d9e5a92d

Овчаров А. - Юридические основы дилинга

Федеральная резервная система (ФРС, Федеральный резерв) (Federal Reserve System) - система частных игосударственных банков, выполняющая роль Центрального банка США. Созданная в 1913 году Законом о Федеральном Резерве, ФРС является квази-государственной структурой с частными компонентами. В нее входят: назначаемый Президентом США Совет Управляющих ФРС, Федеральный комитет по операциям на открытом рынке, двенадцать региональных Федеральных резервных банков - фискальных агентов Казначейства США, многочисленные частные банки (получающие неотчуждаемые,
фиксированной доходности акции Федеральных резервных банков в обмен на вносимый резервный капитал).
ФРС была основана с целью стабилизации системы денежного обращения США, жестоко страдавшей от регулярных экономических кризисов. Тогдашнее руководство страны приняло решение создать единый государственный орган, чьей задачей стало поддержание финансовой стабильности путем
регулирования денежного обращения и влияния на рынок ценных бумаг, а также банковского надзора.
Текущие функции ФРС:
- выполнение обязанностей центрального банка США;
- поддержание баланса между интересами
коммерческих банков и
общенациональными интересами;
- обеспечение надзора и регулирования банковских учреждений;
- защита кредитных прав потребителей;
- управление денежной эмиссией (с нередко конфликтующими целями: минимизация безработицы, поддержание стабильности цен, обеспечение умеренных процентных ставок);
- обеспечение стабильности финансовой системы, контроль за системными рисками на финансовых рынках;
- предоставление финансовых услуг депозитариям, в том числе Правительству США и официальным международным учреждениям;
- участие в функционировании системы международных и внутренних платежей;
- устранение проблем с ликвидностью на местном уровне;
- укрепление роли США в мировой экономике.

Особенности ФРС как центрального банка


1. Капитал ФРС имеет чисто акционерную форму собственности. В этом плане США отличаются от стран, где капитал Центрального банка полностью принадлежит государству (Великобритания, Канада) или является акционерным с долей государства в нем (Бельгия, Япония).
2. ФРС не получает средств от государства, финансируя свою деятельность за счет собственной прибыли. ФРС извлекает доход за счет кредитования правительства США путем покупки государственных ценных бумаг.

Другими источниками дохода являются: доходы от платежных операций, депозиты, операции с ценными бумагами.
3. ФРС не имеет золотовалютных резервов в качестве обеспечения выдаваемых кредитов или эмиссии банкнот. Обменные операции с долларами


основываются на доверии к ФРС и финансовой системе США в целом.
4. Решения ФРС имеют самостоятельную силу и не требуют одобрения со стороны Президента или иных государственных структур. ФРС подотчетна Конгрессу, и, согласно Закону о ФРС, ежегодно предоставляет отчет о своей деятельности в Палату Представителей Конгресса, и дважды в год - в Банковский комитет Конгресса, который производит аудит деятельности ФРС.
Структурная организация ФРС США
ФРС состоит из Совета управляющих, собирающегося на регулярные заседания в столице страны Вашингтоне, и двенадцати Федеральных резервных банков, расположенных в основных городах страны. Федеральная Резервная Система по сравнению с
центральными эмиссионными банками других стран сильно децентрализована, что отражает сильнейшее противодействие любой концентрации экономической власти в едином центре в то время, когда закладывались основы Федеральной Резервной Системы. Можно заметить, что даже сам термин центральный банк ни разу не фигурирует в первоначальном тексте Закона о Федеральной Резервной Системе.
Совет Управляющих ФедеральнойРезервной Системы состоит из семи постоянных челнов, назначаемыхПрезидентом США с одобрения Сената. Обеспечивается равное представительство членов Совета Управляющих от различных округов Федеральной Резервной Системы. Каждый гражданин США, занимающий пост в Совете Управляющих ФедеральнойРезервной Системы, может исполнять свои обязанности полный срок, составляющий 14 лет и не превышающий эту цифру, однако имеет право подать в отставку ранее, доработав текущий двухлетний семестр, либо несколько продлить свое пребывание в должности за счет дополнительных семестров.

Семь членов Совета Управляющих - это единственные официальные лица Федеральной Резервной Системы, назначаемые и утверждаемые в должности Президентом США. Кроме того, влияние Президента США на эти вопросы несколько ограничено: в случае если члены Совета Управляющих исчерпали сроки своего пребывания в этом органе (за исключением случаев смерти либо отставки ^га-либо из них), Президент может назначить лишь двух новых членов Совета


за свой четырехлетний срок пребывания у власти. Однако, на практике отставки членов СоветаУправляющих Федеральной Резервной Системы не столь уж нечасты.

Нынешнимпредседателем Совета Управляющих ФРС является Бен Шалом Бернанке, сменивший на этом посту своего предшественника Алана Гринспена.

Федеральные резервные банки


Федеральная Резервная Система США состоит из 12 округов, выделенных по географическому признаку. Совет управляющих Федеральной Резервной Системы располагается в городе Вашингтон, округ Колумбия.
Каждый отдельно взятый Федеральный Резервный банк сам по себе играет важную роль в проведении и воплощении в жизнь определенной денежно-кредитнойполитики, несмотря на то, что руководство этими процессами в целом принадлежит Совету Управляющих Федеральной Резервной Системы. Во-первых, будучи членами Федерального комитета по операциям на открытом рынке, пять из двенадцати президентов Федеральных Резервных банков принимают самое активное участие в разработке иопределении задач и тактических целейденежно-кредитной политики. Во-вторых, Совет директоров Федеральных Резервных банков намечает и вырабатываетопределенный на конкретный момент уровень банковских учетных ставок, один из основных параметров экономической системы, который представляется нарассмотрение и утверждение совета Управляющих Федеральной Резервной Системы.

Кроме того, Федеральные Резервные банки сделали важный вклад в разработку концепций денежно-кредитных отношений, регулирующих деятельность Федерального комитета по операциям на открытом рынке. Большинство Резервных банков публикуют статьи и ежемесячные отчеты по текущим проблемам финансовоэкономической жизни, причем ряд этих работ получает весьма широкое распространение.

Участие всехФедеральных банков в разработке основных направлений денежно-кредитной политики обеспечивает равное представительство в решении этих вопросов от различных округов, а также поставляет в Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы разнообразную информацию с мест, которая в ином случае вряд ли была бы доступна такому централизованному органу, как Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы.
Федеральные Резервные банки можно классифицировать как некиеполугосударственные корпорации,главным образом вследствие механизма выборов и назначений их директоров. Каждый Федеральный Резервный банк является корпорацией, обладающейчартером на право введения операций, выданным государственными органами власти, и, естественно, включающей в себя акционеров, членов совета директоров и президента.
Каждый из двенадцати Федеральных Резервных банков представляетеженедельный финансовый отчет об итогах своей деятельности в Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы, который суммирует и обрабатывает поступающуюинформацию, а затем публикует в конце каждой недели. Федеральные Резервные банки субсидируют и поддерживают Межокружной Расчетный фонд,
располагающийся в Вашингтоне и призванный регулировать и удовлетворять взаимные иски и претензии Федеральных Резервных банков, возникающие в связи с перемещением банковских вкладов из одного округа Федеральной Резервной Системы в другой.

Федеральный комитет по операциям на открытом рынке


Федеральный комитет по операциям на открытом рынке определяет и направляет процессы купли-продажи ценных бумаг федерального правительства США Федеральными Резервными банками, то есть контролирует наиболее важный инструмент осуществления денежнокредитной политики. Формально Комитет был организован в 1935 году, хотя Федеральные Резервные банки создали некий орган, координирующий операции на открытом рынке ценных бумаг, еще в начале двадцатых годов.

Ныне Федеральный комитет по операциям на открытом рынке состоит из 12 постоянных членов: семь управляющих Федеральной Резервной Системы и пять президентов Федеральных Резервных банков.
Председатель Совета УправляющихФедеральной Резервной Системывозглавляет этот орган, а президент Федерального Резервного банкаподдерживает в нем постоянное членство в качестве вице председателя. Назначения на другие должности в Комитете ведутся по весьма непростой схеме между остальными президентами Федеральных Резервных банков.

Все 12 президентов Резервныхбанков обязаны присутствовать на собраниях Комитета; они принимают участие в обсуждении возникающих проблем, а семь президентов Федеральных Резервных банков (не вошедшие в число постоянных членов Комитета) обладают правом совещательного голоса.
Федеральный комитет по операциям на открытом рынке собирается на заседания восемь-девять раз в год для обсуждения экономического положения и принятия решений по вопросам текущей денежнокредитной политики. На каждой встрече разрабатывается определенная стратегия текущих операций на открытом рынке ценных бумаг и директивой доводится до управляющего Системой текущих операций на открытом рынке (System Open Market Account), совмещающего этот пост с вицепрезидентством в Федеральном Резервном банке в Нью-Йорке.

После этого Федеральный Резервный банк Нью-Йорка проводит в соответствии с принятым планом реальные закупки, либо продажи ценных бумаг Федерального правительства США через дилеров, специализирующихся в этой области и имеющих свои представительства в Нью-Йорке.

Федеральный Консультационный Совет


Закон о Федеральной Резервной Системе предусмотрел образование некоего координационного органа для обеспечения связи между всей банковской сферой и Федеральной Резервной Системой. Этот орган получил название Федеральный Консультационный Совет. Он состоит из двенадцати членов, каждого из которых выдвигает и избирает из своей среды соответствующий Федеральный Резервный банк.

Совет собирается 4 раза в год на совместное заседание с управляющими Федеральной Резервной Системы и обмениваются мнениями о широком спектре финансово-экономических и денежнокредитных отношений. Члены Федерального Консультационного Совета доводят эту информацию до сведения Резервных банков в своих округах.

Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы не обязан выполнять рекомендации этого органа; отсутствие реальной власти в области денежно-кредитных отношений делает Федеральный Консультационный Совет органом, не привлекающим особого внимания общественности.

Монетарная политика


Цели монетарной политики
Федеральной резервной системы США закреплены законодательно: этоподдержание полной занятости и стабильных цен. Очевидно, впрочем, что в абсолютном смысле это цели нереальные, а их следует понимать как
а) поддержание такой максимально возможной занятости, которая бы не угрожала устойчивости экономического роста, и
б) борьбу с инфляцией, которая с 70-х годов стала в Америке врагом общества 1, а также обуздание инфляционных ожиданий.
Непосредственно термин монетарная политика относится к действиям, которые предпринимает ФРС для регулирования денежной массы и кредита в экономике. Изменения в предложении денег воздействуют на процентные ставки (цену денег) и показатели экономики США, потому что, если стоимость кредита снижается, то большее число людей и фирм будут брать займы, вкладывать их в свои деловые проекты или покупки; это подстегнет производство товаров и услуг, и экономика будет расти.
Для проведения монетарной политики Федеральная Резервная Система имеет три главных рычага:
1) Операции на открытом рынке: ФРС постоянно покупает и продает правительственные ценные бумаги на финансовых рынках, что приводит к изменению уровня резервов в банковской системе. Эти решения также влияют на объем и цену кредита (процентные ставки). Термин открытый рынок означает, что ФРС не решает, с какими дилерами он будет торговать и в какой конкретно день.

Торговля происходит на открытом рынке, где конкурируют многочисленные первичные дилеры.
Операции на открытом рынке -наиболее часто и активно используемый, можно сказать - наиболее важный инструмент монетарной политики. Цель ФРС при торговле ценными бумагами на открытом рынке - регулирование процентной ставки на федеральные фонды (FFR - federal funds rate, или fed funds rate), той ставки, по которой банки одалживают резервы друг у друга.

Федеральный комитет по операциям на открытом рынке (FOMC) устанавливает целевое значение этой ставки (или, как сейчас говорят, таргетирует ее, от английского target -цель), но не устанавливает саму реальную ставку - она определяется на открытом рынке.
Все банки должны выполнять требования по обязательномурезервированию, но часто резервы некоторых банков в ходе текущих ежедневных операций опускаются ниже установленных требований. Чтобы не быть подвергнутыми санкциям, они вынуждены занимать резервы у других банков, у которых, наоборот, образовалсякратковременный излишек. Это создает предпосылки для активного рынка резервных фондов, где банки занимают и дают взаймы свои временно свободные резервы на счетах ФРС. Ставка по федеральным фондам - это и есть та ставка, по которой банки кредитуют друг друга из своих (временно свободных) резервов, размещенных на счетах ФРС США (федеральных фондов).

Ставка по федеральным фондам играет важную роль в монетарной политике, так как, регулируя ее, ФРС со временем может воздействовать практически на все другие процентные ставки, которые взимаются банками со своих клиентов, и тем самым регулировать экономическую активность в стране.
Надо сказать, что наличие активного, открытого, ликвидного денежного рынка краткосрочных ресурсов обусловило появление и чрезвычайную популярность фьючерсного рынка на ставку по федеральным рынкам. Фьючерсы, торгуясь на много месяцев вперед, причем с использованием левериджа (leveridge), или кредитного плеча, дают возможность прогнозировать движение ставок и зарабатывать на этом, или хеджировать возможные потери.
2) Регулирование учетной(дисконтной) ставки: В данном случае ФРС(как и прочие Центробанки) как раз устанавливает жесткую ставку, и сама предоставляет краткосрочные займы коммерческим банкам по этой ставке. Учетная ставка тесно коррелирует со ставкой на федеральные фонды, но в разные периоды может быть и выше, и ниже FFR. Кредиты банкам по учетной ставке ФРС предоставляются через так называемое дисконтное окно - у нас его иногда называют учетное окно.

Банки, как правило, неохотно кредитуются напрямую у ФРС, так как это явно свидетельствует о проблемах в данном банке. Кроме прочего, такие кредиты должны быть полностью обеспечены залогом - как правило, государственными ценными бумагами правительства США, но также и ипотечными закладными и другими активами.

Поэтому банки предпочитают занимать, по возможности, друг у друга по рыночной ставке FFR, даже если она иногда выше дисконтной ставки ФРС.
3) Управление резервнымитребованиями: Резервы - это тофизическое количество денежных средств, которое банки или иные депозитарные учреждения должны хранить как гарантию по депозитам на своих счетах. Величина резервов определяет, сколько денег банк может создать через инвестиции и кредиты, и воздействует таким образом на объем денежной массы в стране.

Резервные требования устанавливаются Советом Управляющих ФРС, и примерно составляют 10%. Например, если у банка на депозитах лежит 10 млрд. долларов (у всех клиентов), то банк один миллиард из них обязан держать в Центробанке. Кроме этого, было бы слишком накладно держать 10 млрд., или даже всего один, в монетах и банкнотах в самом банке.

Часть денег, конечно, держится в банке в виде наличности для ежедневных операций, но остальное находится на счетах регионального Федерального резервного банка, часто даже больше официальной нормырезервирования. Это дает такому банку возможность зарабатывать на кредитовании других банков через операции с федеральными фондами.

Налично-денежное обращение в США


Одной из важнейших функций ФРС как центрального банка является обеспечение сферы налично-денежного обращения США достаточным количеством банкнот и монет для удовлетворения насущных потребностей экономики. Спрос на наличные деньги со стороны общественности и банковских организаций варьируется в разное время. Спрос возрастает или сокращается в прямой зависимости от уровня экономической активности и времени года.

Излишки наличности в обращении возвращаются коммерческими банками в ФРС, где заносятся на их счета. Если депозитарный институт испытывает потребность в дополнительном объеме наличных денег, то процесс протекает в обратном порядке.
Фактически, все банкноты,находящиеся в обращении в США банкноты Федеральной резервной системы. Все двенадцать федеральных резервных банков наделены правом эмитировать банкноты.

Каждый из двенадцати федеральных регионов (по одному резервному банку на регион) обозначается буквой от A до L. Все банкноты США содержат в серийном номере литеру и число, соответствующие федеральному резервному банку, впервые выпустившему ее в обращение. Банкноты обеспечиваются в основном ценными бумагами
Министерства финансов СШАи федеральных агентств, находящимися в распоряжении ФРС. В отличие от банкнот монеты являются прямыми обязательствами Министерства финансов, поэтому ФРС платит Бюро по чеканке при Министерстве финансов номинальную стоимость монет, а не стоимость их изготовления.
Банкноты ФРС печатаютсяна производственных мощностях Бюро гравирования и печати (БГП), находящегося в ведении Министерства финансов (фабрики в Вашингтоне и Форт-Уорте). ФРС оплачивает БГП только стоимость изготовления банкнот.

Банкнотыэмитируются через региональные банки Федеральной резервной системы.

Надзор и регулирование банковской системы


ФРС отвечает за надзор и регулирование банковской системы, в частности, следующих ее сегментов:
- банковские холдинги, включая диверсифицированные финансовые холдинги и иностранные банки с филиалами в США;
- коммерческие банки-члены ФРС, лицензируемые на уровне штатов;
- иностранные филиалы банков-членов ФРС;
- корпорации Эджа и корпорации посоглашению, через которые банковские организации США могут осуществлять международныебанковские операции;
- филиалы, представительства и агентства иностранных банков, аккредитованные согласно законам штатов;
- не-банковские операции иностранных банков.
Хотя банковский надзор и банковское регулирование звучат похоже, это разные сферы деятельности. Одной из важных областей является разработка инструкций и рекомендаций для банков по выполнению банковского законодательства в области защиты потребителей банковских услуг.



Содержание раздела