d9e5a92d

Сущность переходного периода


Достижение оптимальных масштабов связано с разрешением противоречия между эффективностью и социальной справедливостью. Конфликт между эффективностью и социальной справедливостью лежит в экономической и духовной сфере жизнедеятель- ности человека.  
Тема 8. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА
 
8.1. Сущность переходного периода
Переходная экономика предполагает движение от одного ее состояния к другому. Причем эти состояния должны ха- рактеризоваться определенной устойчивостью в длительном историческом периоде.

В то же время переходной экономике в целом должна быть свойственна подвижность. При этом необходимо признать некоторые существенные изменения в самом основании общества, в системе принципов и факторов, когда одни из них начинают утрачивать ведущую роль и отходят на задний план, а другие усиливают свою значимость и влияние в социально-экономических процессах.
Рассматривая характерные черты переходной экономики, необходимо исходить из различных состояний развития эко- номики и общества. Несмотря на то, что экономическая система в исследованиях рассматривается как бы в чистом виде, тем не менее нельзя забывать о том, что сама экономика находится в некой духовно-культурной среде и постоянно испытывает на себе ее воздействие через каждого и всех одновременно.

Поэтому, говоря о переходности экономики, необходимо гово- рить в определенном смысле о подвижности и изменчивости самого общества, которое не может не испытывать на себе влияния изменяющихся экономических отношений.
Переходный период в экономике это исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завер- шается демонтаж административно-командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Этот отре- зок времени часто называют периодом трансформации. Очевидно, что экономическая трансформация является частью глу- боких, принципиальных изменений в обществе в политическом и государственно-административном устройстве, в соци- альной сфере, в идеологии, во внутренней и внешней политике.

В этом ряду экономическая трансформация занимает одно из центральных мест, поскольку успехи и неудачи экономических реформ в огромной степени определяют общественно- политическую ситуацию в целом.
Началом трансформации является смена политического строя и приход новой власти. Продолжительность переходно-
го периода составляет, как правило 10 15, максимум 20 лет.
После смены политического строя те организации, которые осуществляли функции государственного управления эко- номикой, просто прекращают свое существование или распускаются распоряжениями государственной власти. Одной из основных и относительно простых форм демонтажа прежней системы выступает либерализация, т.е. отмена ограничений и
запретов, относящихся к хозяйственной деятельности, например, либерализация цен, либерализация внешней торговли и др.
8.2. Либерализация экономики
 
В плановой экономике существовали товарно-денежные отношения. Но за внешней формой денег, цены, сделок купли- продажи и т.п. не было реального рыночного механизма. Спрос не воздействовал на цену, не было равновесных цен, отсут- ствовала конкуренция. Цены формировались централизованно на основе затрат, они были оторваны от цен на мировых рын- ках.

Относительные цены отражали диспропорции производства и т.д. Поэтому главной задачей для перехода к реальным рыночным отношениям становится отказ от планового ведения хозяйства, т.е. либерализация экономики.
 
Либерализация экономики предполагает открытие широких возможностей для освоения различных рынков хозяйст- вующими субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для кото- рых была характерна монополия государства.

Речь идет о снятии различного рода запретов и устранении барьеров, препят- ствующих доступу на тот или иной рынок конкурентов. Либерализация, не затрагивая непосредственно собственности госу- дарственных предприятий, содействует образованию новых хозяйствующих субъектов, деятельность которых вызывает кон- куренцию.
Либерализация экономики протекает по трем направлениям:


1. Освобождение процесса формирования цен от централизованного регулирования это важнейший исходный мо-
мент либерализации.
2. Введение свободы торговли для физических лиц.
3. Подчинение деятельности производителей требованиям рыночного спроса это наиболее глубокий и сложный мо-
мент либерализации.
Все эти преобразования резко меняют систему хозяйствования, сам образ жизни и мышления людей, порождают в об-
ществе сложные проблемы и противоречия.
«Отпуск» цен приводит к их существенному повышению, что вызывает уменьшение реальных доходов населения, сни-
жение жизненного уровня, изменение структуры потребления и т.п.
В экономической теории выделяют два варианта отпуска цен: одномоментный («шоковый») и постепенный (градуали- стский). На деле реальная либерализация, скорее, носит смешанный характер, склоняясь в сторону того или другого вариан- та.

Чем меньше развиты рыночные отношения к началу либерализации, тем менее эффективен «шоковый» вариант.
Либерализация экономики порождает острые противоречия в производственной сфере. Во-первых, масса предпри- ятий, особенно отраслей ВПК, работавшие на госзаказ, теряют сферу сбыта на свою продукцию. Во-вторых, предприятия в рыночных условиях оказываются неконкурентоспособными на рынке.

В-третьих, трудности сбыта порождают проблему закупки сырья и материалов, т.е. проблему самого функционирования. В-четвертых, трудное положение производителей усугубляется сокращением спроса населения.

В-пятых, в тяжелом положении оказываются производства, получавшие суб- сидии от государства (прежде всего, сельское хозяйство). В-шестых, либерализация экономики противоречит сложившемуся менталитету директорского корпуса, воспитанного условиями плановой системы выполнять задания сверху, не заботясь о сбыте продукции и получении необходимых ресурсов.
Совершенно необходимым следствием либерализации внутриэкономических отношений является либерализация внеш- неэкономических связей страны. Рыночный механизм в экономике может быть создан только при его тесной связи с миро- выми рынками.

При этом важно единство экономических и правовых форм взаимосвязей между разными странами. Внешне-
экономическая либерализация расширяет возможности помощи при проведении преобразований в переходном процессе, т.е.
как бы ускоряет решение задач переходной экономики.
Основные формы такой либерализации расширение доступа в страну иностранных инвестиций; устранение централи-
зации внешнеэкономических связей; снятие протекционистских ограничений для импорта (отмена пошлин, квот, лицензий и
 
льгот); обеспечение конвертируемости национальной валюты. Все эти формы усиливают эффективность действующего ры-
 
ночного механизма.
Однако, политика внешнеэкономической либерализации в переходной экономике должна быть оптимальной, т.е. с од-
ной стороны, обеспечивать ускоренное развитие внутринациональных рыночных отношений и их включение в мировое хо-
зяйство, а с другой, не допускать ущерба развитию отечественного производства.
 
8.3. Разгосударствление собственности
 
 
Для перехода к рыночной экономике необходимо преобразовать производственную сферу создать большое количество хозяйствующих субъектов, ведущих дело на началах свободного предпринимательства. Эта линия перехода к рынку связана с существенными преобразованиями отношений собственности.

Основное содержание таких преобразований разгосудар- ствление собственности.
 
Под разгосударствлением собственности следует понимать процесс постепенного изменения роли государства как непосредственного субъекта экономических отношений, снижения его роли в том или ином секторе народного хозяйства, на том или ином рынке товаров и услуг.
Одним из направлений разгосударствления является приватизация под которой понимается процесс трансформации го-
сударственной собственности в частную.
Другим направлением разгосударствления выступает коммерциализация государственных предприятий, которая заклю-
чается в их переводе на коммерческий расчет, подчинении их деятельности принципам рыночного механизма. Коммерциа- лизация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. При этом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование.

Коммерциализация объектов подготавливает почву и расчищает путь к приватизации, так как позволяет выявить нежизнеспособные предприятия, которые в дальнейшем становятся объектом приватизации.
Процесс разгосударствления собственности в переходной экономике состоит в обеспечении реальной добровольности всех ее членов, самостоятельности в хозяйственной деятельности, всех возможностей и прав как субъектов рыночных отно- шений. Устранение тоталитарных ограничений в области личной собственности проявляется в преодолении уравнительно- сти в распределении, ликвидации ограничений в правах иметь определенное личное имущество, появлении многоканальных источников личных доходов.



Содержание раздела