d9e5a92d

Ужесточение уголовного преследования производителей криминальных услуг.


Объявляется незаконным получение или использование дохода от какого-либо предприятия посредством рэкета. Под рэкетом понимается любое действие (или угроза совершения действия), связанное с умышленным убийством, похищением человека, разбойным нападением и рядом других тяжких преступлений. Любое лицо (или группа лиц), совершившее два или более тяжких преступления в течение 10 лет, наказывается лишением свободы на 20 лет либо штрафом в размере до 20 тысяч долларов, лишением права участвовать в делах какого-либо предприятия, а также взысканием ущерба и ликвидацией самого предприятия.
Ужесточение уголовного преследования производителей криминальных услуг.
Более эффективное использование таких санкций, как уголовный штраф, конфискация преступно нажитого имущества, финансовых активов, лишение свободы. В качестве примера влияния репрессивных мер на состояние нелегального рынка рассмотрим рынок героина в ФРГ.
По данным исследователей, полицейские меры воздействуют на цены, а те – на потребление наркотика. При этом:

  • Удвоение квот конфискации снижает объем предложения на 9-28%.
  • Удвоение числа арестованных – на 8-24%.
  • Увеличение сроков наказаний с 5 до 20 лет для торговцев – на 10-15%.
  • Конфискация имущества в 5-кратном размере от ежегодной суммы доходов торговцев – на 5-6%.

Значение экономических санкций в борьбе с наркобизнесом оценивается очень высоко. Так, 68% экспертов полагают, что основной целью расследования должен быть поиск путей конфискации наличных денег и имущества, добытых преступным путем.
Введение уголовной ответственность за использование преступных доходов в легальной экономической деятельности. Запрещено использование денежных средств и других доходы, полученные в результате любой незаконно организованной внутри предприятия деятельности, которая наносит ущерб легальной экономической деятельности.

Умышленное нарушение этой нормы влечет за собой уголовную ответственность: максимальное наказание может составить до 20 лет тюремного заключения или штраф до 25 тысяч долларов с конфискацией сумм, полученных незаконным путем.
Конфискация имущества. Уголовное наказание, даже в виде лишения свободы, не оказывает на состоятельного преступника серьезного воздействия.

Эффективной превентивной мерой является конфискация части или всего преступным путем нажитого имущества. Конфискация имущества осужденного является одной из наиболее действенных мер, позволяющих:

  • реально воздействовать на уровень преступности,
  • нанести ощутимый удар по преступной группировке, занимающейся данной противоправной деятельностью,
  • сыграть роль устрашения для подсудимых и связанных с ними лиц,
  • наказать виновных в совершении противозаконных действий,
  • лишить преступников возможности обогащаться незаконным образом ... и
  • обеспечивать доход правоохранительных органов" (Goldstock, 1991, 140).

Оборотной стороной ужесточения санкций, связанных с конфискацией имущества, является разработка все более изощренных способов отмывания незаконно получаемой прибыли.
Создание системы эффективного противодействия легализации ("отмыванию") доходов, полученных в результате преступной деятельности. В числе этих мер – установление определенных норм деятельности банковских и финансовых учреждений, введение уголовной ответственности за легализацию незаконно полученных средств, обеспечение доступа правоохранительных органов к информации о деятельности финансовых организаций.
Принятие нетрадиционных мер, направленных на сдерживание организованной преступности. К ним можно отнести:

  • Наложение юридических ограничений с учетом прошлых судимостей на собственность, проживание в определенной местности, членство в организациях.
  • Выдача лицензий и государственных подрядов может быть обусловлена отсутствием связей с уголовным миром и подтверждением надежности репутации.
  • Распространение жестких правил на физических и юридических лиц, занимающихся экономической, финансовой деятельностью, представляющей значительную опасность для общества.
  • Контроль за деятельностью юридических лиц, в частности, международных корпораций. На юридическое лицо, по законодательству ряда стран, может быть наложено уголовное наказание в виде штрафа, конфискации имущества или лишения юридических прав.
  • Совершенствование конструкции уголовно-судебной системы. Например, коррумпирование уголовно-судебной системы затрудняется, если ее конструкция предполагает наличие частично совпадающих сфер деятельности различных ведомств, частично совпадающих округов. Так в 60-е годах в США федеральные агентства по борьбе с организованной преступностью поощряли учреждение генеральных прокуратур штатов для решения проблем конкретных округов.
  • Централизация деятельности по борьбе с организованной преступностью. Организованная преступность, как правило, более успешно коррумпирует местных политических деятелей и правоохранительные органы, чем политиков и сотрудников правоохранительных органов федерального уровня. Там, где местная власть полностью или частично находится в подчинении у криминальных группировок, единственный способ навести законный порядок заключается в привлечении центральных правоохранительных органов для проведения соответствующих следственных действий и судебных разбирательств в отношении преступных элементов. Без привлечения внешних прокуроров и судей не обойтись особенно в тех случаях, когда в отношении местных честных судей и их семей раздаются угрозы физической расправы.
<

p> В Соединенных Штатах Америки для борьбы с преступной деятельностью, выходящей за рамки отдельного штата, незадолго до Второй мировой войны было создано Федеральное бюро расследований (ФБР). ФБР – была насущная необходимость иметь в распоряжении государства такие силы, которые могли бы эффективно решать правоохранительные задачи там, где местные органы не могли или не желали выполнять свои конституционные обязанности.
Вместе с тем, руководители правоохранительных органов федерального уровня могут быть легко вовлечены в политические кампании на федеральном уровне.
Другая проблема центральных правоохранительных органов может состоять в нехватке специалистов для проведения эффективной следственной работы на месте. Внешние специалисты часто имеют ограниченные возможности осуществить проникновение в ряды местных криминальных организаций, особенно когда его члены почти целиком являются выходцами из одной этнической группы.
Использование методов финансового анализа. При расследовании дел, связанных с организованной преступностью, успешно используется финансовый анализ.
Различаются три основных вида финансового анализа: анализ чистой стоимости (1), анализ расходов и анализ банковских вкладов. Их цель – определить общее состояние или размер расходов какого-либо лица в сравнении с его объявленными доходами.
Методом анализа чистой стоимости из любого увеличения чистой стоимости вычитаются доходы, не подлежащие налогообложению, и объявленный доход, а в остатке получается необъявленный доход.
Методом анализа расходов сумма средств определяется по их движению в течение года, а не по определению изменений чистой стоимости от начала до конца. При методе анализа банковских вкладов анализируются поступления в банковские вклады, покупки за наличные (деньги, израсходованные без посредства банков), а также деньги, хранящиеся в других местах (наличные деньги).
Анализ финансовых документов эффективно используется при расследовании такой организованной преступной деятельности, как создание фиктивных компаний по незаконному присвоению денег, завышение оплаты труда сотрудников или субподрядчиков с целью получения части незаконно выплаченных средств и других видов мошеннической деятельности.
Электронное наблюдение. Американские правовые нормы ведения слежки и подслушивания с применением современных радиотехнических средств, в основном, содержатся в федеральных законах, принятых в 1968 и 1986 гг. По мнению Рональда Гольдстона, руководителя отдела по борьбе с организованной преступностью штата Нью-Йорк:
"Роль и значение электронного наблюдения при ведении дел, связанных с организованной преступностью, рэкетом в сфере трудовых отношений, незаконным производством и распространением наркотиков, а также коррупцией среди государственных чиновников, невозможно переоценить. Американский опыт свидетельствует, что в основе успешного расследования крупных дел этого рода в течение последних лет было именно электронное наблюдение, позволившее добыть достоверные доказательства вины преследуемых преступников" (Goldstock, 1991, 137).
Применение электронного наблюдения потенциально содержит в себе опасность ущемить гражданские права и свободы. Эта опасность может стать реальностью только тогда, когда средства электронного наблюдения будут применяться в массовом масштабе и не по назначению.
Федеральный закон США 1968 г. об электронном наблюдении был разработан, исходя из следующих пяти основополагающих принципов:

  • закон должен применяться только в качестве крайней следственной меры,
  • лица, использующие в своей работе электронное наблюдение, должны находиться под тщательным надзором,
  • надзирающие лица должны быть подотчетны соответствующим органам,
  • методы электронного наблюдения должны соответствовать ориентировкам, выпускаемым Верховным судом США,
  • санкции за нарушение порядка применения данного закона должны применяться точно и незамедлительно.

В настоящее время в США записи телефонных разговоров используются в суде в качестве доказательств, даже если это касается лиц, являющихся третьими сторонами в подслушанных телефонных разговорах, фамилии которых не упоминаются в ордерах на прослушивание или в жилища которых для установки подслушивающих устройств проникают без разрешения судебных органов.



Содержание раздела