d9e5a92d

Линейные структуры управления


Организационные структуры управления могут быть двухступенчатыми или многоступенчатыми.


Заводоуправление 1-яступень Заводоуправление 1-яступень




Цеха 2-яступень Производство 2-яступень




Цеха 3-яступень












  1. Линейные структуры управления.


Линейная структура одна из простейших организационных структур управления , она образуется в результате построения системы управления на основе только вертикальных связей между звеньями системы управления в виде иерархической лестницы. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель единоначальник , наделенный всеми полномочиями , осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредотачивающий в своих руках все функции управления. При этом каждый работник подчиняется только одному руководителю и , следовательно, связан с более высокими уровнями управления только через своего непосредственного начальника.

Рабочие подчиняются своему бригадиру , бригадир -мастеру, мастер - начальнику смены, начальник смены - начальнику - цеха, а он - директору завода. Таким образом , в системе управления создается иерархия подотчетности и ответственности , являющаяся в линейной структуре единственным типом организационных отношений. Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной , но вместе с тем и менее гибкой.

Каждый руководитель обладает всей полнотой власти , но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем , требующих узких, специальных знаний.


Руководитель
организации



1. Линейный 2. Линейный 3. Линейный
руководитель руководитель руководитель



исполнители исполнители исполнители


1 Схема линейной структуры управления














  1. Функциональные структуры управления.

С развитием производства и возрастанием его требований к качеству решаемых самых различных задач управления возникла необходимость в выделении органов управления , специализирующихся на выполнении отдельных функций управления . Происшедшая вследствие этого специализация и кооперация труда в аппарате управления привела к созданию функциональной оргструктуры.
В такой оргструктуре функциональному руководителю делегируется линейная власть в масштабе выполняемой функции управления.

Руководитель
организации

функциональный функциональный функциональный
руководитель А руководитель Б руководитель В

исполнители исполнители исполнители


1 Схема функциональной структуры управления.

Разновидностью функциональной структуры является линейно-функциональная структура управления. В этой структуре сочетаются преимущества линейной и функциональной структур, но доминирующими остаются вертикальные (командные) связи типа “руководитель-подчиненный”. Функциональные звенья управления лишены административной власти в отношении нижестоящих исполнителей и руководителей, функциональные руководители вышестоящих уровней осуществляют лишь функциональное руководство ниже стоящими
функциональными службами. Т.о. линейно-функциональная система обеспечивает форму разделения и кооперации труда в управлении , при которой принятие решений и управляющие воздействия осуществляют линейные руководители , а функциональные - разрабатывают проекты решений , консультируют, координируют, информируют.

2 Схема линейно - функциональной оргструктуры.

Однако и линейно - функциональная система не лишена недостатков. С целью устранения недостатков , присущих линейно - функциональной структуре в менеджменте используется линейно-штабная структура.

В этой структуре предусматривается образование специализированных, комплексных функциональных подразделений(штабов) подчиненных линейному руководителю.
Штаб не обладает правом решений и руководства какой-либо из нижестоящих служб или подразделений , а помогает линейным руководителям в управлении. Другими словами штаб играет роль обеспечивающего , совещательного органа , готовящего комплексно увязанные проекты решений по всем функциональным задачам, решаемым в управлении конкретным объектом. В состав штаба высшего уровня входят заместители директора , функциональные руководители и специалисты.



В состав штаба на цеховом уровне- заместители начальника цеха и функциональные специалисты.
24.Програмно-целевые структуры управления.

Такие структуры обеспечивают горизонтальную координацию деятельности органов управления в рамках линейно - функциональных и штабных оргструктур. Их особенность состоит в приоритете горизонтальных связей над вертикальными.
Программно -целевая структура базируется на комплексном управлении всей системой , как единым объектом , ориентированным на отдельную цель , на решение нестандартной проблемы, затрагивающей все стороны производства. С помощью управления по целям решаются следующие задачи: увязка индивидуальных планов отдельных руководителей с общими целями организации ; усовершенствование процедур оценки результатов выполнения задания ; укрепление связей и улучшение взаимоотношений между руководителями и подчиненными ; стимулирование повышения профессиональной квалификации и продвижения сотрудников по службе ; улучшение мотивации и активизации работы подчиненных.
Эта структура предполагает наличие звеньев управления , призванных формировать, координировать и регулировать все горизонтальные связи между элементами системы, относящиеся к определенной программе.
Одной из разновидностей программно- целевой структуры является матричная структура

Руководитель предприятия


Функциональный Функциональный
руководитель А руководитель Б

руководитель специалисты и специалисты и
проекта 1 исполнители исполнители
функциональных функциональных
звеньев А звеньев Б

руководитель
проекта 2 линейный линейный
руководитель 1 руководитель 2

1 Схема программно- целевой (матричной) оргструктуры.

В зависимости от полномочий и ответственности руководителя проекта выделяют три варианта программно-целевых структур.
1 вариант - структура координационного типа. Здесь руководитель проекта играет лишь вспомогательную роль, координационную роль, обеспечивая более оперативное и комплексное взаимодействие между соисполнителями программы. Руководители проектов не уполномочены принимать и реализовывать решения.

Функции руководителя могут быть разделены между несколькими работниками. Эта структура достаточно эффективна при реализации большого количества программ и в системах с несложной кооперацией подразделений.
2 вариант - это чисто продуктовая (проектная) структура. На руководителя проекта возлагается вся ответственность за качество и сроки выполнения программы, и он наделяется соответствующими полномочиями в принятии решений.

Применение такого варианта эффективно при ограниченном количестве крупных и трудоемких программ , главным образом на предприятиях, выпускающих узкую номенклатуру сложной продукции.
3 вариант - предусматривает возложение всей полноты функционального управления на руководителя проекта , но без права непосредственного распоряжения исполнителями. Решения по существу программы , качеству и срокам выполнения работ принимает руководитель проекта , а организует их выполнение функциональный руководитель, в подчинении которого находятся исполнители.

Применение этого варианта структуры целесообразно на предприятиях , реализующих небольшое количество сложных, дорогостоящих программ при одновременном серийном производстве менее сложной продукции. В основном этот вариант оргструктуры сочетает ряд признаков 1-го и 2-го вариантов программно - целевой оргструктуры.

Особенно эффективны программно - целевые оргструктуры управления при осуществлении общегосударственных, межведомственных и межотраслевых программ , таких как целевые республиканские программы и т.п.


25. Преимущества и недостатки различных типов структур управления .

Линейная оргструктура управления.

ПРЕИМУЩЕСТВА
НЕДОСТАТКИ
1.единство и четкость распорядительства
1.высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне, чтобы обеспечивать эффективное руководство по всем функциям
2. согласованность действий исполнителей
2.отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений
3.простота управления(один канал связи)
3.перегрузка информацией, множество контактов с подчиненными, вышестоящими и сменными структурами
4.четко выраженная ответственность
4.затруднительные связи между инстанциями
5.опреативность в принятии решений
5.концетрация власти в управляющей верхушке
6.личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения


Функциональная оргструктура управления.

ПРЕИМУЩЕСТВА
НЕДОСТАТКИ
1.высокая компетентность специалистов, отве чающих за осуществление конкретных функций
1.чрезмерная заинтересованность в реали- зации целей и задач “своих” подразделений
2.освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов
2.трудности поддержания постоянных взаимо связей между различными функциональными службами
3.стандартизация, формализация и программиро- вание явлений и процессов
3.появление тенденций чрезмерной централизации
4.исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций
4.длительность процедур принятия решений
5.уменьшение потребности в специалистах широкого профиля
5.относительнозастывшая организационная форма с трудом реагирующая на изменения


Содержание раздела