Бурное развитие материальной части компьютерного дела и постоянный рост мощности и объемов памяти (Эндрю Гров из Intel сформулировал так называемый закон Грова, согласно которому мощность процессора удваивается каждые 18 месяцев), а также переход от черно-белых к цветным дисплеям (сначала Hercules и CGA, потом EGA, VGA и, в конце десятилетия, SVGA), сделали возможным расширение круга приложений персонального компьютера. Были созданы первые стандарты графических файлов, разработан специальный интерфейс для выведения на печать масштабируемых шрифтов и графики, для чего фирмой Adobe был разработан специальный язык PostScript (он применялся в лазерной печати).
Потребители - организации сформировали основу рынка программ для систем управления базами данных (СУБД), среди производителей которых выделился Oracle. Неудобный для массового пользователя письменный интерфейс DOS был улучшен программной оболочкой Norton Commander фирмы Symantec, которая позволяла выполнять все базовые операции DOS не через печатание команд, а посредством мыши и стрелок клавиатуры.
Во второй половине 1980-х гг. на рынке появились первые настольные издательские системы, среди производителей которых выделялась Ventura Publisher, графические программы для обработки изображений, где лидерство принадлежало компаниям Corel (векторные редакторы) и уже упомянутой Adobe (растровая графика), презентационные пакеты для создания красочных слайдов, графиков и диаграмм (лидер производства - компания Harvard Graphics), компьютерное проектирование и дизайн, пионером которого была компания Computervision. Бурно развивалось использование компьютера и для отдыха, в ходе чего появилась масса игровых программ, а в их производстве выделились несколько ведущих компаний -ID Software, Electronic Arts, Sierra, Virgin Entertainment, New World Computing и Microprose.
Практически все разработчики программного обеспечения возникли при участии венчурного капитала.
В заключение краткого обзора компьютерной индустрии интересно заметить, что нерды - создатели микрокомпьютерной индустрии, в отличие от творцов других венчурных индустрий и даже от более ранних предпринимателей в области компьютеров (как, например, Ольсен и Белл), происходили от совершенно иных корней. У них очень часто не было не только опыта научной работы и исследований по правительственным контрактам, но и формального технического образования - ничего, кроме страстной любви к компьютерам, переходившей в манию, и - часто - места жительства в венчурных центрах типа Калифорнии и Массачусетса.
Их никто не отбирал специально, они рекрутировались из всех слоев общества, за ними не стояла организованная наука - собственно, подавляющее большинство из них были самоучками (впоследствии именно их опыт породил компьютерную науку, а не наоборот). Их усилия и энтузиазм постоянно обгоняли по результатам работы целые корпоративные исследовательские институты, таких как IBM и Bell Labs. В общем, если не принимать во внимание создание чисто материальных предпосылок (изобретения микропроцессора и пр.), индустрия возникла буквально на голом месте. К тому же в большинстве своем нерды были настолько молоды, что в обиход вошло название индустрия вундеркиндов. Все, что они приносили на рынок, создавалось ими самостоятельно, без поддержки массивных вливаний федеральных денег.
Еще интереснее то, что их потребителями становились корпорации, все чаще - непосредственно потребительский рынок, и все реже - федеральное правительство. Один из истоков переориентации венчурного капитализма на потребительский рынок лежит, безусловно, здесь.
Производство персональных компьютеров требовало для себя целый ряд компонентов. Помимо процессоров, системный блок компьютера включал материнскую плату с блоком питания, на которой монтировались другие комплектующие - устройства постоянной и текущей памяти, накопители на гибких дисках, видеоконтроллер, устройства обработки звука, сетевую карту, и многое другое.
Кроме этого, системный блок предполагал подключение к нему, как минимум, клавиатуры и монитора, а впоследствии также и принтера, мыши, модема, сетевого выхода, устройств для дублирования информации и так далее. Разработка компонентов и периферийных устройств стала источником создания новых венчурных индустрий.
Наибольшие объемы пришлись на производство стационарных устройств постоянной памяти, т.н. жестких дисков. Спрос на жесткие диски все большей емкости и скорости доступа постоянно рос, достигнув уже в 1982 г. значения в 1.5 млрд. долл.
Вместе с тем сама индустрия оказалась на мели: приток инвестиций в нее значительно превысил потребности, и появление на рынке более 70 компаний спровоцировало резкое падение цен. Это сделало персональные компьютеры с жесткими дисками доступными по цене, но по мере роста рынка все большее количество компаний оказывалось перед нехваткой средств на продолжение разработок новых моделей с лучшими характеристиками. В настоящее время в индустрии из основанных в 1980-х гг. независимых производителей дисков остались только две компании: Seagate Technology (диски для стационарных PC) и Conner Peripherals (диски для лэптопов).
Обе они смогли удержаться в бизнесе только благодаря тесным связям с крупнейшими производителями компьютеров и высокому качеству продукта (Conner, несмотря на плачевное положение отрасли, даже сумела побить в 1989 г. рекорд своего главного клиента Compaq по скорости вхождения в Fortune 500, но в 1997 г. полностью обанкротилась и выбыла из борьбы).
Производство периферийных устройств, в силу того, что они менее поддавались модификации, потребовало разделения труда: в венчурных компаниях достаточно быстро сосредоточилась технология, в то время как конечное производство ушло к крупным корпорациям, которые периодически поглощали наиболее успешных разработчиков. Самыми распространенными периферийными устройствами стали принтеры, мониторы и разного рода накопители.
Проблема обмена информацией между компьютерами породила сетевую технологию, которая позволяла компьютерам, объединенным кабелями и специальным оборудованием в локальную или внешнюю сеть, передавать друг другу данные. В области локальных сетей в этот период наиболее выделилась фирма 3Com, создавшая протокол локальных сетей Ethernet.
Другим лидером в создании интегрированных сетевых систем и решений была фирма Cisco Systems, со временем вошедшая в пятерку крупнейших фирм в компьютерной индустрии мира.
Наконец, в связи с венчурным бизнесом, хотя и за его пределами, в конце 1970-х гг. двумя исследователями из Пентагона был разработан протокол для сетей с внешним доступом TCP/ IP. На его основе и создали объединившую объекты оборонного ведомства США и университетов сеть Internet, которая вырвалась в 1993-1994 гг. за пределы кампусов и стала глобальной мировой информационной сетью.
Наряду с Интернетом в те же годы были созданы и несколько других общенациональных сетей (Gopher и другие), которые, однако, не выдержали проверки временем.
b) Биотехнологии
1980-е гг. стали временем расцвета новой науки - биотехнологии, в основе которой лежала генная инженерия. В этой области США обладало почти подавляющим превосходством над остальными странами мира.
Превосходство в биологических науках, - со ссылкой на выступление в Конгрессе США писал журнал Nature в 1984 г., - изобилие венчурного капитала и дух предпринимательства совместно дали США ведущее преимущество и коммерческом использовании новых биотехнологических технологий. В отличие от компьютерного дела, которое на 70% концентрировалось на базе MIT и Стэнфорда, биотехнологические открытия были выведены на орбиту венчурного капитала несколькими новыми университетами, и, прежде всего, Гарвардом, где существовала едва ли не сильнейшая в мире школа теоретической генетики и клеточной биохимии, подкрепленная прославленной медицинской школой.
Другой мощный центр сформировался в Южной Калифорнии, при Университете Калифорнии - Сан-Диего (UCSD).
Оба центра, и в особенности южнокалифорнийский, подпитывались государственными средствами, из которых немалая часть расходовалась специально на генетико-медицинские исследования. Такой выбор специализации был предопределен все той же холодной войной и ее потребностями в развитой медицине, в частности, травматической, хирургии и бактериологии, а также модной в 1960-1970-х гг. идеей генетической войны и защиты от нее (оружие, способное поражать противника избирательно по этническому принципу, смертоносное для солдат противника и безвредное для своих солдат).
Это во многом предопределило изначальный фокус биотехнологии на фармакологии.
В основе биотехнологии лежали университетские лабораторные исследования 1950-1960-х гг. Начало было положено эпохальным открытием Крика-Ватсона, когда эти два британских исследователя из Кембриджа описали структуру молекулы ДНК (получив в последующем за него Нобелевскую премию). Благодаря этому, ученые получили принципиальную возможность манипулировать развитием живых клеток, но для этого был нужен соответствующий инструментарий.
В случае его разработки появлялась возможность создавать новые клетки с заранее заданными свойствами, что открывало путь к изготовлению новых лекарств, продуктов питания и множеству иных возможностей, вплоть для разработки специальных энзимов для придания джинсам модного в 1980-е исходно потертого вида (stonewash).
В 1960-е гг. такой инструментарий был в принципе разработан. Два метода манипуляции структурой наследственности -рекомбинация ДНК и моноклонные антитела - были разработаны в Гарварде, Стэнфорде, MIT, Беркли и Университете Калифорнии - Сан-Франциско (UCSF). Дальнейшая разработка технологий велась в основном уже венчурными компаниями.
Подсчитано, что с 1971 по 1987 г. в США было открыто более 350 биотехнологических фирм, а общие первоначальные инвестиции превысили 1 млрд. долл..
Ведущие биотехнологические компании, 1989 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник: Forbes, October 29, 1990. Все данные в млн. долл. |
Особо важно отметить начавшиеся в середине 1970 - начале 1980-х гг. сдвиги в структуре рынка товаров венчурных компаний - и, соответственно, в мотивации венчурных предпринимателей. В 1950-1960-х гг. венчурному капитализму был свойственен симбиоз с военными программами.
Это выражалось в основном в том, что венчурные предприниматели часто осуществляли базовые исследования в рамках государственных оборонных изысканий, чем экономили частному капиталу немалые средства. Приобретателями многих венчурных продуктов, и, в особенности, высокотехнологических, тоже было федеральное правительство. Такое положение дел стало нарушаться в 1970-х гг., с началом разрядки.
Хотя этот процесс был непродолжителен, он заставил многих руководителей венчурных индустрий задуматься, насколько емок и продолжителен этот рынок. Оборонные (и в целом государственные) заказы начали обходить венчурные отрасли стороной, в то время как венчурные индустрии избавились от зависимости от оборонного заказа.
Еще одним традиционным рынком венчурных индустрий были крупные корпорации. Здесь обе стороны с пользой для себя использовали свои индивидуальные преимущества. Корпорации были, с технологической стороны, материальным отражением экономичного массового производства, в то время как венчурные компании обладали мобильностью.
Поэтому венчурные предприниматели очень часто шли по пути систематического создания не готового продукта, а опытных образцов, с последующей продажей лицензий на них крупным конкурентам, которые и ставили их на поток. Этому способствовало высокоразвитое патентное право США, которое эффективнее, чем где бы то ни было, защищало права собственника идеи.
Это практиковалось и практикуется далеко не всяким разработчиком - скажем, Intel как разрабатывает, так и выпускает свои чипы. Однако продажа технологий (или даже проблем с целью их дальнейшего решения), часто вместе с компаниями-разра-ботчиками, была также повседневной практикой.
Здесь, в этой зоне венчурного рынка, в 1980-х гг. наблюдалось некоторое сокращение за счет того, что венчурные компании настолько выросли в количестве и экономической силе, что образовали свою - пока локальную - венчурную экономику.