d9e5a92d

Анализ правовой инфраструктуры в отношении манипулятивных сделок в России

Самая крупная и авторитетная из них - SFA, помимо прочих регулирующих функций она проводит лицензирование инвестиционных институтов, экзаменует сотрудников. Совет периодически проводит инспектирование компаний и имеет право требовать предоставления любых документов учета. SFA руководит компенсационным фондом, компенсирующим потери инвесторов в случае банкротства инвестиционного
института. Фонд образован за счет вкладов самих членов SFA.

Инвестиции до 30 тыс. ф. ст. компенсируются полностью, свыше этой суммы (но не более 50 тыс. ф. ст.) - на 90%.
Ко второй группе относятся: ЛФБ, LIFFE, Лондонская товарная биржа (London Commodity Exchange) и другие.
Закон о финансовых услугах от 1986 года ("FSA- Financial Services Authority") фактически стал первым законодательным33 актом, в котором было дано определение не манипулятивных сделок, а, в целом, запрещенного поведения на рынке ценных бумаг.
В соответствии с частью 47 Акта Финансовых Услуг 1986 (FSAct 1986), запрещенное поведение включает в себя:
1. Сознательно или бессознательно делаемые заявления, обещания или прогнозы, вводящие в заблуждение, ложные или обманчивые; бесчестное утаивание любых вещественных фактов с целью заставить других осуществить или воздержаться от осуществления инвестиций, выполнить или воздержаться от осуществления прав, приобретенных в результате инвестирования.
Данное запрещение применяется к:
- Заявлениям, обещаниям или сделанным прогнозам, скрытым фактам в Великобритании;
- Лицу, намеривающемуся осуществить или осуществляющему в Великобритании стимулирующее давление; или
- Соглашению, действующему или будучи предположительно введенному или правам, действующим или будучи предположительно осуществленным, в Великобритании.
2. Любой тип поведения, который создает неправильное или вводящее в заблуждение впечатление по поводу положения дел на рынке, биржевых курсов или стоимости любых инвестиций с целью заставить другое лицо купить, продать, подписаться на ценные бумаги или воздержаться от этого действия, или осуществить или воздержаться от осуществления любых прав, полученных после инвестирования.
Запрещение применяется в случае, если:
- действие или поведение осуществлено на территории Великобритании; или
- ложное или вводящее в заблуждение действие имело место в Великобритании.
Законодательство Великобритании предусматривает 2 вида ответственности за совершение манипулятивных сделок: уголовную и административную.
В уголовных протоколах в соответствии с частью 47, уголовный стандарт доказательства предполагает, что судья должен быть удовлетворен предложенными доказательствами выше всяких сомнений или удовлетворен таким образом, что они уверены.
В гражданских протоколах для судебного постановления или приказа по возмещению убытков гражданский образец доказательства требует, чтобы суд был удовлетворен доказательством того, что лицо скорее всего нарушило часть 47. Однако так как нарушение части 47 является также и уголовным преступлением, гражданский суд, вероятно, будет требовать веского довода для утверждения нарушения.

Подобный стандарт доказательства применяется в SRO или в дисциплинирующих биржевых протоколах.
Помимо FSA, есть ряд других регулирующих органов, а также, документов, запрещающие манипулятивные действия на фондовом рынке:
1. Британский Департамент Торговли и Промышленности, Организация по борьбе с крупным мошенничеством, Королевская Служба Преследования могут преследовать уголовные преступления по статье 47 в Англии и в Уэльсе (т.к. в настоящее время ФСБ не может нести судебные разбирательства по поводу правонарушений в области рыночных манипуляций, хотя такая власть предусмотрена в Законопроекте Финансовых Услуг и Рынков).
2. ФСБ в соответствии с частью 61 Финансового Служебного Акта 1986, может вести судебные разбирательства судебных постановлений и приказов лишь по возмещению убытков, изложенных в части 47.
3. Утверждения Принципов ФСБ требует, чтобы все уполномоченные организации следовали высоким стандартам рыночного поведения и высоким стандартам честного поведения.
4. Биржевые правила также содержат специальные запреты против манипулирующих действий их членов.
Ответственность за совершение манипулятивных сделок может предусматривать:
- Уголовная ответственность- осуждение лица, признанного виновным, на срок от 7 лет тюремного заключения, или может также подвергнуться штрафу, или и тому и другому.
- Административная- могут быть приняты судебные постановления и приказы по возмещению убытков могут быть применены для нарушений, изложенных в части 47.


- Ответственность СРО предусматривает меры ответственности в
соответствии с правилами саморегуляции - доступные санкции включают
регулирующие штрафы, общественные санкции и изъятие полномочий и регистрации лица. Подобным образом, биржы могут наказывать нарушения правил их членами.
По данным журнала "Euromoney", в Великобритании существуют некоторые дополнительные предложения для регулирования финансовых услуг, которые включают в себя новые меры для борьбы с рыночным манипулированием. Эти предложения следующие:
1. Гражданские запрещения против рыночных злоупотреблений воздействуют на инвестиционные биржи. Это будет применяться как к регулируемым, так и к нерегулируемым лицам.

Запрещения сформировались в основные условия. Также дополнительно будут определены уголовные преступления для рыночных манипуляций и инсайдерской торговли.
2. ФСБ предоставит право разработать Кодекс Рыночного Поведения, который по-видимому будет содержать специальные постановления, касающиеся манипуляций с курсом, вымогательств и корнеров, искусственной или фиктивной торговли и распространения вводящей в заблуждение информации.
3. Согласно законодательной реформе, в случае нарушения новых постановлений ФСБ будет иметь административную власть, чтобы потребовать возвращения прибыли, возмещения или выплаты гражданских штрафов. Исполнение этой власти будет служить правом апелляции к новому независимому суду.

ФСБ предоставит право вести судебные разбирательства по поводу правонарушений рыночных манипуляций и инсайдерской деятельности.
Таким образом, в Великобритании на данный момент существует достаточно продуманная система построения защиты от манипулятивных операций. Наличие в этой системе определения манипулирования, мер уголовной и административной ответственности способствует

Германия


До начала 90-х годов в германском законодательстве не существовало ясных ограничений на манипулирование ценами и инсайдерскую торговлю. Ситуация изменилась после внесения соответствующих поправок в Законы об операциях с ценными бумагами и о биржевой деятельности в июле 1994 г.
На фондовом рынке Германии сложилась несколько иная, отличная от американской и английской, система регулирования. Здесь основными надзорными органами являются Федеральное ведомство по надзору за операциями с ценными бумагами и Государственные земельные комиссариаты, осуществляющие надзор за операциями на биржах, поделенных по территориальному признаку. К примеру, Комиссариат земли Хессен, контролирующий Франкфуртскую фондовую биржу имеет собственную автоматизированную систему слежения за рынком и осуществляет практически весь спектр надзорных функций от выявления фактов нарушений законодательства до подготовки дел к слушанию в судах. Отметим, что в составе Франкфуртской фондовой биржи тоже есть служба надзора, которая осуществляет функции контроля за работой биржевого механизма.

В случае обнаружения нарушений законодательства или нормативных актов регулирующих органов служба надзора обязана немедленно информировать Комиссариат, предоставив все необходимые для расследования материалы и изложив свою оценку обстоятельств.
Биржевой Акт Германии (Borsegesetzen) в части 88 дал определение преступных действий, которыми признаются действия лица, которое с тем, чтобы манипулировать рыночными или биржевыми курсами ценных бумаг, правами подписки, иностранной
валютой, товарами, интересами, предоставляющими право участвовать в прибылях предприятия, или дериватами:
1. делает ложные заявления относительно оценки ценных бумаг, прав подписки, иностранной валюты, товаров, интересов, предоставляющих право участвовать в прибылях предприятия, или дериватов, или скрывает подобные факты в нарушение существующего законодательства, или
2. использует другие средства с намерением нечестного поведения.
Согласно Части 88 предпосылкой наказуемого поведения является преднамеренное действие, которое можно считать таковым, если виновный знает о том, что его действие приведет к манипуляциям биржевых и рыночных курсов, независимо от того, хочет он этого или нет.
Более того, необходимо только чтобы виновный действовал с намерением оказать влияние на биржевые или рыночные курсы. Намерения повлиять на курсы уже достаточно, не требуется наличия успеха проведения данной операции.
Департамент государственного преследования имеет право преследовать судебным порядком правонарушения в соответствии с Частью 88 Биржевого Акта Г ермании.
Кроме того, на биржи распространяются полномочия следствия и вмешательства с тем, чтобы обеспечить правильное проведение операций и установления курса.
В Германии контроль за торговлей ценными бумагами осуществляется тремя юрисдикциями: Комиссией по ценным бумагам (Bundesaufsichtsamt fur den Wertpapierhandel), биржевыми контролирующими органами, расположенными в административных единицах - Землях (Lander) и самой фондовой биржей как саморегулирующейся единицей.
В соответствии с уголовным законом, нарушение правила Части 88 может быть наказуемо путем тюремного заключения на срок более, чем три года или штрафом.
В контексте саморегулирования фондовые биржи могут также налагать дисциплинирующие меры на своих членов и зарегистрированных брокеров (исключение составляют официальные брокеры).

Швейцария


Еще одним ярким примером германской модели организации рынка ценных бумаг является Швейцария, которая в силу своего территориального местоположения, а также в силу исторических традиций, выстроила защиту от совершения манипулятивных практик на базе сильно развитого уголовного законодательства. Надо отметить, что, по данным IOSCO, в последние 5 лет ни одного случая недобросовестной торговли выявлено не было.

Такое достижение приписывают эффективной государственной законодательной системе.
Определение манипулятивных сделок дано в Уголовном кодекс (часть 161) страны, который запрещает манипуляции с курсом, являющиеся уголовным правонарушением.
В соответствии с уголовным законом, манипуляции с курсом определены следующим образом:
Наказуемо будет любое лицо, имеющее намерение повлиять на курс ценных бумаг, продаваемых в Швейцарии на фондовых биржах, с тем, чтобы извлечь для себя или для третьей стороны незаконную экономическую выгоду, распространяющий с этой целью вводящую в заблуждение информацию или осуществляющий продажи и покупки ценных бумаг, в пользу лица или лиц, которые имеют отношение к этому делу.
2. ФБКШ (Федеральная Банковская Комиссия Швейцарии) может налагать административные санкции на агентов, которые находятся под ее контролем (например, банки и биржевые торговцы ценными бумагами). Это право основано на общем постановлении, содержащемся в Банковском Акте (БА, статья 3/2/с) и Акте Ценных бумаг (АЦБ, ІО/2/d), которое требует, чтобы ответственные лица гарантировали правильное проведение деловых операций.
Правила, обсуждаемые выше, вступили в силу только недавно, таким образом, пока еще не существует удовлетворительного закона для того, чтобы описать подходящие стандарты, по которым проходит разбирательство в суде.
Обычно, по закону необходимо наличие двух элементов: намерения и незаконной экономической выгоды. Распространенная информация должна также быть вводящей в заблуждение.

Несмотря на ограничительный вид этого стандарта, Верховный Суд, кажется, имеет более широкое представление о том, что является преступным поведением.
В соответствии с администрантивной точкой зрения, правильное проведение операций должно быть определено на практической основе через ФБКШ. Элементы, которые могут быть взяты в рассмотрение, необязательно являются теми же и могут определяться менее жесткими требованиями.

Согласно ФБКШ, может быть сделано различие между уголовным (статья 16Ibis Уголовного Кодекса) и административным (статья 6 АЦБ) манипулированием курсом, таким образом, надзирательные правила могут охватывать более широкий ранг действий рыночных и курсовых манипуляций, чем криминальный закон.
Также манипулятивные сделки могут отслеживаться на уровне кантональных уголовных властей и Федерального Верховного Суда, которые имеют в своей компетенции уголовное преследование.
Швейцарская система основана на саморегулировании таким образом, что фондовая биржа сама обеспечивает правила - которые должны быть одобрены ФБКШ -для эффективной торговли. Система также ответственна за контроль над торговлей, и особенно за выявление случаев манипуляций с курсом под высоким надзором ФБКШ.

Это двухшаговая система: ФБКШ и саморегулирующаяся единица (фондовая биржа).
Результатом уголовного обвинения может быть тюремное заключение или штраф. Административные санкции, налагаемые ФБКШ, ранжируются от выговора до изъятия полномочий.
Швейцарская Биржа может также налагать на своих членов и зарегистрированных членов дисциплинирующие меры (выговор, временное прекращение действий, исключение, штраф свыше 10 млн. CHF).
Таким образом, при рассмотрении зарубежной практики регулирования манипулятивных сделок, можно сделать следующие выводы:
Манипулирование ценами является достаточно старой проблемой зарубежных фондовых рынков
Основу континентального права в части регулирования манипулятивных сделок, в основном, составляет уголовное законодательство, в соответствии с которым составлено законодательство по рынку ценных бумаг, а также Правила и различные Акты саморегулируемых организаций
- S В странах Европы разработана сложная система доказательств, необходимых для признания факта манипулирования в суде
- S В систем фондового рынка, обычно присутствуют сразу несколько органов, осуществляющих надзорные и регулирующие органы. Некоторые из них владеют правом проводить судебные разбирательства, другие - лишь
слушания, по которым налагается административная ответственность; такая
система представляется эффективной, в первую очередь, для потерпевшей стороны в связи с правом выбора: если потерпевшая сторона желает получить материальное возмещение, понесенное в ходе осуществления манипулятивных сделок, то не обязательно вступать в длительное судебное разбирательство.

Анализ правовой инфраструктуры в отношении манипулятивных сделок в России

3.1 Анализ правовых норм федерального значения, регулирующих манипулятивные сделки
В российском законодательстве регулирование манипулятивных сделок происходит на нескольких уровнях:
на уровне федерального законодательства;
на уровне нормативно-правовой базы регулирующих органов фондового рынка (Федеральная Комиссия, Банк России);
на уровне саморегулируемых организаций и организаторов торговли.
Основным законодательным актом, регулирующим рынок ценных бумаг в России, является Федеральный Закон О рынке ценных бумаг, в п.2 ст.51 которого определено, что: Профессиональные участники рынка ценных бумаг не вправе манипулировать ценами на рынке ценных бумаг.... Там же приводится положение о недопустимости понуждения к покупке или продаже ценных бумаг путем предоставления умышленно искаженной информации о... ценах на ценные бумаги....
Другим законодательным актом федерального значения является Закон О товарных биржах и биржевой торговле, который косвенно имеет отношение к понятию манипулирования ценами. В нем дано определение практик недобросовестной торговли, которые могут возникнуть на бирже во время торгов: В Правилах биржевой торговли должны быть определены.. .меры по контролю над процессом ценообразования на бирже в целях недопущения резкого дневного повышения или понижения уровней цен, искусственного завышения или занижения цен, сговора или распространения ложных слухов с целью воздействия на цены..
Таким образом, по мнению автора, можно отметить, что государственные законодательные органы не сумели организовать продуманную нормативную базу в отношении манипулятивных сделок. Если во всех развитых странах крупнейшие законодательные акты (обычно Законы о фондовом рынке или о биржах, как мы видели на примере США, Великобритании, Германии) являются наиболее полными в части построения системы определений, методологической системы и системы применения мер, за нарушение законодательства, то в России происходит все наоборот.
Основное значение придается подзаконным актам, а также документам СРО или организаторов торговли, которые должны самостоятельно осуществлять контроль и регулирование практик манипулирования ценами.
Обратимся к подзаконным актам. Основным является Постановление ФКЦБ России 49, в котором дается более или менее полное определение понятия манипулирование : Манипулированием ценами признаются действия участника (участников) торгов, в том числе объявление заявок на совершение сделок с ценными бумагами и (или) финансовыми инструментами, совершение сделок с ценными бумагами и (или) финансовыми инструментами, сторонами по которым является одно и то же лицо, которые привели или могли привести к дестабилизации рынков ценных бумаг и (или) финансовых инструментов, в том числе к необусловленному объективными событиями, влияющими на рынок ценных бумаг, изменению цен спроса (предложения) ценных бумаг и (или) финансовых инструментов, либо числа заявок (сделок).
Данное определение представляется слишком расплывчатым и информационно не насыщенным, в отличие от определения манипулирования, данного SEC. В определении, да и в самом Положении, не представлено полного перечня основных и возможных манипулятивных стратегий.

Неопытному инвестору данный нормативный акт не сможет раскрыть всех тонкостей понятия манипулирования. Даже если сравнивать трактовку манипулирования российским законодательством и английским, то последнее значительно выигрывает в связи с определением объектов и субъектов манипулятивных сделок.

В российском законодательстве данные понятия отсутствуют.
Таким образом, Постановление 49 ФКЦБ России не является окончательной и единственно верной нормой, способной эффективно пресекать манипулирование. Отчасти это объясняется тем, что большая часть ответственности по предотвращению подобных действий возлагается на организаторов торговли, а Положение лишь устанавливает границы ответственности и общие подходы к определению манипулирования.
Одним из наиболее удачных определений понятия манипулирования, по мнению автора, является определение данное в Правилах осуществления брокерской и дилерской деятельности: ...манипулирования ценами на рынке ценных бумаг и понуждения к покупке или продаже ценных бумаг, в том числе посредством предоставления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах ценных бумаг, ценах на ценные бумаги, включая информацию, представленную в рекламе .
Теперь рассмотрим систему распределения ответственности за использование манипулятивных схем на российском фондовом рынке на уровне Федерального законодательства и нормативно-правовых актов регулирующих органов.
Прежде всего, отметим, что в России свершившийся факт манипулирования ценами на фондовом рынке признается только в судебном порядке. Т.е. организатор торговли, зафиксировавший действия манипулятора, формально может подать жалобу в суд, начать процесс судебного разбирательства, и по окончании процесса заявить о факте манипулирования, если таковой будет признан судом.

Но на практике до сегодняшнего момента не было объявлено ни об одном факте манипулирования, кроме уже хрестоматийного примера манипулирования ценами ГКО: 7 мая 1996г. в последние секунды торговой сессии одному из дилеров удалось существенно (примерно на 10 процентных пунктов) снизить средневзвешенную цену ГКО 24 выпуска. Как следствие, значительная часть участников срочного рынка МЦФБ и Российской биржи, оперировавшая контрактами на цену указанного выпуска, понесла убытки, составившие ориентировочно 2.5 млрд. руб. (неденоминированных).
Причин, по которым финансовые институты не спешат обращаться в суд, по мнению автора, несколько:
Во-первых, судебное разбирательство- процесс длительный и требующий не малых затрат. Не всякий участник фондового рынка готов вложить огромные средства в такой процесс.
Во-вторых, российский фондовый рынок, подверженный колебаниям, вряд ли сможет оставить без внимания такое громкое дело. Логично предположить, что если когда-нибудь и произойдет первое разбирательство по данному вопросу, то иск будет
подан одним из крупнейших участников фондового рынка. Отражение этого процесса моментально проявится на рыночных показателях.

И не каждый финансовый институт способен пожертвовать своей репутацией ради создания судебного прецедента по делу о манипулировании ценами на рынке ценных бумаг.
По факту манипулирования в России предусмотрены следующие виды ответственности:
- По ФЗ О рынке ценных бумаг участники несут ответственность в форме ... приостановления или аннулирования выданного им разрешения, а также иных санкции, предусмотренных для членов саморегулируемых организации ;
- В соответствии с Постановлением 49 Участники торгов, осуществляющие манипулирование ценами, несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и нормативными актами Федеральной комиссии , при этом не указано в соответствии с каким законодательством и какими нормативными актами.
Даже по факту манипулирования ценами в российском законодательстве не предусмотрено уголовного наказания. В некоторых случаях, действия манипулятора можно интерпретировать как: ст. 165 Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, ст.

178 Монополистические действия и ограничение конкуренции, ст.182 Заведомо ложная реклама, ст.204 Коммерческий подкуп и некоторые другие статьи УК РФ. Однако, это достаточно сложно сделать в отсутствие прямых указаний состава правонарушения и поэтому в российской практике, в отличие от западной, отсутствуют конкретные дела и судебные решения по манипулированию.
Таким образом, сложившаяся на российском фондовом рынке система законодательства на федеральном уровне, а также на уровне нормативных актов регулирующих органов отличается следующими характерными особенностями:
- S В системе законодательства отсутствует базовый законодательный акт, дающий общее понятие манипулирования, определяющий основные его формы и виды; в законодательстве нет целостности в отношении определения и регулирования манипулятивных сделок.
- С Основной процесс регулирования манипулятивных сделок ложится на СРО и организаторов торговли, которые самостоятельно разрабатывают Правила проведения торгов по ценным бумагам, а также перечень мер, противостоящих манипулирования.
- С Государство имеет ограниченный набор санкций, применяемых к участникам фондового рынка; большую роль в построении системы наказания за нарушения законодательства в области манипулирования играют СРО и организаторы торговли.

Регулирование манипулятивных сделок на уровне СРО.


В соответствии с Законом О рынке ценных бумаг под саморегулируемой организацией понимается ..добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, функционирующее на принципах некоммерческой организации.
СРО учреждаются для обеспечения профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами СРО, установления правил и стандартов



Содержание раздела