d9e5a92d

Реальный доход богатой части населения


В идеальном обществе люди обладают одинаковым уровнем потребления независимо от того, умны они или глупы, энергичны или ленивы, удачливы или невезучи. «От каждого по способностям, каждому по потребностям» вот основной принцип этой философии. Сегодня даже самые радикальные социалисты осознают, что для того, чтобы экономика функционировала эффектив- но, необходимы различия в экономическом результате. Равенство результатов значительно затрудняло бы функционирова- ние экономики.
Предпринимая меры по перераспределению дохода от богатых к бедным, государство может нанести вред экономи- ческой эффективности и снизить доступную для распределения величину национального дохода. Меры по перераспределе- нию доходов, такие как прогрессивный подоходный налог, уменьшат реальный выпуск, снизив стимулы к труду и сбереже- ниям.

Поэтому, когда государство рассматривает политику распределения дохода, оно должно сравнивать выгоды от боль- шего равенства с издержками, возникающими из-за снижения национального дохода (экономическими издержками перерас- пределения).
Данное утверждение проиллюстрируем с помощью кривой перераспределения дохода:
 
 
Реальный доход
 
 
бедной части E
населения
Z
 
 
 
 
 
 
45°
 
 
 
 
 
 
 
 
B A C
 
45°
 
 
0 Реальный доход богатой части населения
 
 
 
31. Кривая перераспределения дохода различных групп населения
 
Данный график ( 31) описывает доходы различных групп при действии государственных программ перераспреде-
ления дохода.
В точке А, или точке до введения программы перераспределения, нет ни налогов, ни трансфертных платежей, таким об- разом люди живут на свои рыночные доходы. В условиях конкурентной экономики точка А является эффективной и не тре- бует никакой перераспределительной политики для того, чтобы максимизировать общий национальный доход.

К сожале- нию, в точке А богатая часть населения получает гораздо больше денег, чем бедная. Государство может стремиться к уста- новлению равенства с помощью введения налоговых и трансфертных программ, надеясь приблизиться к точке Е, в которой доходы равны. Если подобные меры могут быть приняты без ущерба для национального выпуска, экономика будет двигать- ся по прямой линии от точки А к точке Е. Угол наклона прямой ЕА равен 45°; это отражает теоретическое предположение о том, что каждый доллар, взятый у богатого населения, увеличивает доход бедного населения ровно на один доллар.

Вдоль всей прямой с наклоном 45° общий национальный доход является постоянным, а значит на него не влияют перераспредели- тельные программы.
Если государство перераспределяет доход, вводя высокие налоги для самых богатых граждан, их сбережения и затраты труда могут уменьшиться или обрести иное неэффективное использование, что в результате снизит общую величину реаль-
ного национального дохода.
Выходит, что из каждых 100 долларов, взятых у богатого в виде налога, лишь 50 долларов доходят до бедняка, а ос-
тальная часть уходит на бесполезные растраты или административные расходы. Перераспределение оказывается неэф-
 
фективным: оно изображено с помощью кривой АВZ. Здесь гипотетическая граница реального дохода отклоняется от линии с наклоном 45°, так как налоги и трансферты способствуют возникновению неэффективности.
 
Опыт показывает, что в некоторых случаях искажения, обусловленные государственным вмешательством, могут быть настолько большими, что попытка помочь одному классу за счет другого может привести к нанесению ущерба им обоим. Или, в противном случае, действие, которое на первый взгляд приносит пользу богатым, в действительности может принести пользу всем и каждому.
 
7.8. Социальная политика
 
 
Под социальной политикой понимают совокупность мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей населения, поддержание приемлемого для страны уровня жизни, корректировку резких различий в доходах и потреблении населения, предоставление населению социальных услуг, обеспечение закрепленных в Конституции социальных гарантий.


 
Социальная и экономическая политика государства взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эффективность социальной
политики, масштабность и финансовые возможности ее реализации определяются в основном эффективностью функциони- рования реального сектора экономики и уровнем экономического развития страны. Вместе с тем социальная политика ока- зывает огромное воздействие на эффективность развития национального хозяйства.

Эффективность социальной политики зависит не только от экономического положения страны, но и от самого государства как основного субъекта, определяющего и реализующего эту политику.
В социальной политике государства составную часть представляет политика доходов, которая призвана сократить разрыв в доходах различных категорий населения, не подорвав при этом заинтересованности в труде, включая предпринима- тельскую деятельность.
Следующая составляющая деятельности государства связана с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращением числа лиц, живущих за чертой бедности. В противном случае рост численности бедняков чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества.

Сокращение чис- ленности бедняков одна из основных задач социальной политики государства.
Необходимо также отметить, что различия в уровне потребления могут зависеть и от факторов, не относящихся к свой- ствам труда и его качества у самого работника. К таким факторам относятся: размер семьи, соотношение количества рабо- тающих и иждивенцев в семье, состояние здоровья, географические и климатические условия и т.д.

Функция перераспреде- ления государством ВВП в том, чтобы уменьшить эти различия и обеспечить более благоприятные для всех членов общества условия материальной жизни. Формой реализации такой цели выступает распределение продуктов и услуг, трансфертные выплаты, а также государственные программы по стабилизации доходов.

Государственные программы стабилизации дохо- дов имеют место в различных странах, но порядок их формирования различен.
Одна часть средств таких программ формируется через государственный бюджет и используется централизованно.
Другая часть средств образуется за счет прибыли предприятий и различных фондов.
Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании новых членов общества,
содержании престарелых и нетрудоспособных, обеспечении получения образования, сохранения здоровья.
Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям:
Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда.
Второе направление определяется тем, что проводимые выплаты не имеют связи с трудом работника, а в расчет берется
размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах.

Размер такой дотации зависит от количества детей и уровня доходов родителей.
Особенность третьего направления заключается в том, что основная их часть, выступающая в форме льгот и услуг,
поступает населению в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Эта часть рас- пределяемых средств формирует своего рода дополнительные доходы: они не проходят через бюджет семьи.

Такие доходы распределяются без учета меры труда и целиком определяются интересами и возможностями общества.
Выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения общеобразовательного и культурного уровня, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения.
Социальная политика государства включает также гармонизацию отношений между участниками рыночной эконо-
мики в форме социального партнерства. Инструментом такого взаимодействия являются трехсторонние комиссии с участи- ем правительства, работодателей и профсоюзов, которые ежегодно заключают соглашения, регулирующие динамику зара- ботной платы и некоторых социальных выплат.
Соглашения о социальном партнерстве регламентируют деятельность работодателей (своевременная выплата и индек- сация заработной платы, создание новых рабочих мест и т.д.) и наемных работников (соблюдение технологической дисцип- лины и др.).
Однако чрезмерное вмешательство государства в перераспределительные процессы, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности в обществе и сокращению эффективности производства в целом. С другой стороны, сокра- щение роли государства в регулировании доходов населения ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряжен- ности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности.



Содержание раздела