d9e5a92d

Следующее крупное назначение сети - это развлечения.

Следующее направление - это поиск информации. За время, прошедшее с открытия Интернета для масс, сменилось два поколения поисковых машин. Первое поколение поисковиков, во главе с AltaVista, было пригодно в основном для поиска конкретной последовательности символов.

Второе поколение, представленное сейчас Google, Alltheweb и Wisenut (а в России - Yandex), обладает способностью более интеллектуально сортировать ссылки, а также анализировать грамматические формы текста. На очереди, как принято считать, третье поколение, способное к семантическому поиску. Сейчас поисковые машины достаточно оперативно индексируют часто обновляемые сайты, благодаря чему они стали пригодны не только для поиска архивной информации. Ведущие поисковики позволяют искать информацию раздельно по WWW-страницам, картинки, музыку, новости, а также по некоторым другим категориям - у Google, например, это архивы Usenet и - в планах - блоги, а у Alltheweb - FTP-сайты. Помимо автоматизированного поиска, необходимую информацию можно получать и на сайтах ее владельцев; сайты крупных провайдеров информации (новостей, данных и т.д.) сейчас все больше напоминают базы данных с возможностью самого развернутого поиска.

Возможность моментально найти информацию без обращения в библиотеку или архив кардинально облегчает и ускоряет работу с информацией - уже одно это делает Интернет неоценимым подспорьем в целом ряде занятий. Да и эта книга была написана во многом благодаря доступности необходимых материалов через Интернет.
Еще одно направление - использование сети в качестве источника новостей. Сеть заняла среднее положение между печатной продукцией и телерадиовещанием, скорее, ближе к периодической печати, так как передача через Сеть динамической информации в режиме реального времени до сих пор оставляет желать лучшего и обычно требует мощных пропускных каналов и устойчивых серверов. События, вызвающие массовый интерес, перегружают даже самые популярные сервера часто если не до полной остановки, то до серьезного замедления работы.

Средства массовой информации к настоящему времени, как правило, всегда располагают сетевыми сайтами (некоторые платными, некоторые свободными), отражающими их текущее содержание и дающие доступ в архивы.
Следующее крупное назначение сети - это развлечения. На стыке развлечения и общения находятся сайты знакомств, на стыке новостей и развлечения - обмен шутками и анекдотами.

Вместе с тем, Интернет сделал возможным и доступным неэтичное и даже противозаконное, по меркам оффлайна, рекреационное поведение. Интересный пример - это обмен музыкальными файлами. Появление достаточно качественного и компактного формата MP3 для записи музыки в файл позволило фактически восстановить оборот синглов, уничтоженный ранее переходом к компакт-дискам. Поскольку копирование неоплаченной музыки формально квалифицируется как пиратство, музыкальные лейблы несколько лет пытались бороться с этим феноменом: по их собственным данным, обмен МР3 вызвал падение спроса на CD на 14% за два года (хотя это были годы рецессии, потери были целиком приписаны пиратству). Вместе с тем, всеобщая любовь к MP3 была связана и с тем, что она расширила возможности выбора музыки по вкусу: не приобретать диск ради одной песни, составлять собственные плей-листы, и так далее.

В 2003 г. лейблы, судя по их поведению, стали осознавать эти особенности файлообмена и стали создавать системы покупки музыкальных файлов поштучно за доступную цену. Отметим, что это, тем не менее, чревато резким (от 15% до 75%) падением доходов лейблов от продажи музыки, так как низкокачественную музыку станет невозможно упаковывать с хитами.
Еще один стимул к распространению Интернета - легкий доступ к эротике и порнографии. Хотя не существует даже приблизительных данных по тому, как распределяются материалы в Сети по тематике, выборочные подсчеты демонстрируют, что, как правило, около 20% всего объема информации в Сети связаны с эротикой, порнографией и другими материалами, чье распространение обычными средствами ограничивается. Своего рода рейтингом популярности являются данные поисковых серверов: в числе наиболее популярных ключевых слов слово секс занимает первое место, а связанные с ним слова -еще несколько мест в первой десятке (остальные места принадлежат словам музыка, программы и производным от них). Вероятно, такой немалый объем отчасти вызван тем, что графические файлы изображений занимают гораздо больше места, чем текстовые, но несомненно и то, что спрос на них, по меньшей мере, отвечает предложению, учитывая, что очень многие такие сайты - платные. У Интернета как средства передачи такой информации есть важное преимущество анонимности потребителя перед печатными изданиями, видеопродукцией и др.

Поскольку эффективный контроль за содержанием Сети в настоящее время невозможен, Интернет практически не поддается цензуре. Вероятно, именно поэтому американцы восприняли Интернет с таким энтузиазмом.

Табу официальной общественной морали Америки, восходящие еще к викторианской эпохе и коренящиеся в протестантской этике времен отцов-пилигри-мов, пользуются немалым весом и авторитетом. Достаточно привести в качестве примера то, что во многих штатах США, и не только южных, формально существуют так называемые законы против разврата (anti-fornication laws), под страхом уголовного преследования запрещающие, например, внебрачные половые связи, нетрадиционные формы секса, и так далее. Хотя применение таких законов, многие из которых принимались еще в XIX в., практически невозможно из-за конституционного конфликта с нормами о неприкосновенности личной жизни гражданина, уже сам факт их существования в книгах говорит о том, насколько глубоки в коллективном мировоззрении Америки корни морали пуританизма.

Появление анонимного и неконтролируемого Интернета пробило в этой плотине брешь - те из американцев, которые испытывали конфликт с моралью своего общества, получили возможность обойти ее. Неудовлетворенный же спрос оказался поистине гигантским.
Наконец, прогнозы, что Сеть станет использоваться для продажи любых товаров, не оправдались, отчасти в связи с тем, что Интернет оказался недостаточно защищен от перехвата данных пластиковых карт третьими лицами, отчасти по той же причине, почему посылторги не могут вытеснить традиционные магазины - из-за того, что потребители стремятся увидеть товар до покупки. Исключение здесь составили товары из категории носители информации - книги, видеокассеты и компакт-диски.

Книготорг Amazon.com стал открытием года в венчурной индустрии (но до сих пор остается уникальным явлением в сетевой торговле). Dell, IBM и ряд других производителей успешно продают через Интернет компьютеры. Огромной популярностью пользуется аукцион eBay, частично заменивший американцам субботние распродажи старых вещей с лужайки у дома, а также популярный у коллекционеров (и мошенников с ворами). Пользуется спросом бронирование авиабилетов, гостиниц, билетов на зрелищные мероприятия и др., а также кросс-шоппинг - сравнение цен на товары длительного пользования типа автомашин и недвижимости.

Наконец, Интернет позволил владельцам компьютеров подключаться напрямую к своему банку или кредитной компании через модем (по тому же принципу, что и банкомат), а также платить по текущим счетам, не выходя из дома. Словом, сеть торгует тем, чем удобно торговать.

3. Эволюция технологий мобильной телефонии

Созданная еще в 1980-х гг., мобильная телефонная связь в начале 1990-х гг. из дорогой деловой игрушки превратилась в атрибут повседневной жизни, во многом благодаря усилиям венчурных компаний по удешевлению связи, созданию новых моделей телефонов и аккумуляторов и разработке новых технических принципов мобильных телекоммуникаций. Одной из первых компаний, предоставлявших услуги сотовой связи, была венчурная компания из Бостона Cellular One. В настоящее время экономика масштаба практически вернула массовый рынок сотовой связи крупным компаниям, прежде всего ATT и Sprint, однако Cellular One, превратившаяся за это время в общенациональную корпорацию, также сохраняет позиции.

То же произошло и с рынком аппаратов сотовой связи, где господствуют Motorola, Siemens, Nokia и другие глобальные производители электроники.
Однако в дальнейшем Америка утратила лидерство в разработке мобильной телефонии в пользу Европы и Японии. Либерализация телекоммуникаций в Евросоюзе на рубеже 1980-1990 гг. дала отрасли связи мощный толчок, ускоренный высокой плотностью населения. Раннее внедрение передового цифрового стандарта GSM и распространение бесплатных или дешевых текстовых сообщений быстро сделали в Европе сотовый телефон предметом повседневного обихода, и что еще более важно, способствовали развитию новых передовых технологий связи и появлению новых услуг: таких, как информационные каналы, передача мгновенных фотографий (MMS) и пр. В Японии сотовая телефония развивалась также на фоне высокой плотности населения и общенациональной любви к миниатюризации. В 1999 г. в Японии впервые появился метод передачи HTML на мобильные телефоны, известный как i-mode, а в 2002-2003 гг. там же стали распространяться MMS, очень быстро подхваченные и в Европе.

В ряде стран Европы, например, в Финляндии, число проводных телефонов на душу населения в конце десятилетия было существенно ниже, чем беспроводных. В то же время в США вплоть до рубежа веков сотовый телефон считался профессиональным или нишевым продуктом, а цифровые стандарты (в первую очередь, CDMA компании Qualcomm) внедрялись с запозданием. Венчурный бизнес США открыл для себя возможности сотовой телефонии только в 2003 г., когда эта тема стала модной.

Наблюдать за тем, как Америка прорабатывает бизнес-планы, которые уже давно вошли в быт в Европе и Японии, было крайне поучительно: это был первый пример, когда глобализация повлекла за собой неравномерность технологического развития.
Сотовая телефония также неявно спровоцировала кризис телекоммуникационного сектора. Хотя в целом этот кризис заслуживает отдельного исследования и находится явно за пределами проблематики нашей книги, краткая характеристика этого смежного события видится нелишней.



В 1999-2000 гг. телекоммуникационные компании, видя широкое распространение проводного Интернета, сочли, что вскоре такой же спрос будет предъявляться и на беспроводной доступ в Интернет. Наилучшим средством для такого доступа были сочтены технологии GPRS для действующего семейства стандартов (или 2.5G - поколение два с половиной) и UMTS как перспективный стандарт (или 3G - третье поколение). Замедление темпов роста спроса на сотовые телефоны в Европе вследствие насыщения рынка также толкало телекоммуникационные компании к выдумыванию новых сервисов для увеличения доходов с существующих пользователей - так как возможности для экстенсивного роста в регионе уже были исчерпаны.

В 2000 г. страны Евросоюза продали с аукциона ряд лицензий на развертывание 3G-сетей, выручив от телекоммуникационных компаний невероятную даже по временам Интернет-бума сумму - свыше 100 млрд. евро. Для приобретения этих лицензий телекоммуникационные компании выпускали долговые обязательства. Уже в момент приобретения аналитики указывали, что такие суммы вряд ли смогут окупиться, так как предполагают слишком высокие цены на услуги 3G, которые вряд ли устроят абонентов. Однако предупреждение не было услышано - и как результат, 3G-мания привела телекоммуникационные компании к общеевропейскому кризису.

Развертывание сетей 3G затормозилось по ряду причин: отставание продуктовой реализации технологии от графика на несколько лет, нехватка средств на обновление всей существующей инфраструктуры связи, низкий спрос на мобильную передачу данных. Интересно, что абоненты в Европе, в отличие от жителей Восточной Азии, восприняли услуги видео на телефонах негативно, поскольку чаще стремятся быть только услышанными, но не увиденными.

Американские телекоммуникационные компании также оказались в кризисе, правда, по иной причине: в силу избыточного инвестирования в магистральные каналы Интернет-связи и жесткой конкуренции за клиентуру новых сервисов. Упавшие доходы также повлекли за собой кризис и ряд банкротств, наболее известны из которых падения WorldCom и Global Crossing (оба сопровождавшиеся злоупотреблениями высшего руководства и последующими скандалами и судебными процессами).

4. Wi-Fi: бум на фоне кризиса

Следствием кризиса стало резкое падение спроса на технологическую продукцию и услуги; какое-то время (2001-2002 гг.) крупные корпорации вообще почти не покупали новых технологий. Когда страх не успеть к Интернету миновал, на планы технологического потребления взглянули свежим взглядом - и отвергли даже те, которые были обоснованы. Однако, как показывает опыт, далеко не все компании погибли. Интернет не оказался философским камнем, но он оказался и не просто модной бессмысленной игрушкой.

Созданное им новое качество жизни обрело за время бума потребительскую ценность; компании и потребители оказались готовы платить за него, и платят. Лидеры индустрии, такие, как Yahoo, eBay, Overture и Google, продемонстрировали рост доходов, едва пыль после кризиса улеглась.

Это говорит о том, что фундаментальный принцип венчурного бизнеса - чтобы заработать, необходимо сделать жизнь потребителя лучше - действует.
Еще более ярко жизнеспособность новых технологий видна на примере распространения технологии Wi-Fi. Развитие беспроводных локальных сетей в стандарте 802.11 (Wi-Fi) является, вероятно, одним из самых поучительных примеров того, как технологическая элита и потребители по-разному оценивают потребности рынка, и как потребители в конечном счете выигрывают.
Аббревиатура Wi-Fi была образована по образцу HiFi - как сокращение от wireless fidelity. Изначальное название этой технологии куда скромнее - стандарт IEEE 802.11, или, чаще, просто 802.11, то есть комплекс спецификаций и правил передачи цифровых данных по радиоканалам. Собственно, под цифрой 802.11 скрывается целое семейство стандартов - на текущий момент их насчитывается 8, но в технической эксплуатации находятся только три - 802.11a, 802.11g и 802.11b.

Это последний в обиходе чаще всего и именуется Wi-Fi.
Устройства, использующие стандарт 802.11b, могут передавать данные с максимальной скоростью 11 Мбит/сек (стандарт 802.11a поддерживает впятеро большую скорость - 55 Мбит/ сек). Устойчивый радиус приема составляет около 100 метров, а при использовании направленной антенны это расстояние можно увеличить в несколько раз - до полутора-двух километров и более.

Для сравнения: скорость передачи данных по кабелю, которым обычно подключаются компьютеры в офисе (техническое название этого типа сети - Ethernet), составляет до 100 Мбит/сек, а домашний модем может связываться с Интернетом по телефону (диалап) на скорости до 56 Кбит/сек. Словом, пропускная способность, сопоставимая с выделенной линией средней мощности, примерно класса T1. Изначально стандарт был задуман именно как альтернатива Ethernet - как выразился основатель MIT Media Lab Николас Негропонте, чтоб не сверлить дырки в стенах.

Разумеется, стандарт годился и для того, чтобы выходить в Интернет, если у компьютера, где установлено такое устройство, есть выход на внешнюю выделенную линию.
Для передачи данных стандарт 802.11b использует частоту 2,4 ГГц. Это частота хорошо знакома каждому, кто хоть раз держал в руках телефон с переносной трубкой - именно на этой частоте трубка общается с базой.

В США и ряде других стран эта часть частотного диапазона была нерегулируемой, поэтому устройства в стандарте 802.11b не требовали лицензирования и могли изготавливаться и продаваться свободно.
Стандарт 802.11b был разработан в конце 1990-х гг. и окончательно одобрен в начале 1999 г. В 2000 г. стали появляться первые устройства для передачи данных на основе стандарта 802.11b (стандарт 802.11a пока что принадлежит к числу опытных, и сети на его основе еще не создаются). А дальше начались странности.
Стандарт 802.11b был далеко не первой технологией беспроводной передачи данных. Технически первыми средствами цифровой беспроводной связи были еще передатчики Попова-Маркони - эти устройства передавали не аналоговый, а дискретный сигнал.

Первые беспроводные сетевые устройства появились еще в 1990 г., миновали как минимум несколько поколений моделей и использовались хоть и не массово, но все же были распространены повсеместно. Прототипами такой связи были текстовые пейджеры и отчасти сотовые телефоны, с появлением цифровых сотовых стандартов GSM, CDMA и DAMPS.

В Европе получили массовое распространение текстовые сообщения формата SMS (о чем упоминалось выше), в США успешно эксплуатируется двусторонняя пейджинговая связь BlackBerry, а Palm безуспешно пытался развернуть собственную сеть для беспроводного доступа к почте через карманные органайзеры. Помимо передачи данных по радиоканалу, применялись и другие методы - скажем, инфракрасные устройства, хорошо знакомые каждому по телевизионному пульту, работавшие на расстоянии до нескольких метров.
Из перспективных прототипов беспроводной передачи данных 802.11b, он же Wi-Fi, был до поры до времени самым непо-популярным. Крупные компании имели совершенно иные планы на будущее. В момент принятия стандарта развитые страны начинали ставить эксперименты с технологиями WAP и GPRS и активно готовились к продаже лицензий на 3G - сотовую связь третьего поколения (в стандарте UMTS), призванную обеспечить высокоскоростную передачу данных в сотовых сетях.

Широко обсуждался стандарт Bluetooth, предназначенный для объединения в сеть разных устройств, в основном домашнего назначения. Словом, альтернатив 802.11 было много, и приведенный список - далеко не полный.
Сравнительные характеристики Wi-Fi и других беспроводных технологий

Стандарт Максимальная
скорость
Устойчивая
скорость
Радиус
действия
Место применения
Wi-Fi (802.11b) 11 Mbps 4-5 Mbps 100 м В пределах здания
Wi-Fi (802.11a) 55 MbPs 20 Mbps 100 м В пределах здания
GPRS 256 Mbps 28.8-56
Kbps
1,5-2 км В пределах города
3G 2 Mbps 256 Kbps 1,5-2 км В пределах города
Ethernet (проводная сеть) 100 Mbps 100 Mbps - В пределах здания

Как уже говорилось, устройства Wi-Fi были предназначены именно для корпоративных пользователей, чтоб заменить традиционные кабельные сети. Основной выигрыш при такой замене в том, что себестоимость прокладки сети сильно сокращается за счет уменьшения объема ручной работы. Для прокладки проводной сети требуется тщательная разработка топологии и протягивание вручную многих сотен метров кабеля в самых неожиданых местах (любимые профессиональные байки сетевых администраторов посвящены именно тому, кто, где и как лазил с кабелем наперевес), а в офисах поприличнее еще и маскировать все это хозяйство фальшполами и навесными потолками. Беспроводная же сеть требует только поставить в одной или нескольких точках офиса базовую станцию - центральный приемник-передатчик с антенной, подключенный к сети или серверу - и вставить в каждый компьютер сетевую плату с антенной.

Основная работа специалиста заканчивается на том, чтобы правильно выбрать точку, которая не оставит в здании или на этаже мертвых зон, и только. (Как правило, в офисных зданиях железобетонные перекрытия экранируют сигнал, и на каждый этаж нужна своя станция). После этого компьютеры можно двигать как угодно, и даже переезд в новый офис не сможет разрушить раз созданную сеть.
С точки зрения скорости рядовой пользователь сможет заметить разницу между Wi-Fi и Ethernet, только если будет постоянно копировать с сервера документы или, например, смотреть по Интернету потоковое видео. Во всех остальных случаях нагрузка, создаваемая пользователем, будет неоднородна и невелика, и одной базовой станцией может пользоваться до нескольких десятков человек, прежде чем пользователям станет заметно, что скорость доступа начала давать перебои: ощутимой разницы в конечной скорости между кабелем и беспроводным каналом нет абсолютно никакой.
Первыми потребителями новой технологи стали компании Силиконовой Долины и других технологических центров США. И тут стали обнаруживаться интересные вещи. Новые устройства стали продаваться невиданными темпами и во все нарастающих количествах - и это без рекламы и поддержки в прессе! Причина этого была простой. Новый стандарт обеспечил - вероятно, по чистой случайности, - оптимальное соотношение цена-качество.

Устройства Wi-Fi были невелики по размеру - базовая станция размером с книгу, а плата-антенна для ноутбука имела размер вставной карточки, чуть-чуть высовывающейся сбоку. Прежние технологии требовали отдельных громоздких устройств для пользователей, стоивших несколько сотен долларов каждое, и сложно настраиваемой базовой станции по цене до нескольких тысяч долларов. Базовая станция Wi-Fi стоила изначально меньше тысячи долларов (сейчас ее цена упала до трехсот), а карточки-антенны очень быстро стали продаваться дешевле сотни.

Это был тот ценовой порог, который сделал технологию доступной широким кругам потребителей.
А удобство от нового стандарта было немалое. Технология совпала по времени с резким удешевлением стоимости ноутбуков, и к моменту ее появления большая часть руководителей и разъездных менеджеров уже пользовались переносными компьютерами. Освобождение ноутбука от последнего провода - сетевого - позволило легко носить его на заседания, деловые встречи, или даже работать из машины на стоянке перед офисом или на лужайке в обед.

Мощности базовых станций, напомним, хватало на 100 метров, а дальше этой зоны, за рулем на трассе, ноутбук все равно не откроешь. Скорость связи позволяла без малейших затруднений передавать любой объем информации, который мог образоваться в ходе обычной офисной деятельности.

Неоценимое удобство, позволяющее все время получать и отправлять почту, входить в Интернет откуда угодно, и в случае нужды быстро обратиться на корпоративный сервер за срочно понадобившимся файлами - скажем, прямо во время встречи с клиентом.
Вести о новом изобретении стали передаваться от одного счастливого потребителя к другому, а так как всю Силиконовую долину можно проехать из конца в конец за два часа, вскоре о достоинствах новой технологии знали все. Чем больше новых компаний создавало у себя горячие точки (хотспоты) - зоны беспроводного доступа, тем лучше было тем, кто уже имел ноутбук с Wi-Fi (ведь в Интернет можно было зайти и будучи на встрече в другой фирме), и тем больше стимула поторопиться было у тех, кто еще не принял новинку.

Владельцы ноутбуков стали покупать базовые станции и для дома, чтобы совсем забыть о проводах, благо это было совсем недорогим удовольствием. Инженерный персонал (в большинстве своем, в силу калифорнийской специфики, представленный программистами и электронщиками) придумал еще более хитрый ход. Из обычной банки чипсов Pringles делалась антенна, которая
ставилась дома на крышу или окно, направлялась на офис и подцепляла канал связи за несколько километров.
В период Интернет-бума все привыкли к тому, что реальные результаты оказываются хуже прогнозов. В случае с Wi-Fi ситуация оказалась противоположной - прогнозы спроса на устройства Wi-Fi постоянно пересматривались в высшую сторону. Реальный же спрос оказался таким: 6 миллионов устройств в 2000 г., 8 миллионов в 2001 г., и еще 8 миллионов в 2002 г. - более 20 миллионов потребителей за неполные три года.

Из Силиконовой долины Wi-Fi-лихорадка распространилась по США и выплеснулась за пределы Нового света. В 2001 г. горячими точками стал стремительно покрываться Лондон, а вслед за ним - и другие европейские столицы и города.
Wi-Fi стремительно и на наших глазах превращался из новинки в предмет повседневной жизни, без которой быт становится немыслим. Изначально антенны для ноутбуков нужно было покупать отдельно, но, начиная с 2002 г., почти все новые модели ноутбуков уже были укомплектованы встроенными антеннами, а Intel разработал Wi-Fi уже на уровне чипов и материнских плат. Интересно, что первый из таких чипсетов, Centrino, был частично разработан в России - программное обеспечение для него создавалось в нижегородской лаборатории Intel, а руководитель этого управления Олег Сютин стал лауреатом престижной премии Top 10 Innovators 2002. Устройства для доступа в сети стандарта 802.11 создаются и для других мобильных устройств, причем аналитики убеждены, что со временем Wi-Fi-доступом будут комплектоваться любые мобильные устройства. Органайзеры с поддержкой Wi-Fi уже появляются, а двухдиапазонные (Wi-Fi и GSM) сотовые телефоны разрабатываются всеми крупными производителями, и на подходе - игровые устройства.

Более того, уже заходит речь и о новых типах устройств, которые будут созданы специально под возможности Wi-Fi. Дошло до того, - писал летом 2002 г. один обозреватель, - что я ожидаю наличие Wi-Fi-связи везде, куда бы ни шел - удобство вполне стоит небольших дополнительных затрат.



Содержание раздела