d9e5a92d

Древние охотничьи коллективы


направлениям от первоначального их местонахождения.
Древние охотничьи коллективы заселяют все континенты (Австралию, Северную и Южную Америку), крупные, средние и даже многие мелкие острова. Они проникают и заселяют жаркие тропические, степные и пустынные страны, холодные северные страны и земли.
Кроме того, постепенно увеличивается плотность населения, особенно в местах, где можно было больше добывать пищи и где раньше других люди стали переходить к оседлому или полукочевому образу жизни.
4. Возникновение коллективно-общинной собственности на основные средства производства
На территории определенных размеров люди, занимающиеся охотой, рыболовством и собирательством, могут добывать в несколько раз или даже в несколько десятков раз больше продуктов питания, чем в том случае, когда они занимаются только собирательством, как это имело зачастую место до охотничье-технической революции. Это привело к тому, что древние люди постепенно при совершении охотничье-технической революции стали дольше, чем раньше, обитать в одной местности.
Этому не препятствовало и то обстоятельство, что в отдельные неурожайные годы на отдельных территориях растительных плодов, которыми питались люди, было мало, в несколько раз меньше, чем в другие годы. Травоядные (а значит, и плотоядные) животные, питающиеся травой и листьями кустарников и деревьев, менее зависимы от капризов природы, чем люди, т.к. климатические условия в гораздо большей степени влияют на появление плодов, чем листьев и травы. То же самое относится и к рыбе. И поскольку люди наряду с растительными плодами стали в широком масштабе питаться мясом и рыбой, то они стали меньше зависеть от урожайности растительных плодов, злаков и т.д. В неурожайные годы в данной местности, то ли по причине поздних весенних заморозков, то ли по причине летней засухи, древние люди до охотничье-технической революции вынуждены были перекочевывать в другую, порой отдаленную местность, где были растительные плоды. А после совершения охотничье-технической революции они компенсировали недостаток растительной пищи мясной и рыбной пищей.
Все это способствовало переходу людей от кочевого образа жизни к оседлому или полукочевому, при котором люди, хотя и кочуют, но в пределах какой-то ограниченной территории. Кочевому образу жизни в некоторых, более плодородных местах мешало и то, что здесь, вследствие роста народонаселения, увеличивалась плотность населения. И тем коллективам людей, которые жили в окружении других коллективов, некуда было перекочевывать, по крайней мере поблизости.
По мере увеличения численности населения и, вследствие этого, его плотности, снова, по крайней мере, в некоторых местах, более густонаселенных, время от времени стал ощущаться недостаток пищи, продуктов питания или возникала такая угроза. Перенаселенность отдельных территорий приводит не только к расселению людей, но и к столкновению между ними.
Раньше, до охотничье-технической революции, недостаток пищи обуславливался недостатком производимых природой растительных плодов. Что же касается лесных, степных, водных и других территорий, которые являются основными средствами производства, то вследствие редкой населенности, низкой плотности населения их в распоряжении первобытных людей было в изобилии. Поэтому на основные средства производства и не возникала собственность.
Теперь, после совершения охотничье-технической революции, недостаток пищи стал обусловливаться вследствие увеличения плотности населения недостатком основных средств производства.
Раньше жизненный уровень людей зависел от урожайности растительных плодов. Ввиду низкой плотности размеры территории не влияли на жизненный уровень. Количество собранной ими пищи зависело не от того, сколько вокруг них пустующей территории, а от того, сколько растительных плодов они смогут собрать за день. Производительность труда зависела не от уровня развития производительных сил людей, а исключительно от урожайности растительного мира, плодовых деревьев и растений. Недостатка основных средств производства не существовало, по крайней мере, он первобытными людьми не ощущался.



Теперь же, в условиях густонаселенности, недостаток основных средств производства был налицо. Если какой-то коллектив охотников, прийдя на место обитания стада диких животных, не обнаруживал их, то это было или могло быть следствием того, что на этих животных раньше их охотился другой коллектив. Если какой-то коллектив, прийдя на его традиционное место собирания каких-то плодов, обнаруживал, что плоды уже собраны, то это также было следствием того, что его опередил другой соседний коллектив.
А поскольку это приводило зачастую к тому, что то один, то другой коллектив оставался без пищи или имел ее в недостаточном количестве, это приводило древние коллективы к неприязни, к глухой, а затем и открытой вражде друг с другом. При подходящем предлоге эта вражда стала выливаться в открытые вооруженные столкновения, приобретавшие все более кровопролитный характер.
Там, где еще существовали пустующие земельные массивы, где плотность охотничье-собирательского населения была еще относительно низкая, там возникающие время от времени конфликты могли быть разрешены путем переговоров, посредством все большего расселения и более или менее равномерного увеличения плотности населения, но по мере того, как росла численность населения, по мере того, как увеличивалась вследствие этого плотность населения, по мере того, как все более и более заселялись пустующие ранее территории, разрешить старым способом все чаще вспыхивающие конфликты было все труднее. Необходимо было новое, радикальное средство для разрешения или хотя бы приглушения, уменьшения остроты этих конфликтов и их количества. И в конце концов эти конфликты разрешаются посредством разделения территорий земли между отдельными коллективами, сообществами, что означает не что иное, как возникновение собственности на основные средства производства, первой формой которой явилась коллективная, общественная собственность. Вместе с собственностью возникают и границы, разделяющие территории отдельных сообществ, которые являются лишь "юридическим" выражением собственности. Собственность распространяется не только на территории лесов, степей, водоемов, рощ, болот и т.д., но и на все то, что на них находится: растительные плоды, рыбу, животных, птиц, каменное сырье и т.д. Разумеется, животные являются собственностью того или другого сообщества лишь до тех пор, пока стадо животных находится на его территории, но если стадо переместилось на территорию другого сообщества, то первое лишается права собственности на этих животных.
Возникновение и закрепление общинной собственности на основные средства производства является, вместе с тем завершением формирования общественно-производственных отношений, установление сформировавшихся, развитых общественно-производственных отношений, а также установление первого общественного способа производства.
Возникновение собственности на основные средства производства означает и возникновение первой, общинной, или первобытно-общинной общественно-экономической формации.
Возникновение и закрепление общинной собственности на основные средства производства означает завершение двух-трехмиллионного периода формирования общества. Возникновение собственности на основные средства производства означает, что в обществе произошла первая социальная революция, которая является исторически-временной границей, разделяющей период общества формирующегося от периода общества сформировавшегося.
5. Последствия общинно-социальной революции.
Общинно-социальная революция явилась первой революцией в развитии общественно-производственных отношений. Но к общественным отношениям относятся не только производственные отношения. К общественным отношениям относятся и политические отношения, и национально-этнические и, наконец, отношения духовно-культурные. И все эти общественные отношения радикально, качественно изменяются под непосредственным влиянием общинно-социальной революции.
Следствием охотничье-технической революции является общинно-социальная революция, а следствием последней является: общинно-национальная революция, которая является первой революцией в историческом развитии национально-этнических отношений общества; общинно-культурная революция, которая является первой революцией в историческом развитии духовных отношений общества; и наконец, общинно-демократическая революция, которая является первой революцией в развитии политических отношений общества.
Эти три революции в общественных отношениях осуществляются неравномерно, одна быстрей, другая медленней, одна начинается раньше, другие позднее и тоже в разное время, одна заканчивается раньше других. Они взаимно влияют друг на друга, ускоряя или замедляя одна другую. Но все они осуществляются после общинно-социальной революции, которая является причиной их осуществления.
Первая национальная революция преобразует национально-этническиеотношения общества. Если до первой национальной революции (быть может правильнее было бы назвать ее первой интернациональной революцией) первобытные люди жили совместно маленькими, карликовыми сообществами, численностью в несколько десятков человек, то после общинно-национальной революции древние люди стали жить относительно многочисленными племенами, состоявшими уже из тысяч и десятков тысяч человек.
Иногда при осуществлении первой национальной революции возникали даже союзы племен с численностью населения в несколько сот тысяч человек. При этом, если при начале первой национальной революции древние люди говорили, как правило, на нескольких языках или диалектах, то при ее завершении все племя говорило уже на одном языке, наиболее ранее распространенном на территории возникшего племени, остальные же языки постепенно исчезали, отчасти смешиваясь с победившим языком.
Первая культурная революция радикально преобразует духовно-культурные отношения древнего общества: идеологию, мораль (нравственность), искусство. Новое общество нуждается для своего укрепления, для своей мощи, в новом искусстве, в новой культуре.
Первая демократическая революция так же радикально преобразует политические отношения общества. Именно в это время впервые в развитии общества возникает демократия. До общинно-демократической революции власть в древних сообществах находилась в руках наиболее физически сильных, наиболее активных и наиболее агрессивных вожаков, как это имеет место в сообществе стадных животных. Все остальные члены сообщества безропотно подчинялись вожаку, который жестоко расправлялся с непокорными. При осуществлении общинно-демократической революции место вожаков-деспотов (тиранов) занимают вожди племен, избираемые либо всем населением племени, либо его значительной частью, либо его представителями.



Содержание раздела