d9e5a92d

Критерии переходной экономики

4 Обеспечена широкая децентрализация. Система распределения автодорожных затрат носит прозрачный характер. Накоплен опыт проведения конкурсов на проектирование, строительство, содержание и эксплуатацию автодорог. К строительству, эксплуатации и содержанию автодорог активно в широких масштабах привлекается частный капитал в форме прямого участия и создания государственно-частных товариществ. При подготовке автодорожных проектов активно ведутся консультации с общественностью и/или обеспечивается участие общественности и отчетность перед нею.
4+ Создана полностью децентрализованная система управления автодорогами. Дорожно-ремонтные работы ведутся на коммерческих началах с привлечением частных предприятий на конкурсной основе. Плата с пользователей дорог взимается с учетом всех издержек на дорогопользование и связанных с этим факторов, как то: загруженность дорог, частотность несчастных случаев и уровень экологического загрязнения. Частный сектор широко привлекается к участию во всех аспектах автодорожного хозяйства. При подготовке новых автодорожных проектов с общественностью проводятся полномасштабные консультации.
Связь 1 В области введения хозрасчета и регулирования сделано мало. Участие частного сектора минимальное, а государство активно вмешивается в решение оперативных вопросов. Плата за услуги связи установлена на низком уровне, перекрестное субсидирование имеет широкое распространение. Нет планов либерализации отрасли даже применительно к сотовой телефонной связи и услугам, обеспечивающим добавленную стоимость.
2 В области введения хозрасчета достигнуты скромные результаты. Состоялось акционирование оператора-монополиста, и в определенной степени отрасль выведена из сферы ведения государства, но тарифы по- прежнему устанавливаются на государственном уровне.
3 В области введения хозрасчета и регулирования достигнуты значительные результаты. Телекоммуникации полностью отделены от почты, и сокращены масштабы перекрестного субсидирования. Сотовая связь и услуги, обеспечивающие добавленную стоимость, во многом либерализованы.
4 Полностью внедрен хозрасчет, включая приватизацию оператора-монополиста, и проведена полномасштабная реформа надзорных функций и организационных структур. Достигнута широкая степень либерализации режима образования новых участников рынка услуг связи.
4+ Внедрена эффективная система регулирования силами независимого надзорного органа. Сформирована взаимоувязанная нормативноинституциональная база тарифообразования, правил подключения, лицензирования, установления платы за концессии и частоты. Имеется орган защиты прав потребителей.
Водопроводно- кана- 1 Масштабы децентрализации минимальные, хозрасчет отсутствует.
лизационное хозяй- ВКХ функционирует как вертикально интегрированная естествен-
ство (ВКХ) ная монополия в ведении государственного ведомства или муниципальных органов. На муниципальном уровне у него нет финансовой самостоятельности и/или управленческих функций. Тарифы низкие, собираемость платы в денежной форме низкая, имеет место перекрестное субсидирование.

2 Масштабы децентрализации умеренны, сделаны первые шаги по пути введения хозрасчета. Услуги ВКХ оказываются находящимися в муниципальной собственности предприятиями. Тарифы обеспечивают частичную окупаемость ВКХ, уже сделаны первые шаги к отмене перекрестного субсидирования. Обнародованы общенормативные документы о тарифообразовании и качестве оказываемых услуг, но они по- прежнему находятся в ведении государственных ведомств. Частный сектор в определенной мере привлекается путем заключения договоров обслуживания или управления либо проведения конкурсов на оказание непрофильных услуг.
3 Децентрализация и хозрасчет имеют довольно большое распространение. Предприятия ВКХ действуют в условиях управленческой и финансовой независимости от муниципальных образований, применяют международные стандарты отчетности и оснащены автоматизированными системами управления и информатики. Тарифы построены по принципу полной окупаемости издержек, перекрестное субсидирование имеет минимальные масштабы. В договорных документах более подробно прописаны правила, предусматривающие формулы тарифообразования и нормы качества работы. Участие частного сектора обеспечивается в форме передачи в полную концессию функций оказания крупных услуг, как минимум, в одном городе.
4 Децентрализация и хозрасчет внедрены в крупных масштабах. Предприятия ВКХ действуют самостоятельно и в финансовом отношении рентабельно в плане движения их денежных средств - за вычетом трансфертов по линии муниципальных бюджетов. Перекрестное субсидирование отсутствует. Полуавтономный надзорный орган имеет право рекомендовать и применять тарифы, обеспечивать качество услуг. Частный сектор привлекается в крупных масштабах путем предоставления ему концессий на строительство, эксплуатацию и передачу объектов, заключения договоров управления либо продажи фондов в ряде городов.
4+ Предприятия ВКХ полностью децентрализованы и работают на условиях хозрасчета. Действует полностью независимый надзорный орган, наделенный всей полнотой прав контроля за ставками тарифов и нормами качества работы предприятий, а также применения их. Активно привлекается частный сектор путем заключения договоров обслуживания, управления, аренды. Действуют мощные стимулы, работа ведется полностью в форме концессий, и/или предприятия ВКХ сняты с муниципального баланса в крупных городах.
<

p>

Критерии переходной экономики в рамках антидемпинговых законодательствСША


В США страной с нерыночной экономикой считается страна, в которой не соблюдаются правила рыночного ценообразования и формирования издержек. При оценке степени рыночности экономики страны принимаются во внимание следующие 6 факторов:
- степень конвертируемости валюты страны в валюту других стран;
- степень, в которой ставки заработной платы страны определяются свободной договоренностью между работниками и управляющими;
- степень, в которой совместные предприятия или другие формы инвестирования иностранных фирм разрешены в стране;
- уровень государственной собственности или контроля в отношении средств производства;
- степень государственного контроля над распределением ресурсов и над решениями предприятий о ценах и выпуске; при этом требуется, чтобы решения, касающиеся цены и выпуска промышленности были свободными от вмешательства правительства и чтобы все важные затраты на продукцию оплачивались по рыночным ценам.
- другие факторы, которые административный орган сочтет уместными.
Административный орган может присвоить статус нерыночной экономики в любое время любой стране. По запросу органа специальный уполномоченный Таможни предоставляет доступную ему информацию, которую орган считает важной для принятия решения по делам о товарах из стран с нерыночной экономикой.

Проанализировав информацию, орган принимает решение о присвоении статуса нерыночной экономики. Необходимо отметить, что четких числовых критериев тут нет, и решение принимается за закрытыми дверями.
В дополнение, Министерство Торговли (Department of Commerce) США очень заинтересован в экспортном контроле стран-экспортеров. С одной стороны, учитывается, есть ли по закону какой-либо правительственный контроль в отношении экспортной деятельности предприятий.

Он включает в себя законодательные меры по снижению контроля над предприятиями, в том числе касающиеся ограничения деловых операций и разрешений на экспорт. С другой стороны, с учетом правительственного контроля над экспортной деятельностью предприятий, рассматриваются следующие элементы:
- определяются ли экспортные цены правительством или при условии правительственной поддержки;
- имеют ли экспортеры право вести переговоры об условиях контракта и подписывать контракты и другие соглашения;
- свободны ли экспортеры от правительственных ограничений в выборе совета директоров и полностью ли они автономны;
- независима ли власть экспортеров в отношении распределения прибыли и возмещения убытков.
Среди стран, которым США присудило статус страны с нерыночной экономикой, наиболее крупными экспортерами являются Китай и Вьетнам.
Европейский Союз (ЕС)
Антидемпинговое законодательство ЕС устанавливает 5 критериев для определения предприятия, работающего в условиях рыночной экономики. Предприятие считается работающим в условиях рыночной экономики, если:
- решения предприятий, касающиеся цен, затрат и издержек, включая, например, сырье, стоимость технологии и оплаты труда, выпуска, продаж и инвестиций, принимаются в ответ на рыночные сигналы, отражающие спрос и предложение и без значительного вмешательства государства в этом отношении, и стоимость основных затрат в значительной степени отражает рыночные цены;
- у предприятий есть одна четкая совокупность основных учетных записей, которые подлежат независимой проверке в соответствии с международными бухгалтерскими стандартами и применяются для всех целей;
- стоимость продукции и финансовая ситуация на фирмах не являются следствием значительных искажений, оставшихся со времен бывшей нерыночной системы, в частности в отношении обесценивания активов, других сумм, списанных со счета за счет уценки, бартерной торговли и платежей в виде компенсации долгов;
- к рассматриваемым предприятиям применяются законы о банкротстве и собственности, которые гарантируют законную определенность и стабильность деятельности фирм;
- курсы обмена валют основываются на рыночной стоимости.
Данные критерии выработаны Еврокомиссией исключительно для того, чтобы дать отдельным предприятиям возможность оспаривать примененные к ним антидемпинговые меры. Для страны с нерыночной экономикой цены на продукцию устанавливаются как на аналогичную продукцию страны с рыночной экономикой, в результате спрос на продукцию страны может упасть и вероятнее всего упадет.

Таким образом, с присуждением России статуса страны с рыночной экономикой у российских предприятий появилась возможность оспорить принятые ранее антидемпинговые меры и избежать новых претензий.
Процедура присуждения статуса страны с рыночной экономикой заключается в следующем. Страна, претендующая на статус страны с рыночной экономикой, посылает соответствующий запрос в Еврокомиссию и предоставляет документы, подтверждающие обоснованность запроса. Службы Еврокомиссии анализируют документацию, а также другие информационные ресурсы, а затем выносят решение.

Если, по их мнению, страна соответствует требованиям, предъявляемым к стране с рыночной экономикой, то ей присуждается соответствующий статус. Если нет, то Еврокомиссия выдвигает в письменном виде ряд требований, по выполнению которых и предоставлении соответствующих документов статус страны с рыночной экономикой будет незамедлительно присужден.

После присуждения статуса соответствующие изменения вносятся в антидемпинговое законодательство (т.е. страна вычеркивается из списка стран с переходной экономикой).
Де юро Россию вычеркнули из списка стран с нерыночной экономикой еще в июле 1998г., но был установлен специальный режим. В этом режиме каждое предприятие-экспортер может доказать, что функционирует в условиях рынка и по его законам (исходя из указанных пяти критериев), и тогда к нему не применяются антидемпинговые санкции.

При несоответствии всем пяти критериям демпинговая маржа рассчитывалась для каждого из предприятий на основании данных о нормальной цене из третьей страны с рыночной экономикой. Большинство российских компаний регулярно получало отказы в статусе предприятия, функционирующего в условиях рыночной экономики, то есть де факто статус страны с переходной экономикой сохранялся.

Наконец, в мае 2002 года ЕС выразил готовность признать Россию страной с рыночной экономикой и отменить специальный демпинговый режим. Осенью 2002 года соответствующие нормативные акты вступили в силу.

Статус страны с рыночной экономикой говорит лишь о том, что предприятия-экспортеры удовлетворяют требованиям ЕС, предъявляемым к торговым партнерам.

Канада


Канада определила 5 критериев, учитывающихся при отнесении экономики страны к нерыночной:
- вмешательство правительства в нормальный ход рыночной экономики при формулировании экономической политики и контроле экономической деятельности; для оценки учитывается структура влияния государственного и частного секторов на ценообразование, распределение продукции, планирование и контроль продукции, а так же характер и масштаб рыночных ограничении, устанавливаемых государством, контроль отечественной и зарубежной торговли и т.д.;
- контроль или управление предприятиями со стороны правительства в отношении производства, продаж и закупок, а также финансовой поддержки;
- согласованность условий и процедур иностранных торговых предприятий с правительством в обмен на возможность вести торговлю на территории страны; правительственное руководство и контроль относительно квот и цен на импорт и экспорт;
- степень ориентированности на рынок реформ государственных предприятий: виды собственности, суть трансформации системы собственности, механизм определения цен на факторы производства на предприятиях, которыми владеет и управляет государство;
- различие процентных ставок на разных предприятиях, в разных отраслях, в секторах внутренней и внешней торговли; влияние рынка при определении курсов обмена валют, автономность предприятий в приобретении и хранении иностранной валюты и т.д..



Содержание раздела