d9e5a92d

СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Процесс объединения отдельно взятых цен на товары в совокуг -ную цену (уровень цен), сведения равновесного количества отдельно взятых товаров в реальный объем национального производства называется агрегированием. Только после выяснения сущности агрегирования становится возможным переход к анализу совокупного спроса и совокупного предложения, ибс кривые этих понятий можно построить лишь на основе выяснения соотношения между совокупной ценой (уровнем цен) и реальным объемом национального производства, которые откладываются соответственно на ось ординат и оси абсцисс.
Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса Совокупный спрос это потребность в товарах и услугах, представленная в денежной форме, со стороны населения, предприятий, государства и иностранных ст ран. Он представляет собой абстракт ную модель соотношения между уровнем цен и реальным объемом национального производства. Общая характеристика данной модели состоит в том, что, чем ниже уровень цен на товары, тем большую часть реального объема национального производства будуг в состоянии приобрес~и покупатели и, наоборот, более высокий уровень цен сопровождается падением возможного объема реализации национального продукта Следовательно, между уровнем цен и реальным объемом национального производства существует обратная зависимос~ь Наиболее наглядно она выражается посредством кривой совокупного спроса (рис.

З.І).
Нисходящая форма кривой АDпоказывает, что при более низком уровне цен будет реализовываться больший объем национального продукта (рис. З.І).
Е1



Ценовые факторы совокупного спроса. К числу ценовых факторов совокупного спроса следует отнести прежде всего эффек- процентной ставки, эффект материальных ценностей, или реальны* кассовых остатков, и эффект импортных закупок.
Эффект процентной ставки оказывает воздействие на характер движения кривой совокупного спроса таким образом, что от ее уровня зависят, с одной стороны, потребительские расходы, а с другой инвестиции Если выразиться точнее, то проблема в том, что с повышением уровня цен повышаются и процентные ставкг, а рост процентных ставок сопровождается сокращением потребительски* расходов и инвестиций. Дело в том, что повышение уровня цен пас ширяет спрос на наличные деньги.

Потребителям нужны дополнительные средства для производства покупок, предпринг мателям для закупки сырья, оборудования, выплаты заработной пла ы и т.д Если объем денежной массы не меняется, это взвинчивает цену за пользование деньгами, т.е. процентную ставку, что, в свою очередь, ограничивает расходы и по покупкам, и по инвестициям. Отсюда следует вывод, что повышение уровня цен на товары увеличивав' спрос на деньги, поднимает ставку процента и тем самым сокращаем спрос на реальный объем производимого национального продукта.
Эффект материальных ценностей (эффект богатства' также усиливает нисходящую траекторию кривог совокупного спроса. Это связано с тем, что с ростом цен покупательная способность таких финансовых активов, как срочные счета, облигации, снижается, реальные доходы населения падают, а значит, сокращается покупательная способность семей. Если же цены снижаются, то покупательная способность возрастает, а расходы увеличиваются
Эффект импортных закупок выражается в соотношении национальных цен и цен на международном рынке. Если цены на национальном рынке возрастают, то на международном сокращаете продажа отечественных товаров, покупатели начинают приобретать более дешевые импортные товары.

Таким образом, эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. Снижение цен на товары усиливает экспортные возможности экономики и увеличивает дол к: экспорта в совокупном спросе населения.
Неценовые факторы совокупного спроса. К ним относите изменения в потребительских, инвестиционных и государе венных расходах, в расходах на чистый объем экспорта Действие неценовых факторов сопровождается изменениями величины совокупного спроса. Если они способствует увеличению совокупного спроса, то кривая из положения ADX смещается kAD2: если неценовьк факторы ограничивают совокупный спрос, кривая смещается влево к AD (рис.

3.2).
Рассмотрим более подробно неценовые факторы. Изменения е потребительских расходах могут воздействовать на совокупный спрос под влиянием различных причин. Нагляден пример с покупкой импортных товаров Ранее приводился вариант действия ценовых факторов, когда при изменении уровня цен на внешнем и внутреннем рынках происходят изменения в ту или иную сторону в совокупном спросе Однако подобные изменения происходят и при неизменных ценах: выясняется, например, что появившаяся на рынке Италии австрийская обувь отличается более высоким качеством,



Рис. 3.2. Изменения совокупного спроса
чем отечественная. Естественно, что спрос на эту пиодукциіс пші равных ценах будет выше.

Таких вариантог действия неиеноных факторов множество, однако основным! являются благосостояние потребителя, задолженность потребителя и налоги.
Если обратиться к фактору благосостояния потребителей, ' о можно заметить, что оно зависит от состояния дел в сфере финансо вых активов (акции, облигации) и положения с недвижимостью (земля, постройки). Так, повышение курса акций при неизменном уровне цен на рынке приведет к росту благосостояния и совокупный спрос возрастет. В то же время падение цен на землю снизит благосостояние и сократит совокупный спрос
Можно также говорить и об ожиданиях потребителей. Так, если они рассчитывают на увеличение своих доходов в недалеком буд? щем, то уже сейчас начнут тратить значительно больше доходов, чтс будет смещать кривую совокупного спроса вправе.

Пт обратной перспективе покупательские действия будут ограничиваться и кривая совокупного спроса сместится влево. Очень чувствителен сдвиг і совокупном спросе в случае надвигающейся инфляции Большинство покупателей стремится совершить покупку дс повышеніи цег и воздерживается от нее в первые дни: после повышения.
На размер совокупного спроса влияет задолженность потребителей. Если человек приобрел крупную вещь в кредит то в течение определенного времени он будет ограничивать себя в других покупках, с тем чтобы быстрее рассчитаться с задолженностью. Однако сразу после погашения кредита спрос на покупки быстро возрастет
Прямая связь существует между размером подоходного налога и совокупным спросом Налог уменьшает доходы семей, поэтому его увеличение сокращает совокупный спрос, а снижение увеличивает.
На совокупный спрос воздействуют и изменения в инвестициях Если предприятия с целью расширения производства приобретают дополнительные средства, тс кривая совокупного спроса сместится вправо, а при обратной тенденции влево. Здесь могут действовать и оказывать влияние процентные ставки, ожидаемые прибыл! ш инвестиций, налоги с предприятий, технологии, избыточные мощности.
Когда речь идет о процентной ставке, имеется в виду не ее движение вверх или вниз (это учитывалось в ценовых (факторах) а изменение под воздействием колебания объема денежной массы і стране Рост денежной массы снижает ставку процента г увеличивает капиталовложения, а уменьшение массы денег увеличивает ставку процента и ограничивает инвестиции. Ожидаемые прибыли увели чивают спрос на инвестиционные товары, а налоги с предприятий уменьшают спрос на инвестируемые товары.

Новые технологии стимулируют инвестиционные процессы и расширяют совокупны! спрос, а наличие избыточных мощностей, наоборот сдерживает спрос на новые инвестиционные товары.
Государственные расходы воздействуют на совокупный спрос следующим образом: при неизменных налоговых сборах и процентных ставках государственные закупки национального продукта расширяются, увеличивая тем самым потребление товарных ценностей.
Совокупный спрос связан и с расходами на экспорт товаров. Принцип здесь таков: чем больше товаров будет поступать на мировой рынок, тем выше совокупный спрос. Деле в том что возрастаніи национальных доходов других стран позволяет им расширять закупку импортных товаров и изделий, что, в свою очередь, расширяет спрос на товары в тех странах, откуда импорт ируются товарные ценности. Поэтому для развитых государств внешняя торговля выгодна и с развивающимися, и с развитыми странами.

Е первом случае они имеют возможность продавать продукцию, не пользующуюся спросом на цивилизованных рынках, во втором, наоборот, удовлетворять запросы других государств на современные товары и услуги.

СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕГО ФАКТОРЬ!

Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения.
Совокупное предложение это количество благ и услуг, представленное всеми производителями на рынке; сумма индивидуальных предложений всех хозяйствующих субъектов. Совокупное предложение представляет собой абстрактную модель, характеризующую реальный объем производства при данном уровне цен.

Зависимость выражается следующим образом: повышение цеь стимулирует увеличение производства товаров, а их снижение сопровождается уменьшением объема производства. Таким образом, обнаруживается поямая зависимость между данными факторами.

Что касается формь кривой совокупного предложения, то, несмотря на существующие среди экономистов разногласия, наиболее принятой являемся форма, включающая три отрезка: кейнсианский (горизонтальный) промежуточный (отклоняющимся вверх) и классический (вертикальный). Для наглядности построим график (рис.

3.3). На горизонтальном, или кейнсианском, отрезке национальный продукт изменяется, а уровень цен остается постоянным; на вертикальном, или классическом, национальный продукт остается постоянным, а уровень цен изменяется; на промежуточном изменяются я реальный объем производства, и уровень цен.
Проанализируем три отрезка кривой совокупного предложения Отрезок qf обозначает потенциальный уровень реального объема производства при полной занятости населения. При этом объеме национального продукта возникает естественный уровень безработи цы Потенциальный характер уровня реального объема производства выражается в том, что на горизонтальном отрезке отражен объем производства значительно меньший, чем при полной занятости. Экономика при этом находится в состоянии глубокого кризиса, наблюдается огромная недогрузка производственных мощностей, рабочая сила бездействует Эти неиспользуемые ресурсы можно при вести в действие без изменения уровня цен, ибс рабочие, вовлекаемые в производство из состояния безработных, пока не думают о требовании повышения заработной платы. Машины, сырье, оборудование можно закупать по стабильно низким ценам.



Следовательно, издержки производства останутся на прежнем! низком уровне, а производство начнет расширяться. Такое состояние прои зводств? было проанализировано Дж.

Кейнсом после Великой депрессии 1929-1933 гг., когда безработица во многих странах достигла 25% В данной ситуации мюжно расширять производстве не опасаясь повышения издержек производства и роста цен на продукцию Этот вывод заслуживает серьезного анализа и использования в условия;, нынешней экономіики.
Классический (вертикальный) отрезок характеризует такое состояние экономики, когда все производственные мощности загружень (достигнут потенциальный ВНП), наблюдаются полная занятость населения и достаточно высокий уровень цен. Такое состояние, по мнению классиков, может сложиться только благодаря невидимой регулирующей руке рынка.
Для промежуточного (восходящего) отрезка характерно одновременное движение реального объема производства вправо и уровня цен вверх. Такое положение возможно в силу неравномерности развития отдельных фирм и отраслей народного хозяйства: одни производства развиваются при совершенной технологии и полной занятости; другие вынуждены эксплуатировать устаревшее оборудование и нанимать неквалифицированньо работников, что увеличивает издержки производства и уровень цен.

Именно эти факторы, действующие на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения, приводят к одновременному движению и реального объема производства, и уровня цен.
Кривая совокупного предложения, представленная на рис 3.1 имеет чисто теоретическое значение Что касается практики, то она весьма противоречива, и поэтому не случайно существование множества противоречивых трактовок содержания данной кривой.
Неценовыс факторы совокупного предложения. К ним относятся цены на ресурсы, рост или падение производительности труда изменения в правовых нормах.

Прежде чем приступить к характеристике каждого из факторов, изобразим процесс их взаимодействия графически. Действие неценовых факторов приводит к смещению кривой совокупного предложения AS.

Если совокупное предложение растет, то она сдвигается вправо и положение ASV если сокращается, тс смещается влево, к /IS, (рис. 3.4).



Рис. 3.4. Изменения совокупного предложения
Важным неценовым фактором выступают цены нс ресурсы (ь отличие от цен на готовую продукцию). При повышении цен нг ресурсы увеличиваются издержки на единицу продукции, а это сокращает совокупное предложение. Если цены на ресурсы падают, происходит обратный процесс.

Важнейшими видами внутренних ресурсов вы ступают земля, трудовые ресурсы, капитал и предпринимательские способности Кроме этих внутренних ресурсов действую^ также цены на импортные ресурсы. К ресурсному потенциалу может быть отнесено и господство на рынке.
Следующим неценовым фактором является производитепаность труда. В зарубежной экономической науке она рассчитывается как отношение реального объема производства к количеству используемых ресурсов. Можно сказать иначе: производительность это показатель среднего объема выпуска продукции на единицу затрат.

Если производительность возрастает, значит на том же ресурсном потенциале производится больший объем продукции г, следовательно, совокупное предложение возрастает, а крива) на графике сдвигается вправо.
На совокупное предложение воздействует также изменение правовых норм. Оно может касаться либо налогов, либо субсидий.

Б случае ужесточения налоговой системы увеличиваются издержке ? совокупное предтожение сокращается; еслг же налоги снижаются, то издержки сокращаются и совокупное предложение возрастает. Если речь идет о субсидиях, имеются в виду прямые правительственные платежи бизнесу или снижение налоговых ставок. И те, и другие сокращают издержки и, следовательно, стимулируют рост совокупного предложения
На величину издержек оказывает воздействие государственное регулирование. Оно, как правило, увеличивает их и поэтому выступает фактором, противодействующим активизации совокупного предложения.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ МЕЖДУ РЕАЛЬНЫМ ОБЪЕМОМ ПРОИЗВОДСТВА И УРОВНЕМ ЦЕН

Момент равновесия и его значение. Макроэкономическое равновесие состояние национальной экономики, при которох достигается равенство совокупного спроса и совокупно о предложения. Оптимальным макроэкономическим равновесием считается такое состояние этих агрегированных величин, пш которох достигается максимально возможный объем производства, полная занятость и умеренный уровень цен.

Равновесные характеристики могут возні -кать на разных отрезках кривой совокупного предложена (оис. 3.5)



Рис. 3.5. Равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства: а) для промежуточно: о отрезка кривой б) для кейнсианского отрезка кривой
Точка пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения показывает равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства. На рис.

3.5л это пересечение происходит на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения, на рис. 3.5б на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения.

Если обратиться к рис. 3.5с и задаться вопросом, какой объем реального продукта захотят купить потребители при уровне цен, равном Рг можно ответить, что этс будет реальный объем производства, равный qY Что же произойдем и такой ситуации на рынке?

А произойдет то, что конкуренция среди покупателей увеличит цены с Р{ до Р , что. в свою очередь, заставы производителей увеличить объем производства с г/, до д . В результате совместных действий продавцов и покупателей равновесная иена установится на отметке Рс, т.е. в точке пересечения кривых совокуг -ного спроса и совокупного предложения.
Обратимся к рис. 3.56.

Кривые пересекаются на кейнсианском отрезке. Здесь уровень цен не участвует в образовании равновесного объема национального производства. Дело в том, чтс даже при производстве большого объема продукции реализовать его невозможно, ибо недостаточен совокупный спрос.

Появившиеся излишки продукции вынудили бы производителей сократить объем производства. Но , в случае производства на уровне q{ возникла бы дополнительная потребность и экономика вынуждена была бы выпустит ь дополнительную продукцию до пределов q . Производство вошло бы в равновесное состояние уровня цен и реального объема проь зводспа.
Нарушение равновесия: смещение кривой совокупного спроса Изученный ранее момент равновесия может быть нарушен за счет смещения как кривой совокупного спроса, так и кривой совокупного предложения Рассмотрим последствия смещения кривой совокупного спроса.
Подобное смещение может произойти вследствие как увеличения, так и уменьшения совокупного спроса. Совокупный спрос увеличивается в результате изменений в потребительски расходах, в размерах инвестиций, в государственных расходах или расходах на чистый объем экспорта.

Допустим, что домашнее хозяйство или фирма, ориентируясь на перспективы развития экономики страны, произвели дополнительные закупки товаров для потреблена или инвестиций. Возникает вопрос, как данное действие отразится на уровне цен и на реальном объеме национального производс^ва‘ Однозначный ответ дать невозможно. Вопрос в том на каком участке кривой данное изменение произойдет (рис.

3.6).
Известно, что для кейнсианского отрезка кривой совокупного спроса характерно наличие высокого уровня безработиць и больших неиспользуемых производственных мощностей. Расширение совокупного спроса в этих условиях приведет к довольно значительному увеличению реального объема национального производства и росту занятости, причем бе: повышения уровня цен (рис З.бя)





Рис. 3.6. Последствия увеличения совокупного спроса: а) на кейнсианском отрезке кривой; б) на классическом отрезке кривой; в) на промежуточном отрезке кривой


Поскольку на классическом отрезке рабочая сила занята полностью и производственные мощности загружены, повышение совокупного спроса будет сопровождаться ростом цен и, следовательно, оно с экономической точки зрения нецелесообразно. Положение обозначает, что реальный объем производства остается на прежнем уповне (рис 3.6б).
На промежуточном отрезке расширение совокупного спроса будет сопровождаться увеличением реального объема национального производства и повышением уровня цен (рис. З.вв). Увеличение совокупного спроса на классическом и промежуточных отрезках, сопровождаемое ростом цен, указы пае на инфляцию спроса
Проанализируем, что же будет происходить если совокупный спрос уменьшится. В таком случае на кейнсианском отрезке реальный объем производства также уменьшится, а уровень цен останется неизменным. Что касается классическогс отрезка, то здесь упадут цены, но реальный объем национального производства останется на уровне полной занятости.

А вот промежуточный отрезок покажет, что и реальный объем национального производства, и уровень цен уменьшаются.
Серьезные возражения вызывают теоретические догушеі ия снижения уровня цен на классическом и промежуточном отрезках. Дело в том что цены на товары, особенно на ресупсы, достаточно мобильны и динамичны при движение ввер и в тс же время очень консервативны, если возникает тенденция к обратному изменению.

Подобная закономерность в движении цег получила название эффекта храповика, т.е. маховика, движущего колесо вперед, но тормозящего движение при повороте назад.
Смещение кривой совокупного предложении Рассмотрим ситуацию с движением кривой совокупного предложения. Здесь также может быть обнаружена тенденция движения вправо или влево, представленная на рис.

3.7.


Прежде всего проанализируем тенденцию, когда кривая совокупного предложения смещается влево. Для нынешнего состояния национальной экономики это явление весьма типично. Разрыі хозяйственных связей бывшего СССР, неоднократное повышение цен привели к резкому падению предложения нг товарном рынке, в связи с чем из положения кривая сдвигается и сторону AS , следствием чего является, с одной стороны сокращение реального объема производства с qx до у2, а с другой повышение уровня цеь с Р до Рг Это перемещение кривой свидетельствует о наличии и росте инсоляции.

Положение, при котором под воздействием падения совокупного предложения происходит одновременное падение реального национального производства и повышение уровня цен, называете* стагфляцией.
Рассмотрим противоположную ситуацию. Экономика технически и технологически перевооружена, осуществлена подготовка \ переподготовка кадров, усилилось значение рыночных рычагов управ ления экономикой.

В этих условиях неизбежно должно произойті значительное повышение производительности общественно о труда, превосходящее темпы роста заработной платы, что приведет к снижению издержек производства, уровня цен и росту реального объема национального производства Такое положение будет характеризовать кривая совокупногс предложения ASy значения уровня цен Р, и реального объема производства q Данный пример определяет направления выхода экономики из кризисной ситуации.

ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЯ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОЗДАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА

Потребление, сбережения и доход. Для выяснения вопросов, свя занных с производством валового национального продукта, прежде всего следует уяснить, от чего зависит количество создаваемых в of -ществе материальных благ и услуг. В соответствии с кейнсианской теорией занятости объем производимых товаров и услуг, а следов? тельно, и уровень занятости населения находятся в прямой зависимости от уровня общих, или совокупных, расходов (совокупноо спроса)
Таким образом, для ориентации на возможны* объем национального производства необходимо учесть ресурсный потенциал, ибо он является базисом производства, а затем проанализировать размер дохода домохозяйств и пропорцию, в которой этот доход распадается на потребление и сбережения, исследовать инвестиции, выяснить принципы установления равновесия между объемом производства, доходами и занятостью и, наконец рассмотреть роль внешней торговли в формировании валового национального продукта.
Следует иметь в виду, что при характеристике процесса созданш ВНП обычно во внимание принимается формирование ЧНП, ибс этот показатель наиболее четко отражает потенциал экономики, ее возможности в обеспечении будущего прогресса Дело в там і тс ВН П отличается от ЧНП величиной средств амортизации, г они выступают как бы заданной и, более того, осуществленной величиной. Наконец, формирование ВНП рассматривается без учета фискальной политики государства (см. гл.

5).
Главным компонентом совокупных расходов выступает потребление (спрос), являющееся составной частью дохода домохозяйств после уплаты налогов DI. Второй частью этого дохода выступаю-сбережения Доход участвует в создании ВНП по двум направлениям: во первых, потребляемая часть дохода реализует произведенный в обществе продукт и тем самым формирует спрос на продукцию будущего производства; во-вторых, расход сберегательной части дохода совершенствует и расширяет производственную базу, придает динамизм его развитию.
Определить, чему следует отдавать предпочтение при анализе влияния дохода на создание ВНП потреблению или сбережениям, очень трудно. Конечно, на уровень потребительских расходов наиболее существенное воздействие оказываем доход после уплаты налогов (располагаемый доход), однако г зависимости от складывающихся социально-экономических условий наиболее деп ственным оказываются либо потребление, либо сбережения.



Содержание раздела