d9e5a92d

Создание механизма парламентского контроля


Важной антикриминогенной мерой является скорейшее законодательное решение вопроса о предоставлении государственными должностными лицами сведений об имущественном положении членов семей. Финансовый контроль за доходами и имуществом должностных лиц и их семей существует во всех цивилизованных странах.

Это нашло отражение в Международном кодексе поведения государственных должностных лиц.
Необходимо принятие законов "О борьбе с коррупцией", "О борьбе с организованной преступностью" и "О борьбе с отмыванием доходов, полученных незаконным путем".
Ввести обязательную криминолого-экономическую экспертизу проектов криминологически значимых законодательных и иных правовых актов в целях недопущения в них положений (пробелов, исключений и иных недостатков), прямо или косвенно способствующих совершению преступлений в сфере экономики. Проект положения о криминологической экспертизе был разработан по распоряжению Совета безопасности РФ более двух лет тому назад, но так и не был принят, тогда как Положение об экологической экспертизе принято.
Необходима практическая реализация конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (п. 1 ст. 19 Конституции РФ).

Это предполагает принятие законов об уточнении депутатского иммунитета, об ответственности должностных лиц категории "А" (в том числе и руководителей субъектов Федерации) за нарушения законов и о ликвидации необоснованных привилегий.
Создание механизма парламентского контроля над уголовной политикой в сфере борьбы с экономической преступностью.
Важным направлением социально-правового контроля над экономической преступностью является эффективное использование гражданско-правовых инструментов. Не будучи связанным с применением уголовно-процессуального законодательства эти меры позволяют на совершенно легитимной основе, без применения сомнительных репрессивных действий существенно подорвать финансово-экономическую основу наиболее опасных видов преступности, в том числе коррупционной.

Рассмотрим в качестве примера ситуацию в сфере приватизации.
На денежном этапе приватизации значительная часть государственной собственности была передана в частную собственность по заниженном, иногда чисто символическим ценам. Это во многих случаях явилось результатом злонамеренного соглашения представителя одной стороны – покупателя с другой стороной – представителями государства.

Результатом подобных коррупционных по своей природе соглашений явилось причинение государству существенного ущерба.
Примером последнего варианта сделки можно назвать передачу 51% голосующих акций компании "Пурнефтегаз", стоимость которой оценивается приблизительно в 600 млн. долл., в счет погашения долгов на сумму 10 млн. долл. В подобной ситуации новое гражданское законодательство позволяет государству вернуть потерянное судебным путем, добившись признания сделки денежной приватизации государственного имущества недействительной.
К недействительным, в частности, относятся сделки, совершенные под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК), обмана либо злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной (ст. 179 ГК).

В случае недействительности сделки в результате обмана либо злонамеренного соглашения потерпевшему (в данном случае государству) не только возвращается другой стороной все полученное при этой сделке, но возмещается причиненный ему реальный ущерб.
Перспективы применения гражданско-правовых инструментов в такой криминогенной сфере, какой является приватизация, весьма широки. Так, аудиторы Счетной Палаты пришли к выводу, что практически все проверенные ими предприятия должны быть возвращены в государственную собственность (подробнее).
Значительные нарушения были выявлены Счетной Палатой РФ по результатам комплексной проверки финансовой деятельности АО "Красноярский алюминиевый завод", АО "Красноярскуголь", финансово-хозяйственной деятельности АО "Саянский алюминиевый завод" (подробнее). Подобный подход возможен к любым решениям, принятым когда-либо правительством или его высокопоставленным чиновниками и принесшим гигантские прибыли группам специальных интересов и убытки государству.



В качестве примера можно привести практику незаконного предоставления различных льгот.
При этом выигранные государством гражданские дела могут получить и свое уголовно-правовое продолжение. Учитывая опасную тенденцию к экспансии в сферу экономики организованной преступности, эффективный контроль над экономической преступностью должен включать специальный комплекс мер, направленных на противодействие организованной преступности и предотвращение ее проникновения в легальный бизнес.
Транснационализация экономической преступности обусловили усиление международного сотрудничества в борьбе с ней различных государств. Координация осуществляется в рамках различных международных организаций, среди которых ключевую роль играет ООН. К числу основных международных документов, направленных на повышение эффективности борьбы с преступностью, в том числе экономической, можно отнести:

  • Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка;
  • Миланский план действий, предложенный Седьмым Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

Примечания

  1. Лунеев В. В. Углубление социального контроля преступности (Материалы круглого стола). – Государство и право, 1999, № 9. – С.63.

10.2. Финансовый контроль над экономической преступностью в России
Финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования. Этот термин включает в себя контроль хозяйственной, производственной, экономической и финансовой деятельности.
Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценности и денежных средств.

Значение финансового контроля особенно повышается в условиях рыночной экономики.
Классификация финансового контроля проводится по разным основаниям.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:

  • государственный;
  • муниципальный;
  • внутриведомственный;
  • внутрихозяйственный (внутренний аудит);
  • независимый (аудиторский).

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Указом Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" от 25 июля 1996 г. установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Субъектами государственного финансового контроля являются: Счетная Палата РФ, Центральный Банк РФ, Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам РФ, Государственный таможенный комитет РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Законодательством предписано проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств как в федеральных органах исполнительной власти, так и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета. Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Муниципальный финансовый контроль осуществляют органы местного самоуправления, которые в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти. Выборные и другие органы местного самоуправления осуществляют муниципальный финансовый контроль при:

  • утверждении местного бюджета,
  • исполнении местного бюджета;
  • утверждении отчета об исполнении местного бюджета;
  • установлении местных налогов и сборов на основе принципов, определенных законодательством России.

Главы местной администрации, являющиеся высшими должностными лицами местного самоуправления, осуществляют муниципальный финансовый контроль при:

  • исполнении местного бюджета,
  • управлении объектами муниципальной собственности,
  • реализации государственных программ приватизации муниципальных предприятий, объектов социально-культурного и бытового назначения, торговых и иных объектов (имущества), являющихся муниципальной собственностью,
  • при решении иных вопросов местного значения.

Внутриведомственный финансовый контроль в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власт, общественных и религиозных организациях осуществляется руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации.



Содержание раздела