d9e5a92d

Регулирование манипулятивных сделок на уровне СРО

проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.
На российском фондовом рынке в настоящий момент выдано 3 лицензии саморегулируемых организаций:
НАУФОР (Национальная Ассоциация Участников Фондового Рынка)
ПАРТАД (Профессиональная Ассоциация Регистраторов Трансфер-Агентов и Депозитариев)
НФА (Национальная Фондовая Ассоциация).
Лидирующим институтом среди СРО является НАУФОР, во-первых, потому что основным направлением деятельности НАУФОР является регулирование брокерской, дилерской и деятельности по управлению, в деятельности которых чаще всего и возникают манипулятивные случаи. А, во-вторых, НАУФОР обладает возможностями влияния на различных участников фондового рынка, являясь агентом ФКЦБ в части сбора и раскрытия информации, а также путем влияния на выдачу лицензий ФКЦБ профессиональным участникам фондового рынка.

Лицензии выдаются при непосредственном участии НАУФОР.
Решением Совета директоров НАУФОР от 12.03.98 был утвержден Дисциплинарный кодекс НАУФОР, в котором были установлены полномочия ассоциации в области дисциплинарной ответственности, дисциплинарная ответственность, виды взысканий, виды нарушений и т.д.
Само понятие манипулирования в данном Кодексе не рассматривается, а лишь определяется как Манипулирование ценами с целью понуждения к покупке или продаже ценных бумаг... .
В соответствии с указанным Кодексом и в рамках своей уставной деятельности НАУФОР имеет следующие полномочия в области дисциплинарной ответственности:
1) определять основные принципы дисциплинарной ответственности;
2) устанавливать для своих членов и кандидатов в члены НАУФОР основания привлечения к дисциплинарной ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг;
3) определять порядок наложения дисциплинарных взысканий;
4) возбуждать дисциплинарное производство в отношении членов НАУФОР и применять в их отношении меры, предусмотренные Дисциплинарным Кодексом;
5) разрабатывать и вносить изменения и дополнения в Кодекс.
Также были установлены субъекты дисциплинарной ответственности:
организации - члены НАУФОР; организации - кандидаты в члены НАУФОР;
- должностные лица и специалисты организаций - членов НАУФОР и кандидатов в члены НАУФОР.
Основными видами дисциплинарных взысканий установлено: предупреждение; штраф;
направление ходатайства в ФКЦБ России о приостановлении действия или аннулировании лицензии; приостановление членства в НАУФОР; исключение из членов НАУФОР.
Решение о совершении манипулятивной сделки устанавливается вступившим в силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда, - и влечет за собой наложение штрафа в размере от пятидесяти до пятисот МРОТ.
Повторное совершение данного нарушения, в течение шести месяцев со дня наложения дисциплинарного взыскания за предыдущее нарушение либо совершение данного нарушения группой лиц, действовавших по предварительному сговору, - влечет наложение штрафа в размере от ста до одной тысячи МРОТ или исключение из членов НАУФОР.
На основании анализа, по мнению автора, можно сделать некоторые выводы: Дисциплинарный Кодекс отличается четкостью определения полномочий НАУФОР, а также описанием реальных мер противодействия манипулятивным операциям; Недостатком Кодекса, по мнению автора, является отсутствие возможности привлечения к уголовной ответственности участников фондового рынка, как это делается на всех развитых фондовых рынках. Возможно, объяснить такое положение можно с точки зрения нестабильности российского фондового рынка, где появление информации о судебном процессе над участниками фондового рынка может привести к необратимым последствиям на биржевом рынке.
Со всей серьезностью к вопросу о манипулировании подошла НФ А (Национальная Фондовая организация), учрежденная крупнейшими участниками рынка государственных ценных бумаг в январе 1996 г. и являющаяся специализированным профессиональным объединением, действующим на основе равноправия, саморегулирования и общности интересов своих членов в развитие российского фондового рынка.
В ноябре 2000 года Национальная фондовая ассоциация получила статус саморегулируемой организации на рынке ценных бумаг. При этом с момента учреждения в 1996 году НФ А являлась примером реально саморегулируемой организацией, выполняющей функции СРО на основе полномочий, добровольно переданных участниками рынка, а также определяемых авторитетом самой организации. НФА является лидером во внедрении процедур саморегулирования на российском рынке ценных бумаг - с 1997 года в ассоциации действуют стандарты профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.



В ее рамках был создан Комитет по правилам, основной задачей которого стала разработка различных правил и норм поведения на фондовом рынке РФ. Эти правила стали одними из первых, появившихся на российском фондовом рынке, разработанными самими участниками.
В частности, в рамках Комитета по Правилам в ноябре 1997 г был разработан и принят Кодекс добросовестного ведения бизнеса на фондовом рынке, и он стал первым на российском рынке ценных бумаг сводом правил профессиональной деятельности.
Кодекс устанавливает требования к Участникам, а также нормы и правила деятельности на фондовом рынке и призван устранять возможности мошенничества, манипулирования ценами, нарушения прав клиентов и инвесторов, совершения других противоправных действий на фондовом рынке. Сам Кодекс устанавливает правила честного ведения бизнеса на рынке ценных бумаг, а также установление моральных и этических норм поведения участников фондового рынка.
В Приложении 1 к Кодексу делается попытка дать определение понятия манипулирования ценами, определить основные конкретные манипулятивные схемы и операции.
Сгруппировать возможные способы манипулятивных сделок, указанные в Приложении 1, можно по следующим признакам:
- 1-ая группа: манипулирование ценами, путем распространения заведомо ложной информации, введения в заблуждение;
- 2-ая группа: запрещение проведения сделок, при которых не происходит смены прав собственности на ценные бумаги, а также сделок, по которым приказ на продажу\покупку ценных бумаг производится несколько раз ("matched orders");
- 3-ья группа: проведение крупных по объему сделок в периоды времени, задающие ценовой уровень (например, при открытии и закрытии торговли, в предторговый и послеторговый периоды и т.д.), а также сделки с крупными пакетами акций.
Манипулирование ценами признается данным Положением подлежащим наказанию нарушением вне зависимости от мотивов совершившего его участника и влечет за собой наложение установленных Ассоциацией дисциплинарных мер.
Если рассматривать дисциплинарное производство в области манипулирования ценами, то санкции, применяемые НФА конкретно по случаям манипулирования, по мнению автора, абсолютно необоснованны и являются слишком мягкими:
- Установление в действиях участника факта единичного манипулирования влечет предупреждение либо обращение в органы государственного регулирования, либо обращение в инфраструктурные организации.
- Установление фактов манипулирования рынком в целом влечет предупреждение/обращение в органы государственного регулирования/обращение в инфраструктурные организации.
- Установление в действиях участника факта/признаков специальных случаев манипулирования, влечет обращение в государственные органы регулирования либо обращение в инфраструктурные организации
Таким образом, в отличие от Дисциплинарного Кодекса НАУФОР, документы НФА, регулирующие манипулятивные сделки, отличаются большей четкостью и подробностью видов манипулятивных сделок, но практически не уделяют внимания конкретным способам, направленным на выявление и ограничения манипулятивных сделок. Серьезным недостатком данной разработки также является отсутствие конкретных серьезных механизмов воздействия на манипуляторов.

Применимы только дисциплинарные меры, а также возможность обратиться к Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Банку России, к иным государственным органам - регуляторам с просьбой о применении санкций к организации, совершившей манипулирование ценами.
Хотелось бы отметить, что Кодекс добросовестного ведения бизнеса был разработан в ноябре 1997 года (с незначительными изменениями от 1998 года и 2000) и, соответственно, в большей степени отражал ту ситуацию, которая была характерна для фондового рынка в конце 1997 года. Например, Приложение2 к Кодексу О запрете манипулирования ценами на рынке государственных ценных бумаг, потеряло прежнюю актуальность.

В связи с этим представляется необходимым перейти к разработке новых приложений к Кодексу, который отражали бы новые методы и способы проведения манипулятивных операций.
По мнению автора, в России необходимо в настоящий момент принять превентивные меры, если не на федеральном уровне, то хотя бы на уровне СРО, позволяющие ознакомиться со сложившимися в развитых странах формами манипулятивных практик. Например, мокрые продажи, разукрашивание ленты ("painting the tape") вполне возможно смогут найти свою нишу в системе недобросовестной торговли в России.
В своей статье Я. Миркин отмечает, что в России необходимо создание такого Кодекса, который был бы не столь кратким, как международные документы в этой области, и который очень детально обобщал бы практику, накопленную регуляторами СРО и а США, и в других постиндустриальных странах.
Авторы статьи отмечают, что общие принципы построения нового Кодекса должны отвечать следующим требованиям:
- Соответствие существующему законодательству
- Справедливая и честная организация проведения сделок
- Эффективное использование ресурсов и процедур, необходимых для надлежащего ведения операций
По нашему мнению, участие в создании подобного документа самих участников фондового рынка через анкетирование и организацию системы по сбору предложений, могло бы способствовать разработке по-настоящему действенного, современного, отвечающего как интересам инвесторов, так и интересам профессиональных участников, документа.
Следовало бы также обратить большее внимание на организацию системы штрафных санкций к участникам фондового рынка, осуществляющим манипулятивные сделки. Учитывая опыт развитых стран, уголовная ответственность является действенным способом предотвращения распространения манипулятивных сделок. На российском фондовом рынке также следует ввести уголовную ответственность за подобного рода нарушения.

Организаторы торговли сталкиваются с действиями манипуляторов на фондовом рынке довольно часто. Так, по данным ММВБ, манипулирование ценами путем распространения ложной информации, не является редким случаем.

Но несовершенство законодательства, требующее признания факта манипулирования лишь в законодательном порядке (внутренние расследования и положения организаторов торговли не являются основаниями для признания факта манипулирования), а также неготовность финансовых институтов к долгим судебным разбирательствам являются одной из проблем, стоящих перед российским фондовым рынком на пути создания реально действующей системы законодательного регулирования рынка ценных бумаг.

Система организации мер надзора и регулирование манипулятивных практик на ММВБ


В 1997 году Московская Межбанковская Валютная биржа получила лицензию .000-00001-000001 профессионального участника рынка ценных бумаг Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг на осуществление деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг.
За время работы ММВБ наблюдался динамичный рост объемов заключаемых сделок, а также расширение инструментальной базы. Достаточно упомянуть о выходе на фондовый рынок крупнейших российских эмитентов с одним из самых перспективных видом ценных бумаг - облигациями.

Но увеличение оборота торговли на ММВБ не является единственным критерием оценки деятельности биржи. Увеличивающиеся объемы биржевых торгов говорят о выходе ММВБ на путь становления цивилизованного фондового рынка, а, следовательно, такому рынку не избежать свойственных этому развитию сложностей и проблем.
Рассмотрим более подробно систему организации мер надзора и регулирования манипулятивных практик на ММВБ, которая, по мнению автора, является одной из наиболее продуманных, отражающих основные мировые тенденции, такие как автоматизация систем надзора за рынком, внедрение новых технологий в целях развития практики торговли с использованием сети Интернет, а также, учитывающая опыт построения подобных систем во многих развитых странах.
В п.З ст.9 Федерального закона О рынке ценных бумаг содержится требование по раскрытию информации о правилах торговли: Организатор торговли на рынке ценных бумаг обязан раскрыть: любому заинтересованному лицу: правила, ограничивающие манипулирование ценами:.
Прежде всего дадим определение манипулирования, разработанное специалистами ММВБ, которое, надо отметить, на сегодняшний день является наиболее емким и полным.
К действиям, которые могут быть признаны манипулированием ценами, относятся действия Члена Секции (Членов Секции), в том числе:
- объявление заявок на совершение сделок с ценными бумагами;
- заключение кросс-сделки (под кросс-сделкой понимается заключение сделки за свой счет, в которой продавцом и покупателем выступает один и тот же Член Секции),
которые привели или могли привести к дестабилизации рынка ценных бумаг, в том числе к не обусловленному объективными событиями, влияющими на рынок ценных бумаг, изменению цен спроса (предложения) ценных бумаг, либо числа заявок (сделок).
В этом определении достаточно хорошо прослеживается причинно-следственная связь: заключение кросс-сделок или объявление заявок на совершение сделок с ценными бумагами служит причиной неоправданного изменения объемов продаж ценных бумаг. Важно отметить, что в данном определении подразумевается не только манипулирование биржевой стоимостью ценной бумаги, но и рыночной стоимостью ценных бумаг.
Меры, направленные на ограничение случаев манипулирования ценами на биржах, обычно делятся на две группы:
1) технологические меры, к которым обычно относится установление лимитов дневной торговли, лимитов цены, установление границ колебания индексов, при достижении которых автоматически прекращается торговля на бирже тем самым предотвращается возможность манипулирования;
2) административно-организационные, включающие в себя построение систем надзора и мониторинга за рынком.
Лишь разумное сочетание методов из этих двух групп, которого удалось добиться ММВБ, способно обеспечить эффективную систему регулирования манипулятивных сделок на фондовом рынке.
Рассмотрим, каким образом осуществляется контроль на рынках ММВБ с использованием вышеуказанных способов.
К первой группе мер относится:
- система контроля за подачей заявок на покупку/продажу ценных бумаг в целях предотвращения манипулированием ценами, которая предполагает введение предельных лимитов колебаний цен в ходе торговой сессии или предторгового (послеторгового) периодов торгового дня, в том числе в ходе торгов крупными пакетами ценных бумаг.
Конкретные числовые лимиты определяются по итогам торгов.
При подаче в Систему торгов заявки на покупку с ценовыми условиями ниже или выше установленного лимита на покупку ли продажу, такая заявка автоматически отклоняется.
Отслеживание поступающих заявок осуществляется посредством административно-организационных мер, к которым можно отнести следующие:
- наличие системы контроля за подачей заявок на покупку/продажу ценных бумаг и заключением сделок;
- осуществление текущего мониторинга в режиме реального времени и анализ по итогам торгов всех заявок и сделок, зарегистрированных в системе торгов с целью выявления действий, которые могут быть признаны манипулированием ценами;
- использование для мониторинга системы торгов, а также специальных программно-технических средств;
- информирование уполномоченными сотрудниками Биржи Дирекции Биржи о действиях, которые могут быть признаны манипулированием ценами.
Однако в связи со слабостью законодательства биржи достаточно ограниченны в своих действиях. На ММВБ с 1997 года работает система автоматического надзора за рынком SMARTS (Security, Market, Automated, Research, Training Surveillance),
отслеживающая сделки на предмет манипулирования. Имеющиеся к настоящему
времени результаты эксплуатации позволяют сделать вывод об эффективности данной системы при решении задач по трем основным направлениям:
- обнаружение фактов необычного поведения участников торгов, действия которых могут быть расценены как запрещенные (манипулирование ценами и/или инсайдерская торговля);
- автоматизированный контроль исполнения участниками установленных Правил торгов в Фондовой секции ММВБ и значений основных показателей состояния рынков ценных бумаг (в настоящее время осуществляется контроль критериев и показателей ценовой нестабильности, определенных Правилами торгов ММВБ);
- формирование базы данных о торгах и их первичная обработка для решения прикладных аналитических задач.
Однако, несмотря на выявление значительного числа манипулятивных сделок, (а зачастую службе надзора становится заранее известно о готовящихся сделках), ни одно дело не было передано в суд, именно из-за нечеткости законодательства. Как правило, биржа посылает запрос или непосредственно связывается с участником торгов по факту обнаружения фактов манипулирования, в некоторых случаях следует пересмотр сделок, но существенных наказаний еще никто не понес.
ММВБ была разработана система дисциплинарных мер, налагаемых на участников фондового рынка, если они были замечены в совершении манипулятивных сделок, которые нашли свое отражение в Правилах проведения торгов по ценным бумагам на Московской межбанковской валютной бирже.
В соответствии с этими правилами, ММВБ оставляет за собой право при подозрении члена биржи в совершении манипулятивных сделок, направить ему официальный запрос о причинах совершенного им поступка. В свою очередь член биржи
должен в течение 10 рабочих дней с момента отчитаться о причинах совершенных действий. Если объяснение не будет предоставлено, то ММВБ имеет право обратиться в иные регулирующие орган и действовать в установленном законодательством порядке.
Дисциплинарный кодекс ММВБ предусматривает следующие возможные санкции к участнику фондового рынка, уличенному в манипулятивных операциях:
- наложение штрафа в размере рублевого эквивалента 1000 долларов США за первый установленный факт манипулирования. Размер штрафа увеличивается на 50% за каждое повторное нарушение, но не свыше 10000 долларов США.
- приостановить допуск профессионального участника к торгам на срок 1 год с момента принятия соответствующего решения;
- вынести на Биржевой Совет ММВБ ходатайство об исключении из членов Секции.
В завершении рассмотрения системы организации контроля и надзора на ММВБ, по мнению автора, можно отметить:
- S положительными чертами организации системы отслеживания и регулирования манипулятивных сделок на ММВБ является наличие специального документа, в котором нашли отражение и возможные формы осуществления манипулятивных сделок на биржевом рынке, и методы, позволяющие своевременно отслеживать и регулировать их;
- S внедрение высокоэффективных методов, таких как автоматические системы надзора и регулирования, позволяют оперативно реагировать на малейшие колебания и изменения цен, что приводит к своевременному обнаружению манипулятивных сделок;
- S организация эффективной системы надзора способна обеспечить наличие регулируемого рынка ценных бумаг, на котором обеспечивается эффективный контроль за исполнением установленных правил, снижение рисков возможных убытков от недобросовестной торговли на финансовых рынках, повышение ликвидности рынка ценных бумаг (за счет поступления средств инвесторов на эффективно регулируемую и надежную торговую площадку). Для эмитентов же хорошо организованная система надзора способна повысить ликвидность ценных бумаг и возникновение благоприятных предпосылок для следующих размещений;
¦S наличие эффективной систем надзора, в первую очередь, выгодно самому организатору торговли, т.к. создает благоприятные условия для увеличения оборотов биржевых сделок на финансовых рынках ММВБ за повышения привлекательности этих рынков для инвесторов и профессиональных участников.

Систем раскрытия информации как барьер для манипулирования на фондовом рынке


Как известно, информационная открытость служит обеспечению прозрачности рынка ценных бумаг.
Применительно к проблеме манипулирования на рынке ценных бумаг, информационную открытость нужно рассматривать с двух точек зрения.
Во-первых, необходимо рассмотреть возможность раскрытия информации со стороны эмитента, поскольку своевременное, полное предоставление информации от эмитента дает возможность потенциальному инвестору принять правильное решение о наиболее выгодном вложении средств, а также самостоятельно принимать верные решения.
Как уже отмечалось, одной из форм манипулирования является предоставление брокером/дилером лжеинформации, не соответствующей реальному положению дел.
Поэтому, во избежание недоразумений, инвестор должен быть ознакомлен со всеми видами отчетности и фактами финансово-хозяйственной деятельности субъекта до обсуждения возможности инвестирования с профессиональным участником фондового рынка.
С другой стороны, расширение границ фондового рынка, вовлечение в торговлю ценными бумагами все более широкого круга инвесторов через использование электронных торговых систем, а также расширяющиеся возможности сети Интернет (Internet-Trading), заставляют задумать о защите самих участников фондового рынка от мошеннических действий клиентов. Анонимность, которая является одной из основных характеристик электронных сетей, зачастую оказывается помехой стабильного функционирования систем lntemet-трейдинга.

Эта проблема, в настоящее время, является ключевой проблемой в деятельности организаторов торговли.
Рассмотрим более подробно законодательное регулирование вопроса раскрытия информации.
Раскрытие финансовой информации на рынке ценных бумаг является одним из наиболее существенных условий его функционирования. За последние годы в России были сделаны значительные шаги в регулировании процесса раскрытия информации участниками рынка в части условий раскрытия, объема и форм раскрываемой информации.

Среди законодательных актов в этой области следует выделить Закон об акционерных обществах и Закон о рынке ценных бумаг.
Закон о рынке ценных бумаг был принят в 1996 г. и явился существенным шагом вперед в области отчетности эмитентов ценных бумаг. Кроме отдельных положений о проспекте эмиссии и отчетах эмитентов ценных бумаг, закон содержит
специальную главу, посвященную раскрытию информации на рынке ценных бумаг, в том числе - финансовой.
Под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.
В целом требования Закона в области предоставления финансовой информации можно подразделить на:
- требования по представлению информации в проспекте эмиссии;
- требования по представлению информации в ежеквартальном отчете эмитента;
- требования по представлению информации эмитентом в ежеквартальном отчете по ценным бумагам.
Субъектами раскрытия информации являются:
а) эмитенты эмиссионных ценных бумаг;
б) владельцы эмиссионных ценных бумаг; и
в) профессиональные участники рынка ценных бумаг.
К формам раскрытия информации на рынке ценных бумаг в частности, относятся:
а) раскрытие информации о выпуске ценных бумаг в процессе эмиссии ценных бумаг;
б) раскрытие информации в формах ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах;
в) раскрытие информации владельцем ценных бумаг.
В настоящее время перед эмитентами при раскрытии информации стоит несколько проблем:
- во-первых, сроки представления информации сейчас составляют 30 дней.



Содержание раздела