d9e5a92d

В XIX в. появляются электромеханические вычислительные средства


числами мгновенно, притом не прибегая к последовательному сложению и вычитанию" (22-70).
В XVIII и XIX вв. было создано много различных вычислительных механизмов, важнейшими из которых являются счетные механические средства Гана (70-е г. XVIII в.), Якобсона ( середина XVIII в.), Томаса (1818-1820 гг.), так называемое разностное механическое устройство Беббиджа (1822 г.), который много лет своей жизни посвятил созданию вычислительной техники. В письме президенту Лондонского королевского общества он пишет о причине, которая побудила его к работе над вычислительной техникой: "Невыносимая монотонная работа и усталость при непрерывном повторении простых арифметических действий сначала вызвали желание, а затем подсказали идею машины, которая при помощи силы тяжести или любой другой движущей силы должна была заменить человека в выполнении одной из самых медленных операций его ума" (22-112).
В 1878 г. П.А.Чебышев изобрел суммирующее устройство с непрерывной передачей десятков. В 1872 г. Ф.Болдуин в США изобрел зубчатое колесо с переменным числом зубцов. В 1890 г. В.П.Однер создает арифмометр с зубчаткой с переменным числом зубцов (колесо Однера), который получил широкое распространение как в России, так и за рубежом. В 1888 г. К.Барроиз в США изобрел, а в 1892 г. построил клавишный суммирующий записывающий механизм, который имел большое влияние на развитие вычислительной техники. В скором времени клавишный набор чисел стал наиболее распространенным. Его стали использовать как в механизмах с валиком Лейбница, так и механизмах с колесом Однера.
В конце XIX в. появляются электромеханические вычислительные средства, которые уже относятся к машинной технике, в отличие от предшествующих механических средств, которые относятся к ручным механизмам. В электромеханических вычислительных средствах электричество использовалось сначала в основном для электропривода. Это было вызвано тем, что вращать ручку арифмометра было довольно утомительно. Внедрение электропривода не только освободило человека от этой физической работы, но и позволило значительно увеличить производительность труда. С внедрением электропривода в развитии вычислительной техники начинается новый, машинный этап. Дальнейшее ее развитие и совершенствование пошло более быстрыми темпами, хотя механические средства по-прежнему играли в сфере умственного труда второстепенную роль, дополняя простые технические средства.
Клавишные вычислительные машины с электроприводом быстро вытесняют другие виды вычислительной техники (в тех звеньях сферы умственного труда, где они применялись). Появляются полуавтоматы и автоматы с автоматическим гашением клавиатуры, передвижением каретки из разряда в разряд, с моторными клавишами управления для автоматического выполнения любого действия. Высокая степень механизации и автоматизации в электромеханических вычислительных машинах позволяла с относительно большой скоростью выполнять математические действия.
Значительное распространение получают счетно-записывающие машины, которые наряду с подсчетами автоматически записывают исходную информацию и итоги на бумаге; счетно-текстовые, на которых можно не только осуществлять самые разнообрHзные вычисления и печатать их автоматически на бумаге, но и сопровождать математические выкладки печатным текстом; счетно-информационные (табуляторы), в которых механизирован ввод информации с помощью перфокарт или перфолент (табулятор изобрел Г.Геллерит в 1888 г. в США). Вычислительные машины получают с конца XIX в. широкое распространение в сфере умственного труда, особенно в научном производстве и бухгалтерском учете. Их применение в первой половине XX в. еще более увеличивается, особенно применение более производительных полуавтоматических и автоматических вычислительных машин.
В 40-х годах XX в. были созданы в Германии и США автоматические вычислительные машины для выполнения сложных научно-технических расчетов. Наиболее значительные из этих автоматических машин были изобретены под руководством К.Цузе, Г.Айкена и Д.Стибица. Эти вычислительные машины, явившиеся вершиной развития электромеханических средств счетного труда, были


гораздо производительней по сравнению с прежними электромеханическими средствами, но они были намного менее производительны, примерно в тысячу раз, если принимать во внимание только время вычислений, самых первых и самых, следовательно, несовершенных электронных вычислительных машин (ЭВМ), которые были созданы вскоре за ними. Так, вычислительная автоматическая машина Ц-3 К.Цузе, явившаяся первой в мире универсальной автоматической вычислительной машиной с программным управлением (т.е. такой, над которой безуспешно работал Ч.Беббидж) выполняла операцию сложения двух чисел за 0,3 сек., а операцию умножения - за 4-5 сек. Такую же примерно производительность счета имели и вычислительные машины Айкена и Стибица.
Итак, мы видим, механические средства в сфере умственного труда возникли задолго до научно-технической революции в середине XVII в. Но до конца XIX в. они не играли сколько-нибудь значительной роли в развитии техники. Производство ручных механических средств вычислительного труда ввиду их несовершенства и низкой производительности было крайне незначительным. И только в конце XIX в. начинается широкое распространение и массовое производство механических вычислительных средств на электрическом приводе. Только с этого времени, следовательно, начинается механизация сферы умственного труда, в том числе и в первую очередь, механизация научного производства, а также учета и контроля. Именно это время - конец XIX в. и следует считать началом научно-технической революции, ее зарождением.
Однако, как ни широко применялись механические вычислителные средства, они не могли занять до настоящего времени господствующего положения в технике сферы умственного труда. По-прежнему в сфере умственного труда в качестве основных технических средств применяются до середины XX в. простые технические средства. Для того чтобы новые механические средства вызвали технический переворот в той или иной отрасли общественного производства (сфере деятельности человека), они должны, помимо прочего, во-первых, резко повысить производительность труда, а во-вторых, они должны быть экономически эффективными. Только тогда новые механические средства получают такое широчайшее применение и распространение, что постепенно занимают господствующее положение в определенной отрасли общественного производства. Ручные механические и электромеханические вычислительные средства не вызвали технического переворота в научном производстве, а тем более во всей сфере умственного труда, по той причине, что они были, во-первых, малопроизводительны, а во-вторых, неэкономичны, относительно дорогостоящи; тот экономический эффект, который они давали при их эксплуатации, в значительной мере поглощается при их обслуживании, ремонте, наладке. Для создания же более совершенных, более производительных, более экономичных и, следовательно, более эффективных вычислительных средств до середины XX в. не было условий, предпосылок, так как уровень техники и технологии был недостаточно высок, особенно уровень электротехники и электронной техники.
Итак, одной из характерных черт первой фазы, фазы зарождения научно-технической революции, является механизация, ее начало на основе электромеханических (автоматических, полуавтоматических и неавтоматических) и ручных механических вычислительных (и не только вычислительных) средств научного производства. А другой характерной чертой зарождающейся научно-технической революции является возникновение нового, более высокого уклада техники, который сменяет старый технический уклад общественного производства.
В развитии старого (четвертого) уклада техники, возникшего при совершении индустриально-технической революции, господствующее положение со времени структурно-отраслевого переворота принадлежало машинной технике. На определенном этапе развития производительных сил человек, осуществляющий функцию управления техническими средствами (машинами) и технологическими процессами, а также выполняющий вспомогательные работы, становится тормозом дальнейшего технического прогресса, дальнейшего повышения производительности труда в машинизированном производстве. По мере развития, совершенствования машинной техники, увеличения мощностей, скоростей, по мере применения новых материалов, зачастую вредных, опасных для его здоровья, новых видов энергии, например, атомной, новых методов воздействия на предметы труда человек превратился из некогда наиболее прогрессивной ввиду его универсальности "части", "элемента" технических средств в наиболее консервативную их часть. В результате возникает противоречие между техникой и человеком, ее дополняющим, который не в силах угнаться за ее ростом. Это противоречие разрешается посредством освобождения человека от жесткой связи его с машинной техникой, посредством дальнейшего перемещения от человека к



Содержание раздела