d9e5a92d

Компенсационные фонды


В Канаде в высший орган Фонда защиты инвесторов входят представители и саморегулируемых организаций (СРО) профессиональных участников рынка, и инвесторов. В Великобритании совет директоров Схемы компенсации инвесторам состоит из представителей СРО.

В Сингапуре высшим органом Доверительного фонда является фондовая биржа, а в Австралии – гарантийная корпорация (дочерняя компания) фондовой биржи. В США и Гонконге в этой сфере более заметна роль правительства. В США Корпорацию защиты инвесторов в ценные бумаги возглавляет совет директоров, в который входят представители правительства, отрасли ценных бумаг и инвесторов. Но всех членов совета директоров назначает Президент США. Столь значительное участие государства в управлении этой корпорацией объясняется тем, что американское законодательство при защите инвесторов допускает использование правительственных средств (в виде займов).

В других странах этого нет. А в Гонконге высший орган Объединенного компенсационного и биржевого фонда формируется из представителей Комиссии по ценным бумагам и Гонконгской фондовой биржи.
Компенсационные фонды обязаны ежегодно представлять финансовые отчеты, заверенные аудитором, Комиссии по ценным бумагам и, кроме того, в США – Конгрессу и Президенту США, в Великобритании – саморегулируемым организациям, в Гонконге и Австралии – бирже. Защита инвесторов в странах с развивающимися фондовыми рынками В странах с развивающимися фондовыми рынками гарантийные фонды созданы, как правило, фондовыми биржами.

При этом в одних странах (например, Бразилия, Малайзия, Корея, Аргентина и др.) фонды создаются для компенсаций клиентам членов биржи, а в других (Мексика, ЮАР, Болгария и т.п.) – прямые компенсации клиентам не предоставляются.
Так, в Бразилии компенсации клиентам выплачиваются из гарантийного фонда, если убытки возникли в результате невыполнения поручения клиента, доставки недействительных ценных бумаг, операционных ошибок в расчетах по сделкам. Суммы возмещаемых исков по ценным бумагам, переданным на хранение брокерским конторам, ограничены и выплачиваются за счет процентных отчислений от членских взносов, уплачиваемых бирже, которая создала этот фонд, а также ежемесячных отчислений каждого члена биржи.
Претензии предъявляются в гарантийный фонд и рассматриваются его специальным комитетом. Его мнение доводится до правления биржи, которое принимает решение по претензиям и извещает о нем заявителей, соответствующие брокерские конторы и Комиссию по ценным бумагам.

Заявитель вправе обжаловать решение в этой Комиссии.
В Корее фондовая биржа управляет двумя специальными фондами. Из одного компенсируются убытки, возникшие в результате мошенничества или не невыполнения обязательств членом биржи (в первую очередь удовлетворяются иски биржи, а затем – частных лиц, все члены биржи вносят страховые взносы), из другого – убытки вследствие нарушения членом биржи условий сделки (все участники рынка вносят в фонд по 0,00001% стоимости совершенных ими биржевых сделок).
В ЮАР Йоганесбургская фондовая биржа организовала биржевой гарантийный фонд для удовлетворения исков по нарушенным обязательствам брокеров перед клиентами и страховой фонд, предназначенным для нее самой, для страхования ее членов от хищения и подделок ценных бумаг, кражи чеков, доходов.
Фонд поддержки фондового рынка, созданный Мексиканской фондовой биржей, гарантирует расчеты по сделкам между ее членами, но не выплачивает прямые компенсации инвесторам. Гарантийный фонд финансируется за счет периодических и специальных взносов его членов.

Аналогично в Болгарии члены фондовой биржи должны вносить в гарантийный расчетный фонд 5% их среднего дневного оборота. Этот фонд гарантирует расчеты между брокерскими конторами, но не предоставляет прямых компенсаций инвесторам.
Анализ опыта стран с развитыми и развивающимися фондовыми рынками в сфере защиты инвесторов приводит к выводам, важным и для России. Должным образом организованная программа защиты инвесторов благоприятно влияет на фондовый рынок, укрепляет доверие к нему и его институтам.



Так, благодаря Корпорации по защите инвесторов в США существенно уменьшилось число банкротств брокерских фирм и пострадавших инвесторов. Но такие программы нуждаются в специальном законодательном подкреплении, иначе не исключены противоречия и конфликты между интересами защиты инвесторов и требованиями различных законодательных актов.
Программы защиты инвесторов дают должный эффект только при адекватной системе надзора и регулирования деятельности участников рынка. Без этого затраты на поддержание программ и выплату компенсаций клиентам несостоятельных и недобросовестных компаний оказываются чрезмерно высокими и превышают возможности добросовестных участников рынка. Большое значение имеет также внутренний контроль за идентификацией, учетом и сохранностью активов клиентов.

Независимо от статуса того, кто организует защиту (корпорация, фонд, биржа), он должен иметь достаточные полномочия для регулирования деятельности членов программы и предотвращения их несостоятельности, а если это не удалось – для оперативного проведения процедуры их банкротства в интересах всех инвесторов и кредиторов.
Любая программа защиты инвесторов должна базироваться на раскрытии информации перед инвесторами, регулирующими органами и управляющими институтами. Такая информация позволяет инвесторам и регуляторам делать осознанные и своевременные выводы о состоянии участника рынка.
Примечания

  1. Мысловский Е.Н. Внимание: "Кидал-Инвест". – М.: "Спас", 1996.
  2. Объектно-структурный анализ организованной преступной деятельности в сфере частных инвестиций: Учебное пособие. – М.: Московский институт МВД России, 1997. – С. 87-93.
  3. Использованы материалы Центра Коллективных Инвестиций (Москва).

9.6 Преступления и злоупотребления в сфере страхования
Развитие страхового рынка – одно из важнейших условий становления эффективной отечественной экономики. Однако созданию современной страховой индустрии препятствует множество факторов, среди которых кризисное состояние экономики, несовершенство налогового законодательства и ряд других. В настоящее время одним из наиболее деструктивных факторов является криминализация страхового рынка.

Развитие страхового бизнеса, увеличение его финансовых ресурсов привлекает в эту сферу и криминально ориентированных субъектов.
Преступления в сфере страхования обладают повышенной общественной опасностью, поскольку затрудняют или блокируют выполнение его основных задач, связанных с формированием за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев. Криминализация страхового рынка препятствует также выполнению страхованием таких важных функций, как повышение стабильности, ограничение экономических рисков, стимулирование предпринимательской инициативы, повышение кредитоспособности (например, путем страхования строений от пожара для получения кредита под залог недвижимости).
Оценка масштабов преступности в сфере страхования
Проблема борьбы с преступностью при страховании актуальна для всех стран. Исследования подтверждают значительный ущерб, причиняемый преступностью в этой сфере.

В ряде секторов страхования потери от мошенничества могут достигать 10-15% суммы страховых возмещений. Только французскими страховыми компаниями ежегодно по обманным декларациям о пожарах, угонах автомобилей, ограблении квартир выплачивается около 12 млрд. фр., а в Канаде эти потери составляют от 1,3 до 2 млрд. долл.
Исследования показывают, что в 10% случаев страховое возмещение либо завышено, либо выплата произведена незаконно. В общей сложности, если это переложить на клиентов, получивших возмещение от страховой компании, 2-3% от их общего числа возмещение получили обманным путем за счет средств остальных страхователей.
Хотя статистика потерь от мошенничества по России отсутствует, по мнению экспертов, российские страховщики несут не меньшие убытки. В России деятельность страховых мошенников активизируется пропорционально развитию страхования.

Число экономических преступлений на страховом рынке неуклонно растет. За период с 1993 по 1997 года относительный прирост страховых преступлений составил 442,5 %, а средний ежегодный прирост -145 %. В 1993 году зарегистрировано 167, а в 1997 году уже 739 экономических преступлений, совершенных в страховой сфере.
Доля экономических преступлений на страховом рынке в массиве экономических преступлений во всей финансово-кредитной системе увеличилась в 1,7 раза с 3% в 1993 году до 5% в 1997 году. Количество преступлений совершенных в 1993 году в страховой сфере увеличилось к 1997 году более чем в 4,5 раза, в то время как в банковской сфере только вдвое.
Таким образом, привлекательность страховой сферы для российского криминалитета возрастает. Внимание преступников переносится с таких традиционных объектов преступной деятельности как банковская сфера и фондовый рынок в сферу страховых отношений.
Основные виды преступлений в сфере страхования



Содержание раздела