d9e5a92d

Прирост доли теневой экономики


За период с 1989 г. по 1994 г. прирост доли теневой экономики составил 28 процентных пунктов. Вместе с тем, значительные масштабы перераспределения ВВП через бюджет и целевые внебюджетные фонды в России имеют еще более негативные последствия, что и в странах с развитой рыночной экономикой. Активная деятельность групп специальных интересов, стремящихся получить индивидуальные льготы, льготное финансирование за счет бюджетных средств, происходит в условиях сSабого государства.
Так, получила распространение практика субсидирования и льготного кредитования отдельных коммерческих и некоммерческих структур на фоне и за счет недофинансирования социально – значимых программ на треть или вдвое.
Сокращения бюджетных расходов имеет и другие последствия. Невыполнение бюджетом своих обязательств является одной из причин обострения проблемы неплатежей, ухудшает финансовое положение предприятий реального сектора, лишая их оборотного капитала и побуждая к использованию экстремальных, а порой и противоправных стратегий выживания.
Сокращение государственных расходов и связанное с этим ослабление государства и его институтов является, в конечном итоге, важнейшей причиной сокращения налоговых платежей и увеличения налоговой нагрузки. Этот фактор роста теневой и криминальной экономической деятельности был рассмотрен ранее.
Фактор налоговой нагрузки на субъектов хозяйствования оказывает и в условиях переходной экономики стимулирующее воздействие на масштабы скрытой экономической деятельности и криминализацию экономики. Несмотря на абсолютное снижение государственных расходов и доходов, налоговая нагрузка на хозяйствующих субъектов возросла, что породило классическое следствие – дальнейший рост теневой экономики и налоговой преступности.
Снижение роли государства в обеспечении функционирования экономических институтов. Некоторые важные проявления этого были рассмотрены при анализе влияния государственных расходов.

Наряду с этим ослабление государства может быть следствием отречения от власти законного правительства, отказ или неспособность его выполнять функции регулирования рынка. В качестве примера можно привести господствовавшую в начальный период реформ идеологию минимизации участия государства в экономике, целенаправленного ослабления его функций в этой сфере.
Неправовой характер экономических реформ. Связанный с рассмотренными выше, его воздействие проявляется в том, что формальные законы часто не являются решающими регуляторами экономической деятельности.

Неспособность государства обеспечить поставку общественных благ и регулирование экономики замещает его место теневыми и криминальными институтами.
Примечания

  1. Нещадин А. , Вигдорчик Е., Липсиц И., Никологорский Д. Преодоление кризиса российской промышленности: финансовое оздоровление и реструктуризация предприятий// Вопросы экономики. 1997. № 4. С. 59.
  2. Теневая экономика (экономические, социальные и правовые аспекты): Мат-лы науч. конф. 9 июля 1996 г. – М.: 196. С. 9.
  3. Шмелев Н. Неплатежи – проблема номер один российской экономики//Вопросы экономики. 1997. № 4. с. 28.
  4. Попов В. Сильные институты важнее скорости реформ. – Вопросы экономики. – 1998. – № 8.
  5. Де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. – М.: Catallaxy, 1995. – С. 49.

1.8. Методы выявления и оценки параметров теневой и криминальной экономики
Структура криминальной экономики достаточно сложна и включает элементы различной природы – как связанные с реальным производством нормальных товаров и услуг, так и перераспределительного характера; как относительно легко выявляемых, так и с трудом поддающихся измерению и оценке.
Возможности оценки масштабов теневой и криминальной экономики достаточно ограничены в силу самого характера этого явления, предполагающего сокрытие от учета, контроля и регистрации. Вследствие этого для оценки используются различные косвенные методы, точность результатов которых зависит от соблюдения многих условий.
Все рассматриваемые методы объединяются в три группы: статистические методы, используемые на макроуровне; методы открытой проверки и специальные экономико-правовые методы, используемые на микроуровне – при выявлении и оценке экономических параметров конкретных правонарушений, преступлений, экономической деятельности отдельных лиц.


Итак, в зависимости от характера решаемых задач и поставленных целей методы выявления и оценки криминальной экономической деятельности могут быть выделены:

  1. Учетно-статистические методы:

o метод специфических индикаторов;
o структурный метод;
o метод мягкого моделирования;
o экспертный метод;
o смешанные методы.

  1. Методы открытой проверки.
  2. Специальные экономико-правовые методы:

o метод документального анализа;
o метод бухгалтерского анализа;
o метод экономического анализа.
Учетно-статистические методы
Учетно-статистические методы направлены на обеспечение наиболее полной регистрации теневых экономических явлений для обобщающей характеристики всей их совокупности и отдельных групп, выявления и изучение массовых статистических закономерностей.
Наиболее разработаны сегодня методы оценки скрытого производства нормальных товаров и услуг. Эти методы являются и наиболее точными в связи с относительной легкостью получения информации. Наибольшую сложность представляет оценка параметров запрещенной экономической деятельности, экономической, профессиональной, организованной, политической преступной деятельности. Оценка этих видов криминальной экономической деятельности во многом опирается на результаты деятельности правоохранительных органов по их выявлению и расследованию.

Рассмотрим особенности используемых статистических методов оценки различных структурных элементов теневой экономики.
Из всех элементов криминальной экономики наиболее точная оценка может быть дана производительной скрытой экономической деятельности. Это обусловлено использованием для расчетов методологии системы национальных счетов (1993 г.) ООН. Общий подход к оценке следующий. Параметры теневой экономики включают скрытое производство, скрытые доходы и скрытые от статистики расходы на конечное потребление и накопление.

Теневое производство является исходным для оценки параметров теневой экономики поскольку именно производство определяет и доходы, и расходы. Основной задачей является дать наиболее надежную оценку этим параметрам.

Для этого могут быть избраны различные подходы.
Наиболее надежным и точным является использование традиционных статистических методов, направленных на сбор дополнительной информации, проведении дополнительных обследований, то есть совершенствование базовой статистики. Однако такой подход не в состоянии дать полную оценку нормальной, но скрытой экономической деятельности. Неэффективен он и для оценки запрещенных видов деятельности. При недостатке прямой информации ее заменяют расчетной, определяют на основе косвенных данных либо исходя из априорных умозрительных гипотез.

При оценке производительных видов теневой экономической деятельности эффективен классический балансовый метод, который заключается в сопоставлении данных из разных источников и досчете недостающей информации.
Многие виды экономической деятельности, имеющей перераспределительный характер, в рамках методологии СНС адекватно оценить не удается. Определенная их часть может быть учтена при балансировании производства и потребления для уменьшения статистических ошибок.
Активно используются при измерении параметров криминальной экономики также экспертные оценки, которые в ряде случаев могут давать более точные результаты, чем традиционные методы при низком качестве первичной информации.
Рассмотрим основные методы, используемые в странах с рыночной экономикой для оценки параметров криминальных форм скрытой экономической деятельности. К их числу можно отнести:

  • метод специфических индикаторов;
  • структурный метод;
  • метод мягкого моделирования;
  • экспертный метод;
  • смешанные методы.

Прямые методы (микрометоды). Предполагают применение информации специальных обследований, опросов, проверок и их анализа для выявления расхождений между доходами и расходами отдельных групп налогоплательщиков, а также для характеристики отдельных аспектов теневой деятельности или для ее оценки по определенной группе экономических единиц.
Важной категорией прямых методов является фиксация данных о деятельности государственных контролирующих и правоохранительных органов. В свою очередь, сами эти данные являются результатом применения специальных экономикоправовых методов, рассматриваемых ниже.
Важное место среди прямых методов занимают традиционно широко применяемые опросы и обследования.
Метод опросов для оценки отдельных параметров теневой экономики широко используется в мировой практике.
Успешно используются данные методы и в России. В 1996 г. Межведомственным аналитическим центром в рамках приватизационного займа Всемирного Банка по заказу и при содействии Института стратегического анализа и развития предпринимательства проводились исследования, касающиеся оценки масштабов теневой деятельности предприятий.
Косвенные методы.



Содержание раздела