d9e5a92d

ПОКАЗАТЕЛИ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

Таким образом, ВВП будет включать четыре потока расходов:
во-первых, потребительские расходы. Это расходы домашних хозяйств на предметы потребления краткосрочного и длительного пользования, а также расходы на услуги. Для обозначения совокупности указанных расходов применяется буква С;
во-вторых, государство в лице своих органов власти выступает как потребитель, производя закупки товаров и услуг, например военной техники. Расходы государства на потребление обозначаются G. Необходимо отметить тот факт, чтс г осударственные заку пки исключают все государственные трансфертные платежи, поскольку эта категория расходов не отражает увеличение текущего производства и является просто передачей части государственныхдоходовоп ределенным категориям лиц
Совокупность потребительских и государствег ных закупок представляет конечное потребление Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают покупки товаров в государ ственном и кооперативном секторах, на рынке, у часть ыхл ни и лиц занятых индивидуальной деятельностью; покупки рыночных потребительских услуг; квартирную плату и оплату коммунальных услуг оплату быт овых услуг; покупку путевок в санатории, дома отдыха і пансионаты; платежи за услуги платных медицинских учреждений расходы на приобретение билетов на увеселительные и разатека тельные мероприятия; оплату услуг транспорта и связи, юридических и финансовых услуг; торговую наценку на товары, приобретенньк через комиссионные магазины; стоимость продуктов, произведенных домашними хозяйствами для собственного потребления;
в-третьих, валовые частные внутренние инвестиции (I). Они представляют собой расходы частного предпринимательского сектора данного государства на прирост инвестиций в данном году (чистые инвестиции), а также инвестиционные товары, предназначенные для возмещения потребленных машин, оборудования, приборов и т.п , т.е. амортизацию;
в-четвертых, часть товаров и услуг, произведенных в ¦'осударствс, вывозится за ее пределы (экспорт) ? потребляется в других странах, поэтому их следует добавить. С другой стороны, импортные тоьарь и услуги стоит вычесть, поскольку они произведены в других системах и не отражают национальное производство Таким образом, четвертым компонентом является чистый экспорт, т.е. разница мсжді экспортом и импортом (XJ. Исходя из изложенной) выше ВВП пс способу конечного использования равен:
ВВП = С+ /+ G+X.
II
Расчет ВВП на основе разных составляющих неизбежно приводит к несовпадению его количественных оценок Чаще всего возникающие расхождения вызваны тем, что собранные статистические данные не дают абсолютно достоверногс отражения количественного содержания экономических операций. В странах с развитой статистической службой подобные отклонения незначительны і на уровне ВВП, как правиле, не превышают 12%.

В статистических справочниках несовпадения между исчисленными различными способами значениями ВВП, а также некоторых дру их макроэкономических показателей отражаются в специальной графе статистические расхождения.

ПОКАЗАТЕЛИ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ

Деятельность субъектов хозяйствования на уровне экономики в целом может быть охарактеризована с помощью системы макроэкономических показателей, среди которых можно выделить следующие.
Чистый национальный продукт (ЧИП) это валовой национальный продукт за вычетом той части произведенного продукта, которая необходима для замены средств производстве, изношенных в процессе выпуска продукции (амортизации) С его помощью измеряется общий годовой объем производства, который экономик? в целом, включая домашние хозяйства сектор предпринимательства, правительство и иностранных субъектов, в состоянии воспроизвести, улучшая при этом производственные мощности будущего.
Национальный доход (НД) или вновь созданная стоимость общества это показатель общего размера заработной платы, процента, прибыли, рентных платежей, которые получены в результате производства объема ВНП данного года; т.е. НД = ЧНП - косвенные налоги на бизнес Косвенные налоги на бизнес являются единствен ным компонентом ЧНП который не отражает вклад экономических ресурсов в процесс создания ВНП.

Следует вспомнить, что правительство непосредственно ничего не направляет в обмен нг получаемые косвенные налоги и не может расцениваться на рынке как поставщик ресурсов. С точки же зрения владельцев факторов пцо-изводства НД отражает цены ресурсов, которые затрачены на создг ние годового объема производства.

Таким образом, НД представляет собой годовой поток товаров и услуг, исчисленный в денежном выражении, т.е. окончательный итог производства машин, оборудо вания, предметов потребления и т.п. за год.
Личный доход это доход, полученный до уплать индивидуалы ных налогов. Он может быть исчислен как разница между национальным доходом и тремя видами доходов, которые заработаны, но не получены (налоги на социальное страхование, налоги на прибыль корпорации, нераспределенные прибыли корпораций); полученный результат должен быть увеличен на сумму трансфертов.

Трансферты представляют собой доходы, полученные, нс не являющиеся результатом собственной деятельности К ним относят выплаты по страхованию по старости, от несчастных случаев, пособия по безработице; субсидии на образование, пособия пс нетрудоспособности; выплаты частных пенсий и пособий пс безработице и вспомоществованию: процентные платежи, которые выплачиваются правительство,\ и потребителями.
Располагаемый доход (или доход после уплаты налогов) это личный доход за вычетом индивидуальных налогов, т.е. личных подоходных, налогов на личное имущество и налогов на наследство Доход после уплаты налогов - этот? сумма, которой домашние хозяйства располагают в окончательном варианте.
Проследим динамику основных макроэкономических показателей по отдельным группам государств За 19902302 гг наиболее высокие темпы среднегодового роста ВВП имели Ирландия, Люк сембург, США. Это можно проследить по данным табл.

2.1.

Таблица 2 1
Экономический рост (измерение реального ВВП в %)
Страна 1990 1995 2000 2001
2002
Бельгия 2,7 2.6 4,0 2.3 2.3
Германия 3,2 1.7 3,0 1,3 1.8
Франция 2,4 1.7 3,2 2,2 2.0
Великобритания 0,6 2,6 3,0 2,0 2,0
Швеция 1.4 3,7 3.6 1,7 2,5
США 1,7 2.7 5,0 1,0 2,0
Япония 5.1 1.5 1.7 0 1,0
Устойчивые темпы экономического роста позволили указаны\ государствам добиться высоких значений ВВП надушу населения. Для сопоставления в табл 2.2 приводятся данные пс отдельным государствам СНГ.
Таблица 2.2
ВВП на душу населения, рассчитанный по ППС ( в дол )
Сірана 1980 1990 2000
Белы ия 8844 16 679 25 037
Германия 8235 15 991 23 83?
Франция 9281 17 347 22 479
Великобритания 7875 15 87 22 888
Швеция 9061 17 004 23 298
США 11 896 22 224 34 544
Япония 8036 17 824 24 332
Беларусь' 7183
Россия’ 6845
Украина
Казахстан’ 4970
После развала СССР динамика ВВП пс всех стоанах характеризуется существенным спадом, что можно проследить поданным табл. 2.3. Наиболее значительное сокращение объема производства наблюдается в Молдове, Грузии, Таджикистане и Украине
Таблица Р..З
Динамика ВВП по отдельным странам (в сопоставимых ценах; в % к 1990 г.)
Страна 1 1995 1996 1999 2000
Беларусь 65,2 67,0 83,7 88,6
Казахстан 61,4 61,7 63,3 66,4
Россия 62,1 60.1 597 64,3
Украина 47.8 43,0 40,8 43,2
Латвия 49,6 51,3 57,8 61,6
Литва 58,0 6С,7 65,6 61,6
Эстония 66,5 71.6 81,8
Анализ макроэкономических показателей и их динамики по о-сударствам Восточной Европы позволяет сделать вывод, что наи больших успехов в проведении рыночных реформ добились Словения, Чехия, Словакия, Венгрия (табл. 2.4).
Экономические показатели стран Восточной Европы
Таблица 2 4
Страна ВВП по ППС,
2000 г.
Приросі ВВП. в %, 2000 г. Прирост ВВП,в %, 2001 г. Уровень инфляции 2001 г. Уровень безработицы, 20С 1 г
Болгария 5610 5,0 4.0 6,0 18,0
Польша 9440 4,0 2,0 8,С 16,0
Румыния 6240 2,0 3,0 40,0 10,0
Словакия 11 260 2,0 3,0 10,0 17,С
Чехия 13 750 2,7 3,0 3,7 10.0
Венгрия 12 230 5,5 5,0 8,5 6,0
Источник: Wirtschaftskammer Osterreich/ Abteilung fur Statistik,' wko/at' statistik/jahrbuch/jb,18 htrr
Таким образом, анализ макроэкономических показателей имеет важнейшее значение, поскольку позволяет предсказывать развитие экономики, выявлять тенденции, причины и; изменения и вырабатывать экономическую политику в соответствии с намеченными целями.

МОДЕЛЬ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБОРОТА

Модель народнохозяйственного оборота лежит г основе СНС поскольку позволяет анализировать потоки доходов и расходов, осуществляемых между агентами. Она описывает поток товаров и услуг которыми обмениваются фирмы и домашние хозяйства, сбалансированный контрпотоком денежных платежей. Анализ следует начать с наиболее простой версии кругооборота в экономической системе, в которой отсутствуют правительстве и финансовые рынки, а также иностранный сектор экономики.

Для того чтобы упростить исследование, предположим, что домашние хозяйства тратят все получаемые ими доходы на покупку потребительских товаров, а фирмы продают свои продукты домашним хозяйствам сразу после осуществления процесса производства.
Упрошенная схема кругооборота может быть представлена следующим образом (рис, 2.1).
Рынки продуктов







Рис. 2.1. Упрощенная модель кругооборота Фирмы
Потоки реальных товаров и услуг направлены пс часовой стрелке. Домашние хозяйства и фирмы связаны друг с другоі? двумя группами рынков: рынками продуктов, на которых домашние хозяйств* приобретают производимые фирмами товары и услуги: рынкам* ресурсов, на которых фирмы приобретают у домашних хозяйств ресурсы, необходимые для осуществления процесса производств* Потоки товаров и услуг движутся через эти рынки по часовой стрелке причем они сбалансированы потоками денежных платежей, направленных против часовой стрелки Домашние хозяйства осуществляют денежные платежи за товары и услуги, приобретаемые ими на рынках продуктов. Фирмы приобретают рабочую силу и другие ресурсы за денежные платежи, которые принимают форму заработной платы, процента, рентных платежей. Факторы производства которые находятся в собственности фирм, принято учит ывать как покупки у домашних хозяйств, являющихся конечными собственниками этих фирм Таким образом, все производственные издержки можно рассматривать как денежные платежи за производственные ресурсы, приобретаемые фирмами у домашних хозяйств.



Если у фирмы остается некоторый остаток после тою, как она покроет псе издеожки, она получает прибыль.
Из всех потоков, представленных на схеме, заслуживают пристального внимания два: национальный доход и суммарные расходы на национальный продукт. Под национальным доходам понимают суммарную величину заработной платы, ренты процегта и прибыли, составляющих суммарный доходдомашних хозяйств. Под национальным продуктом оценку суммарной стоимости всех товаров и услуг, произведенных в экономической системе.

Суммарные расходъ на национальный продукт это поток денежных платежек, которые перемещаются через рынки продуктов к фирмам и уравновешивают поток реальных товаров и услуг. В рассматриваемой упрощенной схеме величины национального дохода г национального продукта равны по определению Сущест вует два способа, при помощи которых можно доказать это тождество.
1. Предположим, что домашние хозяйств? тратят весь свой доход на приобретение потребительских товаров сразу, как только ею получают, а фирмы продают все произведенные ими прод' кты непосредственно домашним хозяйствам. Величина денежных платежей, которые осу ществляются покупателями, должна быть равна величине денежных поступлений, полученных продавцами Таким образом в потоке, рассматриваемом сточки зрения суммарных расходов домашних хозяйств, национальны* продукт должен быть равен национальному доходу.
2 Национальный доход и национальный продукт взаимоувязываются посредством платежей за производственные ресурсы Когда фирмы получают платежи за проданные ими товары и услу и, они используют часть этих платежей, выплачивая доходы владельцам факторов производства; то же, что остается. это прибыль. Следовательно, и платежи за ресурсы, и прибыль учитываются как суммы, которые целиком переходят к домашним хозяйствам, а суммарные платежи за ресурсы равны национальному доходу Логика нашего анализа требует введения в модель следующих факторов: сбережений, инвестиций и финансовых рынков. Дело в том, что величина ежегодных расходов домашних хозяйств, как прг -вило, меньше размера доходов.

Та их часть, которая не идет на приобретение товаров и услуг, а также на уплату налогов, носит название сбережении. Наиболее распространенной их формой является использование части дохода либо на создание накоплений в виде вкладов в банковских учреждениях, либо для приобретения ценных бумаг.
Если домашние хозяйства в среднем тратят меньше, чем зарабатывают, то фирмы, наоборот, в среднем тратят больше, чем получают от продажи своих продуктов. Такая ситуация складываете* в связи с тем, что помимо платежей за ресурсы, которые необходимы дл* поддержания объема производства на текущем уровне, фицмы должны осуществлять инвестиции, т.е. расходы, которые непосредственно способствуют росту общей величины капитала в экономической системе.

Инвестиции состоят из двух компонентов инвестиций в основной капитал, т.е. приобретение вновь произведенных капитальных благ; инвестиций в товарно-материальные запасы, которые представляют собой накопление запасов сырья, подлежащею использованию в производственном процессе, или нереализованных готовых товаров.
Как было отмечено выше, величина ежегодных расходов домашних хозяйств несколько меньше величины их доходов, г то время как фирмы тратят больше, чем получают от продажи своих товаров. Существует система специальных экономических институтов функция которых состоит в том, чтобы осуществлять перемещение потоков денежных средст в от домашних хозяйств, собственника сбережений, к фирмам, которые являются заемщиками Эти институты называются финансовыми рынками. К числу наиболее распространенных относят банки, страховые компании, пенсионные фонды и некоторые другие организации (рис.

2.2).
Рынки продуктов









Рис. 2.2. Модель кругооборота с включением финансовых рынков
С включением в модель кругооборота финансовых рынков возникает новая проблема. Уже существует два пути, по которым потоки денежных средств поступают от домашних хозяйств на рынки продуктов: прямой через осуществление потребительских расхолос г косвенный, при котором сбережения превращаются в инвестиция при посредничестве финансовых рынков. Б соответствии с э~им действуют две группы лиц, принимающих самостоятельньп решения: домашние хозяйства и предприниматели Можно ли г э иг. условиях говорить о равенстве национального дохода и национального продукта?

Для доказательства данного тождества необходимо использовать понятия совокупного спроса и предложения. Совокупное предложение это суммарная стоимость всех товаров и услуг, произведенных в экономической системе. Совокупный спрос стоимостная оценка суммарного объема покупок всех произведенных товаров и услуг. Национальный продукт (совокупное предложение) равен величине запланированных расходов (совокупный спрос) только в том случае, когда экономическая система находится в состоянии равновесия.

Однако независимо от того, находится эко номика в равновесном состоянии или нет. национальный продукт всегда равен величине осуществленных расходов. Это происходит потому, что инвестиции в товарно-материальные запасы выполняют балансирующую роль. Если величина запланированных расходог недостаточна по сравнению с совокупным предложением, происходит накопление товарно-материальных запасов. В этом случае, прибавляя величину незапланированных инвестиций втоваоно-материальные запасы к запланированным расходам получим равенство суммарных осуществленных расходов совокупному предложению.

Если же величина запланированных расходов превышает совокупное предложение, уровень. товаоно-материальны* запасо снижается. Тогда, поскольку незапланированные инвестиции і товарно-материальные запасы становятся отрицательной величиной, они вычитаются из величины запланированных расходов те суммарные расходы становятся равны совокупному предложению.
Следу тощим шагом является включение в модель государе твенно-ю сектора (рис. 2.3). Участие этого элемента осуществляете тремя способами, через налоги, государственные закупки ? займы. Налоги являются изъятиями денежных средств у населения.

Однако это~ поток частично возмещается потоком трансфертных платежей, к числу которых относят выплаты лицам с низкими доходами и пособия по безработице. Чтобы получить достовеоную оценку чистой величины потока денежных средст в, поступающих от домашних хозяйств правительству, необходимо вычесть трансфертные платежи из налоговых поступлений. Полученная величина есть чистые налоги





Рис. 2.3. Модель кругооборота с включением государственного сектора


Рассмотрим следующий пил связи между правите/ ьстпоі? и рынками товаров. Одну категорию государственных расходов трансферты мы уже учли при характеристике чистых налогов Другая категория представлена государственными закупками, т.е. платежами правительства за товары ? услуги, приобретенные у частных фирм, а также заработную плату государственных служа щих В целях упрощения будем считать что зарплата г жалованье государственных служащих на пути к домашним хозяйствам проходят через рынки продуктов.
Правительство должно стремиться поддерживатп баланс своих доходов и расходов. Это не всегда выполнимо, и может возникнуть ситуация бюджетного дефицита В этом случае правительство при бегает к займам на финансовых рынках.

Обычно займы осуществля ются путем продажи правительственных облигаций и других ценных бумаг иным хозяйствующим агентам.
Переход от замкнутой к откры гой экономической систем( позволяет учесть иностранный сектор экономики (рис. 2.4). Последний связан с экономикой гремя способами. Прежде всего это импорт товаров и услуг.

Следующее звено это экспорт Разница между величиной денежных поступлений по экспорту и импорту называется чистым экспортом. Третий способ связи национально/ экономик/ с внешним миром осуществление международных финансовых операций.



Рис. 2.4. Модель открытой экономической системы

НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО СТРУКТУРА И СПОСОБЫ ЕГО ИЗМЕРЕНИЯ

Национальное богатство в денежном выражении представляем собой совокупность потребительных стоимостей, накопленных обществом за весь период его производственной деятельности Впервые национальное богатство было исчислено представителех- школь физиократов У. Петти в 1664 г, во Франции первая оценка относите* к 1789 г., в США 1805 г в России - 1864 г. Наиболее известных исследователем в этой области являете* Р Голдсмит, ему принадлежит заслуга расчета национального богатства США за 18981948, 1905-1950, 1945-1958 гг.
В современной экономической литературе не сложилось единого подхода к определению структуры национального богатства. Одни экономисты включают в него весь запас материальных благ, созданных трудом и используемых для производства и потребления; при этом природные богатства и труд являются источникам г и условиями создания национального богатства Другие исследователи вводят в качестве элемента и естественные ресурсы.

Третьи относят к наиио нальному богатству и нематериальные ценности знания информацию, культуру и т.п.
При широкой трактовке национальное богатство включает два основных элемента: материальные и нематериальные активь и пассивы. Активами признаются те объекты, п отношении котооых осу ществляется право собственности ? от использования которых могут быть получены экономические выгоды. Пассив представляет собой источник формирования активов хозяйствующего субъек~а.

Как правило, активы и пассивы эквивалентны.
В системе национальных счетов активами могут быть только те объекты, на которые распространяется право собственности, т.е і данном плане не учитываются экологические ресурсы (воздух, море), значительная часть товаров потребления длительного пользования, человеческий капитал (знания, умения, опыт), а также достижения культуры.
Материальные активы делятся на воспроизводимые и невоспроизводимые. Первые являются результатом труда за весь период его существования; вторые не отвечают этим требованиям но необходимы для осуществления процесса производства Материальные активы как продукты человеческой деятельности включают основные фонды, оборотные средства, материальные и художественные ценности.
Оборотные средства охватывают сырье материалы, топливо полуфабрикаты, незавершенное производстве и т.п. Основные фонды товары длительного пользования, используемые в процессе произ водства Они включают здания, строения, соооужения, машины, оборудование и т.п. Ценности товары значительной стоимости, которые не используются в сфере производства или потребления, а хранятся длительный период времени в качестве сбереженьи Сюда относятся драгоценные металлы, ювелирные изделия, картины и ~д Помимо этих элементов в состав материальных аю ивов включаются средства, не являющиеся результатами производства. Однакс в отношении их могут осуществляться права собственности и они могут использоваться в человеческой деятельности.

Речь идет о земле и ее недрах, т.е. природных ресурсах, включенных в производство. Землх в СНС рассматривается как участок земли, к ней относятся растительность, а также внутренние водоемы.
Под нематериальными активами в СНС понимаются права, которые позволяют их владельцам заниматься определенными видамі деятельности. Категории такого рода прав достаточно обширны на разработку месторождений, на занятие определенной деятельностью, тиражирование изделий и т.п. Формально эти права принимают форму патентов, торговых марок, авторских прав, книг, музыкальных произведений и т.д.

Основной элемент нематериальных активоі финансовые объекты, т.е. те, которые приносят прибыль. Здесь могу~ быть выделены золото, ценные бумаги, займы и т п.
В основу расчета национального богатства положен балансовый метод. Баланс показывает стоимость запасов активов и пассивов на определенный момент как правило, на начало ? конец года Запасы активов и пассивов возникают в результате непрерывны) поступлений и изъятий в отношении объема или стоимости, происходящих в течение времени нахождения их в собственности. Разнице между суммой всех активов и всех обязательств субъекта хозяйствования, сектора, экономики на начало или конец периода собственный капитал.

Он служит мерой богатства хозяйственной единицы, сектора, экономики в целом в тот или иной период времени.



Содержание раздела