d9e5a92d

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Макроэкономическая пропорциональность лежи в основе сбалансированного развития экономической системы. Действительно мало установить определенное количественное соотношение между частями целого, необходим механизм поддержания соответствия между элементами экономики, в качестве которых выступают отрасли, сферы, подразделения общественного производства В командно-административной экономике пропорциональность и сбалансированность поддерживались сознательно, в ходе осуществления директивного планирования. Формально это выражалось в составлении и необходимости выполнения баланса народного хозяйства.

Что же касается рыночной экономики, то пропорциональность и сбалансированность устанавливаются под действием стихийных сил.
Проблемы макроэкономической пропорциональности и сбалансированности длительное время привлекали, чте происходи-1' и по сей день, внимание экономистов. Было высказано много мнений и сформулировано множество теорий. Наибольшую известность приобрели только три модели; таблица Кенэ, теория воспроизводства К Маркса и межотраслевой баланс
О сбалансированности макроэкономики можно говорить лишь в том случае, когда величина и структура совокупного спроса совпадают с аналогичными параметрами совокупного предложения, т.е. когда весь произведенный продукт будет потреблен. С том кг зрениг производства это предусматривает соответствующее распределение ресурсов между всеми отраслями производства Предположим, чте на каком-то рынке спрос начинает падать. Это вызовет излишки товарной продукции, в результате чего для стимулирования необходимо 6} дет понизить цену В тс же время в рамках наиионалоной экономики будет иметь место иной рынок, где можно наблюдать обратную ситуацию.

I Іроисходяьцие изменения цен ь результате колебаний спрос? и предложения будут свидетельствовать о разбалансипованности экономики. Положение будет нормализовано благодаря переливу капитала, когда ресурсы направляются в те отрасли, где спрос превышает предложение, и уходят из тех, где имеет место обратная ситуация.

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Сущность планирования и прогт шрования Формирование систе мы регулирования экономического и социального развития осудар-ства в условиях рыночной экономики представляет собой исключительную по своим масштабам проблему. Эффективность ее решения может быть достигнута при углублении теоретического аналі за ? учете мирового опыта. Практика показывает, что ни в одном из развитых государств не существует свободного рынка, однако планирование, которое носит директивный характер, утратило свое значение.

Основная проблема заключается в определении степени взаимодействия плана и рынка. Планирование должно концентрировать свое внимание на долгосрочном развитии.

В частности, это касается определения содержания экономического роста, защиты молодых отраслей, интеграции в мировое сообщество.
Разработки в области экономического прогнозирования возникли в последней четверти XIX в и первоначально были связаны с определением тенденций производства основных товаров путеі? использования статистических данных. Например, Дж. Брукмайер в І911 г. использовал в целях прогнозирования три показателя, индекс банковских кредитов, индекс пег акций и индекс общей экономи ческой активности Его идея получила дальнейшее развитие в 2С-е п в исследованиях Гарвардского университета, где быль использованы гарвардские кривые ЛВС.

Первая из указанных кривых ІА) представляла индекс стоимости ценных бумаг на бирже; вторая криваь В) характеризовала величину депозитов в банках, третья кривая (С) определяла норму процента.
Первым примером экономического планирования в современном понимании может служить планирование, осуществлявшееся г* СССР после Октябрьской революции. Теоретические разработкі-?казанного феномена содержались в работах К Маркса, Ф. Энгелпсг и В.И. Ленина. С целью организации планового руководства в 19.7 г был создан Высший Совет народного хозяйства.

Первый плаг ппед-ставляющий интерес с точки зрения общей методологии, ГОЭЛРО, был опубликован в 1920 г. В нем был дан всеобъемлющий анализ положения государства в целом и по отдельных районам При разработке плана использовался программно-целевой метод, который предполагал определение основополагающей цел г ? разработку комплекса взаимоувязанных мероприятий по ее достижению. План ГОЭЛРО предусматривал взаимоувязку строительства электростанций с производством и потреблением электроэнергии а потому охватывал основополагающие отрасли экономики.
В дальнейшем с планом ГОЭЛРО должны быля увязываться краткосрочные планы развития; однако последние часто не согласо вывались с основным планом, поскольку представляли собой только прогнозы экономического развития государства. Помимо этого, первые краткосрочные планы содержали контрольные цифры, которые не имели обязательного характера для определенны) производств, за исключением ключевых отраслей.
Попытки планирования национальной экономики предприні -мались как в развитых, так и развивающихся странах В 1928 г. в Мексике было предложено разработать для страны национальный экономический план, а в Индии это было сделано і .933 г.
В 30-е гг. проблемы планирования разрабатывались и реализовывались в странах Западной Бвропы. В 1932 г. в Германии появился план ВТБ, названный по именам его авторов - В.С Войтинскогс Ф. Тарнова, Ф Бааде. Ілавное направление и содержание этого плана борьба с безработицей и обеспечение занятости населения. Представители шведской школы разрабатывали систему мер по рационализации финансово-бюджетных ? денежно-кредитных отношений с целью воздействия на динамику развития таких агрегированных показателей, как валовые инвестиции национальный доход и т.д.

Свои представления об экономическом планирования формировались и в США. В 1937 г. благодаря усилиям У.К Митчелла начал выпускаться журнал Плановое общество, а в 19^4 г К Ландауэр опубликовал книгу Теория национального экономического план г -рования.

В ней, по существу, впервые обосновано индикативное планирование, в рамках которого правительство воздействует на экономическое развитие посредством координации и обеспечения информацией.
После Второй мировой войны концепция планомерности стала использоваться практически во всех государствах, но наибольший успех получила в таких странах, как Швеция. Финляндия и т.д.
Особенности планирования и прогнозирования целесообразно рассматривать в контексте трех сложившихся в мире систем шіани-рования и регулирования: североамериканской (США, Канада; азиатской (Япония, Южная Корея) и европейской (Фракция г Швеция).
Планирование и прогнозирование рассматриваются в США как важнейшие формы регулирования экономики. Прогнозные разработки выполняются различными государственными учреждениями исследовательскими организациями прогнозными фирмами, частными банковскими и коммерческими фирмами.

Можно выделить три уровня прогнозных исследований: в системе государственной регулирования, внутрифирменное в коммерческое.
В целом можно констатировать, что для США характерно стратегическое планирование, суть которого сводите* к определении: главных приоритетов развития и путей их достижения.
Планирование и прогнозирование в Японии характеризуется использованием системы социально-экономических планов и прогнозов, научно-технологических программ развития Пятилетние планы формулируют стратегические цели развития г нося индикативный характер. Планирование позволяет охарактеризовать наиболее вероятные пути развития экономики, очерчивает круг проблем, которые могут возникнуть перед субъектами хозяйствования, дает рекомендации по разрешению этих проблем, В случаях когда возг и-кают возражения правительства или деловых кругов против опреде-ленных положений плана.

Управление экономического планирования убеждается в обоснованности подобных возражений и в соответствующий план вносятся необходимые коррективы Таксе планирование в Японки принято называть адаптивным.
Французская система планирования в евоеі? развитии прошла три этапа. Первый (19451960) характеризуется как диоективное планирование, полностью перенятое в бывшем СССР Второй этап (конец 60-х начало 90-х гг.) представляет собой переход к индикативному планированию.

Третий этап (начался в 90-е гг) знаменует упор на стратегическое планирование. Наибольший интерес представляет индикативное планирование, поскольку Франиия добилась больших успехов в егс реализации, а также потому, что оно выступает основой стратегическою планирования Индикативное планирование имеет следующие отличительные особенности:
1. Система широкого участия в выработке планов представителей различных организаций, предприятий и учоеждений. К разоа-ботке планов привлекаются тысячи членов комитетов занимающихся отдельными аспектам г планирования производством финансами, торговлей, социальными проблемами и т.п. Происходит обмен информацией между членами одного и тоге же
комитета, между комитетами и центральным плановым органом, взаимное согласование к корректировка.
2. Система предупредительных сигналов. Суть ее заключается выборе наиболее важных экономических величин, для которыя задаются нормативные значения.

Для каждой из них задаются максимально допустимые отклонения от нормы и устанавливаются соответствующие границы Фиксация того, что какая-тс величина заходит за одну из этих границ, сопряжена либо с введением мер по исправлению положения, либо с открытым изменением целей плана.
Отрицательные моменты индикативного планирования заключаются в следующем:
1. Данный подход связан с попыткой заставить отдельные предприятия составлять свои планы так, чтобы, взятые вместе, онг давали значения суммарных показателей центрального плана Это, по сути, означает раздел рынков между предприятиями, ограничение конкуренции.
2. Возможность монополистического сговора. Одним из моментов индикативною планирования является согласование планов, что достигается при помощи переговоров, обмена информацией и т.д.

В результате у них возникает возможность сговора и ограничения конкуренции.
Предпосылки планирования. Страны, в которых преобладаем Lаст-ная собственность на средства производства, могут существовать без централизованного макроэкономического планирования, но полностью исключить его они не могут.



Следует выделить факторы необходимости и факторы возможности планирования. Необходимость заключается в следующем:
1. История развития рынка показывает, что механизм совершег ной конкуренции не может обеспечить макроэкономическую устойчивость Развитые государства сталкиваются с циклическими колебаниями производства, национального дохода, занз -тости и т.д.
2. По мере роста уровня доходов увеличивается доля коллективного потребления в совокупном потреблении. Поскольку производство и потребление общественных товаров регулипуются не обычным рыночным механизмом, г правительственными, учреждениями, то возрастает доля совокупных расходов государства, распределяемых правительством посредством внерыночных механизмов, что усиливает необходимость планирования
3. По мере развития общества ь роста объема производства принимают угрожающий характер внешние эффекты. Наиболее очевидный пример загрязнение окружающей среды.

В этой связь необходимо вмешательство государства.
4 Усиление степени инт еграции приводит к появлению более сложных форм взаимной зависимости государств.
5. Возросла консолидация групп лодеь и частнь: компаний г соответствии с социальными и экономическими интересами Удовлетворение материальных потребностей и достижение определенного уровня благосостояния предопределяют развитие духовных и интеллектуальных мотивов поведения, что создает определенное давление в пользу различных форм государстве г -ного вмешательства.
6. Иногда возникают особые ситуации, которые симулируют расширение и углубление сферы планирования (войны, кризисы) Возможность планирования диктуется следующими причинами:
1. Рост производства общественных товаров позитивно влияет на возможности планирования. Увеличение государственных доходов и расходов оказывает воздействие на использование ресурсов в частном секторе экономики.

При этом чем сильнее государственная сфера, тем мощнее это влияние.
2. Чрезвычайные ситуации усиливают необходимость планирования, способствуют созданью специальных организаций Последние продолжают функционировать и после преодоления указанных трудностей.
3. Наблюдается ускоренное развитие экономических дисциплин совершенствование их методологии.
Содержание категории ¦планирование- . В литературе по макроэкономическому планированию этот термин, как правиле, принимается как самоочевидный, в дальнейшем уточнения которого нет никакой необходимости. Однако наличие множества подходов вносит некоторую неясность.

В этой связи представляется необходимым внести некоторые уточнения.
Наиболее полное определение было дано британским экономистом Х.Д. Дикенсоном в 1938 г. Сущность планирования, по егс мнению, состоит в принятии основных экономических решений относительно объема производства и распределения произведенного продукта; причем указанные решения принимаются органами власти на основе анализа экономической системы как единого целого.

К Ландауэр связывает планирование с совместной деятельностью людей и регулированием обществом процессов функционировать индивидуальных агентов. Американский экономист Г Сиркин считал, что планирование должно иметь исследовательский смысл В данном случае эта деятельность позволяет оценить общественные издержки или выгоды при некотором приемлемом уровне распределения ресурсов.
Приведенные выше определения ранжируются о- формулировки в которой упор.делается на централизованное регулирование различных видов деятельности, до определений, г которых планирование представлено как дополнение к рыночному механизму. Последнее точки зрения придерживался и экономист В,С. Немчинов.

Пс его мнению, планирование в действительности сводится к гармоническому единству принципа сознательного регулирования производства с кибернетическим принципом автоматического, саморегулирующегося и самоорганизующегося характера экономические процессов.
Исходя из изложенных выше определений можно заключить, что макроэкономическое планирование есть: во-первых, организованная деятельность, которая осуществляется центральным плановым органом; во-вторых, действия последнегс направлены на подготовку решений и мероприятий, подлежащих реализации в рамках экономической системы, и на согласование решений и взаимодействий низших звеньев системы управления: в-третьих, центр в своей деятельности руководствуется определенными задачамь экономического развития.
В мировой практике сформировались две методология прогнозирования и планирования экономического развития: первая основывается на марксистской концепции расширенного воспроизводства, а вторая на современных западных теориях (кейнсианской, монетаристской и др.). В связи с отказом ряда государс~в от первой намечается создание единой методологии.
Методология прогнозирования и планирования определяем основные принципы, подходы и методы осуществления плановых расчетов, раскрывает суть формирования прогнозов.
Кейнсианская теория исследует совокупный спрос и его компоненты: потребительские расходы, инвестиционные, правительственные и расходы иностранного сектора экономики. Монетарная теория считает главным инструментом стабилизационно! политики деньги; монетарная политика представляет собой один из инструментов, который опирается на способность денежно-кредитной системы влиять на размеры денежного предложения в государстве к, соответственно, ставку процента.
Среди важнейших положений марксистской теории следует на звать деление общественного прои зводства на две сферы (материальную и непроизводственную), положение с прибавочном продукте как источнике накоплений, деление совокупного общественного Продукта (СОП) по стоимости на стоимость израсходованных средств производства и вновь созданную стоимость т т.д.
К важнейшим методологическим принципам планирования и прш нозирования следует от нести принципы альтернативности системное! и, непрерывности, комплексности, адекватности, целенаправленности и приоритетное™ , социальной ориентации, сочетания отраслевого и регионального аспектов планирования Первый из указанных принципов требует разработки нескольких вариантов развития и выбор наилучшею по определенным критериям. Принцип системности предполагает исследование качественных т количественных закономерностей развития государств и подчинение всех подсистем государства единой цели развития Принцип непперыв-ности указывает на необходимость увязки кратко средне- і долгосрочных планов. Принцип целенаправленность и приоритетности предполагает целевой характер плана, а в качестве приоритетов выделялись бы отрасли и производства, а также определенные социально-экономические проблемы, от решения которых зависит бла опопучие государства в целом Принцип приоритетности г комплексности предполагает всестороннее рассмот ренис объекта планирования и ею связи с окружающей срелой. Принцип социальной ориеі тации означает углубленное изучение и решение социальных проблем.

Принцип оптимальности предполагает выбор такою варианта развития экономики, который обеспечит максимальное удовлетворение потребное гей людей при имеющихся ресурсах с учетом их рациональ-ного использования Принцип сбалансированности і пропорциональности заключается в балансовой увязке показателен, установлении пропорций и обеспечении их соблюдения. Принцип сочетания отраслевого и регионального планирования требует, чтобы отраслевые планы разрабатывались с учетом интересов определенных территорий и рационального использования местных ресурсов.
Формы планирования. Наукой и практикой разработаны различные формы планирования, из которых наибольшее распространение получили директивное, стратегическое ? индикативное.
Директивное, или обязательное, подлежащее обязательному ис полнению планирование предполагает использование прежде всего командно-административных инструментов для воплощения в жизнь установленных целей и задач Обязательность реализуется путем принятия административно-распорядительных документов законов, указов, приказов, после чего решаются поставленные задачи и осуще ствляется текущий и конечный контроль степени выполнения плана.
Стратегическое планирование процесс определених целей и значений экономических показателей по основополагающим направлениям социально-экономического развития государства, ках правило, на средний срок и длительную перспективу и формирование механизма их реализации.
При стратегическом планировании решаются те задачи, которые определяют характер экономических преобразований, устойчивость экономики, уровень жизни населения, при этом конечный результат не является жестко фиксированным а расположен в определенной зоне с заданными границами по величине и времени.
В конечном итоге цель стратегического планирования заключается в построении модели будущего развития государева, применительно к которому осуществляется планирование В большинстве случаев разрабатываются несколько альтернативных моделей, из которых выбирается одна более совершенная.
Стратегическое планирование представляет собой адаптивных процесс, в результате которого происходит регулярна} корректоров ка решений, оформленных в виде программ, прогнозов, планок дополнений и изменений системы мер по их выполнению.
Индикативное планирование является основным методом реализации целей, указанных в стратегическом плане развита* с учетом складывающей ситуации. Индикативный план-прогноз наполняет стратегический план и выступает в качестве инструмента развития на кратко- и среднесрочный периоды.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Государство как рыночный субъект, I осударство является основным институтом экономической и политической системы, которых организует, направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой. По отношению к иным субъектам государство обладает определенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов.

В данном случае имеются в виду следующие отличительные признг ки: во-первых, это суверенитет, т.е. верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Говоря точнее, государство обладает высшей и неограниченной властью на своей территории, поэтому оно выступает единственным субъектом рыночной экономики, требования которого обязательны для всех иных агентов Во-вторых, это монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения. В данном случае речь идет о разработке норм, обеспечивающих стабильное функционирование рыночных структур.

В-третьих, это монопольное право на взимание налогов и сборов с населения и предпринимательского сектора. Этот признак позволяет сделать вывод о нерыночном происхождении государственного дохода. Как извесч но, доход будет являться рыночным, если он создается и приумножается за счет участия субъек та в производстве, ведения хозяйства, дохода от средств, вложенных в банки и иные кредитно-финансовые учреждения, акции и другие ценные бумаги и т.п. Если же исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то дохол государства возникает как результат неэкономических действий, т.е как перераспределение части доходов домохозяйств и фирм в пользу государства.

И, наконец, в-четвертых, государство является регулирующим субъектом. Рель государства в рыночной экономике основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в экс -номике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования.

Задача здесь состой в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему.
Место и роль государства во многом определяются его функциями. Последние отражают основные направлен ия деятельностт.

Можно выделить следующие функции: правовая, воспроизводственно-технологическая, защита конкуренции, стабилизационная прогностическая, регулирующая.
Правовая функция представляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идет об оформлении статуса экономи--еского агента, установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п.
Воспроизводственно-технологическая функция, обеспечивающая -ормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворению людей материальными и духовным} благами, а также для образования, обучения и жизни.

В качестве самостоятельных здесь заслуживают рассмотрения две подфункции перераспределения доходов и ресурсов Особая значимость этих вопросов обусловливается тем, ?то сам по себе рыночный механизх не в состоянии их разрешить и ввиду этогс возникает потребность в их государственном регулировании.
Функция защиты конкуренции. Для предотвращения последствий монополизации государство предпринимает следующие шаги Прежде всего проводятся тщательное изучение рынков, расчет для них коэффициентов концентрации и на этой основе выявление конкурентных и монополизированных отраслей Необходимо отмети' ь, что государство должно придерживаться дифференцированного подхода по отношению к монополиям.

Дело в том что в данном случае преследуется цель сохранения в экономике зонъ естественной монополии, по отношению же к другим фирмах должна проводиться жесткая антимонопольная политика.
Основу государственной антимонопольной политики составляет соответствующее законодательство, которое представляет собой совокупность правовых норм, призванных защитить и усилить конкуренцию, снизить возможность долгосрочного извлечения экономических прибылей.Реализуется же антимонопольное законодательство посредством административных и организационных мероприятий. Административные меры представляют собой контроль над рынками: за движением цен, возможностью их фиксации, наличием ценовой дискриминации, слияниями и поглощениями и т.п. Если выявляются нарушения антимонопольном: законодательства, то к фирме применяются финансовые санкции
Организационные мероприятия имеют целью антимонопольную профилактику, которая проводится путем последовательной либерализации рынков. В данном случае государстве идет на уменьшение или отмену барьеров, препятствующих доступу новых конкурентен в отрасль В результате растет число фирм и объем поставляемой на рынок продукции. К методам либерализации можно отнести: поощрение диверсификации производства, развитие малого бизнеса, снижение таможенных пошлин, отмену квот и лицензий и т.п.

В результате же проведения такого рода мероприятий отрасль перестает быть монополизированной, а конечным итогом становится уменьшение неэффективности распределения ресурсов.
Стабилизационная функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности пен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две неблагоприятные ситуации: безработица и инфляция Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы.

Это возможно путем роста собственных совокупных расходов и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения. В случае же инфляционной экономики у правительства возникает диаметрально противоположная цель уменьшение расходов.

Достигается это путем сокращения государственных закупок и увеличения налогов на частный сектор.
Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики, выявления тенденціи и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации указанной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагае налаживание гибкой системы взаимодействия центра с экономическими и административно-хозяйственными ст руктурами общества.
Регулирующая функция предусматривает самук: обширную и разностороннюю деятельность государства, преследующую цели минимизации негативных последствий фу нкционирования рыночной экономики; создания правовых, финансовых, социальных основ функционирования рынка; обеспечения социальной зашиты населения. Для достижения указанных целей правительство использус-прямые и косвенные методы, способе! вует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые и налоговые инструменты.
Методы регулирования. Метод регулирования представляет собой способ практического и теоретического воздействия субъекта управления на объект Известны два пути такого рода воздействий: экономический и административный. Необходимо отмстить тот факт, что они тесно спя заны между собой, /побои экономически! метод несет в себе элемент администрирования, ибо является инструментом государственной власти, а значит, обязателен для исполнения всеми субъектами хозяйствования.

Что же касается административных мс-тодов, то они носят экономический характер, поскольку сфера их действия экономическая система. Вместе с тем необходимо указать на противоположности этих двух инструментов.

Дело в том, что экономические методы не сужают свободу выбора, предоставляя субъекту множество альтернатив, из которых он может выбраті лучшее решение. Что же касается административных методов, оні сводят выбор до минимума или вообще устраняют егс.

Это происходи і системах, которые приобретают черты авторитарности и тотальности. Однако не стоит считать, что в рамках рыночной экономики применение административных методов нерационально. Существуют определенные области, где их использование укрепляет совершен ну іс конкуренцию.

Это контроль за исполнением антимонопольного законодательства, регулирование внешних эффектов (закрытие предприятий, сокращение объема производства, введение особых налогов); обеспечение стандартов благосостоянт націи (минимум зарплаты, пособия по безработице и т.п.).
Экономические методы включают бюджетно-налоговые и кредитно-денежные. К первым относят государственные расходы, налоги льготы, трансфертные платежи, субсидии, те те выплаты, которые осуществляются на базе государственного бюджета.

Вторые методь регулирования включают эмиссию денежных знаков, регулирование ставки межбанковского процента, операций на открытом рынке использование нормы обязательных резервов, г также валютного курса.
Анализ административных методов регулирования экономики позволяет выделить в них две самостоя гельные группы: административно-экономические и административно-организационные инструменты. Первые включают централизованное планирование механизм ценообразования, систему госзаказов и т.п. Таким образом, эти методы представляют собой попытку наполнить администрирование конкретным экономическим содержанием.

Что же касается административно-организационных методов, они включают указы, приказы, распоряжения, предписания и т.п., имеющие обязательный характер и предусматривающие определенные санкции за их невыполнение. Примером могут служить случаи прямого расформированіи счирм, уличенных в систематическом использовании методов недобросовестной конкуренции и прошедших судебный процесс по указанному факту
Государственное вмешательство осуществляется в трех взаимосвязанных формах: правовой, социально-экономической и организационно-институциональной. Правовая форма заключается в создании правовых осно функционирования экономическог системы. Соци ально-экономическая форма реализуется путем конкретных способов воздействия на экономические процессы и субъектов хозяйствования.

При организационно-институциональной форме государство регулирует все процессы посредством создания соответствующю структур учреждений, организаций и т.п.



Содержание раздела