d9e5a92d

ОСНОВАНИЯ МИКРО- И МАКРОЭКОНОМИКИ.


Введение. Модель общественного богатства: исходные условия и метод построения
 
Модель общественного богатства – это модель воспроизводства материальной жизни индивидов и общества.
Исходные условия:
Дано: общество, в котором преобладает капиталистический способ производства жизниi, в течение определенного промежутка времени (года) с данной численностью населения, например Россия в 2007 году.
Найти: условия воспроизводства жизни индивидов и общества в данный и последующие промежутки времени.
Цель построения модели – выяснение экономического закона развития современного общества.
Теория общественного богатства – теория развития общества и воспроизводства жизни – принципиально отлична от т. н. экономической теории марксизма (марксистской политической экономии), целью которой является обоснование неизбежной гибели капитализма. Анализ марксизмаii выходит за рамки теории общественного богатства.

Критика экономической теории марксизма, основанной на трудовой теории стоимости, дается по ходу исследования.
Предмет и метод
Годичный общественный продукт как огромное скопление товаров, богатство народов – материальное условие воспроизводства жизни индивидов и общества. Но предметом исследования является не общественное богатство как таковое.

Предмет исследования – совокупность отношений индивидов к природе и к друг другу, или отношений, при которых они производят богатство и воспроизводят свою жизнь, т. е. совокупность производственных отношений, образующих экономическую структуру общества (экономический базис).
В теоретической модели конкретные производственные отношения отражены научными категориями (цена, прибыль, рента и т. д.).
Примеры производственных отношений
В совокупность производственных отношений входят все отношения, опосредующие воспроизводство материальной жизни. Для того чтобы жить, необходимо потреблять. В рыночной экономике предметы потребления являются товарами и приобретаются на рынке. Состав предметов потребления определен историческими условиями, хотя и различен в каждый момент времени.

Представим ситуацию: покупатель собирается приобрести и приобретает автомобиль. Какие производственные отношения необходимы для того, чтобы автомобиль перешел в руки покупателя и вошел в процесс потребления? Прежде всего это отношение человек – вещь. Автомобиль – полезная вещь, удовлетворяющая человеческую потребность.

Покупатель выбирает автомобиль, исходя из своих потребностей. Но он должен купить автомобиль по определенной цене, заплатив деньги, т. е. вступает в отношение с продавцом в качестве покупателя (отношение человек – человек).
За спиной продавца обнаруживается целая сеть производственных отношений. Для того чтобы автомобиль появился у продавца, тот должен вступить в отношения с торговыми посредниками, получающими торговую прибыль, либо непосредственно с производителем. Головное предприятие осуществляет сборку, комплектующие производят предприятия-поставщики, представляющие практически все отрасли народного хозяйства. Чтобы произвести деталь или осуществить сборку, предприятия должны нанять работников соответствующей квалификации и закупить на рынке товары – средства производства (необходимое сырье, вспомогательные материалы, оборудование и т. п.). Дл капиталистического способа производства характерно, что занятые получают заработную плату, а владельцы предприятий – прибыль.

Предприниматели могут использовать заемные денежные средства, кредит, уплачивая процент, они также должны выплачивать земельную ренту собственникам земли.
За спиной покупателя также сеть отношений. Деньги могут представлять различные виды доходов – заработную плату, прибыль, процент, ренту.

Автомобиль можно купить в кредит.
Каждый отдельный акт купли-продажи скрывает совокупность многообразных производственных отношений.
Для построения модели берется вся совокупность производственных отношений, опосредующих воспроизводство жизни индивидов и общества, конгруэнтных данному общественному организму. В этом отличие модели общественного богатства от экономической теории марксизма, которая сводила производственные отношения к отношениям непосредственного производства, а последние – к отношениям эксплуатацииiii.


Общество – живой, развивающийся организм. Совокупность отношений, при которых индивидуумы производят богатство и воспроизводят свою жизнь, – есть общество, рассматриваемое с точки зрения его экономической структуры1. Общество, с экономической точки зрения, – органическая целостность.

Этим и определяется метод построения модели общественного богатства. Метод – не строительные леса, которые возводятся отдельно от рассматриваемого предмета, а потом убирают. Метод – душа предмета (Гегель).

Каков предмет, таким должен быть и метод.
Традиционными приемами познания сложных систем является рассмотрение целого и части в определенном соотношении. Выделяют две онтологические2 концепции – холизм и парциализм (редукционизм). В холизме действуют два принципа:
1) целое состоит из частей;
2) целое не равно сумме частей.
Гносеологическое3 следствие холизма – описание и объяснение частей на основе целого. В логике холизму соответствует метод дедукции.
Антиподом холизма является парциализм4 (от лат. pars, partis – часть). В парциализме действуют следующие принципы:
1) части образуют целое, и все делимо на части;
2) целое равно сумме частей.
Гносеологическое следствие парциализма – описание и объяснение целого на основе частей, в логике – метод индукции.
Модель любого организма (например, биологического) невозможно построить, если в качестве исходного берется:
1) простое как отдельное конкретное. Конкретная клетка организма вне организма мертва, из нее нельзя получить модель живого организма. Пусть даже в истории (эволюции) она имела самостоятельное существование как живая клетка, как например, одноклеточный организм, она не может быть исходным в модели данного развитого организма;
2) простое как абстрактное конкретное. Из клетки вообще, состоящей из ядра и протоплазмы, выводится любой (но не данный) конкретный организм.
3) сложное абстрактное – организм вообще, или общество вообще. Общество вообще – пустая абстракция.
В целом парциализм (от простого к сложному целому), холизм (от непознаваемого целого к простому) и их разновидности (метод от простого абстрактного к сложному конкретному, метод от простого конкретного к сложному конкретному, метод единства исторического и логического, метод аналогий) неприменимы для построения модели живой органической целостностиiv.
Поскольку ни абстрактное (простое или сложное), ни простое конкретное не могут служить исходным пунктом исследования, то остается единственный вариант: исследование должно начинаться со сложного конкретного и заканчиваться сложным конкретным, т. е. вестись методом от конкретного к конкретному.
Исходным пунктом является совокупность конкретных производственных отношений, экономический организм во всех его проявлениях, единство многообразного. В исходном пункте определяется аксиома двухфакторности общественного богатства.
Первый этап – анализ, логическое расчленение предмета на иерархические уровни методом абстракции, выделение простейшего отношения.
Второй этап – синтез, собственно построение модели, движение от абстрактного к живому конкретному целому.
Результат – теоретическая модель богатства общества как развивающегося организма.
Движение от абстрактного к конкретному не является абсолютным или самодостаточным методом исследования.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному есть лишь тот способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретное5.
На первом этапе анализируется наличное бытие общественного богатства – годичный общественный продукт, огромное скопление товаров. Наличное бытие означает, что становление предмета снято (не рассматривается), т. е. предмет предстает таким, как он есть.

Похожие, имевшие место в истории отношения – обмен продуктами между первобытными общинами, обмен излишками натурального хозяйства и т. п. – выходят за рамки предмета. Рассматривается именно наличное бытие, а не эволюционно-исторический процесс происхождения, становления, зрелости, возможной гибели и т. п. Законы развития организма можно определить только после его анализа.
Задача второго этапа – вдохнуть жизнь в аналитическую схему, вывести определения категорий, опираясь на исходную аксиому. В ходе синтеза раскрывается внутренний потенциал или внутреннее противоречие исходного отношения.

Предмет предстаеZ как развивающийся предмет, как развивающееся единство многообразного, как конкретное живое целое.
Лапидарное от конкретного к конкретному разворачивается как метод от наличного бытия многообразного конкретного через абстракцию к конкретному как живому развивающемуся целому, или от статического многообразного конкретного через абстракцию к конкретному как проявлению живого развивающегося целого.



Содержание раздела