d9e5a92d

Регулирование манипулятивных сделок на развитых рынках

Комиссия выступает с требованием о принятии запретительного решения суда в отношении Rutledge and Skufca, которые нарушили положения Раздела 17(a) Закона о ценных
бумагах и биржах от 1933 года, Раздел 10(6) Закона о ценных бумагах и биржах от 1934 года и Правила 106-5 по Закону о работе бирж.
Комиссия также требует принятия решения в отношении Skufca о выплате им нечестно полученных прибылей и процентов, а также выплате денежных штрафов Rutledge and Skufca . Не принимая и не отрицая обвинения, выдвигаемые комиссией, Black признал и принял к исполнению указание, требующее прекратить и впредь не нарушать положений раздела 17(6) Закона о ценных бумагах и биржах от 1933 года.
Таким образом, в США большое внимание уделяется вопросу проведения манипулятивных сделок с использованием сети Интернет.
Применительно к российской практике возникновение манипулятивных случаев с использованием Интернет-технологий представляется в настоящее время, по мнению автора, невозможным. На это существует ряд причин:
- S Во-первых, неразвитость российской части Интернета, российской пользователь не осведомлен обо всех возможностях, предоставляемых сетью;
- S Во-вторых, недоверие к всякого рода сомнительным предложениям. Опыт МММ и подобных предприятий наложил отпечаток на поведение потенциальных инвесторов;
¦S В-третьих, на российском фондовом рынке системы Internet-Trading стали появляться лишь в последние год-два. Поэтому еще не сформировалось должное доверие к возможности размещения средств посредством сети Интернет.
Возможно в ближайшем будущем инвестирование средств, используя возможности сети Интернет, станет столь обычно, как и услуги фондовой биржи. Но для организации этого сегмента на российском рынке ценных бумаг нужно принять во внимание практику законодательного регулирования данного вида инвестиционной активности, а также систему организации надзора на развитых рынках.

Регулирование манипулятивных сделок на развитых рынках

2.1 Регулирование манипулятивных сделок на фондовом рынке США
Рынок ценных бумаг США был одним из первых рынков, который познакомился с практикой манипулятивных сделок на начальных этап организации фондового рынка.
В 1830 г. на будущей Нью-Йоркской бирже котировалось свыше 30 выпусков ценных бумаг. Большая часть из них - займы правительства и акции банков.
Переход к акционерной форме собственности повысил роль ценных бумаг как формы общественного богатства. В период золотой лихорадки значительно возрос выпуск акций горнодобывающих компаний; вся история строительства железных дорог в США в XIX в. также тесно связана с Нью-Йоркской биржей.

Объем выпусков акций неуклонно рос, но только к концу XIX в. они заняли главенствующее место в биржевом обороте.
Важнейшим проявлением саморегулирующих начал в развитии биржевой деятельности стало ужесточение требований к компаниям, акции которых допущены на биржу. Начиная с 70-х годов XIX в. каждая компания, желающая распространять свои выпуски на Нью-Йоркской бирже, была обязана представить в биржевой комитет достоверную информацию о финансовых активах.

Тогда же стало ясно, что невозможно следить за котировками по всем видам и выпускам ценных бумаг одновременно.
Брокерам, специализирующимся на акциях определенных компаний, было предписано находиться в разных местах биржевой площадки: так были заложены основы современной американской системы специалистов (specialists).
Нью-Йоркская фондовая биржа всегда выступала в качестве закрытого клуба и ожесточенно сопротивлялась вмешательству государства в свою деятельность.
В то же время закрытый клуб ничем не ограничивал своих членов в приемах и методах проведения биржевых сделок. На фондовом рынке процветали операции манипулирования ценами: фиктивные (matched sales'’) и по договоренности (matched orders). Широкое распространение получили практика коротких продаж (short selling'’) и корнирование рынка (come-ring the market' ). Это, во-первых, дестабилизировало цены, во-вторых, ущемляло интересы простых акционеров.

Фондовая биржа перестала быть идеальным конкурентным рынком. Контроль рынка исключительно саморегулируемыми организациями уже не соответствовал достигнутому уровню развития биржевых операций и не гарантировал безопасности акционеров, становившихся жертвами финансовых афер и махинаций.
В начале XX в. встал вопрос о введении государственного регулирования на рынке ценных бумаг.
Первым этапом становления антиманипулятивного законодательства в США стали так называемые законы синего неба ("blue sky laws"), предназначавшиеся для защиты интересов инвесторов от недобросовестных дилеров, готовых продавать любые, необеспеченные реальными активами акции, стоящие, как говорят американцы, не больше кусочка синего неба ("a path of blue sky"). Первый такой закон был принят в 1911 г. в штате Канзас с целью защиты аграрного Запада от денежного Востока.



Власти штатов, стремясь не допустить распространения сомнительных акций, требовали регистрировать как все новые выпуски ценных бумаг, так и дилеров, работающих с ними, а также применять соответствующие санкции при обнаружении фактов обмана инвесторов.
Быстрый рост американской экономики после первой мировой войны сопровождался ускоренным ростом биржевого оборота. Биржевой бум стимулировался различными спекулятивными махинациями: пулами (при легальном участии в них инсайдеров), инвестированием в понзи (ponzi), пирамидами (pyramid).
Спекуляции, в том числе и манипулятивные сделки, в 20-х годах во многом базировались на кредите: банки активно занимались торговлей ценными бумагами и охотно кредитовали инвесторов, покупающих акции. В условиях низкого маржевого покрытия (меньше 10%), определяемого каждым брокером самостоятельно, крах на фондовой бирже в октябре 1929 г. повлек за собой кризис неплатежей в банковской системе .
Великая депрессия в США переросла в катастрофу именно потому, что федеральные власти вовремя не поддержали коммерческие банки - писал известный экономисты. Фридмен .
Америка перешла на новый этап формирования законодательной базы, основным лозунгом которой стала защита инвестора от практик недобросовестной торговли, оказавших столь серьезное влияние на американский рынок ценных бумаг.
В ходе первых реформ, проводимых в 30-е годы администрацией президента Ф. Рузвельта, наиболее весомой стала реформа, призванная провести оздоровление всей финансовой системы, включавшая в себя предложения относительно федерального регулирования рынка ценных бумаг и товарных бирж. Важнейшие законы, принятые в 30-е годы, заложили основы самой первой и самой эффективной в мире американской модели регулирования рынка ценных бумаг.
Закон о ценных бумагах 1933 г. (The Securities Act of 1933) усилил государственное регулирование первичного рынка ценных бумаг. Главным становится принцип раскрытия информации (disclosure) для инвесторов.

Отныне все новые выпуски не только централизованно регистрировались на государственном уровне Комиссией по ценным бумагам и биржам, но и тщательно проверялись. Каждое регистрационное заявление (registration statement) анализировалось независимым аудитором.
Закон о фондовых биржах (Securities Exchange Act of 1934) появился в 1934 г., заложивший основу Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), запрет на короткие продажи. Фиктивные сделки и сделки по договоренности запрещались.

К инсайдерам предъявлялись жесткие требования регулярного предоставления отчетности. Совету управляющих ФРС предоставлялось право устанавливать величину маржевого покрытия.

Регулирование распространялось на все вторичные рынки: работать на бирже и в сфере внебиржевого оборота разрешалось только дилерам, зарегистрированным SEC.
Указанные Законы и по сей день остаются лучшим примером организации антиманипулятивного законодательства во всем мире.
Основная цель Закона о ценных бумагах 1933 г., как уже отмечалось, заключалась в построении системы общих норм, регулирования биржевых и внебиржевых рынков и в формировании эффективного механизма, способного предотвратить появление практик недобросовестной торговли на рынке ценных бумаг.
Раздел 17 Закона посвящен мошенничеству на фондовом рынке. Несмотря на то, что этот раздел содержит более общие нормы - запрещает мошенничество на фондовом рынке - его традиционно считают направленным против манипулирования ценами, поскольку методы, перечисленные в нем, широко используются для манипулирования. На практике, осуществляя преследование по конкретным случаям манипулирования, всегда ссылаются на Раздел 17 Закона о ценных бумагах 1933 г.
В соответствие с данным разделом незаконным признается:
- использование любого инструмента, схемы или трюка для совершения обмана;
- получение денег или имущества посредством любого ложного заявления о материальном факте или сокрытия материального факта, когда такое заявление должно быть сделано в свете сложившихся обстоятельств;
- вовлечение в любую сделку, практику, процесс бизнеса, операции которые ведут или могут привести к мошенничеству или обману покупателя.
Также незаконным признается публикация, рекламных объявлений, газет, статей, писем, инвестиционных услуг или коммуникационных сообщений, которые, хотя и не предлагают купить определенную ценную бумагу, но дают ей характеристику за вознаграждение, полученное или которое может быть получено, прямо или косвенно, от эмитента, андеррайтера или дилера, без полного раскрытия факта вознаграждения, в прошлом или будущем, и, соответственно, суммы вознаграждения.
Таким образом, можно еще раз отметить общий характер данного раздела Закона о ценных бумагах 1933 г. В нем е раскрываются конкретные практики манипулирования, меры по их предотвращению. Закон носит объяснительный характер, вместе с тем основной акцент делается на запрещение сокрытия существенной информации от инвестора и введение его в заблуждение.
Рассмотрим Закон о фондовых биржах с точки зрения манипулятивных операций.
Определение понятия манипулирования впервые появилось в Законе 1934 года.
В соответствии с Правилом 106-1 Запрет на использование манипуляций или вводящих в заблуждение схем или планов в отношении определенных ценных бумаг, освобожденных от регистрации термин манипулирование (или введение в заблуждение) определяется как действие или несовершение действия были бы незаконны в соответствии с разделом 9 (а) или любым правилом или постановлением, относящимся к такой ценной бумаге или предписанной для операции с ней; или же если операция была произведена или не произведена в отношении ценной бумаги, зарегистрированной на национальной фондовой бирже, и при этом настоящим налагается запрет на использование любых средств или документов для операций внутри штата или трансферта по почте или любых других средств любой национальной фондовой биржи при использовании или употреблении любых таких схем и планов в связи с покупкой или продажей любой такой ценной бумаг.
Т.е. считаются незаконными действия любого брокера или дилера, которые прямо или косвенно при использовании любых средств или документов для коммерческих операций внутри штата, или посредством трансферта по почте, или при помощи любого другого способа или любой национальной фондовой биржи, используют или применяют в целях покупки или продажи любой ценной бумаги не иначе как на национальной фондовой бирже, любые действия или практику, или способы ведения дела, определенные Комиссией и включенные в содержание термина манипулятивный, вводящий в заблуждение или какой-либо другой незаконный способ или схема, как такой термин используется в разделе 15 (с) акта , который предусматривает запрещение действий брокера:
Ни один брокер или дилер не может осуществлять сделки, или побуждать к покупке или продаже любой ценной бумаги, или делать попытки к такому побуждению посредством манипулятивных, обманных или других мошеннических инструментов и схем.
Части (с.І.В.) и (с.І.С.) запрещают использование подобных практик в отношении муниципальных и государственных ценных бумаг соответственно.
В Разделе 9 Закона о фондовых биржах 1934 г. рассматриваются конкретные запрещенные практики, относящиеся к понятию манипулирования. Но действие правил распространяется только на национальные фондовые биржи.
Статьей а(1)А данного раздела запрещаются мокрые продажи и фиктивные сделки с ценными бумагами, не приводящие к смене собственника:
Для любого лица, осуществляющего деятельность на рынке ценных бумаг различными способами является незаконным с целью создания ложной или вводящей в заблуждение видимости активной торговли любой ценной бумагой, осуществление любой сделки с данной ценной бумагой, не приводящей к смене собственника-выгодоприобретателя.
Статьями а(1)В и а(1)С запрещаются спаренные ордера:
В. Запрещается вводить приказ или приказы на покупку ценной бумаги со знанием того, что (в пользу той же или иных сторон) были отданы приказ или приказы на продажу этой ценной бумаги, имеющие в существенной степени те же параметры цены и количества ценных бумаг и отданные в одно и то же время;
С. Запрещается вводить приказ или приказы на продажу данной ценной бумаги со знанием того, что (в пользу той же или иных сторон) были отданы приказ или приказы на покупку этой ценной бумаги, имеющие в существенной степени те же параметры цены и количества ценных бумаг и отданные - в существенной степени- в то же самое время.
В Статье а(2) следует фактическое запрещение пулов, основой деятельности которых является заключение серии сделок, создающих видимость активной торговли
ценными бумагами, а также пресекаются манипулятивные действия брокеров-дилеров за свой собственный счет, без создания пула:
Запрещается осуществлять (прямо или косвенно, с участием или без участия других сторон) серии сделок с любой ценной бумагой, создающие активную торговлю с этой бумагой или ее видимость, приводящие к росту или понижению курса этой бумаги, с целью побуждения других участников к покупке или продаже данной ценной бумаги
Выставление приказов на аукцион также относится к деятельности пулов.
Статьей а(3) профессиональным участникам фондового рынка, другим покупателям и продавцам ценных бумаг запрещена практика распространения слухов и заказной информации, покупки или участия в манипулятивных прибылях журналистов, финансовых аналитиков и других лиц, способных обеспечить массовое распространение информации:
Запрещается действуя в качестве дилера или брокера, или в качестве иного лица, продающего или предлагающего для продажи ценную бумагу, а также покупающего или предлагающего для покупки ценную бумагу, побуждать к покупке или продаже любой ценной бумаги путем циркуляции и распространения (в ходе своих обычных операций) информации о неизбежном или вероятном падении или повышении курса ценной бумаги в связи с рыночными операциями одного или нескольких лиц, целенаправленно действующих для повышения или понижения ее курса.
Также Статьей а(4) профессиональным участникам фондового рынка, другим покупателям и продавцам ценных бумаг запрещены ложные или вводящие в заблуждения заявления, ведущие к созданию ложной видимости активной торговли.
Далее, в Статье а(5), в продолжение Статьи а(3), содержащей запрещение на распространение ложной информации для брокеров, дилеров и иных продавцов и покупателей ценных бумаг, аналогичное запрещение относится и к любому другому лицу (например, журналисту, финансовому аналитику, теле- и радиокомментатору).
Стабилизация ценных бумаг в США является разрешенным видом манипуляций (строго в пределах правил и регулятивных норм, устанавливаемых Комиссией по ценным бумагам и биржам). Об этом говорит Статья а(6).
В развитие Статьи а(2), запрещающей основы деятельности торговых пулов, Статьи Ь) и с) также запрещают и опционные пулы, в рамках которых манипулятивная деятельность в отношении ценной бумаги разворачивалась после приобретения опциона (фиксации цены) или получения иных прав (привилегий) на приобретение ценной бумаги по фиксированной заранее цене:
Ь) ... незаконным является:
1. осуществление любых сделок с любой ценной бумагой, по приобретению любых срочных контрактов колл, пут, стрэдл или других опционов и привилегий на покупку или продажу данной ценной бумаги без намерения исполнить эти контракты;
2. осуществление любых сделок с ценной бумагой, в отношении которой данное лицо прямо или косвенно имеет свой интерес в срочных контрактах на эту ценную бумагу;
3. осуществление действий, указанных в п.2, в интересах лица, в отношении которого есть основания считать и которое на самом деле имеет прямо или косвенно любое участие в срочных контрактах пут и колл, стрэдле, опционе или привилегии на покупку или продажу этой ценной бумаги;
с) для участника биржи незаконным является прямое или косвенное пут , индоссирования или гарантирования любых срочных контрактов колл, стрэдлов или других опционов и привилегий в отношении любой ценной бумаги, с нарушением правил и регулятивных норм, которые Комиссия по ценным бумагам может предписать в качестве необходимых или соответствующих интересам публики или задачам защиты инвесторов. При этом термины колл, пут, стрэдл, опционы и привилегии не включают в себя варранты, райты и конвертируемые ценные бумаги.
Статьей е) вводится гражданская ответственность лиц, инициировавших манипулятивные сделки:
Любое лицо, которое добровольно участвует в любом действии или сделке в нарушение правил, установленных в пунктах (а), (Ь), ( с) данного раздела, несет ответственность перед любым лицом, купившем или продавшем ценную бумагу по цене, сложившейся под воздействием этого действия или сделки, при этом понесшее ущерб лицо может предъявить иск в суд соответствующей инстанции для возмещения ущерба, наступившего в результате указанного действия или сделки
Статьей g) устанавливается право Комиссии по ценным бумагам и биржам регулировать срочный рынок с тем, чтобы предотвратить использование срочных финансовых инструментов для манипулирования фондового рынка:
Независимо от любой иной законодательной нормы, Комиссия по ценным бумагам и биржам имеет право регулировать торговлю любыми срочными контрактами пут, колл, стрэдл, опционами или привилегиями на любую ценную бумагу, депозитный сертификат, на группу ценных бумаг или индекс на них (включая любое участие в них непосредственно или базирующееся на их стоимости), а также срочные контракты на иностранную валюту.
Таким образом, Федеральное законодательство США в отношении манипулятивных сделок четко определяет:
¦S конкретные запрещенные практики, относящиеся к понятию манипулирования, начиная от распространения ложной информации и заканчивая стратегиями на рынке деривативов;
- S Законы 1933 и 1934 года ввели значительные ограничения на осуществление манипулятивных практик на рынке ценных бумаг - S Законы не дублируют друг друга, а являются дополнением: в Законе 1933 года даны лишь основополагающие понятия, а Закон 1934 года дает их детальную характеристику
- S В Законах указано наличие рамках общего контроля за состоянием рынка необходимости осуществления контроля за манипулятивной практикой. Ответственность за осуществление такого контроля возложена на федеральную Комиссию по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission), a также на соответствующие комиссии и ведомства штатов,
Еще одним законодательном актом, регулирующим манипулятивные сделки на фондовом рынке является Commodity Exchange Act (Товарно-Биржевой Акт), принятый американской Торговой Комиссией Товарных Фьючерсов (Commodity Futures Trading Commission (CFTC)33).
Часть 6 Товарно-Биржевого Акта (§ 6b "Fraud, false reporting, or deception prohibited") наделяет Комиссию правом применять санкции к лицу, которое манипулирует, пытается манипулировать или манипулировал рыночным курсом товарных или фьючерсных контрактов.
Ни ТБА, ни законодательство Комиссии, однако, не определяет термин манипуляция. Прецедент Комиссии устанавливает, что результатом манипуляции является искусственно созданная цена, то есть цена, которая не отражает взаимодействие
спроса и предложения. Согласно ТБА, существует четыре основных критерия, для выявления манипуляции:
Обвиненный имел возможность влиять на рыночные курсы;
Он или она стремились влиять на рыночные курсы;
Искусственные цены существовали; и
Обвиненный являлся непосредственной причиной установления искусственных цен.
Часть 9 ТБА, 7 U.S.A. параграф 13 (1994), устанавливает уголовное обязательство для манипуляций или попыток манипулировать, корнеров или их попыток, передачи ложной или вводящей в заблуждение информации относительно условий на рынке, которая воздействует на цену любых товаров.
Часть 5(4) ТБА, 7 U.S.C. параграф 7(4) (1994) разрешает бирже осуществлять деятельность в качестве контрактного рынка только при наличии биржевой регулирующей коллегии, которая создается для предотвращения манипуляций ценами товаров.
Часть 5а(4) ТБА, 7 U.S.C. параграф 7а(4) (1994) разрешает Комиссии увеличивать периоды биржевых поставок, что поможет предотвратить давление и рыночную перенасыщенность, которая препятствует стабильности цен.
Часть 4с(а) ТБА, 7 U.S.C. параграф 6с(а) (1994) утверждает, что для любого лица незаконно предлагать вступить, вступать в торговые соглашения, осуществлять взаимные брокерские сделки, фиктивные продажы или любые трансакции, используемые для регистрации, записи цены, которая не является подлинной.
Санкции, применяемые к нарушителям, включают в себя:
1. Административные Случаи:
Commodity Future Trading Commission. Commodity Exchange Act".
Указы о прекращении деятельности
Отзыв лицензии, временное отстранение или условная выдача разрешения на деятельность лица
Отстранение респондента от ведения дел на рынках, регулируемых Комиссией Наложение гражданских штрафов в размере свыше $110 000 за нарушение или в размере, превышающем в три раза денежный доход.
Возмещение убытков клиентам, непосредственно пострадавшим от нарушения респондента
2. Гражданские судебные процедуры:
Разбирательства незаконного поведения судебным порядком;
Справедливые выплаты, такие как возмещение убытков Гражданские денежные штрафы
3. Уголовные санкции:
Рыночные манипуляции или попытки таковых также могут быть рассмотрены Департаментом Юстиции США в качестве уголовного преступления. В соответствии с Актом, результатом осуждения за данное уголовное преступление является штраф в размере, превышающем $1000000 ($500 000 для лица) или тюремное заключение боле, чем на пять лет, или обе эти меры.
Таким образом, достойное регулирований манипулятивных практик происходит и на уровне бирж. Важно отметить, что Закон 1934 года и ТБ А не дублируют друг друга, а регулируют разные сегменты американского рынка ценных бумаг.
2.2 Законодательное регулирование манипулятивных сделок на европейских фондовых рынках (на примере Великобритании, Германии, Швейцарииі)
Великобритания
Регулирование на рынке ценных бумаг традиционно осуществляли исключительно сами его профессиональные участники. Закон о финансовых услугах (1986 г.) формально установил контроль государства над фондовым рынком, но фактически сохранилась традиционная система.
В соответствии с этим законом был создан специальный орган - Совет по ценным бумагам и инвестициям (Securities and Investments Board), наделенный исключительными полномочиями регулирования рынка. Совет делегирует свои полномочия более специализированным организациям: СРО и фондовым биржам.
К первой группе относятся SFA (Совет по ценным бумагам и фьючерсам), FIMBRA (Ассоциация финансовых посредников, менеджеров и брокеров), ІМРО (Организация инвестиционных управляющих). Чтобы работать на рынке ценных бумаг, необходимо быть членом какой-либо (или нескольких) СРО.



Содержание раздела