d9e5a92d

О наркотических средствах и психотропных веществах


Обострение наркоситуации и стремительная экспансия наркобизнеса обусловлена действием комплекса взаимосвязанных факторов.

  • коррумпированность и низкая эффективность государственных институтов. Этот фактор, по мнению экспертов Исследовательского института международной безопасности и американского Национального центра по наркотикам, является одним из ключевых в генезисе российского наркобизнеса;
  • отсутствие эффективной системы противодействия незаконному обороту и немедицинскому потреблению наркотиков;
  • декриминализация законодательства об ответственности за потребление наркотических средств без назначения врача,
  • крайне слабо проводимая антинаркотическая пропаганда;
  • социально-экономические факторы: общая нестабильность и разбалансированность экономического рынка, спад производства, рост цен, падение жизненного уровня большинства населения, безработица (удельный вес трудоспособных неработающих и неучащихся среди лиц, совершивших наркопреступления, увеличился в этот период почти в 2 раза);
  • большое количество простаивающих и ликвидированных химических и фармацевтических производств, научно-исследовательских институтов при отсутствие должного контроля за перемещением химических веществ;
  • высокий уровень общеуголовной преступности, перерастающей в организованную и профессиональную. Злоупотребление наркотиками и их распространение, как известно, безусловный атрибут преступного мира. Имеет место распространение наркотиков среди лиц, отбывающих наказание в системе ИТУ;
  • распад СССР: огромный потенциал "Золотого полумесяца" – Пакистана, Афганистана и Ирана – в производстве опиума стал фактором серьезной угрозы после того, как стала "прозрачной" прежде тщательно охранявшаяся граница СССР. Через Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан, которые добавляют к транзитному товару свое наркотическое производство, пролегает путь через Казахстан, Россию, Прибалтику и Польшу в Западную Европу. Этот путь стал настолько легок и доступен, что им теперь пользуются и колумбийские кокаиновые картели.

Прогноз наркоситуации
По оценкам экспертов, ситуация в сфере незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими в ближайшие годы будет характеризоваться:

  • увеличением количества организованных преступных наркогруппировок с межрегиональными связями, созданием ими разветвленных глубоко законспирированных сетей торговли наркотиками;
  • ростом международной организованной наркопреступности и расширением в этой связи контрабандной деятельности, угрожающей безопасности граждан и общества в целом;
  • возрастающим влиянием наркомании на общеуголовную и экономическую преступность, состояние общественного порядка;
  • проникновением наркогруппировок в сферы экономической и финансовой деятельности, перемещением доходов от наркоторговли в область легального бизнеса.

Проблемы и направления контроля над наркоситуацией в России
В последние годы был принят ряд серьезных мер, направленных на повышение эффективности организационно-правового обеспечения государственного контроля над наркобизнесом и наркоситуацией:

  • принятие Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, 1993 г.
  • создание в 1994 г. Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.
  • принятие Федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995-1997 гг". в настоящее время Программа продлена до 2001 г.

Вопросы борьбы с наркобизнесом в России сегодня находятся в компетенции следующих государственных структур.
Общегосударственную координацию по вопросам борьбы с наркобизнесом осуществляет Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по защите прав граждан и общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией. Антинаркотические подразделения правоохранительных органов и спецслужб России:

  • Специальное подразделение Управления экономической контрразведки (УЭК) ФСБ России. Функционирует на основе методов контрразведывательной и разведывательной деятельности, направленной прежде всего против крупных наркоструктур, носящих международный и межрегиональный характер. Эта целевая работа началась в 1994 г.
  • Специальная структура Оперативно-розыскного управления (ОРУ) ФПС России. Занимается выявлением каналов контрабанды наркотиков с 1995 г.
  • Отдел в составе Управления по борьбе с таможенными правонарушениями (УБТП) ГТК России. Действует с 1992 г.
<

p> Вопросами борьбы с наркобизнесом, относящимися к их ведомственной компетенции, занимаются во внешней и военной разведках, налоговой полиции, прокуратуре, других правоохранительных органах и спецслужбах страны. Например, Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков – УБНОН МВД России.

Действует с 1991 г. и несет основную правоприменительную нагрузку в противодействии незаконному обороту наркотиков.
Вместе с тем, организационные структуры, обеспечивающие деятельность по контролю над наркобизнесом, сравнительно молоды, не в полной мере отлажен механизм межведомственного взаимодействия в области анализа наркоситуации в России, отсутствует федеральная система мониторинга проблемы наркотиков.
Перспективными путями решения рассматриваемой проблемы, по мнению исследователей в правоохранительных системах, могут стать следующие межведомственные мероприятия:

  • Образование межведомственного научного центра (института) изучения наркоситуации в России. Этой структуре помимо функций аналитической разведки проблем незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими целесообразно поручить также проведение мониторинга наркоситуации в стране.
  • Создание федеральной правоохранительной структуры (с функциями спецслужбы) по борьбе с наркобизнесом.
  • Закрепление в федеральном законодательстве функций борьбы с незаконным оборотом наркотиков и профилактики наркомании за всеми заинтересованными ведомствами, фактически занятыми в этой сфере деятельности.
  • Организация федерального и международного банков данных, постоянно пополняемого детальными сведениями, отражающими параметры наркобизнеса.
  • Налаживание дополнительного финансирования межведомственной борьбы с наркопреступностью за счет денежных и иных материальных средств, конфискованных у дельцов наркобизнеса. Основываясь на передовом международном опыте, необходимо ввести в практику работы правоохранительной системы России положения, в соответствии с которыми после вынесения судебного решения в отношении лиц, привлеченных к уголовной или административной ответственности, в виде штрафа (конфискации имущества) за незаконный оборот наркотиков, часть изымаемых финансовых средств (30-50%) перечислялась бы в специально созданный внебюджетный фонд.

Создание такого фонда оговаривается Федеральным законом от 8 января 1998 г. "О наркотических средствах и психотропных веществах".
В целях лишения транснациональных наркогруппировок финансовой мощи в двусторонних межправительственных соглашениях о сотрудничестве следует предусматривать аналогичные конфискационные положения в пользу государств-участников, изобличивших дельцов наркобизнеса в незаконной деятельности.
В качестве критериев эффективности работы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков определить такие показатели, как выявление организаторов преступлений и их сообщников, установление источников финансирования и каналов поступления наркотиков.
Создание эффективной системы контроля над прекурсорами. В России на проблему перемещения через границу прекурсоров серьезно обратили внимание в связи с участившимися фактами изъятия значительного количества этих химических веществ правоохранительными органами.
В 1996 г. Правительством Российской Федерации принято специальное постановление 278, согласно которому все вещества, находящиеся под международным контролем, должны импортироваться и экспортироваться через российские границы лишь с разрешения Постоянного комитета по контролю наркотиков при Минздраве России. Этот комитет при принятии решений руководствуется квотами ООН, установленными в соответствии с потребностями промышленности, медицинскими нуждами и обязательствами Российской Федерации по экспорту химикатов.

Кроме того, в настоящее время завершается совместная с Минздравом России работа над проектами положений о лицензировании производства лекарственных средств (в том числе наркотических и психотропных) и фармацевтической деятельности.

  • Принятие указанных правовых актов и соответствующих организационных мер, ставящих под государственный контроль производство, экспорт и импорт прекурсоров, значительно сократит возможности незаконных производителей наркотиков как в России, так и за рубежом.
  • Укрепление на всех уровнях подразделений МВД, занимающихся борьбой с незаконным оборотом наркотиков, а также структур Государственного таможенного комитета. При этом особое внимание должно быть уделено ключевым зонам – Москва и Санкт-Петербург, Калининград, Астрахань, Краснодарский край и Северный Кавказ, и Дальний Восток.
  • Повышение уровня технического Vснащения всех служб, борющихся с незаконным оборотом наркотиков.Целесообразно более широкое применение новых технических средств для борьбы с транспортировкой наркотиков, в частности газоанализаторов, которые способны улавливать наркотические микрочастицы в любых средах. Такими приборами должны быть оборудованы все таможенные посты, а также они должны находиться в распоряжении подразделений МВД на транспорте и в зонах наиболее активного распространения наркотиков.
  • Привлечение государственными структурами к участию в антинаркотическом движении всех здоровых сил общества, их общественных организаций, трудовых коллективов и родительских объединений. Большая часть российских граждан в активном противодействии немедицинскому потреблению наркотиков сегодня не участвует. Вместе с тем, не создав в обществе атмосферы резко негативного отношения к распространению наркотиков в самое ближайшее время, риск стать самой крупной страной в мире по их потреблению многократно возрастает.
  • Организацию широкой и последовательной антинаркотической пропаганды во всех средствах массовой информации.
  • Принятие мер не только по расширению сокращения специализированных медицинских учреждений с тем, чтобы оказать как можно большему числу лиц, попавших в наркозависимость, квалифицированной медицинской помощи. На фоне обострения наркоситуации, роста числа потребляющих наркотики и одновременно все большего количества желающих избавиться от наркозависимости ежегодно снижается возможность получения медицинской помощи нуждающимся в ней. За послдение годы число наркологических диспансеров в стране сократилось на 30 процентов, койко-мест на 60, а врачей-наркологов – 25 процентов. Недостаточными темпами осуществляется открытие реабилитационных центров для наркозависимых.
  • Принятие общероссийской медицинской антинаркотической программы, предусматривающей обеспечение контроля за функционированием предпринимательских структур, занимающихся лечением наркоманов и алкоголиков.
  • Внесение поправок, в частности в такие законы как "О средствах массовой информации", "О рекламе", "О государственной поддержке средств массовой информации и книжной продукции" и другие с целью пресечения и предупреждения пропаганды потребления наркотических средств.
  • Организация системы постоянного и полномасштабного мониторинга злоупотребления наркотиками, их оборота и преступности, связанной с ними. Имеется в виду, что он должен включать в себя непрерывное проведение репрезентативных выборочных исследований с целью сравнительно точного выяснения латентного массива нелегального производства, сбыта и потребления наркотиков, их структур и источников.

Примечания

  1. По оценке ряда зарубежных специалистов оборот наркоторговли в России достиг 5-7 млрд.
  2. Данные Совета по внешней и оборонной политике 1998 г.





Содержание раздела