d9e5a92d

Личность Дорра и этические проблемы

Окончательный результат сближения Гора и Дорра выразился в создании специальной неформальной группы советников Гора. Во время инаугурации Клинтона делегация из Силиконовой Долины встретилась с Клинтоном и Гором. В состав делегации, кроме Дорра, входили Скотт Кук из Sun, Ким Полезе из Marimba, Чак Гешке из Adobe, Пол Липпе из Synoptics и Билл
Хамбрехт из Hambrecht Quist. Окончательные переговоры проходили вечером того же дня, когда Клинтон провозгласил в инаугурационной речи наступление Информационного Века, который он сопоставил с промышленной революцией и новым Манифестом Судьбы244. Это был очевидный приветственный жест в сторону венчурного капитализма.

Вероятно, создание группы было оговорено именно тогда.
С января 1997 г. Гор стал регулярно (раз в месяц) встречаться с членами группы активистов движения Дорра и консультироваться у них по вопросам технологической политики. В результате этих встреч 8 июля 1997 г. движение было преобразовано в организацию под названием Technology Network, или TechNet, которая была зарегистрирована как PAC (комитет политического действия) - официальная лоббистская организация.

Формально Дорр не возглавлял TechNet, но поставил во главе движения президента Netscape Джима Барксдейла, который сменил на этом посту президента Intuit Скотта Кука, считавшего, что группа должна в будущем ограничиться местной политикой и не рваться к контактам на высшем уровне. Эта группа, о чьем существовании стало известно только в конце 1997 г., состояла из венчурных предпринимателей и капиталистов, большинство из которых были так или иначе связаны с Дорром, и получила неформальное название Гор-техов (Gore-techs).

В состав этой группы вошли люди, в основном связанные с Интернетом и телекоммуникационными индустриями. Со слов самих советников, все встречи с Гор-техами проходили по правилам венчурных совещаний - без регламента и протокола, и разговор, помимо перспектив развития технологии, где Гор обнаруживал большое желание овладевать последними тенденциями, затрагивал широкий круг общеполитических проблем.

Bud Colligan Macromedia Председатель
правления
Scott Cook Intuit Основатель
John Doerr Kleiner, Perkins,
Caulfield and Byers
Партнер
David Ellington NetNoir Президент
John Gage Sun Microsystems Главный ученый
Chuck Geschke Adobe Systems Президент
Bill Hambrecht Hambrecht Quist Председатель
правления
Joe Kraus Excite Со-основатель
Gilman Louie Microprose Председатель
правления
Paul Lippe Synopsys Председатель
правления
Regis McKenna Regis McKenna, Inc. Президент
Halsey Minor CNET Основатель и президент
Tim Newell BankAmerica /
Robertson Stephens
Директор
Steve Perlman WebTV Networks Основатель
Nancy Pfund Hambrecht Quist Директор
Kim Polese Marimba Основатель
Sandy Robertson Robertson Stephens and Co. Председатель
правления
Deborah Triant Check Point software
Tech
Со-основатель
Jerry Yang Yahoo! Президент

Цель, с которой создавалась группа, была достаточно прозаична - напрямую информировать администрацию США о своих проблемах и заботах, требующих государственного решения, из первых рук. Наиболее эффективным примером влияния TechNet следует признать смену руководства FDA, которую советники Гора обвинили на одной из сессий в бюрократической волоките при оформлении результатов тестирования новых лекарств (это было и остается одной из крупных проблем биотехнологических компаний).

Члены группы, в частности, сообщили Гору, что FDA может неделями только перепечатывать тексты решений, а затем тратить еще несколько месяцев на их публикацию. Например, приводился инцидент с биотехнологической компанией Calgene, которой пришлось запахать поле искусственно выведенных помидоров экспериментального сорта Flavr Savr из-за проволочек в FDA.

Смена руководства FDA, последовавшая за этим, значительно ускорила прохождение документов.
В последующие месяцы в повестке группы все более усиливались общеполитические вопросы, причем Гор-техи предлагали администрации США все более решительные шаги. В течение 1997 г. группа высказала предложения по ряду общеполитических проблем. В частности, венчурные капиталисты связали острую нехватку квалифицированных инженеров и программистов, создающую им массовые кадровые проблемы, с провалами в американской образовательной политике и ужесточением иммиграции. Группа поддержала введение общенациональных стандартов образования, предложенных ранее Клинтоном, и настаивала на либерализации иммиграционного режима для квалифицированных специалистов. По внешним признакам влияние венчурных капиталистов на Гора можно было оценить как значительное и все растущее.

В марте 1998 г. Гор, в частности, представил всю группу (до сих пор не имевшую официального статуса и даже не значившуюся в перечнях общественных комиссий Белого Дома) В.С.Черномырдину, находившемуся в США на заседании комиссии Гора-Черномырдина.

Проблема Требования
Ответственность директоров компаний Директора компаний должны быть защищены от произвольных исков акционеров или материальной ответственности в случае падения прибылей или курса акций, если они исполняли свои обязанности надлежащим образом и не преступали полномочий
Образование Федеральное правительство должно установить общенациональные стандарты образования по чтению и математике и стимулировать развитие компьютерных и инженерных программ в колледжах; штаты должны поощрять развитие чартерных школ, учащих по авторским или усиленным программам
Иммиграция Иммиграция высококвалифицированных специалистов должна быть освобождена от количественных ограничений; к иностранцам, получившим высшее образование в США, не должно применяться требование отработать два года в стране проживания; срок дозволенной работы должен быть расширен до 6 лет
FDA Администрация должна принять меры против необоснованного затягивания FDA процесса рассмотрения новых лекарств; Акт о потребителях лекарств по рецептам (испытателях лекарств) должен быть пролонгирован
Цензура Цензура непристойных и насильственных материалов на Интернете должна быть добровольным выбором родителей; требуемое для этого программное обеспечение должно быть общедоступно и бесплатно
Безопасность Федеральное правительство не имеет права доступа к частным технологиям засекречивания информации и кодам, в том числе и на основании интересов национальной безопасности
d) Личность Дорра и этические проблемы его деятельности
Сам Дорр вызвал неоднозначное отношение к себе. Еще до этого он приобрел репутацию одного из талантливейших венчурных инвесторов. В венчурный бизнес Дорр пришел в возрасте 22 лет в 1980 г. и специализировался в Kleiner Perkins по электронике, полупроводникам и компьютерам. Его звездный час настал в середине 1990-х гг., когда выращенная им фирма Netscape сделала рекордный IPO, а ее веб-браузер какое-то время удерживал до 80% рынка Internet.
То, как уверенно он сменил поле деятельности и повторил там без подготовки свой триумф, запомнилось очень многим. Результаты деятельности TechNet и скорость, с которой Дорр их добился, вызывали уважение. Особенно высокую оценку получила способность Дорра мобилизовать огромные финансовые ресурсы в кратчайшее время. Нельзя не признать и то, что Дорр, несомненно, отличался от многих лидеров комитетов политического действия не только своими возможностями, но, прежде всего, своей энергией. В целом, под руководством Дор-ра комитет сумел чрезвычайно эффективно помочь венчурному сообществу заявить о себе и своих интересах, и, объективно, деятельность Дорра безусловно оказала немалую текущую пользу венчурному делу.
Вместе с тем, многие наблюдатели спустя некоторое время стали задаваться вопросом, каковы подлинные мотивы и средства Дорра, о которых было известно мало. Складывалось впечатление, что критиков подспудно больше всего раздражало то, что Дорр не был выдвинут в лидеры демократическим путем, а взял эту роль по собственной инициативе - то есть, в сущности, несмотря на свои заслуги, как бы явился самозванцем, говорящим от лица венчурного сообщества. Публично же обвинения сводятся к допущенным Дорром нарушениям правил политической игры. В частности, единодушие участников TechNet многие объясняли их нежеланием проявить нелояльность к клубу - иначе говоря, выносить сор из избы и портить имидж сплоченного венчурного сообщества. В прессе появились намеки, что Дорр может стремиться сделать силами венчурного сообщества собственную политическую карьеру, эксплуатируя на пользу себе свое немалое влияние в этой богатейшей среде и общую озабоченность развитием федерального законодательства. Этому способствовала и общая тенденция к стреми-
тельному росту стоимости политических кампаний в штате Калифорния, а также рост числа мультимиллионеров в числе соискателей постов в Конгрессе и местной легислатуре (это, в частности, проявилось на довыборах по округу Лос-Анджелес и плановых выборах в Конгресс конца 1990-х гг.).
Деятельность Дорра по созданию коалиции венчурных капиталистов вызвала ряд упреков этического свойства. Нарекания были, прежде всего, сопряжены со значительной ролью в TechNet предпринимателей, чьими компаниями Дорр владеет полностью или частично. Критики указывали, что добровольность участия и пожертвований в данном случае становится сомнительной. Кроме того, Дорр входил в состав так называемых компенсационных комитетов всех портфельных компаний. Компенсационные комитеты же, помимо прочего, занимаются распределением опционов на акции, которые, как известно, являются для сотрудников венчурных компаний важнейшим материальным стимулом к работе. Дорр, таким образом, (по крайней мере, теоретически) держал в своих руках рычаги административного (а не агитационного) воздействия на руководство и сотрудников многих компаний, которые входили в число его сторонников. Это не является свидетельством того, что Дорр злоупотреблял своим закулисным влиянием, но формально он балансировал на грани допустимого.
е) Новые демократы в Конгрессе
Параллельно со сближением Гора и венчурных капиталистов аналогичные процессы начались и в демократической партии. В течение 1996 г. под влиянием, в том числе, и идей Гора о новой экономике в Конгрессе стало оформляться течение новых демократов, которое опиралось на те центристские тезисы, которые неявно прослеживались еще в первой предвыборной платформе Клинтона. Официальная группа новых демократов - кокус палаты представителей (депутатское объединение) под названием New Democrat Coalition, в который входило всего 37 членов. Наиболее видными новоде-мократами являлись: Джим Моран, Кальвин Дули, Тим Ромер, Эллен Таушер, Адам Смит и Дебби Стабеноу. В этой группе особенно выделялась Эллен Таушер, бывший брокер с Уолл-Стрит, которая наиболее активно участвовала в установлении связей с группой Дорра и другими лидерами венчурного сообщества.


В систему новой демократии также входил комитет политического действия под названием Новая демократическая сеть (New Democrat Network), который собрал более 75 тыс. долл. в августе 1996 г. и 250 тысяч в 1997 г. Комитет был создан в начале 1996 г. сенаторами-демократами Джозефом Либерманом и Джоном Бро и возглавлялся бывшим членом команды Клинтона на выборах 1992 г. Саймоном Розенбергом. Комитет служил для сбора средств, финансовой поддержки новодемократов на перевыборах и поддержки на федеральных и местных выборах других умеренных кандидатов, формально не принадлежавших к группе, но разделявших умеренную платформу (интересно, что в отношении этих последних применялся венчурный термин seed money - посевные деньги!).
Идеи новой демократии были нацелены на ревизию остатков экономических принципов нового курса в сторону центра. В основе их идеологии лежал финансовый консерватизм, то есть снижение налогов, прежде всего на корпорации. Новые демократы выступали также за другие меры, направленные на поощрение экономического и технологического роста, в том числе и за счет поддержки компаний и поощрения свободной торговли. Часть их усилий была направлена на отрыв зависимости демократической партии от финансовой поддержки профсоюзов: в 1993 г. демократическая партия крайне неуверенно поддержала НАФТА, опасаясь их гнева (профсоюзы ассоциировали НАФТА с потерей рабочих мест), что запомнилось избирателям. В политической области новые демократы придерживались либеральных взглядов, поддерживая реконструкцию социальных программ для снижения их себестоимости и повышения эффективности. Им был идеологически близок старый лозунг Клинтона время мыслить по-внутреннему (time to think domestically). Новые демократы также поощряли инициативы на местном уровне и, в частности, планировали воспроизводить практику лидера республиканского большинства в Конгрессе Ньюта Гингрича по созданию команд-инкубаторов из местных демократических политиков, финансируя их кампании. В то же время они осторожно, хотя и не консервативно, подчеркивали важность семейных ценностей, затрагивая такие традиционные вопросы республиканцев, как предотвращение подростковых беременностей. Интересно, что верховный суд либеральной Калифорнии в апреле 1998 г. первым в стране создал прецедент по запрету подросткового секса, опередив в этом многие другие штаты, где пресловутые семейные ценности являются едва ли не официальной идеологией. Все острые и резко спорные вопросы - как, например, аборты, - новые демократы тщательно обходили стороной. Новые демократы всячески подчеркивали, что их идеология выступает не за поддержку большого бизнеса, но бизнеса вообще, и в особенности инновационного. Их лозунг звучал так: за рост, за семью, за бизнес. В целом, их платформа формулировалась с явным ориентиром на создание новой базы сторонников, как работающих в новой экономике, так и тех, чье благосостояние напрямую связано с ее процветанием. В новодемократической агитации молодые венчурные компании занимали важное место как примеры хорошего и полезного бизнеса.
Прямые связи венчурных капиталистов и новых демократов развивались, и венчурные капиталисты были важным источником средств Новой демократической сети, вложив туда только в 1996 г. более 600 тыс. долл..
f) Сокращение притязаний
Возможно, что сотрудничество Гора и Дорра в определенный период строилось с расчетом на будущие выборы 2000 г., где Гор выступил кандидатом от демократической партии. В прессе высказывались предположения, что Дорр может стать возможным партнером Гора по выборам. Однако в 1999 г. активность группы снизилась. Из-за скандала вокруг президента Клинтона и Моники Левински в течение всего 1999 г. федеральная политика была полупарализована продолжительным расследованием и шумом в СМИ вокруг предполагаемой провинности президента. В свою очередь, упорные попытки Гора приписать себе авторство концепции Интернет-бума стали вызывать иронию среди рядовых сотрудников технологических компаний, чья численность к тому времени уже исчислялась миллионами. Посетители влиятельного сайта Slashdot.org, где было сосредоточено крупнейшее сообщество активистов открытого кода и просто сотрудников технологических и
Интернет-компаний, реагировали на имя Гора исключительно насмешками это человек, который думает, что он выдумал Интернет?. Суперхайвэй, став массовой идеей, не усилил, а подмочил репутацию Гора. А к тому моменту, когда Гор начал усиленно готовиться к выборам (середина 2000 г.), венчурный бизнес уже входил в состояние свободного падения.
В этих условиях политическая активность TechNet стала менее заметной. Деятельность венчурных капиталистов в этот период сфокусировалась на более узкопрофессиональных задачах и на проблемах местного уровня. Весной 2000 г. Дорр выступал на слушаниях в сенатском комитете по банкам и финансам с защитой моратория на изменения в правилах учета слияний и приобретений компаний. Осенью того же года венчурные капиталисты крайне активно участвовали в борьбе за принятие двух поправок, 38 и 39, призванных частично реформировать школьную систему. Поправка 38 вводила школьные ваучеры, то есть право родителей определять детей в школы не по месту жительства, а по своему выбору, и получать равные государственным субсидии на частные школы. Эту излюбленную меру республиканцев крайне ненавидят профсоюзы учителей, заинтересованные в сохранении статус-кво. Поправка 39 разрешала выпуск местных облигаций для улучшения финансирования школ. В первой инициативе приняли участие только уже упомянутые венчурные капиталисты и республиканцы Тим Дрейпер и его отец Билл Дрейпер, занявшие первое и третье место по пожертвованиям, но зато это были колоссальные пожертвования - Тим Дрейпер внес через личный фонд около 23,4 млн. долларов, еще 2 млн. внес лично Билл Дрейпер (почти 80% от общей суммы пожертвований). Дорр и другие активисты-демократы, вероятно, не сочли возможным поддержать республиканскую политику, но зато профинансировали агитацию за поправку 39: все доноры из первой десятки либо были связаны с Дорром через его кейрецу, либо входили в TechNet. Личный вклад Дорра (поделенный между ним и его женой) превысил 6 млн. долларов. Вероятно, такая активность была обусловлена тем, что очень многие деятели Силиконовой долины имеют детей школьного возраста и привязаны к школам по месту своего жительства; школьное районирование Силиконовой долины крайне сложно, и часто вынуждает родителей детей к переездам ради возможности оказаться в хорошем школьном округе. 9 ноября 2000 г. поправка 38 была отклонена (71% голосов против, 29% за), а поправка 39 прошла (за 53%, против 47%).25
А вот в прошедших тогда же выборах президента США венчурные капиталисты и предприниматели не засветились почти никак - не более, чем любая иная группа влияния. В интервью 2003 г. Дорр твердо заявил, что не имеет политических амбиций и в ближайшие 10 лет останется работающим партнером своей фирмы .

3. Иммиграционная политика

Еще одним примером успешного взаимодействия венчурных капиталистов и законодателей стала проблема иммиграции. В феврале 1997 г. сенатор-республиканец Спенсер Абрахам после своего избрания главой сенатского подкомитета по иммиграции выступил на пресс-конференции в защиту легальной иммиграции, провозгласив ее поддержку продолжением исторической линии США и приоритетом для сената 105 созыва.

Абрахам (сам сын иммигранта из Ливана) потребовал пересмотра политики 1994-1995 гг. по ужесточению иммиграционных правил - введенные, кстати, по инициативе его же коллег-ре-спубликанцев.
Лидерство Абрахама в этой инициативе было не случайно: традиционно именно демократическая партия выступала за ограничение иммиграции и закрытие рынка труда США (профсоюзы со времен Нового Курса являются самыми надежными сторонниками демократов), а республиканцы, более близкие к интересам организованного бизнеса, а не организованного труда, поддерживают иммиграцию. Иммигранты, особенно из стран Латинской Америки и Восточной Азии, составляют одну из важных групп поддержки республиканцев.

Поэтому идея расширения высокотехнологической иммиграции может быть отнесена к категории традиционных для республиканизма.
На пресс-конференции с Абрахамом в качестве наиболее заинтересованных лиц присутствовали не кто иные, как все те же венчурные капиталисты - руководители компаний Cypress Semiconductor, AMD, Sun, Chip Express и G-Cube. Их заинтересованность в иммиграции объясняется тем, что бурный рост венчурных отраслей в 1992-1997 гг. заставил количество рабочих мест в индустрии увеличиваться быстрее, чем население венчурных районов (о чем подробно рассказывается ниже). В то же время иммиграция в Калифорнию сократилась почти вчетверо и была ограничена на уровне в 65 тыс. высококвалифицированных специалистов в год. Выпуск же инженеров и программистов из университетов США продолжал падать с 1986 г. и едва достигал 35 тыс.

Венчурные капиталисты в один голос заявляли, что, если американское правительство не в состоянии увлечь школьников идеей работы инженерами или программистами, оно должно хотя бы не мешать компаниям брать на работу стремящихся в США иностранных специалистов. Обращает на себя внимание еще и тот факт, что республиканец Абрахам провозгласил тот же девиз, что и новые демократы - за рост, за семьи для иммигрантов, - по сути, началось смыкание позиций левых республиканцев и правых демократов по вопросам промышленной политики.
Расширение визовых программ, последовавшее вследствие деятельности сенатора Абрахама, стало источником нескольких сотен тысяч новых должностей, заполненных сотрудниками из многих стран мира, в том числе и России. В 1999-2000 гг. среди сотрудников венчурных индустрий начала нарастать оппозиция визовой политике, которая все более воспринималась как угроза высоким заработкам и занятости. Средние зарплаты сотрудников-иммигрантов, действительно, были заметно ниже - от 48,000 до 71,000 долларов в год, против свыше 100,000 долларов в год у резидентов.

Однако Интернет-кризис не дал этому движению серьезно развиться и тем более оформиться, поскольку занятость в секторе начала стремительно падать и спрос на зарубежных сотрудников (и на рабочие визы) тем самым резко сократился.
В 2002-2003 гг., однако, сходным образом стало развиваться отношение к контрактному программированию. Сотрудники технологических компаний и ИТ-департаментов стали требовать, чтобы правительство ввело ограничения на использование услуг зарубежных контракторов из Индии, Китая, России и других стран, где расценки на аналогичный по качеству труд ниже.

В июне 2003 г. Конгресс начал рассматривать ограничения на договорную работу в США зарубежных ИТ-специалистов, а республиканка, член палаты представителей от Коннектикута Нэнси Джонсон внесла предложение, чтобы страховые компании сообщали, сколько иностранных ИТ-сотрудников они используют. Штаты Вашингтон, Коннктикут, Миссури, Мэрилэнд и Нью-Джерси стали рассматривать законы о запрете оффшорного аутсорсинга по правительственным контрактам.
Большинство комментаторов, однако, сходятся на том, что вряд ли таким образом удастся удержать выравнивание расходов на ИТ-персонал между США и другими странами мира, и что работы переместятся туда, где компании получат наилучшее качество за свои деньги.

4. Антитрестовское дело Microsoft

История политической активности вокруг венчурного и технологического бизнеса будет неполной, если не упомянуть антимонопольное расследование по делу Microsoft. Это была, по сути, целая серия таких расследований, как на федеральном уровне, так и на уровне штатов.

В 1996-1997 гг. против Microsoft были возбуждены два расследования о предполагаемом нарушении законодательства о свободе конкуренции: в техасском суде о принуждении дилеров и в департаменте юстиции США о навязывании покупателем компьютеров веб-браузера Microsoft Explorer, если на компьютере устанавливалась операционная система Windows95 или аналоги. Жалобу в министерство юстиции подала фирма Netscape, производитель браузера Netscape Navigator, чей рынок за 1996 г. сократился с 80% до 65% общего количества браузеров. Разбирательство в Техасе, в конце концов, завершилось в пользу Microsoft, но расследование в Вашингтоне вылилось в полномасштабный политический процесс, в котором явно просматривалось намерение сначала федерального правительства, а затем и сената поставить на место возомнившего о себе ультрабогатого монополиста.

Microsoft на тот момент контролировала свыше 85% рынка операционных систем для персональных компьютеров и свыше 90% рынка офисных программ, а ее президент Билл Гейтс был богатейшим человеком мира с состоянием примерно в 40 млрд. долл.



Содержание раздела