d9e5a92d

Минимальный потребительский бюджет


Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров). В основе применяемого в России с 1997 г. физиологического минимума лежит набор из 25 основных продуктов питания, который рассчитывается исходя из годовых норм потребления, необходимых для мужчины трудоспособного возраста.
Динамика средней заработной платы и стоимости прожиточного минимума в России за период с 1992 г. по 1998 г. представлена в табл. 8.
Таблица 8
Динамика средней заработной платы и прожиточного минимума в России



Показатели
1992 г.
1993 г.
1994 г.
1995 г.
1996 г.
1997 г.
1998 г.
1999 г.
Средняя заработная плата, тыс. р.
6.0
59,6
217,8
484,3
805,4
964,3
1,051
1,520
Величина прожиточного минимума, тыс. р.
1,6
15,4
58,5
191,9
253,8
412,9
0,736
0,908
Отношение количества минимальных наборов к средней заработной плате
3,5
3,8
3,7
2,5
3,2
2,3
1,4
1,7

В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. При этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки, среди критериев которых – уровень дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т. д.
Основным инструментом оценки, прогнозирования и регулирования величины, структуры и динамики уровня жизни являются потребительские бюджеты населения.
Практикуются два рода бюджетов: нормативные, которые являются результатом специальных исследований, и фактические, полученные в результате статистических данных.
Нормативные бюджеты подразделяются на рациональные, рассчитанные на удовлетворение рациональных потребностей, и минимальные, обеспечивающие элементарные на данном этапе развития общества условия жизни, поддерживающие работоспособность и здоровье людей.
Минимальный потребительский бюджет (МПБ)
представляет собой социальный минимум средств, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России МПБ составлен на основе более 200 видов товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Затраты на непродовольственные товары в МПБ включают расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары. В МПБ включены также расходы на оплату жилья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплату налогов и сборов. Структура минимального потребительского бюджета такова: питание – 46,1, непродовольственные товары – 39, услуги – 13,2, налоги и сборы – 2,7%.

Он позволяет обеспечить на минимальном уровне воспроизводство семьи и характеризует границу малообеспеченности. Всероссийский центр уровня жизни выделяет 5 групп населения с разным уровнем обеспеченности:
I группа – бедные семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует стоимостной оценке бюджета прожиточного минимума;
II группа – малообеспеченные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между стоимостной оценкой бюджета прожиточного минимума и стоимостной оценкой минимального потребительского бюджета;
III группа – обеспеченные семьи, душевой доход в которых выше стоимостной оценки МПБ и колеблется вокруг уровня среднедушевого дохода и соответственно среднего бюджета.
IV группа – состоятельные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между уровнями среднего душевого дохода, среднего бюджета и рационального потребительского бюджета;
V группа – богатые семьи, уровень дохода в которых выше рационального бюджета.
Минимальный потребительский бюджет (МПБ) применяется в качестве ориентира, к которому необходимо подтягивать доходы населения.
Таким образом, социальная политика – это политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.
ОСНОВНЫЕ КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Доходы населения Денежные доходы Натуральные доходы Номинальные доходы Располагаемые доходы Реальные доходы Номинальная заработная плата Реальная заработная плата Дифференциация доходов Кривая Лоренца Децильный коэффициент Коэффициент Джини Государственная политика доходов Социальные трансферты Индексация доходов Социальный прожиточный минимум Физиологический прожиточный минимум Потребительские бюджеты населения Минимальный потребительский бюджет (МПБ) Вопросы для самопроверки

  1. Доходы населения, их виды; дифференциация доходов и ее причины; показатели дифференциации доходов.
  2. Социальная политика государства: суть политики доходов, социальные трансферты, индексация доходов.
  3. Бедность и показатели, ее измеряющие: прожиточный минимум, потребительские бюджеты населения.
  4. Глава 10. МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА
    §1. Национальная валютная система
    С позиции участника международных экономических отношений и расчетов любая национальная денежная единица является валютой.
    С точки зрения материально-вещественной формы валютой являются любые выраженные в той или иной национальной денежной единице платежные документы или денежные обязательства, используемые в международных расчетах. Обычно речь идет о банкнотах, казначейских билетах, различных видах банковских счетов, а также чеках, векселях, аккредитивах и других платежных средствах.
    Эти платежные документы, выраженные в различных валютах, покупаются и продаются на специальном рынке – валютном. Спрос и предложение на национальном валютном рынке формируются в результате столкновения денежных требований и обязательств, выраженных в различных валютах, опосредующих международный обмен товарами, услугами и движением капитала. Например, американский экспортер, продавший партию компьютеров в ФРГ за немецкие марки, желает обменять их на национальную валюту, тем самым формируя спрос на доллары и предложение немецких марок. Наоборот, американский импортер автомобилей из ФРГ будет предлагать на национальном рынке доллары в обмен на марки для оплаты своего контракта.
    Спрос и предложение валюты формируются также в связи с другими операциями, которые опосредуют международный обмен. Речь идет об операциях не только торговых (экспортно-импортных), но и неторговых (транспорт, страхование, туризм, переводы заработной платы, пенсий и т. д.), а также о движении капитала (предоставление и погашение кредитов, отток и приток прямых и портфельных инвестиций) и т.д.
    Национальный режим регулирования валютных сделок по различным видам операций для резидентов (жителей страны) и нерезидентов определяет степень так называемой конвертируемости валюты.
    С этой точки зрения все валюты условно можно разделить на три группы: свободно конвертируемые, частично конвертируемые и неконвертируемые (замкнутые).
    При отсутствии каких-либо законодательных ограничений на совершение валютных сделок по любым видам операций (торговым, неторговым, движению капитала) как для резидентов, так и для нерезидентов валюта относится к свободно конвертируемой (СКВ).
    Частично конвертируемыми являются валюты тех стран, где существуют количественные ограничения или специальные разрешительные процедуры на обмен валюты по отдельным видам операций или для различных субъектов валютных сделок.
    Наконец неконвертируемыми, или замкнутыми валютами являются национальные денежные единицы тех стран, законодательство которых предусматривает ограничения практически по всем видам операций. Советский и даже российский рубль фактически до середины 1992 г. являлся классическим образцом такой валюты.
    Таким образом, национальная валютная система – это форма организации денежных отношений, которая охватывает не только внутреннее денежное обращение, но и сферу международных расчетов страны. По мере развития международных экономических отношений на базе национальных валютных систем возникает мировая валютная система.
    §2. Валютный рынок
    Совокупность всех отношений, возникающих между субъектами валютных сделок, охватывается общим понятием “валютный рынок”. С организационной точки зрения валютный рынок представляет собой множество крупных коммерческих банков и других финансовых учреждений, связанных друг с другом сложной сетью современных коммуникационных средств связи (от телефонов и телексов до электронных и спутниковых систем), с помощью которых осуществляется торговля валютами. В этом смысле валютный рынок не является конкретным местом сбора продавцов и покупателей валют. На валютном рынке опытные дилеры (например сотрудники специального отдела коммерческого банка) сидят на своих рабочих местах и через посредство компьютеров и телефонов связываются с дилерами других банков. На дисплеи компьютеров выведены текущие котировки курсов всех основных валют, по которым различные банки в данный момент торгуют валютой. Любой банк может купить или продать валюту по наилучшему курсу как за свой счет, так и по поручению своего клиента.


    Содержание раздела