d9e5a92d

Меньшиков О. - Лучшие компании американского рынка


Результат инвестирования в компании, котировки акций которых растут как на дрожжах, всегда непредсказуем. Это - как игра в рулетку. Вам кажется, что та или иная компания будет расти вечно, а она вдруг шлепается вниз.

Целью обзора стал выбор 100 компаний, акции которых, как нам кажется, будут расти устойчиво и, что важно, быстро в течение достаточно долгого времени.
Публикуя рейтинг 100 наиболее перспективных на ближайшие пару лет компаний, чьи акции растут быстрее других, мы руководствовались простой математикой: прибыли и обороты данной компании должны были увеличиваться на протяжении последних трех лет в среднем не менее, чем на 30% в год. Стоит заметить, что при использовании такой методики многие компании на следующий год уже не попадут в этот список.

Они не смогут сохранить свои хорошие показатели. Потенциальных причин для такого развития событий достаточно много: руководство компании может начать размениваться на мелочи, поставки могут замедлиться, новые работники окажутся плохо подготовлены, а основные партнеры найдут для себя более дешевую альтернативу. Мало ли что может случиться. На каждую компанию типа Siebel Systems, занимавшую первые места в десятке за последние 2 года, найдется своя NCS Healthcare, державшуюся в середине рейтинга 1999 года.

В то время, как котировки акций Siebel за последние 12 месяцев выросли на 406%, акции NCS свалились на 96% и, естественно, компания в список этого года не попала.
Итак, мы попытаемся выбрать из нашего рейтинга Top100 нечто вроде ядра, портфель из 10 компаний, котировки акций которых с наибольшей вероятностью продолжат быстро и стабильно расти. Критерии для выбора компании таковы: хороший, грамотный менеджмент, динамичный продукт и неограниченные рыночные возможности для того, чтобы ее акции приобрели приставку супер. Как журнал подбирал компании?

Во-первых, он вынес за скобки несколько компаний, которые и так более, чем известны: Dell, EMC, Enron, Quallcomm и Siebel. Во-вторых, мы обратились за советом к шести самым крутымmoney-менеджерам, под совокупным управлением которых находится $50 млрд. Это компании Munder Capital Management, FirstHand
Funds, Piligrim Advisors,Independence Investment Associates, Amerindo Investors Advisors и Van Wagoner Capital Management. Они-абсолютные профессионалы в том, что касается выбора самых перспективных акций.

Помощь экспертов сузила список до 25 компаний. В третьих, журнал проанализировал, с какими проблемами предстоит
столкнуться этим быстрорастущим компаниям. Вам стоит запомнить эту методику. При выборе своей компании стоит задать себе такие вопросы:
- теперь, когда акции компании начали расти, не ослабло ли внимание ее менеджеров к ее функционированию, не решили ли они почить на лаврах;
- сможет ли компания справиться со стрессом, связанным с тем, что через годик ее размеры удвоятся;
- готов ли управляющий компанией делегировать свои полномочия вниз ради большей гибкости компании;
- выполняет ли компания задачи, которые она продекларировала;
- согласуется ли профиль компании с главными макроэкономическими трендами, то есть обеспечено ли рыночное пространство для неограниченного роста компании.
На основе вышеуказанной методики мы отобрали 10 финалистов, принадлежащих к четырем различным сферам бизнеса. Единственное, что мы хотим отметить, это то, что цена акций этих компаний уже достаточно высока, и инвестирование в них связано со значительным риском.

Вследствие это-гомы советуем вам включать эти акции только в хорошо диверсифицированный портфель, который сможет выдержать значительную волатильность котировок.

Категория 1: Телекоммуникационные компании.

Рынок телекоммуникационного оборудования всегда был прибыльным сектором как для самих компаний, так и для инвесторов. В наилучшем положении на этом сегменте рынка сейчас находятся две компании - Network Appliance (4) и Solectron (73).
Network Appliance расположена в Калифорнии и производит устройства для хранения данных, пользующиеся популярностью у поисковых интернет-компаний и провайдеров Интернета. Например, компания Yahoo пользуется этими устройствами для того, чтобы хранить на них миллионы e-mail адресов и персональных web-страничек. Эти устройства сильно ускорили прохождение траффика и уменьшили вероятность сбоев в сети.

Разработки Network Appliance привели к созданию совершенно нового рынка. Раньше подобные функции выполнялись устройствами фирмы EMC, которые монтировались прямо на серверах.

Инвесторам идея Network Appliance понравилась гораздо больше, и с 1995 года акции этой компании выросли на 4500%. Еще одна хорошая черта Network Appliance - у нее, в отличие от многих других, не возникло проблем, как справиться с резко возросшим спросом на свою продукцию.


Пять лет назад Network Appliance сделала ставку на выпуск продукции, которую можно было вводить в любые сети в качестве конструкционных элементов. Тогда главный управляющий компании, Ден Уор-менховен, отвечал за бизнес с годовым оборотом в $15 млн. Сейчас же ожидается, что в 2001 году объем продаж Network Appliance достигнет $1 млрд. По словам г-на Уор-менховена, цель компании - обеспечить предсказуемый, хорошо рассчитанный рост.

Именно такой тип управления бизнесом делает акции Network Appliance привлекательными. Аналитики считают, что акции этой компании продолжат расти по нескольким причинам. Первая: рынок хранения данных увеличивается более чем на 70% в год, и маловероятно, что подобный рост замедлится в ближайшее время. Вторая: Network Appliance расширяет спектр предлагаемых ею устройств, занимая все новые области рынка.

И третья: постоянные (крупнейшие) клиенты компании также испытывают быстрый рост. Все это в совокупности должно привести к расширению бизнеса Network Appliance.
Теперь Solectron. Ее главный менеджер, Коичи Нишимура, известный тем, что ездит на старенькой Хонде и носит похожие на униформу темно-серые костюмы, превратил компанию в предмет тайной зависти Уолл-Стрита. Компания с годовым объемом продаж $12 млрд. штаб-квартира которой расположена в Калифорнии, увеличивает свои поступления в среднем на 53% в год. Solectron работает на рынках беспроводной связи, компьютерных сетей и серверов.

Ее конек-произ-водство комплектующих для других компаний, то, что называется contract manufacturing. Сорок тысяч наемных работников трудятся на 20заводах, расположенных в Шотландии, Мексике, Малайзии и США. Они занимаются сборкой сотовых телефонов, серверов, рабочих станций и т.п. - всем тем, чем ведущие производители типа Cisco, HP и Nortel не хотят заниматься из-за нехватки времени.

Эта прибыльная индустрия растет на 20% в год. Аналитики из Merrill Lynch считают, что объемы рынка contract manufacturing вскоре вырастут до $88 млрд. в год.

Неудивительно, что у Solectron есть серьезные конкуренты, например, Jabil Circuit, Flextronics и Sanmina (53). Но Solectron выделяется из всех благодаря Нишимуре и его команде. Они дважды выигрывали престижную премию Malcolm Baldridge National Quality Award.

К тому же, они умеют работать на развивающихся рынках. А хорошие связи Ни-шимуры с Японией, его японский язык и офис компании, который он открыл в Токио еще в начале 90-х, позволяют ему успешно лоббировать в Стране Восходящего Солнца заказы для своей компании. В Японии производится треть всей мировой электроники, и фирмы, которые выполняют сборочные операции по заказам других компаний, имеют там огромные возможности для расширения своего бизнеса.

Аналитики из Merrill Lynch считают, что объемы продаж Solectron должны вскоре вырасти до $30 - $40 млрд. в год.

Категория 2:За ширмой

В данной категории собрались компании, которые помогают другим делать бизнес с помощью Интернета, но сами при этом остаются в тени. Итак, Mercury Interactive (13), Sapient (32) и 12 Technologies (8).

Характерная их черта - огромная гибкость. Они постоянно изобретают для себя новые сферы деятельности, приспосабливаясь к эволюции информационной и компьютерной индустрии.
В начале 1990-х, например, главным делом компании Mercury Interactive было тестирование программного обеспечения Unix и Windows. Затем компания переключилась на бизнес, связанный с предотвращением проблемы Y2K. В настоящее время, похоже, Mercury Interactive нашла новую перспективную нишу: консультационные услуги и помощь клиентам в управлении их web-сайтами. Этакая команда консультантов, помогающая вам включиться в гонку по информационному супер-хайвею.

С помощью своего программного обеспечения фирма занимается мониторингом web-сайтов более чем 10 тысяч компаний, включая Amazon.com, Cisco, Citigroup, J.C. Penney, Philip Morris и Wal-Mart.

Даже писатель Стивен Кинг нанял Mercury Interactive. Компания следит за тем, чтобы web-сайт писателя, на котором выложены главы его последнего романа, успешно справлялся с траффиком.

Mercury Interactive также занимает 40%-до-лю рынка тестирования программ. Продажи и прибыли компании выросли, соответственно, на 55% и 79% в год, на протяжении последних трех лет. Спрос на подобные услуги только начинает разворачиваться по мере того, как все больше и больше внимания привлекается к ведению бизнеса через Интернет.

Еще одно преимущество Mercury Interactive - диверсифицированный подход. Компания не полагается на какого-нибудь одного крупного клиента.

Во втором квартале этого года компания заключила более 150 контрактов, стоимость большинства из них составляла от $100.000 до $750.000.
Фирма Sapient, специализирующаяся на интернет-консалтинге, находится в штате Массачусетс. Она удваивала свои поступления
в Акции амбициозной сотовой компании прыгали в течение последнего года, заставляя инвесторов очень сильно волноваться из-за потенциальных доходов по ценным патентам на технологию CDMA.


каждый год, начиная с 1995 г., и ее рыночные перспективы выглядят так же, как и у Мercury Interactive. Сопредседатели компании Stuart Moore и Jerry Greenberg основали ее в 1991 году, приложив немало усилий, чтобы их бизнес заработал. Сегодня Sapient обеспечивает консалтинговые услуги в области бизнес-стратегий и интернет-решений таким фирмам, как Corning, GE Capital и BMW. Объем продаж компании за последние 4 квартала составил $319 млн. увеличиваясь на протяжении последних трех лет в среднем на 79% в год.

Думаем, что перспективы роста останутся на том же уровне, так как компания в настоящее врем распространяет свою деятельность на рынки Германии, Японии и Индии. Хотя Moore и Greenberg до сих пор делят в своем офисе одну тесную комнату на двоих, они не потеряли способности к стратегическому планированию.

Они считают, что успех их компании связан с тем, что многие полномочия делегированы нижним звеньям управления. Недавно принятый ими на работу главный менеджер по информации будет заниматься растущими потребностями компании, в которой работает 2000
консультантов в 16 странах. Компания разделена на 8 региональных групп, перед каждой из которых поставлены свои собственные цели, и у каждой из групп - своя финансовая отчетность.

Moore, который противостоит угрозе конкуренции со стороны IBM, считает, что крупным бизнесом нельзя управлять централизованно. Кстати, Moore и Greenberg недавно подписали соглашение с инвестиционным банком Thomas Weisel о создании совместного частного фонда - держателя акций, который займется поиском и поддержкой перспективных интернет-проектов.
Менеджеры компании I2 Technologies расскажут вам, что покупатели их программного обеспечения, которое помогает наилучшим образом выстраивать цепочку поставок, экономят огромное количество средств. Среди их клиентов такие компании, как Nike. Сама I2 Technology тоже делает на этом большой бизнес: к настоящему времени она реализовала продукции на сумму $13 млрд. и еще $50 млрд. ожидается в ближайшие 5 лет. Преувеличение?

Наверное, нет. Продукты и услуги этой компании стали так популярны, поскольку помогают другим компаниям лучше координировать действия своих подразделений и более четко организовывать всю цепочку между поставщиками и потребителями. Чтобы оставаться конкурентоспособной, I2 Technologies тратит 22% своих поступлений на исследования и развитие.

Компания работает с компаниями Ariba и IBM, занимаясь интеграцией их услуг, чтобы, как считают аналитики, сдерживать своего главного конкурента, Oracle. Тем временем, старшие менеджеры I2 Technologies наконец научились поддерживать хорошие отношения с Уолл-Стрит, что очень важно для растущей компании.

В 1998 году ее менеджмент умудрился ляпнуть вслух что-то такое, что совсем не соответствовало ожиданиям брокеров, и акции I2 Technologies за один день потеряли 25% своей стоимости. С той поры менеджеры компании хорошо усвоили правило: на Уолл-Стрит вы стоите ровно столько, сколько ожидаемой прибыли озвучено вами в вашем собственном прогнозе на следующий квартал.

Категория 3: производители комплектующих

На каждую компанию типа Nokia или Quallcomm найдутся десятки небольших компаний, которые производят те крохотные детальки, что используются внутри сотовых телефонов, карманных компьютеров и говорящих холодильников. Возьмем компанию RF Micro Devices (2), базирующуюся в штате Северная Каролина, чьи полупроводниковые элементы используются для передачи данных в сотовых и беспроводных телефонах, карманных компьютерах, беспроводных системах безопасности и беспроводных локальных сетях.

В 1997 году продажи компании составили $29 млн. В 2001 году, ожидается, что они составят $450 млн. а значит, рост компании за три с небольшим года составляет 1400%. Каким образом RF Micro Devices выдерживает такой темп, ни разу не споткнувшись, при том, что, например, в 1999 году 60% продаж ее продукции пришлось на одну компанию, финскую Nokia?

Могут ли инвесторы чувствовать себя в безопасности, если компания так сильно зависит от одного покупателя? Дэвид Вонг, аналитик из Painne Weber, считает, что беспокоиться


не стоит. RF Micro сегодня уже не так сильно зависит от Nokia. Список покупателей ее продукции включает сегодня в себя практически всех участников рынка услуг мобильной связи от Ericsson до Motorola.

А компания Quallcomm встроила производимый RF Micro усилитель тока в свой популярный чип, разработанный для технологии CDMA - шаг, который увеличит объемы продаж обеих компаний. RF Micro готова во всеоружии встретить увеличение спроса на свою продукцию, и даже скептик Вонг считает, что в ближайшие несколько лет объемы продаж компании будут расти в среднем на 50% в год.
Компания Cree (11) также находится в Северной Каролине. Она занята тем, что превращает в деньги свое монопольное положение производителя голубого света. Это не шутка. Среди 71 патента, которыми владеет эта компания, находится патент на светодиод (light-emitting diod, LED), испускающий голубой свет.

Этот диод используется для подсветки приборных панелей автомобилей, дисплеев сотовых телефонов и даже рекламных щитов. Полупроводники, выпускаемые компанией Cree, являются жизненно важными элементами для всего мира мобильной связи.

Баланс, подведенный компанией в июле этого года показал, что ее доходы подскочили за 12 месяцев на 145% и составили $30.5 млн. при общем объеме продаж $109 млн. То, что компания уцепилась за голубой свет, дает ей все шансы в ближайшем будущем совершить новый рывок вверх, когда на рынок хлынет следующая волна устройств, где будут использоваться ее светодиоды.
Третья компания из этой категории, с акциями которой стоит поиграть - это Comverse Technology (51). Она производит программное обеспечение для голосовой почты и интернет-пейджеров, а также телекоммуникационные системы.

Список покупателей ее продукции включает в себя практически все телекоммуникационные компании на рынке мобильной связи. Среди них такие гиганты, как ATT, Deutsche Telekom, Telecom Italia и т.д.

Акции Comverse Technology пользуются у инвесторов популярностью, так как конкурирующие между собой провайдеры мобильной связи стараются предложить потребителю все новые типы услуг. По мнению аналитиков, это как раз тот случай, когда компания решительно забирает свою долю быстро растущего рынка.

Категория 4: компании, работающие в сфере здравоохранения

Принимая во внимание, что население США стареет, можно с уверенностью утверждать, что американской системе здравоохранения предстоит в обозримом будущем здорово разбухнуть. Для большей части инвесторов хорошим выбором здесь явился бы какой-либо специализированный взаимный фонд типа Vanguard Health Care или что-нибудь еще более безопасное вроде Johnson Johnson.

Но если вы в состоянии переварить некоторый риск, вы сможете заработать гораздо больше денег на акциях таких компаний, как производитель лекарств Forest Laboratories (23) или изготовитель медицинского оборудования Guidant (99).
В случае с Forest Laboratories все просто. Эта специализированная компания по выпуску лекарств занимается лицензированием, продвигает и продает лекарства, разработанные небольшими фармацевтическими фирмами (значительная часть их - из Европы), которые сами не могут прорваться на северо-американский рынок. Профессионалы, работающие в Forest Laboratories, не занимаются исследованиями молекулярных структур веществ. Вместо этого они сосредоточили свои усилия на продвижении лекарств на рынок.

Эта специфическая деятельность позволила компании сформировать свой портфель лечебных средств - Aerobid (от астмы), Celexa (от депрессии), Infasurf (регуляция дыхания у недоношенных детей) и Tiazac (от ангины и гипертонии). Все эти препараты успешно конкурируют с более известными марками. Celexa, например, становится так же популярна, как и знаменитый Prozac. Врачи прописывали ее в 13% случаев, где требовались антидепрессанты, и во втором квартале 2000 года ее продажи принесли компании $150 млн.

Что там дальше? А дальше Forest собирается предложить на рынке новые лекарства от артрита, болезни Альцгеймера и, конечно, очередное средство от депрессии.
Компания Guidant концентрируется на борьбе с сердечными заболеваниями. Она широко известна благодаря продажам стентов - крошечных проволочных трубочек, которые вставляются в суженные артерии и облегчают ток крови.


Некоторые аналитики высказывают беспокойство, не слишком ли Guidant, конкурентами которого являются Medtronic и Johnson Johnson, зависит от главного своего продукта. Но Michael Kenneally, заведующий инвестиционным отделом в Bank of America Capital Management, видит три причины, по которым бумаги этой компании стоит включить в инвестиционный портфель. Первая: Guidant разрабатывает многообещающий новый продукт - имплантируемое пациенту устройство нового поколения, которое восстанавливает сердечный ритм при нарушениях работы сердца.

Около 5 миллионов жителей США страдают от этого заболевания, и 500 тысяч новых случаев регистрируется ежегодно. Вторая причина: компания тратит 15% всех денежных поступлений на новые разработки, и в результате этого поток новшеств, предлагаемых Guidant, не иссякает.

В 1999 году 64% продаж компании приходилось на продукты, находившиеся на рынке менее года. Третья при-
чина: управляющее звено компании, которое, кстати, недавно заслужило похвалу за разработку самого маленького в мире двухкамерного дефибриллятора, имеет хорошую репутацию: компания всегда выполняет свои обещания по выпуску новых разработок на рынок, а это - самое главное.



Содержание раздела