d9e5a92d

Борьба с мошенничеством в сфере страхования


Вместе с тем, роль соответствующих служб, подразделений и сотрудников страховых организаций оказывается не менее важной для предотвращения и выявления страховых преступлений. Именно они первыми вступают в соприкосновение с преступниками и различными криминальными схемами их деятельности. Международный опыт борьбы с преступностью в сфере страхования. Борьба с мошенничеством в сфере страхования ведется как отдельными страховыми компаниями, так и объединениями страховщиков. Основными элементами складывающейся системы коллективной безопасности в международной практике являются:

  • объединение усилий всех страховых компаний в борьбе с мошенничеством;
  • защита корпоративных капиталов;
  • изыскание средств для создания коалиции и центрального банка данных;
  • создание эффекта "вагона" (все следуют выработанным и принятым нормам поведения).

Канада. В марте 1995 г. Канадская коалиция по борьбе с мошенничеством в страховании разработала и утвердила документ под названием "Лучшая деловая практика по борьбе с мошенничеством".

Предлагаются меры и методы сокращения возможностей мошенничества в страховании и его стоимости, даются рекомендации, как надо вести дела, чтобы противостоять мошенничеству.
Расчеты фирм по борьбе с мошенничеством показали, что попытка страховой компании установить пассивный или активный контроль обходится ей от 1 до 3% всех затрат по выплатам страхового возмещения.
С 1980 г. в структуре сектора по урегулированию убытков действует подразделение по борьбе с мошенничеством, которое ведет аналитическую работу с документами по различным страховым событиям, проверяя их подлинность. Обращается внимание на противоречивую информацию и факты несоответствия событий.

Повышенное внимание уделяется страхователям— участникам многих страховых событий. Проверяются все страховые случаи, произошедшие сразу же после заключения договора страхования (или после увеличения страховой суммы), либо идентичные случаи в одной и той же местности.
В Канаде борьба с мошенничеством проводится под эгидой Страхового бюро Канады (IBC), в которое входит большинство страховых компаний по имущественному страхованию и ассоциаций (федеральной и провинциальных) брокеров. Специально созданный при бюро комитет разработал систему экспертных оценок, обобщил опыт борьбы с мошенничеством многих страховых компаний и выпустил специальное пособие, как создать в страховой компании подразделение по борьбе с мошенничеством и как построить его работу, чтобы это положительно отразилось на обслуживании клиентов компании.
Страховщики сотрудничают с общественным движением "Стоп преступлениям", сторонники которого добровольно участвуют в предотвращении или расследовании совершенных преступлений. Страховые компании совместно с полицией разработали памятки для полицейских и пожарных, которые постоянно носят их с собой.

В них определены так называемые "красные флажки" (указатели потенциального мошенничества), на которые пожарные и полиция должны обращать внимание при расследовании того или иного события.
Созданная в Канаде коалиция по борьбе с мошенничеством на страховом рынке включает представителей компаний, занимающихся страхованием имущества и от несчастных случаев, представителей полиции, адвокатуры, занимающейся пожарами и правами потребителей.
Канадская полиция против страхового мошенничества разработала "Протокол по борьбе мошенничеством", который подписали все страховые компании. Он обязывает всех членов коалиции выполнять общую программу.

Этот документ содержит в себе весь спектр мошеннических действий— от полностью сфабрикованных претензий до обесценения или увеличения законных претензий, от фальшивых заявлений до внутреннего мошенничества. Подписавшие Протокол обязались:

  • работать, чтобы снизить объемы страхового мошенничества;
  • стремиться к разработке и предоставлению совершенного страхового продукта;
  • информировать общественность о необходимости, целях и результатах изменения деловой практики борьбы с мошенничеством;
  • напоминать потребителям, что борьба с мошенничеством скажется на снижении стоимости страхового продукта, стоимости предоставляемых страховых услуг;
  • проводить ежегодные обзоры осуществляемых мероприятий по борьбе с мошенничеством в страховании и определять их эффективность.
<

p> В марте 1995 г. КанаLская коалиция по борьбе с мошенничеством в страховании разработала и утвердила документ "Лучшая деловая практика по борьбе с мошенничеством", предлагающий меры и методы сокращения возможностей мошенничества в страховании и его стоимости, рекомендации по ведению страхового дела, чтобы противостоять мошенничеству. В разделе "Страховой продукт" описываются наиболее эффективные способы работы со страховым полисом:

  • все полисы должны быть написаны простым языком;
  • все заявления должны быть заполнены;
  • заявления о страховании и на выплату страхового возмещения должны сопровождаться стандартным предупреждением, что мошенничество может привести к аннулированию заявления на выплату страхового полиса или к судебному разбирательству;
  • к заявлению на выплату возмещения необходимо добавить фразу, что страхователь должен доказать все пункты своей претензии;
  • при возобновлении договора страхователем нужно помнить ему о необходимости сообщения о материальных или других значительных изменениях по этому риску;
  • добавить к полису условие, дающее страховщику право получить от страхователей требующиеся объяснения после наступления убытка.

При оформлении страховых полисов по страхованию жилья (домашнего имущества и строений) предусматривается:

  • поощрение установки и использования устройств по защите от воровства с соответствующим снижением размера страховой премии;
  • пересмотр существующей практики определения возмещения за имущество, которое значительно обесценивается; пересмотр лимитов ответственности страховщика по имуществу (предметам), которые являются "приманкой" для воров;
  • разработка страхового полиса с отличительными особенностями (опознавательными метками) или специальной формы регистрации для особо дорогостоящих предметов домашнего имущества (ювелирные изделия, монеты, серебро и т.д.);
  • проверка всех домов, застрахованных по новым полисам; поощрение домовладельцев и арендаторов, хранящих документы на личные вещи в особом (другом) месте.

При страховании автомобилей устанавливается обязательный порядок их осмотра до принятия на страхование, проверяются идентификационные номера всех автомашин, застрахованных по новым полисам и др., а при страховании объектов торговли— финансовое благополучие страхователя, пересматривается текущая практика страхования всех коммерческих рисков для выявления страхователей, предлагающих на страхование особо опасные риски.
При выдаче страховых полисов страхователям по всем видам страхования предписывается вручение памятки о порядке их действий при наступлении страхового события. При получении заявления страхователя о возникновении убытка необходимо получить от него заявление (в соответствии с общегражданским законодательством Канады) о регистрации претензии и страхового полиса в центральной базе данных и проверке "претензионной истории" (частоты и количества страховых событий).
Раздел "Практика урегулирования убытков" рассматривает способы борьбы с мошенничеством на стадии урегулирования убытков. При оформлении документов на выплату страхового возмещения по всем видам страхования предусматривается:

  • разработка и применение специальной методологии и способов определения и выявления подозрительных убытков;
  • ведение расследования всех подозрительных исков и принятие всех мер к восстановлению ранее незаконно выплаченных средств;
  • учреждение в каждой страховой компании специального подразделения по расследованию мошенничества (или обязательное сотрудничество со службой специального расследования страховых компаний);
  • сотрудничество с властями в расследовании и в судебном преследовании подозрительных исков; сообщение властям о заявлениях (претензиях) страхователей, по которым отказано в выплате страхового возмещения в связи с мошенничеством.

Всей работой по борьбе с мошенничеством, как правило, занимается отдел по урегулированию убытков. При возникновении убытка страхователь пишет заявление и передает его брокеру.

Заявление вместе со страховым полисом передается в отдел по урегулированию убытков и сразу же попадает к специалистам по расследованию.
В зависимости от характера убытка все документы передаются эксперту, специализирующемуся на том или ином виде страхования или в специализированные центры по определению ущерба (например, по автомобильному страхованию или страхованию имущества граждан). Именно на этом этапе предварительно оценивается законность предъявленного в страховую компанию иска и определяется, требует ли это дело повышенного внимания.

Если убыток не вызывает сомнения, специальные независимые бюро юристов быстро дают свое правовое заключение.
Для того, чтобы отказать в выплате возмещения (отвергнуть иск), страховая компания должна доказать так называемый "треугольник злоумышленника", включающий в себя мотив подлога, возможность его совершения и последствия.Страховая компания привлекает своих следователей для доказательства наличия мотивов подлога. По расследованию последствий происшествия в компании имеются специальные следователи-инженеры, занимающиеся экспертной оценкой.

Возможность подлога также доказывают специальные следователи, устанавливающие алиби клиента.
В страховой компании этими вопросами обычно занимаются штатные работники, однако в ряде случаев к этой работе привлекаются специалиYты со стороны.
Кроме того, в стране создана сеть специализированных фирм, независимых бюро расследования, занимающихся только вопросами страхования и имеющих специальную на это лицензию. Они могут привлекаться страховыми компаниями к расследованию дела, если своими силами эту работу выполнить невозможно. С такими бюро по расследованию страховые компании заключают специальные договоры.

Обязательно расследуются дела, по которым убытки превышают 25 тыс. канадских долл., а до 25 тыс.— только в том случае, если в нем что-то настораживает. Расследование сомнительных дел страховой компанией или независимым бюро проводится параллельно с полицией (страховая компания проводит свое расследование, а полиция— свое).
Независимое от полиции расследование страховщики проводят потому, что конечные цели, стоящие перед ними, различны. Для страховых компаний главным является выплата или невыплата возмещения по убыткам, а для полиции привлечение или непривлечение мошенника к уголовной ответственности.
Кроме мошенничества, исходящего от страхователей, нередко встречается внутреннее мошенничество, а также мошенничество, совершаемое посредниками (брокерами и страховыми агентами). Очень важным направлением борьбы с мошенничеством является отделение функций специалистов, определяющих размер ущерба, от работников, производящих реальные выплаты по убыткам.

Для избежания сговора рекомендуется размещать их в разных офисах.
Большое значение в борьбе с внутренним мошенничеством имеет постоянная ротация кадров, регулярные проверки на месте и мониторинг силами независимого отдела. Периодическая смена служащих, занимающихся урегулированием убытков, значительно уменьшает шансы сговора группы людей, вовлеченных в долгосрочное мошенничество.
Франция. Расследование случаев мошенничества во Франции проводится внешними организациями, образованными из бывших сотрудников полиции. После проведения расследования дело передается в суд.

Страховая компания в период расследования и рассмотрения дела в суде страховое возмещение не выплачивает.
Очень много случаев мелкого мошенничества при ликвидации убытков по страхованию автомобилей. Этих мошенников разоблачают специалисты, проводящие экспертизу.

Каждое раскрытие такого случая поощряется страховой компанией.
Все страховые компании Франции ведут учет страховых мошенников, осужденных судами (чтобы не заключать с ними договоры страхования в дальнейшем), разрабатывают методики для специалистов по урегулированию убытков о порядке проверки дел на предмет мошенничества.
Примечания

  1. "Коммерсант" 11 (217).
  2. Ларичев В.Д. Мошенничество в сфере страхования. Предупреждение, выявление, расследовние. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. – С. 79-80.
  3. См.: Мысловский Е. Внимание:"КИДАЛ-ИНВЕСТ". – М.: ЗАО "СПАС", 1996. – С. 28–32.
  4. Перестрахование – это форма отношений страховщика и перестраховщика, в соответствии с которой страховщик, принимая на страхование риски по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, часть ответственности по ним передает на согласованных договорных условиях другим страховщикам (перестраховщикам) с целью создания по возможности сбалансированного портфеля страхований, обеспечения финансовой устойчивости (платежеспособности) и рентабельности страховых операций.





Содержание раздела