d9e5a92d

Ретритизм

Так ведут себя и напуганный увольнением служащий, и бюрократ, усердствующий в своем конформизме в окошке кассы частного банка или в канцелярии предприятия общественного труда. Это тип приспособления индивида, лично стремящегося избежать опасностей и неудач посредством отказа от основных культурных целей и приверженности любому обещающему безопасность рутинному распорядку и институциональным нормам.
Если инновация (второй тип приспособления) возникает средиамериканцев нижнегокласса,какреакцияна фрустрирующеенесоответствиемалыхвозможностейи господствующего акцентирования больших культурных целей, то ритуализм должен иметь место преимущественно среди американцев нижнего среднего класса. Ведь именно в нижнем среднем классе родители обычно оказывают продолжительное давление на своих детей в сторону прочного усвоения ими моральных наказов общества. Да и успешный общественный рост там менее вероятен, чем в верхнем среднем классе. Сильное дисциплинирующее воздействие, побуждающее к соответствию нравам, уменьшает вероятность инновации и увеличивает вероятность ритуализма.

Строгое воспитание многих приводит к появлению тяжелого бремени обеспокоенности. Таким образом, сам процесс социализации нижнего среднего класса создает максимально предрасположенную к ритуализму структуру характера.

А потому именно в этом социальном слое наиболее часто встречается ритуалистический тип приспособления.
Следует еще раз подчеркнуть, что мы рассматриваем лишь формы приспособления к противоречиям культурной и социальной структур и не останавливаемся на характеристике типов личности. Индивиды, подверженные влиянию этих противоречий, могут переходить от одного типа приспособления к другому. Можно предположить, например, что некоторые ритуалисты, безоговорочно соответствующие институциональным правилам, превратились в бюрократических виртуозов и проявляют чрезмерную конформность, стремясь таким образом загладить чувство вины за свою прежнюю нонконформность (т.е. инновативное приспособление).

А иногда случающийся переход от ритуализма к драматическим разновидностям незаконного приспособления хорошо описан в клинических историях болезни и излагается в проникновенных романах. Вспышки открытого неповиновения сменяются продолжительными периодами сверхуступчивости. Однако, несмотрянадовольновысокуюобусловленность психодинамических механизмов ритуализма характером социализации индивида в семье, многие социологические исследования все еще не могут объяснить, почему в одних социальных слоях и группах этот тип приспособления встречается чаще, чем в других.

Мы же просто обозначили один из возможных подходов к социологическому изучению этой проблемы.
IV. Ретритизм
Если приспособление типа I (конформность) является наиболее частым, то приспособление типа IV (отвержение культурных целей и институциональных средств) встречается реже всего. Люди, которые приспособлены(или не приспособлены) в этом смысле, находятся, строго говоря, в обществе, однако не принадлежат к нему. В социологическом смысле они являются подлинными чужаками.

Как не разделяющие общую ценностную ориентацию, они могут быть отнесены к числу членов общества (в отличие от населения) чисто фиктивно.
Под эту категориюподпадаютнекоторые виды адаптационной активности страдающих психозами, лиц, ушедших от реального мира в свой внутренний болезненный мир, отверженных, изгнанных, праздношатающихся бродяг, хронических алкоголиков и наркоманов. Они отказались от предписанных культурой целей, и их поведение не соответствует институциональным нормам.

Это вовсе не означает, что в каких-то случаях источником данного типа приспособления является не сама отвергаемая ими социальная структура, и что их существование не представляет собой проблему для членов общества.
С точки зрения социально-структурных источников этого типа приспособления, последний часто встречается, когда и культурные цели, и институциональные способы их достижения полностью усвоены, горячо одобряются и высоко ценятся индивидом, но доступные институциональные средства не приводят к успеху. Возникает конфликт: интериоризованное моральное обязательство использовать для достижения целей только институциональные средства противостоит внешнему побуждению прибегнуть к средствам недозволенным, но эффективным. Это приводит к тому, что индивид лишается возможности использовать средства, которые были бы и законными, и эффективными.

Конкурентный порядок поддерживается индивидом,но,испытываянеудачии затруднения, индивид выбрасывается из него. Процесс постепенного отстранения, в конце концов приводящий индивида к бегству от требований общества, характеризуется пораженчеством, успокоенностью и смирением.

Это результат постоянных неудач в стремлении достигнуть цели законными средствами и неспособности прибегнуть к незаконным способам вследствие запрета. Этот процесс продолжается до тех пор, пока высшая ценность цели-успеха еще не отвергнута.

Конфликт разрешается путем устранения обоих воздействующих элементов - как целей, так и средств. Бегство завершено, конфликт устранен, индивид выключен из общества.
В общественной и официальной жизни этот вид отклоняющегося поведения наиболее неистово осуждается традиционно-типичными представителями общества. В противоположность непрерывно следующим за социальными изменениями конформистам, ретритисты становятся помехой на их пути. В отличие от инноваторов, по меньшей мере ловко и активно стремящихся к цели, ретритисты вообще не признают ценность успеха, столь высоко превозносимую в культуре.

В отличие от ритуалистов, по меньшей мере соблюдающих нравственные нормы, ретритисты почти не обращают внимания на установленные порядки.
Нельзя сказать, что общество, настаивающее на всеобщем стремлении к успеху, с легкостью принимает ретритистское отречение. Напротив, оно не допускает посягательств на свои ценности и неумолимо преследует тех, кто отказывается от борьбы за успех.

Так, в районах обитания чикагских бродяг есть книжные ларьки, заполненные товарами, предназначенными для воскрешения утраченных устремлений.
Книжная лавка Золотого Берега, расположенная- в подвале старого жилища вдали от улицы, сейчас зажата между двумя деловыми кварталами. Пространство перед ней заполнено ларьками, забастовочными плакатами и афишами.
Эти афиши рекламируют книги, приковывающие внимание неудачников. ... Тысячи людей ежедневно проходят этот уголок, а большинство из них далеки от финансового благополучия. Они никогда не обгоняют хозяйских вышибал более чем на два шага. Вместо этого, им следовало бы быть более дерзкими и смелыми.

Преуспевание в игре - до тех пор, пока старость не настигнет их и не превратит в груду человеческих развалин. Если ты хочешь избежать этой печальной участи - участи большинства людей -приди и получи текст Закона о финансовом успехе.

Он внесет несколько новых идей в твою голову и выведет тебя на прямую дорогу к успеху 35 центов.
Всегда есть люди, останавливающиеся перед этими ларьками. Но они редко покупают предлагаемый текст.

Успех -это слишком много для бездомного рабочего. Даже за тридцать пять центов.
Образ ретритиста, осуждаемый в реальной жизни, может стать источником удовлетворения в жизни вымышленной. Так, Кардинер высказал идею, что фигура ретритиста в современном фольклоре и популярной культуре помогает поддерживать моральное состояние и самоуважение посредством изображения человека, отвергающего господствующие идеалы и выражающего к ним презрение.

Ярким примером такого героя в фильмах, конечно же, является бездельник Чарли Чаплин.
Он есть г-н Никто и хорошо сознаёт собственную незначительность. Он всегда представляет собой мишень для насмешек безумного и запутанного мира, в котором ему нет места и из которых постоянно бежит в удовлетворяющее ничего-не-деланье. Он свободен от конфликта потому, что оказался от поиска безопасности, престижа и каких бы то ни было притязаний на достоинства и отличительные признав. (Точная характеристика ретритистского приспособления.)Он всегда попадает в мир случайно. Там он сталкивается со злом и агрессией против слабых и беспомощных, и у него нет сил с этим бороться.

Но, тем не менее, он всегда становится защитником обиженных и угнетенных - не в силу великих организаторских способностей, аблагодаря своейпростой и дерзкой находчивости, с помощью которой он выискивает слабые стороны обидчика. Он всегда остается скромным, бедным и одиноким, но высокомерным поотношению к этому непостижимому миру и его ценностям.

Он, следовательно, типичен для нашего времени с его дилеммой - быть раздавленным в борьбе за достижение социально одобряемых целей успеха и власти (он достигает этого лишь однажды - в Золотой лихорадке) или же уступить безнадежности и удадимся от них. Бездельник Чарли замечателен своей способностью при желании перехитрить противостоящие ему злые силы, что приносит каждому человеку удовлетворение, ведь окончательное бегство от социальных целей в одиночество, таким образом, предстает как акт выбора, а не как симптом поражения.

Микки Маус в этом смысле является продолжением Чаплина.
Ретритистское приспособление также характерно для лиц, которые, несмотря на свою обделенность при распределении общественных богатств и вознаграждений, продолжают поиск этих вознаграждений и почти не испытывают на этом пути разочарований и неудач. Кроме того, этот тип приспособления является скорее индивидуальным, чем коллективным. Несмотря на то, что ретритисты могут тяготеть к контактам с представителями других форм отклоняющегося поведения и даже доходитьдонепосредственногоучастиявгрупповых субкультурах, их приспособления в значительно большей степени являются индивидуальными и изолированными, чем способными к объединению в рамках нового культурного кодекса.

Осталось рассмотреть тип коллективного приспособления.
V. Мятеж
Этот тип приспособления выводит людей за пределы окружающей социальной структуры и побуждает их создавать новую, то есть сильно видоизмененную социальную структуру. Это предполагает отчуждение от господствующих целей и стандартов.Последниеначинают считатьсячисто произвольными, а их претензия на законность и приверженность индивидов несостоятельной, поскольку и цели, и стандарты вполне могли бы быть другими.



В нашем обществе движение организованногосопротивлениястремитсяквведению социальной структуры с сильно видоизмененными культурными нормами успеха и более тесным соответствием между заслугами и вознаграждением.
Но прежде чем рассмотреть мятеж в качестве типа приспособления, мы должны отделить его от другого типа внешне весьма похожего, но в сущности отличного от него - ressentiment'a. Введенное Ницше в качестве специального термина, данное понятие было принято и разработано социологически Максом Шелером. Это сложное отношение содержит три взаимосвязанных компонента: 1) смешанное чувство ненависти, злобы и враждебности; 2) ощущение собственного бессилия активно выразить эти чувства против человека или социального слоя, их вызывающих; 3) периодически возобновляющееся переживание бесполезной враждебности.

Если в случае мятежа желаемое, но недостижимое в сущности перестает быть желаемым и ценным, то ressentiment напротив, не сопровождается подлинными ценностными изменениями; в этом заключается их основное отличие. Так, Лис в басне не говорит, что он вообще потерял вкус к сладкому винограду, а только утверждает, что именно этот особенный виноград не сладок. Мятеж, напротив, характеризуется полной переоценкой ценностей.

Прямой или опосредованный опыт неудач ведет к полному осуждению ценностей: Лис - бунтовщик легко отказывается от своего пристрастия к сладкому винограду. В случае ressentiment's осуждается то, что втайне желается.

В случае мятежа осуждается желание само по себе. Однако несмотря на различие этих понятий, организованный мятеж может сопровождаться наличием великого множества возмущенных и недовольных усилением дезорганизации существующей системы.
Мятеж, как реакция приспособления, возникает, когда существующая система представляется препятствием на пути достижения целей, признанных законными. Для участия в организованной политической деятельности необходимо не толькоотказатьсяотприверженностигосподствующей социальной структуре, но и перевести ее в новые социальные слои, обладающие новым мифом. Функция мифа заключается в определении социально-структурногоисточникамассовых разочарований и в изображении альтернативной структуры, которая не должна привести к разочарованию достойных. Таков устав деятельности.

В этом смысле становится понятным предназначение контрмифа консерваторов, коротко очерченное в одной из предыдущих частей настоящей главы: каков бы ни был источник массовых разочарований, его не следует видеть в существующем общественном строе. Консервативный миф, таким образом, предполагает, что разочарования заключены в самой природе вещей и присущи любой социальной системе: Циклическая безработица и временные спады деловых успехов так же неизбежны, как и ежедневные изменения самочувствия человека.

Мысль о неизбежности дополняется идеей о постепенном и легком приспособлении: Немного изменений, и дела пойдут насколько возможно хорошо. Характерной для консервативного мифа кроме того является идея, переносящая недовольство из социальной структуры на индивида-неудачника: Каждый человек действительно получает то, что в этой стране выпадает на его долю.
И миф мятежа, и миф консерватизма направлены на монополизацию воображения. Они стремятся повлиять на недовольных таким образом, чтобы приобщить, или же наоборот, отвлечь их от мятежного приспособления.

Так, отвержение преуспевающим товарищем господствующих ценностей становится предметом величайшей враждебности мятежников. Ведь, предатель не только подвергает эти ценности сомнению, как делает вся группа, но своей успешностью обозначает разрушение ее единства.

Однако, как уже часто отмечалось, возмущенных и бунтующих организовывают в революционныегруппыименно представители класса, набирающего в обществе силу, а отнюдь не самых угнетенных слоев.



Содержание раздела