d9e5a92d

Таможенный контроль


Основными задачами этого государственного органа являются:

  • государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления;
  • деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Объектами государственного контроля Госторгинспекции являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие, производящие товары или услуги. Госторгинспекция состоит из Департамента государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей центрального аппарата Министерства внешних экономических связей и торговли РФ и подчиненных ему территориальных органов – управлений государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономических связей и торговли РФ в субъектах РФ.
Функции, права, обязанности территориальных управлений и Департамента Гостргинспекции закреплены в Положении о Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства внешних экономический связей и торговли Российской Федерации.
Таможенный контроль. Осуществляется Государственным таможенным комитетом РФ. Его задачами являются:

  • обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;
  • защита экономических интересов РФ;
  • организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности исходя из приоритетов развития экономики Р и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мирохозяйственных связях;
  • организация и совершенствование таможенного дела в РФ;
  • обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ;
  • обеспечение участия РФ в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

Функции, права таможенных органов в осуществлении таможенного контроля закреплены Положение о Государственном Таможенном Комитете Российской Федерации. Наряду с этим указанные органы федеральной исполнительной власти оказывают органам внутренних дел содействие в выявлении и раскрытии преступлений в сфере экономики путем:

  • участия в мероприятиях по поиску носителей и источников информации, свидетельствующих о совершенных преступлениях;
  • направления (передачи) материалов, в которых усматриваются признаки преступлений;
  • производства документальных ревизий, исследований, различных проверок и обследований;
  • использования специалистов этих организаций для участия в процессуальных и иных действиях;
  • выдачи справок, документов и дачи консультаций по различным вопросам производственно-хозяйственной деятельности и др.

Предупредительная деятельность органов уголовной юстиции. Рассмотрим ее на примере МВД РФ. Одним из направлений деятельности подразделений по экономическим преступлениям является контроль за осуществлением предпринимательской деятельности.

Для выполнения возложенных на них обязанностей органам внутренних дел, в том числе и подразделениям по экономическим преступлениям, при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, предоставлены необходимые права (п. 25 ст. 11 Закона РФ "О милиции"):

  • беспрепятственно входить в помещения, занимаемые предприятиями;
  • проводить с участием собственника имущества либо его представителей осмотр производственных, складских и других служебных помещений;
  • изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и денежные операции, а также образцы сырья и продукции; опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей;
  • проводить контрольные закупки; требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий;
  • получать от их руководителей и материально ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства.
<

p> Милиция в целях предупреждения экономических преступлений наделена законодательством также и другими правами (ст. 11 Закона РФ "О милиции").

Органы предварительного следствия и дознания получают полученные в ходе расследования уголовных дел сведения, имеющие значение для предупреждения преступлений. При производстве предварительного следствия и дознания они выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений (п.

1 ст. 10 Закона РФ "О милиции"), и вносят в соответствующие органы и должностным лицам представления о принятии мер к их устранению (п. 13 ст.

11 Закона РФ "О милиции").
Требование о выявлении причин и условий, способствующих совершению преступлений, закреплено и в нормах уголовно-процессуального законодательства (ст. 21, 21', 21'', 68, 140, 213,321, 355 УПК РФ). Предупредительная деятельность органов внутренних дел осуществляется также через взаимодействие со специализированными контролирующими государственными органами. Так, в целях содействия стабилизации обстановки на потребительском рынке и обеспечения взаимодействия министерств и ведомств РФ по вопросам защиты прав потребителей создан Межведомственный совет по защите прав потребителей, который возглавляет председатель Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

В состав Совета входят и представители Министерства внутренних дел.
Она имеет значение и для уголовно-правового контроля над экономической преступностью и рассматривается в параграфе "Уголовно-правовой контроль над экономической преступностью".
Повышение эффективности социально-правового контроля над экономической преступностью
Важным условием эффективного контроля над экономической преступностью является гармоничное, сбалансированное сочетание действенного социально-правового контроля за социально-экономическими и политическими процессами в стране и соблюдения фундаментальных прав человека. Успешное достижение этой цели требует реализации комплекса неотложных мер.

Среди них специалисты выделяют некоторые наиболее важные.
Внедрения открытости ("прозрачности") принятия экономически значимых решений (о приватизации, акционировании, проведении аукционов и т.д.) государственными должностными лицами. Именно несоблюдение этого фундаментального принципа является важнейшим фактором развития коррупции и связанной с ней криминализации финансовой системы государства.

По мнению В.В.Лунеева, нарушение установленного порядка открытости принятия решения должно рассматриваться в качестве коррупционного деяния, влекущего жесткие санкции. Это должно исключить выгодность подобного поведения.
Важнейшим направлением социально-правового контроля является усиление различных видов контроля за социально-экономическими и политическими процессами, за финансовыми и товарными потоками (бюджетного, банковского, валютного, таможенного и других). Причем в среднесрочной перспективе это направление может дать большие результаты, чем контроль за отдельными лицами. а за социально-экономическими процессами.

Сложность проблемы состоит в том, что углубление дискреционного контроля является фактором коррупции и экономической преступности.
Последовательно вводить ограничения на совмещение должностей в системе государственной службы и в акционерных обществах с долей государственного участия. В настоящее время такое совмещение вполне законно. Так, Указом Президента РФ "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" (1992 г.) утвержден список важнейших отраслей промышленности, где разрешается поручать на контрактной основе представлять интересы государства в советах директоров должностным лицам органов государственного управления за соответствующее вознаграждение. Пользуясь этим, многие высокопоставленные чиновники министерств и ведомств входят в советы директоров различных акционерных обществ.

Этот феномен представляет собой не что иное как узаконенную коррупцию.
Нуждается в правовой регламентации процесс перехода государственных служащих на должности руководителей коммерческих предприятий. Целесообразно в этом отношении учесть зарубежный опыт урегулирования подобных вопросов. Во многих странах государственное должностное лицо после увольнения со службы в течение установленного периода должно получать разрешение правительства, прежде чем принять приглашение на работу в частном секторе или начать заниматься коммерческой деятельностью, имеющей отношение к его прежней должности.

В России подобное, фактически коррупционное поведение является вполне законным.
Необходимо закрепить реально действующие формы коррупции в уголовном законодательстве. К ним, в частности, относятся: коррупционный лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, взносы на проведение выборов, предоставление конфиденциальной информации, традиции перехода государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, обучение детей за рубежом за счет спонсоров и многие другие опасные завуалированные формы коррупции.



Содержание раздела