d9e5a92d

Правовая основа борьбы с торговлей детьми.


Однако в законодательстве нигде не определена форма такого согласия, не решен и ряд других вопросов, например о месте, где должна оставаться копия, о наличии фотографии на таком заверенном согласии. Не создан механизм контроля возвращения такого ребенка в Россию. Несовершенно информационное обеспечение с подобного рода преступностью. Например, из-за рубежа сведения о лицах, задержанных за такого рода преступления поступают в виде дактокарт, фотографий. В России существуют базы дактокарт только в отношении тех лиц, у которых имелись судимости. Если лицо было задержано по подозрению в организации незаконного вывоза женщин, вовлечению в незаконную проституцию, вывоза детей, и, предположим, было возбуждено уголовное дело, но до суда дело не дошло либо не было возбуждено уголовного дела, дактокарты на него не существуют. Идентифицировать лицо такое сложно.

Иногда не достаточно примет и фотографий для того, чтобы провести идентификацию, особенно трупов. Надо решить вопрос о всеобщей дактилоскопической регистрации населения, в том числе, несовершеннолетних.
Существуют также коллизии законодательства России и других стран, особенно мусульманских, при розыске детей, которые были вывезены их отцами после развода родителей. Тут бывают сложности при объявлении в розыск, потому что по законодательству этих стран такого рода деяния преступлениями не являются.
Важным фактором, препятствующим эффективной борьбе с данного рода преступлениями, является отсутствие методик расследования подобного рода преступлений.
Незаконной торговле детьми способствуют социальные факторы, связанные с состоянием семьи и положением ребенка. Обесценивание семьи, семейных родственных связей, святости рождения и воспитания детей – это мощнейший криминогенный фактор в наше время для многих государств. Современная семья фактически не выполняет роли полноценного социального института, способного обеспечить привитие элементарных социальных норм и нравственных установок.

Статистика любого государства свидетельствует о многочисленности разводов и неподготовленности супругов к полноценной семейной жизни.
Например, как показывают исследования в женских колониях, женщины очень часто после первого брака оставляют детей на воспитание бабушкам, либо эти дети пополняют ряды уличных бродяжек, проживают на чердаках, подвалах и различных столовых и кафе. В одной Москве 50 тысяч детей живут на чердаках, в подвалах и на улицах.

Этих детей можно как живой товар погрузить в фургон и с использованием коррупции вывезти за границу.
При социализме действовал своеобразный механизм передачи ребенка из дошкольного учреждения в общеобразовательную школу и был элементарный учет. Сегодня множество детей, наполняющая улицы – это незарегистрированный живой товар, который можно вывезти за рубеж.
Правовая основа борьбы с торговлей детьми.
Правовой основой борьбы с такими преступлениями являются международные правовые акты, Конституция Российской Федерации и российское законодательство. Будучи в целом достаточной, эта правовая основа нуждается в совершенствовании с учетом современных реалий.
Уголовная ответственность за торговлю несовершеннолетними была установлена еще в Уголовном кодексе РСФСР: (статья 125 (2)). Новый УК РФ 1996 года воспроизвел эту норму в статье 152 "Торговля несовершеннолетними", установив повышенную ответственность (наказание от трех до десяти лет лишения свободы) за действия, связанные с незаконным вывозом несовершеннолетнего за границу или незаконным возвращением его из-за границы (часть 2 пункт "д").

Однако уголовных дел, возбужденных по названным статьям УК, в следственной и судебной практике России практически нет.
Опыт организации борьбы с детской эксплуатацией и аморальным поведением в США
Вопросами борьбы с детской эксплуатацией и аморальным поведением занимается секция криминального подразделения американского Департамента юстиции, занимающаяся (CEOS). Она рекомендует федеральным прокурорам при расследовании дел против тех, кто нарушает уголовные право США, особое внимание уделять следующим нарушениям:


  • эксплуатация несовершеннолетних подростков (в соответствии с федеральными целями возраст определяется до 18 лет);
  • детская порнография (включая владение, получение, передачу, распределение и производство);
  • аморальное поведение;
  • секс-туризм;
  • сексуальное оскорбление в федеральной земле (включая приставания и изнасилования);
  • продажа женщин и детей для преступной сексуальной деятельности.

CEOS и другие секции федеральной системы отвечают за преступления, на которые распространяется более чем одна юрисдикция, или вовлечены в международную или иностранную торговлю. Полиция, прокуроры, суды и законодатели объединяют свои усилия с местными и федеральными правоохранительными органами, при этом имеется четкое распределение функций.
CEOS работает с федеральными прокурорами, юридическими ведомствами Соединенных Штатов по делам против тех, кто совершает федеральные преступления. Кроме этого, CEOS консультирует Департамент юстиции по вопросам, относящимся к работе с полицией, а также с другими департаментами для обеспечения последовательного выполнения программ.
Можно выделить несколько основных задач в деятельности CEOS. Главной задачей является преследование преступников.

Ее цели: защита женщин и детей от эксплуатации, предупреждение будущего вреда по отношению к жертвам или тем, кто находится в пределах досягаемости для эксплуататоров, обвинение преступников и прекращение насилия. Кроме этого CEOS занимается тем, что выделает особо уязвимые группы, которым необходима помощь до, в течение и после привлечения к суду их эксплуататоров, с некоторыми из них работа ведется на основе секретности.
Департамент юстиции также имеет Отдел по борьбе с насилием против женщин, которое несет ответственность за совершенствование методов, ведущих к снижению внутригосударственного насилия.
Вопросы детской порнографии и торговли в преступных сексуальных целях выносятся для обсуждения в парламенте и полиции. Рассматриваются цели права, элементы преступлений, типы собранных доказательств и последствия применяемые к преступникам.
Рекомендации по итогам проведения 9-10 октября 1997 года в Москве "Круглого стола" на тему: "Международное сотрудничество в борьбе с незаконным вывозом и эксплуатацией за рубежом женщин и детей".
Присоединение России к международным правовым документам, регламентирующим меры противодействия незаконному вывозу рабочей силы за рубеж, усыновлению детей и иным завуалированным формам работорговли следует признать соответствующим ее национальным интересам. Приоритетным направлением налаживания международного сотрудничества в данном направлении следует считать практику подготовки специализированных двусторонних и многосторонних договоров, сопровождающихся подробными параллельными комментариями правовых норм, подлежащих применению.

  1. Необходимо создать единую межгосударственную базу данных о всех случаях незаконного перемещения и различных формах эксплуатации детей и женщин, доступную заинтересованным национальным правоохранительным органам.
  2. Считать целесообразным учреждение постов специальных представителей Организации Объединенных Наций по вопросам предупреждения незаконного усыновления и вывоза за рубеж детей, а также вывоза и эксплуатации за рубежом женщин.
  3. Генеральной Прокуратуре Российской Федерации как национальному координационному центру по борьбе с преступностью целесообразно создать специальный механизм, обеспечивающий эффективное взаимодействие в борьбе с незаконным вывозом за рубеж и эксплуатацией за рубежом женщин и детей с участием Министерства иностранных дел РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства общего и профессионального образования РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Федеральной миграционной службы РФ. В процессе организации такого взаимодействия необходимо использовать положительный международный опыт борьбы с сексуальной эксплуатацией женщин и детей, в том числе осуществляемой с применением глобальных информационных сетей.
  4. Считать целесообразным установление постоянного парламентского контроля за деятельностью российских правоохранительных органов по борьбе с наиболее опасными, в том числе, организованными формами незаконного вывоза и эксплуатации женщин и детей.
  5. Рекомендовать заинтересованным министерствам и ведомствам Российской Федерации выделить в качестве обособленного направления деятельности выявление, раскрытие и расследование преступлений, связанных с организованными формами незаконного усыновления, вывоза детей за рубеж и эксплуатации их за рубежом в любых формах, а также сопряженных с обманным вывозом (похищением) за рубеж и сексуальной эксплуатацией женщин. Обеспечить подготовку соответствующих категорий специалистов с высшим юридическим образованием.
  6. Заинтересованным государственным правоохранительным органам и общественным организациям следует создать открытый и эффективный механизм взаимодействия в целях предупреждения незаконного вывоза за рубеж и эксплуатации за рубежом женщин и детей.
  7. Заинтересованным комитетам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации целесообразно рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений и дополнений:

o в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях установления самостоятельной ответственности за наиболее опасные формы преступлений, связанных с незаконным вывозом за рубеж женщин и детей;



Содержание раздела