других реформ по внедрению норм корпоративного управления.
2 Умеренно жесткая кредитно-дотационная политика, но слабое применение законодательства о банкротстве и мало мер по усилению конкуренции и корпоративного управления.


3 Значительные и последовательные меры по ужесточению бюджетных ограничений и эффективному внедрению норм корпоративного управления (например, путем приватизации в сочетании с жесткой кредитно-дотационной политикой и/или применением законодательства о банкротстве).
4 Существенное улучшение корпоративного управления и крупные новые капиталовложения на уровне предприятий.
4+ Типичные для передовых промышленных стран стандарты и показатели: осуществление эффективного контроля за предприятиями со стороны отечественных финансовых институтов и рынков в интересах проведения диктуемой рыночными требованиями структурной реорганизации.
Высвобождение цен 1 Большинство цен официально устанавливается государством.
2 Отмена регулирования в отношении ряда цен, государственные закупки по нерыночным ценам на большинство категорий товаров.
3 Значительный прогресс в деле высвобождения цен, но государственные закупки по нерыночным ценам по-прежнему широко распространены.
4 Всестороннее высвобождение цен, государственные закупки по нерыночным ценам большей частью отменены, цены регулируются лишь на небольшое число товаров.
4+ Типичные для передовых промышленных стран стандарты и показатели: полное высвобождение цен, контролируются лишь цены на жилье, транспорт и продукцию естественных монополий.
Внешняя торговля и валютные операции 1 Широко распространено регулирование импорта и/или экспорта или весьма ограничен законный доступ к СКВ.
2 Некоторая либерализация регулирования импорта и/или экспорта, почти полная конвертируемость по текущим операциям в принципе, но при не полностью прозрачном режиме регулирования валютных операций (могут действовать множественные курсовые режимы).
3 Отмена почти всех количественных и административных ограничений на импорт и экспорт, почти полная конвертируемость по текущим операциям.
4 Отмена всех количественных и административных ограничений на импорт и экспорт (кроме сельскохозяйственной продукции) и всех крупных экспортных тарифов, со стороны министерств и государственных торговых организаций незначительное прямое вмешательство в осуществление экспортно-импортных операций, нет крупных различий в таможенных пошлинах на несельскохозяйственные товары и услуги, конвертируемость полная и по текущим
операциям.
4+ Стандарты и показатели передовых промышленных стран: устранение большинства тарифных барьеров, членство в ВТО.
Антимонопольная
политика
1 Отсутствие антимонопольного законодательства и институтов.
2 Принятие антимонопольного законодательства и учреждение антимонопольных органов, устранение ряда ограничений на формирование новых участников рынка или принятие мер принуждения к
предприятиям- монополистам.
3 Отдельные принудительные меры по устранению монополизма на рынке и содействие развитию конкурентной среды с расчленением предприятий- монополистов, устранение многих ограничений на формирование новых участников рынка.
4 Масштабные принудительные меры по устранению монополизма на рынке и содействие развитию конкурентной среды.

4+ Типичные для передовых промышленных стран стандарты и показатели: эффективное проведение в жизнь антимонопольной политики, отсутствие ограничений на формирование новых участников на большинстве рынков.
Банковская реформа и либерализация процентных ставок 1 Помимо создания двухъярусной системы остальные результаты весьма скромные.
2 Значительная либерализация процентных ставок и кредитования, ограниченная практика директивного кредитования или установления потолков на процентные ставки.
3 Существенный прогресс в обеспечении состоятельности банков и в формировании основ пруденциального надзора и регулирования, полная либерализация процентных ставок при незначительном привилегированном доступе к дешевым ресурсам рефинансирования, крупные объемы кредитования частных предприятий и наличие большого числа частных банков.
4 Значительное сближение законов и норм регулирования банковской деятельности со стандартами БМР, реальная конкуренция в банковской системе и эффективность пруденциального надзора, крупные объемы срочного кредитования частных предприятий, существенное углубление финансовой системы.
4+ Стандарты и показатели передовых промышленных стран: полное соответствие законов и норм регулирования банковской деятельно -сти стандартам БМР, оказание всего комплекса банковских услуг в условиях конкуренции.
Фондовые рынки и небанковские финансовые организации 1 Незначительный прогресс.
2 Создание фондовых бирж, появление оптовых торговцев ценными бумагами и брокеров, торговля в малых объемах государственными обязательствами и/или ценными бумагами, зачаточное состояние законодательно-нормативной базы регулирования эмиссии и размещения ценных бумаг.
3 Эмиссия ценных бумаг частными предприятиями в крупных объемах, учреждение независимых реестров акций, надежные процедуры клиринга и взаиморасчетов, некоторая защита прав миноритарных акционеров, появление небанковских финансовых организаций (например, инвестиционных фондов, частных страховых и пенсионных фондов, лизинговых компаний) и связанной с этим нормативной базы.
4 Законы и нормы регулирования ценных бумаг почти на уровне стандартов ИОСКО, существенная ликвидность и капитализация рынка, нормальное функционирование небанковских финансовых организаций и эффективность регулирования.
4+ Стандарты и показатели передовых промышленных стран: полное соответствие законов и норм регулирования ценных бумаг стандартам ИОСКО, полностью развитая система небанковского посредничества.
Инфраструктурные
реформы
4+ Баллы выставляются по средней величине показателей реформирования пяти инфраструктурных областей: электроэнергетика, автомобильные дороги, железные дороги, связь и водопроводноканализационное хозяйство (ВКХ). Система классификации этих пяти показателей приведена ниже.
Показатели хода инфраструктурных реформ

Электроэнергетика 1 Отрасль функционирует как государственное ведомство, и степень ее коммерческой свободы и учета факторов рыночной стихии весьма ограничена. Расценки в среднем ниже издержек производства, имеет место перекрестное субсидирование. Структура отрасли характеризуется монолитностью без расчленения ее деятельности на различные сегменты.
2 Электроэнергетическая компания отделена от государства, но государство все же вмешивается в ее работу. Предпринимались отдельные попытки ужесточить бюджетные ограничения, но у руководства мало стимулов для налаживания эффективной работы предприятия. Институциональных реформ проведено мало, и участие частного капитала ниже минимального.
3 Принят закон о полномасштабной структурной реорганизации отрасли, включая вертикальное расчленение отрасли путем разнесения ее участков на самостоятельные балансы и создания надзорного органа. Проведены определенные реформы в области тарифообразования, и повышена собираемость платы. Отмечается определенная степень привлечения в отрасль частного сектора.
4 Отрасль расчленена на генерирующий, передающий и распределительный сегменты. Создан надзорный орган. Разработаны и соблюдаются правила тарифообразования с учетом издержек производства. В сегментах энергораспределения и/или генерации отмечается масштабное участие частного капитала. Достигнута определенная степень либерализации.
4+ Тарифы устанавливаются с учетом издержек производства и обеспечивают требуемые стимулы для повышения эффективности работы отрасли. Большая степень участия в отрасли частного капитала в расчлененной на сегменты и нормально регулируемой отрасли. Отрасль прошла полномасштабную либерализацию, в ней действуют четкие правила и нормы доступа предприятий к сетям, сегмент генерации характеризуется полнокровной конкуренцией.
Железные дороги 1 Монолитность организации в форме государственного ведомства. Коммерческая свобода весьма ограничена. Отсутствие участия частного капитала и наличие перекрестного субсидирования в больших масштабах.
2 Железнодорожный транспорт выведен из сферы ведения государства, но коммерческие задачи его прописаны слабо. В отдельных случаях имеет место составление бизнес-планов, но постановка задач в них носит общий и предварительный характер. Бюджетное финансирование льготных железнодорожных услуг для населения отсутствует. Вспомогательные виды деятельности отделены от основных, но в крайне редких случаях сняты с общего баланса. Участие частного капитала минимальное.
3 Железнодорожный транспорт ориентирован на применение хозрасчета. Грузовые перевозки отделены от пассажирских, а вспомогательные виды деятельности в отдельных случаях сняты с общего баланса. В определенном объеме выделяются бюджетные средства на цели компенсации за пассажирские перевозки. Бизнес-планы составляются с более четко прописанными задачами в области инвестиций и модернизации, но не обеспечены надежными источниками финансирования. Частный капитал в определенной мере привлекается к выполнению работ по модернизации и/или техническому обслуживанию.

4 Железные дороги полностью перешли на хозрасчет и на них задействованы самостоятельные хозрасчетные подразделения, осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки. В областях тарифообразования и капиталовложений во многом действует принцип рыночной свободы выбора. Выполняются среднесрочные бизнес-планы. Вспомогательные виды деятельности сняты с общего баланса. Частный сектор участвует в осуществлении грузовых перевозок, оказании вспомогательных услуг и содержании инфраструктуры.
4+ Инфраструктура отделена от производственно-эксплуатационной деятельности, а грузовые перевозки от пассажирских. Запланировано или уже осуществлено полное снятие с баланса производственных фондов с передачей прав собственности на них, в том числе на инфраструктуру и подвижной состав. На железнодорожном транспорте создан надзорный орган и обеспечен доступ к системе тарифообразования.
Автомобильные дороги 1 Децентрализация происходит в минимальных масштабах, а хозрасчет вообще отсутствует. Все надзорные, дорожноэксплуатационные и ресурсораспределительные функции централизованы на министерском уровне. Объемы новых капиталовложений и затрат на содержание дорог зависят от ассигнований из центрального бюджета. Плата за пользование дорогами устанавливается без увязки с издержками на автодорожную сеть. Дорожностроительные и ремонтные работы ведутся силами государственных строительных организаций. При подготовке автодорожных проектов консультации с общественностью не проводятся.
2 Децентрализация имеет место в умеренных масштабах, сделаны первые шаги по пути введения хозрасчета. Создано автодорожное/автошоссейное агентство. Улучшена система ресурсораспреде-ления и государственного заказа. Плата с пользователей дорог рассчитывается по налогам на автотранспортные средства и топливо, но не увязана с интенсивностью дорогопользования. Дорожный фонд создан, но зависит от ассигнований из центрального бюджета. Дорожно-строительные и ремонтные работы проводятся главным образом акционированными государственными организациями с небольшой долей участия в них частного сектора. При подготовке автодорожных проектов консультации с общественностью проводятся, но в минимальной мере.
3 Децентрализация и хозрасчет имеют довольно большое распространение. Функции надзора и ресурсораспределения отделены от функций содержания и эксплуатации автодорожной сети. Ставки налогов на автотранспортные средства и топливо увязаны с интенсивностью дорогопользования. На договорно-коммерческих началах частные компании привлекаются к строительству и эксплуатации автодорог. Частный сектор привлекается к содержанию автодорог и/или на концессионных началах к финансированию, эксплуатации и содержанию определенных участков шоссейных дорог. При подготовке автодорожных проектов консультации с общественностью и/или участие общественности и отчетность перед нею имеют место, но в ограниченных масштабах.



Содержание раздела