d9e5a92d

Доход наиболее трудноуловимая и зыбкая характеристика.


Источник: Статистический бюллетень. № 1 (64) январь 2000 г. М.: Госкомстат, 2000. С. 26.
Т. Заславская и Р. Громова делают вывод, что основные факторы формирования среднего класса включают в себя определенные социальные качества (образование, квалификацию и деятельностный потенциал, уровень благосостояния, ценностных ориентаций, потребностей, жизненных позиций, мотивов, норм и способов поведения и т.д.) и институциональные экономические, политические и социальные условия их жизнедеятельности307. Рассмотрим наиболее общие характеристики социальных качеств, определяющих ресурсы среднего класса.
Чаще всего исследователи выделяют три измерения, характеризующих позиции среднего класса: доход, образование и самоидентификацию. Однако соотношение этих характеристик носит весьма противоречивый характер. Данные табл.

6.1 демонстрируют определенное расхождение в самооценках своего статуса и уровне доходов многих «средних» по положению в обществе групп.
Доход наиболее трудноуловимая и зыбкая характеристика. В 1999 году отношение среднемесячной заработной платы и выплат социального характера к величине прожиточного минимума трудоспособного населения было самым низким за предыдущие годы и составило 162 %, а среднемесячная зарплата составляла 64 доллара США (ниже по этому показателю зарплата была только в 1992 и 1993 гг.). По прогнозам Госкомстата, доходы населения в ближайшее время останутся низкими даже на фоне определенного экономического роста. В то же время нужно принимать во внимание, что официальной статистикой не учитываются многие виды дополнительной, «теневой» занятости, приносящей порой основной доход.

Кроме того, доходы населения неустойчивы.
Обостряется проблема неравенства во владении материальными ресурсами. В первой децильной группе населения сосредоточены 26 % среднедушевых располагаемых ресурсов, в то время как в последней их 2,7 %. Формируются различные типы поведения домохозяйств в области доходов и расходов, что можно увидеть в табл. 6.2.

Анализ статистических данных по домохозяйствам показывает, что структура доходов и потребления имеет выраженную специфику в последней децильной (по уровню располагаемых ресурсов) группе. Прослеживаются объединяющие признаки для нижерасположенных 7-9 групп, что может служить косвенным свидетельством формирования характеристик среднего класса.
Образование более стабильный и хорошо измеряемый ресурс среднего класса. Около трети работающих имеют высшее образование, и их доля в структуре занятого населения растет (см. табл. 6.3).

В то же время одной из проблем становится невостребованность и несоответствие полученного раньше образования ситуации на рынке труда, нерациональность его использования в этой ситуации (например, уход специалистов в мелкую коммерческую деятельность), а также платный характер и сокращение реальных возможностей переучивания и переквалификации.

Таблица 6.3

Распределение численности населения, занятого в экономике,
по уровню образования (в %)

Всего
Высшее профес-сиональное
Неполное высшее профессиональное
Среднее профес-сиональное
Среднее (полное) общее
Непол-ное общее
Не имеют общего
По статусу
(1998 г.)
Занятое население
Всего
Работающие по найму
Работающие не по найму
Из них работодатели
По годам
1994
1995
1996
1997
1998




100
100
100
100


100
100
100
100
100




20,7
20,7
22,4
41,2


18,0
18,4
18,8
20,1
20,7




1,9
1,9
2,6
3,6


1,7
1,5
1,7
1,8
1,9




33,4
33,4
33,8
34,0


32,6
33,3
33,3
32,6
33,4




32,7
32,6
33,3
18,4


32,8
33,9
33,3
32,8
32,7




9,3
9,4
7,0
2,5


12,8
11,9
11,4
10,3
9,3




1,9
2,0
0,8
0,3


2,0
1,7
1,6
2,3
1,9
<

p>
Сост. по: Социальное положение и уровень жизни населения России. Статистический сборник. М., 1999.

С. 69, 70.



Таблица 6.4


Средние классы российского и западного обществ: сравнительный анализ основных характеристик по базовым критериям

Критерии
Характеристики в западных обществах
Характеристики в России
Тенденции в поведенческих стратегиях
  1. Доход и собственность

Стабильный, достаточно высокий; наличие собственности и соответствующей правовой системы
Нестабильный, в целом низкий, непостоянный; отсутствие традиций и стабильности в функционировании и защите прав собственности
Вторичная, «теневая» занятость, коммерческая деятельность, дополнительная работа по профессии; поиск «неформальных» путей защиты прав собственности
  1. Образование и профессия
Высокий, соответствующий принятым в обществе стандартам уровень образования, обеспечивающий карьеру в рамках соответствующей профессии
Высокий уровень и качество, часто вступающие в противоречие с новыми требованиями и стандартами, нестабильность в продолжении карьеры, отсутствие гарантий на рынке труда
Переквалификация или приспособление, в основе которых зачастую нерациональное использование уровня знаний, снижение квалификации и работа в другой области деятельности
  1. Стиль и качество жизни
Соответствуют нормам и стандартам развитых обществ
Не подкреплены традициями, нормами, материальным благосостоянием
Имитация стиля жизни за счет привлечения «неформальных» источников


К числу ресурсов среднего класса следует отнести формирующееся малое предпринимательство этот слой относится к традиционному или старому среднему классу западных обществ. Но в российских условиях его малочисленность, отсутствие реальной государственной поддержки и, следовательно, стабильности и устойчивости существования (свидетельство чему весьма ощутимый удар августа 1998 г.) не позволяют отвести ему центральную роль в процессе формирования среднего класса в России. Можно согласиться, что «…солидаризуясь с признанием необходимости экономической и правовой поддержки малого бизнеса,… вряд ли именно здесь следует искать пути формирования масштабного среднего класса»308.

Итак, рассмотренные критерии нельзя считать устойчивыми и четкими ориентирами в определении контуров и перспектив среднего класса. В то же время они очерчивают определенную конфигурацию институциональных ресурсов.
Если попытаться наложить западную схему на современные российские условия и соотнести «классические» характеристики среднего класса с возможным отечественным аналогом, наглядными становятся особенности процесса формирования среднего класса (см. табл. 6.4).
Таким образом, диалектика институциональных и качественных факторов формирует тенденции поведения групп, составляющих потенциал среднего класса. В основном это поведение можно назвать аберрантным, поскольку оно инициирует нормативные отклонения309, ведущие, в свою очередь, к «выравниванию» ненормальной ситуации, в которой оказываются различные социально-профессиональные группы. Ниже рассмотрим общие характеристики, помогающие оценить их потенциал в формировании среднего класса.

  1. Некоторые характеристики социальных стратегий социально-профессиональных групп «потенциального среднего класса»


Один из общих выводов основным ресурсом среднего класса становятся наиболее динамичные представители разных групп интеллигенции с достаточно высоким образованием, соответствующими квалификацией, профессией, активно реализующих новые возможности. В их составе можно выделить интеллигенцию в обычном, советском понимании (инженеры, врачи, учителя); управленцев, госчиновников; предпринимателей, самозанятых; профессионалов в западном понимании, представителей новых профессий.
Достаточно подробно мировоззренческие, поведенческие и иные характеристики российского среднего класса были представлены в уже упомянутом исследовании среднего класса Российского независимого института социальных и национальных проблем310. Опираясь на полученную исследователями базу данных, рассмотрим некоторые характеристики среднего класса, представляющие интерес в рамках нашего исследования311.
Оставив в стороне попытки предъявить собственную модель среднего класса и признавая условность подобных моделей в современной социальной ситуации, мы попытались выделить из общей выборки исследования, которая была целевой312, социальный конструкт, обозначенный нами как потенциальный средний класс (ПСК). Основой выделения было сочетание двух критериев отнесение себя к средним рангам по 10-балльной шкале положения в обществе (4-6) и средний уровень дохода от 1,5 тыс. до 3 тыс. руб. на человека в домохозяйстве (напомним, что это был 1999 год). В итоге получилась совокупность из 505 человек, составляющая около 30% выборки РНИСиНП.

Смысл данного конструкта в том, что в нем наиболее тесно связаны два основных «действующих» критерия среднего класса, и, следовательно, ярче проявляются характерные для него тенденции, которые можно назвать специфическими для российских условий.



Содержание раздела