d9e5a92d

Основы механизма формируются в России.


Валюта в стране давно свободно конвертируется в тысячах и тысячах обменных пунктах. Свыше 3 тыс. преступных группировок специализируется на легализации преступных доходов, почти 1,5 тыс. таких группировок образовали в этих целях собственные легальные хозяйственные организации. До 80% хозяйственных объектов негосударственного сектора экономики находятся под контролем криминальных сообществ, взимающих с них плату, в том числе свыше 500 банков, около 50 бирж, практически вся сеть мелкооптовой и розничной торговли.

По экспертным оценкам, 2/3 легализуемых средств, полученных таким путем, вкладываются в развитие криминального предпринимательства, 1/5 часть расходуется на приобретение недвижимости (1).
Характерной особенностью технологий отмывания криминальных денег в России является незаконное обналичивание денежных средств с целью сокрытия следов происхождения и последующего вовлечения в нелегальный либо легальный хозяйственный оборот.
Контроль над легализацией криминальных доходов в России
Основу механизма уголовно-правового контроля за "отмыванием" криминальных денег в России составляют три статьи в УК РФ, вступившем в действие 1 января 1997 г. (ст. 173, 174 и 175).
Статья 173 УК РФ "Лжепредпринимательство" предусматривает уголовную ответственность за создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую и банковскую деятельность, имеющее целью получения кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству.
Специфика и трудности установления отсутствия намерений, мнимости совершенных действий аналогичны соответствующим проблемам, возникающим при оценке мнимости гражданско – правовой сделки, каковой в сущности и является создание юридического лица без намерений осуществлять предпринимательскую деятельность.
Субъективная сторона – косвенный умысел и обязательный признак – наличие, как минимум, одной из целей: получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытия запрещенной деятельности.
Прикрытие запрещенной деятельности состоит в систематическом совершении притворных сделок (п. 2 ст.

170 ГК РФ), в результате которых достигаются иные последствия, чем предусмотренные в учредительных документах.
Статья 174 УК РФ "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем" предусматривает уголовную ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. Также см.

Статья 175 УК РФ "Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем".
При совершенствовании законодательства об отмывании денег, внимание законодателей должно быть уделено решению вопросов регулирования розыска, замораживания, ареста, изъятия преступно нажитого имущества, а также репатриации конфискованных по просьбе иностранных государств авуаров в Россию.
Важным условием эффективного контроля за отмыванием денег, полученных незаконным путем, является создание административного и финансового механизма контроля, формирование информационной среды, способной документально фиксировать следы подозрительных финансовых операций и обеспечивать возможность использования этих данных в уголовном процессе. Основы этого механизма формируются в России.
Административный и финансовый контроль за легализацией доходов, полученных незаконным путем
Письмом от 3 июля 1997 г. № 479 Банк России ввел в действие Методические рекомендации по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации.
В данном документе, в частности, в полном соответствии с международной практикой и рекомендациями ФАТФ определены основные признаки подозрительных и требующих повышенного внимания со стороны банка операций.


Операция может быть отнесена к подозрительной и требующей повышенного внимания со стороны Банка, если ее сумма при разовом или неоднократном (в течение одного месяца) совершении равна или превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда – для физических лиц, равна или превышает 10000 минимальных размеров оплаты труда – для юридических лиц и входит в перечень следующих операций:

  • Операции юридических и физических лиц с денежными средствами в наличной форме.
  • Операции юридических и физических лиц по банковским счетам (вкладам).
  • Операции юридических и физических лиц, связанные с получением и предоставлением кредитов (займов) в денежной форме.
  • Операции юридических и физических лиц с ценными бумагами.
  • При этом банк имеет возможность воздержаться от проведения подозрительных и требующих повышенного внимания со стороны банка операций.

Банку при наличии явных признаков преступления со стороны клиента рекомендуется обращаться в правоохранительные органы Российской Федерации.
Методические рекомендации не носят обязательного характера и не могут стать основой системы государственного контроля за легализацией капиталов криминального происхождения в экономику страны. В соответствии с опытом стран с развитой рыночной экономикой целесообразно принятие специального закона, устанавливающего порядок общеобязательного контроля за подозрительными финансовыми операциями, систему сбора и хранения информации, которая может быть использована в качестве источника доказательств в уголовном процессе по делам об отмывании денег.
Кроме названных выше операций, в данном законе целесообразно установить обязательный контроль за операциями с движимым и недвижимым имуществом.
Закон должен предоставить возможность правоохранительным органам производить проверку и конфискацию банковских, коммерческих и финансовых документов. Банковская тайна не должна препятствовать расследованию преступлений.
В то же время действующая редакция Федерального закона "О банках и банковской деятельности", введенного в действие в начале 1996 г., еще более ужесточила режим доступа к сведениям, составляющим банковскую тайну, по сравнению с прежней редакцией этого закона. По смыслу ст.26 этого закона, к, материалам и сведениям, составляющим банковскую тайну, не может быть допущен даже прокурор.
В соответствии с Федеральным Законом РФ "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам" государственному контролю подлежит соответствие расходов на приобретение имущества, указанного в законе и превышающего по стоимости 1000-кратный размер минимального размера оплаты труда, доходам физических лиц, обязанных уплачивать подоходный налог. Законом определена специальная процедура контроля.
Таким образом, несмотря на отсутствие важного закона, направленного на контроль движения финансовых ресурсов на стадии их размещения в традиционных и нетрадиционных финансовых учреждениях, можно констатировать, что в России созданы основы системы противодействия проникновению преступно приобретенных капиталов в финансово-экономическую систему страны. Насколько эффективно он будет работать можно будет судить в самое ближайшее время.
Примечания

  1. Болотский Б.С. Проблемы противодействия легализации (отмыванию) доходов от нелегальUой экономической деятельности // Теневая экономика: экономические, социальные и правовые аспекты. – Мат-лы научной конференции 9 июля 1996 года. – М., 1996. – С. 41 – 42. (40-54).





Содержание раздела