d9e5a92d

Социальность человека


Посвятив каждую часть нашего исследования в той или иной степени преодолению кажущейся парадоксальности подобных утверждений, мы попытаемся в Заключении суммировать некоторые тезисы и выводы. Человек, которого авторы самых различных социальных доктрин считали существом по своей природе социальным, таковым не является. Человеческое существо стало результатом развития материального мира, следствием естественного отбора, протекавшего в соответствии с закономерностями биологического порядка.

В итоге этой эволюции у человекоподобных существ сформировался ряд признаков, которые и характеризуют человека как биологический вид.
Главная особенность Homo sapiens (человека разумного) - способность выделять самого себя из окружающего мира и воспринимать его как нечто внешнее. Благодаря этой способности он может различать в окружающем мире объекты как обладающие как определенными чертами сходства так и, напротив, отличиями.

Сознательно группируя объекты внешнего мира, человек приобретает умение наделять их некими общими чертами, отграничивать характерные черты одного объекта от него самого и переносить их на совокупность подобных объектов в целом. Возникающая, таким образом, предпосылка абстрактного мышления знаменует собой величайшее отличие человека от других представителей животного мира.

Абстрактное мышление позволяет ему осознать причинно-следственные связи, существующие в мире, подняться над общим принципом post hoc, ergopropter hoc и в конечном счете достичь понимания собственного места в окружающем мире.
Следует особо подчеркнуть, что становление человека как существа, способного абстрактно мыслить, вычленяя самого себя из окружающего мира, осознавать внешнюю необходимость и совершать действия, в процессе которых с помощью специально созданных орудий добиваться заранее намеченного материального результата, не идентично становлению человека как социального существа. В течение весьма продолжительного периода - целой исторической эпохи - человек обладал зачатками абстрактного мышления и проявлял себя в разумных действиях, однако не был социальным существом.
Общество возникает там и тоща, где и когда совокупность инстинктов как основного побудительного мотива деятельности полностью вытесняется разумной реализацией собственного материального интереса, причем этот последний неизбежно становится главной движущей силой для каждого конкретного индивида, составляющего общество. Однако в том случае, когда материальные интересы всех членов некоей группы оказываются абсолютно идентичными (хотя предположить подобную ситуацию крайне сложно), общность людей еще (или уже) не является обществом в том понимании, какое мы вклHдываем в данный термин1.

Гипотетический характер возникновения такой ситуации в условиях складывающейся цивилизации, когда жизнь человека в каждый момент представляла собой непрекращающуюся борьбу за существование, позволяет утверждать, что формирование осознанных материальных интересов людей является процессом, идентичным процессу становления человеческого общества.
Однако, поскольку материальные интересы в условиях заведомой нехватки благ не могли не противоречить друг другу, социальный организм изначально строился на противоречиях этих интересов, причем именно их борьба и создавала основу общественной организации. Как мы уже отмечали, общество оказалось совокупностью людей, объединенных противоречиями их материальных интересов.
Это обстоятельство принципиально важно для уяснения хода и направленности эволюции человеческой цивилизации. Утверждая именно такое понимание общества, допустимо предположить, что в исторической перспективе возможно преодоление принципов общественной организации. Таковое может стать действительностью, во-первых, когда реализация материальных интересов каждого конкретного индивида ни при каких условиях не вступит в противоречие с реализацией аналогичных интересов других индивидов (что кажется фактически неосуществимым, ибо человечество вряд ли может поставить перед собой цель достичь такого состояния, при котором количество производимых материальных благ будет несоизмеримо превосходить все разумные потребности людей); во-вторых, когда сами интересы, движущие людьми, перестанут быть материальными интересами, обусловленными материальными потребностями, и основным мотивом человеческой деятельности будет стремление к совершенствованию собственной личности.



В данном случае мы сталкиваемся с феноменом, который можно назвать постсоци- альным состоянием человечества, поскольку закономерности, справедливые для социума, на этом этапе исторической эволюции уже не действуют.
Итак, человек не является исключительно общественным существом в том смысле понятия "общество", которое нами принимается. Он представляет собой высшую форму биологического мира, в которой этот последний как бы отрицает сам себя, давая жизнь более высокой форме; вполне адекватно воплощает социальную систему, основанную на формализации противоречий материальных интересов и развивающуюся в результате борьбы и соподчинения этих интересов; и, наконец, знаменует наступление более высокой, постсоциальной, фазы, закономерности которой на сегодняшний день не могут быть в полной мере исследованы.

Поэтому не следует полагать, что социальные законы естественны и неизменны, что человечество вечно обречено существовать в рамках ранее открытых закономерностей.
Социальность человека, не являющаяся, таким образом, его сущностной чертой, представляется нам скорее формой развития человеческих существ на пути от чисто животных форм активности к постсоциальному состоянию, которое объективно сменяет эпоху общества (при этом и постсоциальное состояние не надо рассматривать как естественное для человека или как наиболее отвечающее его внутренней природе). Наступление постсоциального состояния столь же естественно, как само возникновение человека, как подчиненность его в определенный период развития материальным потребностям и игре материальных интересов.

В этом отношении постсоциальная эпоха не более совершенна и справедлива, чем досоциальная и социальная эпохи, ибо категории совершенства и справедливости, выработанные в рамках исторического периода подобного масштаба, применимы только в его пределах.
Досоциальная, социальная и постсоциальная эпохи существенно отличаются не только разными формами соподчинения и взаимодействия интересов, разными мотивами человеческой деятельности и разными формами общения, но и вытекающими из данных обстоятельств различными типами этой деятельности. Развитие ее форм на протяжении всей истории человечества проходит периоды полной зависимости от окружающего природ- ного мира, псевдосвободного вида деятельности и, наконец, свободной (исключительно в сравнении с сегодняшним днем) активности.
В условиях досоциальной эпохи мотив деятельности не был отделим от самого активного субъекта. Более того. Этот мотив инкорпорировался в действующего субъекта сугубо биологическим образом и функционировал на инстинктивном уровне, что отвечало преимущественно биологической сущности человека того времени. Соответствующее состояние объективно подрывалось развитием человеческого интеллекта; с ростом способности к абстрактному мышлению, с усложнением системы целеполагания и конкретизацией причинно-следственных связей человек осознавал не только относительную независимость (непричастность) себе подобных от окружающего мира, но и относительную независимость самого себя от остальных людей.

Осознание собственных потребностей на уровне, более совершенном, нежели сугубо биологический, неизбежно приводило к появлению особого материального интереса, выделявшегося из общей массы унифицированных стремлений. Как только это происходило, суммарный вектор интересов того или иного сообщества отклонялся от первоначального курса, и возникали, с одной стороны, противоречия интересов, которым и суждено было сыграть главную роль в материальном прогрессе человечества, а с другой - средства смягчения данных противоречий и предотвращения их деструктивного воздействия на сообщество в целом.

Таким образом, с появлением деятельности, осознанно нацеленной на реализацию определенного материального интереса, и началось становление социума в собственном смысле этого слова.
Сама эта деятельность, хотя и основывалась на осознанной материальной необходимости, вряд ли может быть названа свободной. Ее сущность - преодоление довлеющей над человеком внешней необходимости, создание условий, в которых он смог бы реализовать себя в иных, кроме направленных на собственное освобождение от влияния среды, формах деятельности. Поэтому деятельность, цель которой состоит в реализации материальных интересов индивидов, следует рассматривать как формирование предпосылок свободной деятельности, как деятельность псевдосвободную.

В нашем анализе мы назвали данный ее вид трудом.
Труд как основной вид деятельности человека конституирует покоящееся на его базисе человеческое сообщество в качестве социума. Однако сама трудовая деятельность проделала достаточно долгий путь своего становления и совершенствования.

  • Третий этап эволюции труда
  • Сущность постэкономической общественной формации
  • Развитие нового типа человеческой общности
  • К теории постэкономической общественной формации
  • Советская социологическая доктрина


Содержание раздела