d9e5a92d

Автоматизированная система Internet-Trading на РТС

По данным московского регионального отделения ФКЦБ, сегодня 80% эмитентов не укладывается в 30-дневный срок. Эмитенты предлагают увеличить его до 45 дней, и, весьма вероятно, что ФКЦБ уступит им.

Сгладить эту проблему сможет и переход на электронную систему отчетности, которая, предположительно к концу нынешнего года будет разработана и запущена.
- Вторая проблема, стоящая перед эмитентам, заключается в слишком большом объеме представляемых данных. Эмитенты выступают за его ограничение, считая, что только 3040% представляемой информации имеет действительную ценность для аналитиков.

По поводу доходов высших менеджеров или данных о планируемых операциях, например, аргументация иная - эта информация представляет коммерческую тайну или нарушает права личности.
Для организатора торговли предоставление достоверной, своевременной и полной информации о рынке - это ключевое конкурентное преимущество в глазах инвесторов и профессиональных участников.
В соответствии с частью 7 Положения 49, Организатор торговли обязан утвердить порядок раскрытия информации организатором торговли.
Для организатора торговли предусмотрены ежегодные, еженедельные и ежедневные формы раскрытия информации:
- ежегодно Организатор торговли обязан раскрывать через информационные агентства или иным способом перечень ценных бумаг и финансовых инструментов,
допущенных к обращению через организатора торговли, и ценных бумаг и финансовых инструментов, обращение которых через организатора торговли прекращено
- не реже одного раза в неделю организатор торговли должен раскрывать информацию о рыночных ценах ценных бумаг, допущенных к обращению через организатора торговли (с тиражом не 50 тыс. экземпляров)
- ежедневно организатор торговли по завершении каждого торгового дня обязан не позднее одного часа после его окончания раскрывать итоговую информацию о сделках с допущенными к обращению через организатора торговли ценными бумагами: общую сумму и количество сделок, средневзвешенную цену ценных бумаг эмитента, определенного вида; наименование финансового инструмента; наибольшую цену спроса и наименьшую цену предложения ценных бумаг за торговую сессию; значение сводного индекса открытия, значение сводного индекса закрытия;
- в течение торгового дня организатор торговли должен предоставлять текущую информацию о сделках с ценными бумагами.
Нужно отметить, что система раскрытия информации является важным фактором, влияющим на снижение возможности возникновение манипулятивных сделок на рынке ценных бумаг.
В России система раскрытия информации на рынке ценных бумаг, по мнению автора, организована достаточно хорошо. В частности, для организаторов торговли имеются все возможности предотвращения манипулятивных практик.

Продуманная система раскрытия информации также является важным фактором, способствующим привлечению на биржевой рынок крупных инвесторов, для которых фактор наличия все необходимой информации для принятия решений является основным.
Рассмотрим систему организации раскрытия информации на основе анализа практики РТС.
Фондовая биржа РТС всегда отличалась особым вниманием к качеству раскрытия некоммерческой информации. По словам А. Саватюгина^, сейчас с уверенностью можно сказать, что РТС - самая информационно прозрачная торговая площадка в России и, одна из самых открытых в мире.
В свободном доступе находятся не только официальные документы РТС, но и данные о всех ее членах, включая объемы торговли, об эмитентах, прошедших процедуру листинга, подробнейший архив торгов, динамика индексов РТС. Распространителями on-line информации выступают ведущие мировые и отечественные информационные агентства, формы и методы раскрытия информации постоянно совершенствуются в соответствии с запросами участников рынка.
С момента своего создания РТС служит посредником в процессе обмена информацией между эмитентами и инвесторами. Партнерство прилагает все усилия, чтобы оперативно обеспечивать всех заинтересованных достоверными данными о ходе торгов, статистической информацией, существенными новостями и документами предприятий, акции которых допущены к обращению на Бирже.
В процесс раскрытия информации в РТС тем или иным образом вовлечены практически все структурные подразделения Партнерства.
По запросам членов РТС Котировальный комитет предоставляет копии ежеквартальной финансовой отчетности эмитентов, а также справки о новых выпусках ценных бумаг. Эмитентам, которые подписали с РТС соглашение о сотрудничестве, Котировальный комитет ежеквартально готовит данные об итогах торгов по акциям.
Дисциплинарная комиссия проводит работу, связанную с подготовкой и предоставлением информации по запросам (как устным, так и письменным) членов Партнерства касательно нарушений, допущенных отдельными профессиональными участниками фондового рынка в качестве членов РТС.


Контрольная комиссия занимается сбором ежеквартальной отчетности членов Партнерства и ее публикацией на сервере РТС в сети Интернет. Для членов РТС на сайте Биржи открыт доступ к отчетности в полном объеме, а остальные пользователи в разделе Финансовые показатели членов РТС могут познакомиться с основными данными -размером собственных средств, а также размером ликвидного чистого и первоначального чистого капитала.
Информационный комитет готовит ответы на запросы по предоставлению заверенных официальных показателей, таких как рыночная цена, средневзвешенная цена, котировки и т.д., для юридических и физических лиц, нотариусов, регулирующих органов, а также ответы на запросы членов РТС об официальной информации о торгах и реестрах заключенных в РТС сделок.
На протяжении всего прошлого года Информационный комитет РТС принимал решения, направленные на расширение спектра публикуемых данных о торгах на Бирже. В качестве основных можно выделить:
решение о раскрытии официальной информации о ходе торгов в РТС не только в долларах США, но и в рублях РФ;
начало расчета рублевых значений Индекса РТС параллельно с валютными значениями. За базовое значение принят курс на 1 сентября 1995 года _ 4 447 руб./$;
дополнение ежедневных сводок официальной информации об итогах торгов в РТС сведениями о сделках, заключенных в период с окончания торговой сессии до начала следующей;
открытие доступа к Системе гарантированных котировок на сервере РТС в сети Интернет. Всем заинтересованным лицам в режиме реального времени доступна информация о лучших ценах на покупку и на продажу, данные о времени, цене и объеме последней сделки, а также об объеме и ценах последних сделок за предыдущий день. Кроме того, на www-сервере РТС ежечасно обновляются данные об объеме торгов в СГК, а также раскрывается информация об итогах торгов в Системе гарантированных котировок за каждый час торговой сессии;
начало публикации на www-сервере Биржи в режиме свободного доступа динамически меняющейся информации о ходе торгов в РТС с задержкой в 15 минут;
решение о создании нового информационного продукта - РТС-10, который предназначен для распространения через официальных дистрибьюторов данных о торгах в РТС в режиме реального времени и включает информацию о котировках и сделках по десяти наиболее ликвидным акциям, допущенным к обращению на Фондовой бирже РТС. Список из десяти наиболее ликвидных акций будет пересматриваться Информационным комитетом РТС один раз в три месяца и доводиться до сведения подписчиков за три недели до вступления в силу.
В рамках программы РТС по раскрытию информации летом прошлого года Биржа подписала с ММВБ Меморандум о сотрудничестве в целях создания открытой и высокоэффективной инфраструктуры рынка ценных бумаг России, а также совместно с
ведущими российскими информационными агентствами приступила к созданию Ассоциации распространителей финансово-экономической информации.

Автоматизированная система Internet-Trading на РТС


Массовый интерес к системам lntemet-трейднига в России обусловлен, прежде всего, успехом Internet-брокеров на Западе, в первую очередь в США. Снижение стоимости использования сети Интернет позволило зарубежным инвестиционным компаниям, наряду с традиционными брокерскими услугами, оказывать услуги по электронному заключению сделок.

Опыт зарубежных рынков показывает, что в Internet-трейдинге сегодня больше всего заинтересованы компании, ориентирующиеся на рынок частных инвесторов (физических лиц), поскольку они работают с возрастающим числом относительно небольших по стоимости клиентских приказов.
В конце 1999 г. несколько ведущих отечественных торговых площадок, в том числе и Фондовая биржа РТС, одновременно объявили о намерении приступить к разработке программного обеспечения для автоматического размещения на биржах заявок брокеров так называемого шлюза к торговой системе. В мае 2000 г. рабочая версия Шлюза СГК была предложена разработчикам для тестирования, в сентябре к системе был подключен первый участник торгов, который и заключил первую сделку в начале октября.
Основная цель системы предотвратитъ финансовые потери брокерской компании от умышленных действий клиента или сторонних лиц, а также от случайных искажений в сети передачи информации.
Помимо основной цели, система призвана обеспечить определенный уровень защиты клиента брокерской компании от умышленных или непреднамеренных действий брокерской компании или третьих лиц, тем самым повысить уровень доверия к брокеру, поднять его репутацию и усилить привлекательность услуг для потенциальных клиентов.
Для защиты интересов брокера важно обеспечить:
- надежную идентификацию отправителя на этапе приема приказа (приказ был отправлен именно тем пользователем, который имеет права на подачу приказов);
- проверку целостности принимаемой информации (информация принимается в таком виде, в каком она была отправлена);
- фиксацию времени и факта передачи приказа;
- потенциальную возможность доказательства всех вышеперечисленных свойств полученной информации в суде;
- предотвращение доступа несанкционированных пользователей к информации клиентов брокера;
- предотвращение доступа несанкционированных пользователей к информации, передаваемой между авторизованным пользователем и брокером при передаче по открытым каналам связи.
Для клиентов важно, чтобы система обеспечила:
- Предотвращение подделки приказов и передачи их брокеру от имени клиента;
- Предотвращение искажения информации в приказе на этапе передачи от клиента к брокеру;
- Потенциальную возможность доказательства в суде, что действия брокера не соответствуют требованиям приказа, в случае ошибки или умышленных действий брокера;
- Предотвращение доступа несанкционированных пользователей к информации клиентов брокера;
- Защиту от несанкционированного доступа к данным, как получаемых от брокера, так и передаваемых брокеру при передаче их по каналам Интернет. Для защиты информации РТС предоставляет системе Internet - трейдинга следующие средства:
- электронно-цифровую подпись;
- систему управления открытыми ключами электронно-цифровой подписи на базе использования сертификатов;
- процедуру заверения времени приема/обработки полученной информации;
- механизм формирования уникальных идентификаторов сообщений. Таким образом, данная система предоставляет должный уровень защиты для
брокеров и их клиентов. Двухсторонняя система защиты послужит фактором, увеличивающим доверие инвесторов, с одной стороны, а, с другой стороны, защитит профессиональных участников фондового рынка со стороны их клиентов.
Системы идентификации клиента, возможность быстрой сверки информации о нем с помощью различных баз данных, а также специфика данных систем, состоящая в односторонней связи (лишь клиент способен передавать свои приказы, путем идентификации. Брокер этого делать за своего клиента не может), способствует защите инвестора от одного из наиболее распространенных видов манипулирования -навязывания информации.
По мнению автора, создание подобных систем на российском фондовом рынке повышает уровень защиты как инвесторов, так и профессиональных участников рынка
ценных бумаг, и позволяет максимально приблизиться к уровню организации систем надежной защиты, используемых на всех развитых фондовых рынках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, при рассмотрении темы Манипулятивные сделки и практика их регулирования можно с уверенностью констатировать, что проблема манипулирования на рынке ценных бумаг является если не первостепенной, то одной из приоритетных и подлежащих решению.
Одним из условий успешного функционирования рынка ценных бумаг является справедливое ценообразование, основанное на взаимодействии спроса и предложения, а манипулирование ценами приводит к возникновению на рынке дисбаланса. Искусственное формирование цен на финансовые активы является одним из основных параметров манипулятивных сделок.
Рассмотрев практику регулирования манипулятивных сделок на развитых рынках (на примере США и некоторых европейских государств) можно утверждать, что, несмотря на эффективную, целостную и проработанную систему организации контроля, скоординированные действия регулирующих органов, серьезные меры уголовной ответственности и наличие практики судебных разбирательств, проблема манипуляций не теряет своей актуальности. Более того, в связи с возникновением новых возможностей и появлением новых способов осуществления манипулирования на фондовом рынке (например, манипулирование с использованием возможностей сети Интернет), проблема требует постоянного внимания.
Изучив проблему манипулирования ценами на российском фондовом рынке, нужно отметить, что основным аспектом является вопрос несовершенства законодательства, заключающийся в следующем:
Во-первых, отсутствие системного подхода при формировании нормативной базы. Не прослеживается связи между нормативными актами различных уровней, действия финансовых институтов, обладающих правом на регулирование манипулятивных сделок, не скоординированы.
Во-вторых, отсутствие в законодательстве единого определения понятия манипулирование: существуют лишь отдельные упоминания о запрещении манипулирования в законах и постановлениях некоторых ведомств. Данное обстоятельство позволяет почти безнаказанно осуществлять манипулирование, потому как признание в судебном порядке факта манипулирования значительно усложнено.

До сих пор не было еще ни одного судебного разбирательства по этому поводу.
В-третьих, основная нагрузка вопроса манипулирования ложится либо на организаторов торговли, либо на саморегулируемые организации, которые через создание Правил осуществления торгов либо через Кодексы устанавливают запрещающие нормы, а также меры ответственности, обычно дисциплинарного или административного характера.
Наибольших успехов в процессе регулирования манипулятивных сделок на российском фондовом рынке достигли саморегулируемые организации и организаторы торговли.
Например, построенная на ММВБ система надзора за финансовыми рынками позволяет обеспечить защиту профессиональных участников рынка и инвесторов от недобросовестной торговли, создать благоприятные условия для привлечения инвесторов на биржевой рынок, а также приблизить ММВБ к ряду цивилизованных торговых площадок путем соблюдения не только российского законодательства, но и использования международных стандартов в области организации торговли ценными бумагами.
Но указывать лишь недостатки сложившейся системы, призванной осуществлять контроль за манипулятивным сделками, представляется неправильным, поскольку сложились достаточно благоприятные предпосылки для построения эффективной системы контроля. В частности, за последние годы в России были сделаны значительные шаги в регулировании процесса раскрытия информации участниками рынка в части условий раскрытия, объема и форм раскрываемой информации, в результате которых на российском фондовом рынке сложилась эффективная система раскрытия информация, которая действует в двух направлениях - защита эмитентов, а также защита инвесторов.
Таким образом, по мнению автора, на сегодняшний день можно внести следующие предложения по улучшению положения в области регулирования проблемы манипулятивных сделок на российском фондовом рынке:
необходимо в первую очередь прописать в законодательстве понятие манипулирование. Возможно, на уровне организаторов торговли следовало бы разработать единые правила ведения торгов с детальным указанием всех возможных нарушений, в том числе и манипулятивных стратегий, отступление от которых преследовалось бы в судебном порядке; следует изменить систему правоприменения, которая в настоящее время построена таким образом, что даже при наличии случаев манипулирования не позволяет привлечь к ответственности виновных. Отсутствие судебных решений по данному вопросу говорит о неспособности и несостоятельности российского законодательства решать проблему манипулирования ценами на российском рынке. В этом отношении российский фондовый рынок заметно проигрывает зарубежным фондовым рынкам с уже налаженной системой защиты инвесторов и профессиональных участников от манипулирования; в этой связи представляется необходимым расширить сферу полномочий регулирующих органов в области манипулирования, возможно, посредством создания координационного совета или рабочих групп.

Так, было бы правильным создать подразделение Комиссии по ценным бумагам, основной целью которого стало бы выявление и расследование случаев манипулирования с дальнейшей передачей всех результатов деятельности в суд. Возможно, следует обязать организаторов торговли сообщать обо всех зарегистрированных случаях манипулирования, чтобы в будущем рассматривать их в судебном порядке;
необходимо прописать меры ответственности за совершение манипулятивных сделок. Помимо административных мер, принимаемых в большинстве случаев либо на уровне организаторов торговли, либо на уровне саморегулируемых организаций, на федеральном уровне следовало бы установить меры уголовной ответственности, как было сделано в большинстве развитых стран.
В заключение всего сказанного нужно отметить, что до тех пор, пока на российском фондовом рынке не прояснится ситуация вокруг проблемы манипулирования, нельзя говорить, в первую очередь, о сложившейся системе защиты инвесторов, которая является одним из основных факторов построения эффективной системы фондового рынка, а также о построении конкурентоспособной модели фондового рынка в целом.
Характерной особенностью развитого рынка ценных бумаг является приток внешних и внутренних инвесторов. Очевидно, что инвесторы ищут всестороннюю защиту своих интересов, в том числе и от манипулирования.

Таким образом, торговая активность российского фондового рынка не будет полной до тех пор, пока в России не сформируется адекватная сложившейся на рынке ценных бумаг ситуации система организации надзора и контроля за манипулированием.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный Закон РФ О рынке ценных бумаг: Принят Государственной Думой 20.03.96 г.; Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 22.04.96 г. 39-Ф3,
2. Федеральный Закон РФ О товарных биржах и биржевой торговле (с изм. и доп. от 24 июня 1992 г., 30 апреля 1993 г., 19 июня 1995 г.): Принят Верховным Советом РФ от 20.02.1992 г.; Утвержден Указом Президента РФ от 01.03.1992 2384-1//
3. Положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, утверждено Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16 ноября 1998 года 49// Вестник ФКЦБ.-1998.-9(23).
4. Правила осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, Утверждены постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 11 октября 1999 года 9// Вестник ФКЦБ.-2000.-1(38).
5. Письмо Федеральной Комиссии по рынку ценных бумаг О возможных мошеннических схемах при торговле ценными бумагами с использованием сети Интернет от 20.01.2000 ИБ-02/229// Вестник ФКЦБ.-2000.-1(38).
6. Правила проведения торгов по ценным бумагам на Московской межбанковской валютной бирже, Утверждено на заседании Биржевого Совета Московской Межбанковской Валютной Биржи, Протокол 21 от 26 января 1999 г. (с изменениями от 26 апреля 1999 года и 29 февраля 2000 года),
7. Перечень мер по предотвращению манипулирования ценами при проведении торгов по ценным бумагам на Московской межбанковской валютной бирже, Утверждено
на заседании Биржевого Совета Московской Межбанковской Валютной Биржи Протокол 7 от 4 ноября 1999 г.,
8. Порядок применения к Членам Секции мер ответственности за нарушение правил совершения операций в Секции фондового рынка ММВБ, Утверждено на заседании Дирекции Московской межбанковской валютной биржи, Протокол 32 от 30 марта 1999 г.,
9. Кодекс добросовестного ведения бизнеса на фондовом рынке, утвержден Советом
Национальной Фондовой Ассоциации от 11 октября 2000 года, 10. Приложение 1 к Кодексу добросовестного ведения бизнеса на фондовом рынке: Положение Об основных требованиях к профессиональному участнику на фондовом рынке,
11. Приложение 2 к Кодексу добросовестного ведения бизнеса на фондовом рынке: Положение О запрете манипулирования ценами на РГЦБ,
12. Приложение4 к Кодексу добросовестного ведения бизнеса на фондовом рынке: Положение О дисциплинарных мерах и их применении к Кодексу добросовестного ведения бизнеса на фондовом рынке,
13. Дисциплинарный Кодекс саморегулируемой организации Национальная ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР), утверждено решением Совета директоров НАУФОР резолюция 98-22-shP,ZlH-2702 от 12.03.98 с изменениями от 20.07.98, утв.

Протоколом заочного голосования 98-28shP,ZlH-2007, от 17.07.00, утв. Протоколом заочного голосования 2000-53-zP,ZlH-1707,
14. Б. Рубцов Мировые фондовые рынки: современное состояние и закономерности развития,- М.: ФА, 2000.
15. Тьюлз Р., Брэдли Э., Тьюлз Т. Фондовый рынок,- 6-е изд.: Пер. с англ,- М.: ИНФРА-М, 2000.-VIII+648 с.
16. Миркин Я.М., Раздаточные материалы к лекциям по дисциплине Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг
17. Тезисы к докладу ММВБ на тему: Организация надзора на финансовых рынках ММВБ с использованием систем SMARTS,
18. Я. Миркин, С. Лосев Защита инвесторов: границы возможного и новые идеи// Рынок ценных бумаг.-2000.-22.
19. Э. Астанин, В. Салахутдинов Современные информационные технологии для инвесторов рынка ценных бумаг// Рынок ценных бумаг.-2000.22
20. В. Татьянников Большая стирка.

Манипулирование ценами весьма распространено на фондовом рынке// Эксперт - Урал.-2000.-ноябрь, 11.
21. О. Уваров, Л. Фомина Мошенничество, манипуляции и другие правонарушения с ценными бумагами// Рынок ценных бумаг.-1999.- 16.
22. Э. Астанин, В. Салахутдинов ММВБ.

Надзор на рынке ценных бумаг// Банковское дело в Москве.-1998.-апрель, 4(40).
23. О. Сухова Организация рынка ценных бумаг США// Рынок ценных бумаг.-1998,-2.
24. Годовой отчет о деятельности РТС за 1999 год,
25. Интервью А.Саватюгина, Председателя Информационного Комитета РТС, Зам. генерального директора ЗАО ПК Энергокапитал, Санкт-Петербург//
26. Информация из раздела Рынки и технологии,
27. Новости от 02.03.2001 с сайта Российский институт директоров, ФКЦБ вплотную займется проблемой раскрытия информации, http://www.ricd.ш/

ИНОСТРАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

28. The Securities Act of 1933, The Center for Corporate Law University of Cincinnati College of Law,
29. The Securities Exchange Act of 1934, The Center for Corporate Law University of Cincinnati College of Law,
30. Commodity Future Trading Commission, "Commodity Exchange Act",
31. IASC STANDARDS - ASSESSMENT REPORT, Report of the Technical Committee of the International Organization of Securities Commissions, may 2000,



Содержание раздела