d9e5a92d

Состояние вексельного рынка в России.

Устанавливая достаточно низкие ставки по вексельным кредитам, банк может привлекать новых клиентов. При определении процентной ставки по вексельному кредиту принимаются во внимание следующие факторы:

  • необходимость резервирования остатков по вексельным счетам в фонде обязательных резервов ЦБ РФ, что обуславливает дополнительное привлечение средств аналогичной срочности;
  • вероятность дополнительного привлечения денежных средств при разрыве сроков предоставления кредита и сроках обращения векселя (на разницу в сроках);
  • необходимость учета процентной ставки при определении риска, возникающего при операции кредитования.


Прибыль банка при вексельном кредитовании достигает от 200% до 300% годовых с учетом резервирования, несмотря на то, что отличительной чертой вексельного кредита является невысокая процентная ставка по нему (в 4-5 и более раз ниже ставки обычного рублевого кредита). В среднем ставка кредитования устанавливается в диапазоне от 20 до 60 % годовых в зависимости, в основном, от срока кредита и взаимоотношений банка с клиентом. Высокая рентабельность данной операции предопределяется низким уровнем затрат на ее проведение и возможностью выкупа собственных векселей с дисконтом. Затраты банка на вексельное кредитование, по существу, сводятся к затратам на оформление векселей и отвлечение средств на создание обязательных резервов, подлежащих депонированию в банке России. Выгода, извлекаемая предприятиями при использовании вексельного кредита:

  • преодоление необоснованного и неэффективного ограничения платежеспособного спроса и, в целом ряде случаев, возможность добиться роста производственной активности;
  • банковская гарантия платежа путем предоставления векселя снимает необходимость для предприятий предоплаты в тех нередких случаях, когда она служит исключительно для защиты от риска неплатежей, тем самым появляется возможность ускорения материального оборота;
  • банковские векселя, предоставленные клиентам банка под депозиты, которые являются для банка гарантией оплаты векселей, как правило, по сумме в два раза и более, превосходят размер депозита и, таким образом величина, оборотных средств оперативного управления предприятия увеличивается;
  • в прямой экономии на налоговых выплатах, налог на доход, полученный по векселю для предприятия - 15 %, по сравнению с налогообложением аналогичного дохода на депозитном вкладе в банке, который составляет 35 %;
  • ликвидность вложений; бурно развивающийся вексельный рынок предоставляет возможность продать вексель или учесть его в банке.

В последнее время, значение операции вексельного кредитования значительно возросло. Объясняется это также и тем фактом, что субъекты Российской Федерации и муниципальные образования имеют право обязываться по переводному и простому векселю только в случаях, специально предусмотренных федеральным законом, что из-за отсутствия таковых, фактически, означает запрет на такого рода обязательства.

Эта, спорная, на мой взгляд (поскольку субъекты Федерации ограничиваются в правах), норма закона, обходится государственными органами следующим образом: Управление по Финансам и Налоговой Политике (УФиНП) администрации города или области берет вексельный кредит в банке на сумму необходимую для нужд бюджета. Далее, для увеличения ликвидности полученных векселей ими разрешается проводить часть налоговых платежей в местные бюджеты по номиналу.

Поскольку на фондовом рынке подобные векселя продаются по цене 30%-40% от номинала, они являются весьма привлекательными для предприятий и организаций, производящих платежи в местные бюджеты.
Во время августовского финансового кризиса проявилось еще одно из преимущество вексельного кредита. Во время кризиса преимуществом банковских векселей оказалась, как это не парадоксально, их более низкая, по сравнению с ГКО, ликвидность. Преимущество этого фактора в полной мере проявлялось в периоды значительной дестабилизации финансового рынка России и резких скачков цен ГКО. В такой ситуации инвестор, ориентирующийся на госбумаги, не имел возможности предпринимать сколько-нибудь оперативных и осознанных действий на рынке, так как цены открытия торгов значительно отличались от цен закрытия предыдущего дня.

Особенно остро это проявляется после прохождения информационных сообщений о каких-либо значительных политико-экономических событиях либо при дестабилизации мировых финансовых рынков.
Инвестор же, формирующий портфель из векселей, в такой ситуации имеет возможность купить или продать бумаги практически по старым доходностям, без больших потерь в цене. Это объясняется тем, что информация на вексельном рынке распространяется довольно медленно и неравномерно, различны субъективные оценки ценности векселей, надежности и ликвидности различных векселедателей, отдельные операторы не успевают адекватно реагировать на происходящие события, что вызывает значительный разброс котировок.


Кроме того, большую группу операторов составляют промышленные компании, которые зачастую не владеют оперативной информацией о состоянии финансового рынка, а приобретают векселя для проведения взаиморасчетов и ориентируются только на величину дисконта.

Состояние вексельного рынка в России.

Бурное развитие вексельного рынка в России, наблюдаемое в последние два-три года, во многом определяется кризисным состоянием народного хозяйства. Гипертрофированная форма вексельного обращения это следствие целого ряда кризисных явлений.
Во-первых, это кризис государственных финансов, проявляющийся в стремлении органов власти разного уровня (федерального, субъектов федерации, местного) использовать различные денежные суррогаты для покрытия бюджетного дефицита. Так, например, в 1995-1996 гг. Министерство финансов в качестве инструмента расчетов с государственными предприятиями широко применяло казначейские обязательства. Международный Валютный Фонд подверг критике денежные власти России за масштабную эмиссию казначейских обязательств, указав, что происходит накачивание в народное хозяйство страны квази-денег.

Министерство финансов в принципе с критикой МВФ согласилось и свернуло выпуск казначейских обязательств. Однако в 1996 г. Министерство финансов стало активно применять схему гарантий коммерческим банкам по вексельным кредитам для получателей бюджетных средств.
В этом случае роль заменителей денег стали играть векселя коммерческих банков. Некоторые коммерческие банки, являясь агентами правительства в рамках программы вексельного кредитования получателей бюджетных средств, не устояли перед искушением массированного вексельного кредитования вне рамок государственной программы.

Вот как комментирует сложившуюся ситуацию директор Департамента ценных бумаг и финансовых рынков Министерства финансов РФ Б.И. Златкис: Если банк продавал векселя, как продавал Тверьуниверсалбанк, в неограниченных количествах, что, к сожалению, имеет место и с целым рядом других банков, то Министерство финансов, конечно, не собирается и не будет нести ответственность по этим векселям.
На рынке обращается и немало просто фальшивых векселей, где векселедателем или авалистом является Министерство финансов. В настоящее время в обращении находятся фальшивые векселя, выданные от имени федерального казначейства Северной Осетии и Дагестана, на сумму в 7 млрд. руб.

Свою лепту в хаотичное развитие вексельного рынка внесли субъекты федерации, эмитируя различные заменители денег, в том числе векселя. Во-вторых, негативное влияние на вексельное обращение оказало ограничение кредитных возможностей коммерческих банков, значительная часть которых находится в стадии умирания. Банки в значительной степени прекратили кредитование торгового капитала, и отсутствие живых денег в торговом и производственном обороте хозяйствующие субъекты стали компенсировать с помощью активного внедрения в хозяйственный оборот коммерческих векселей. В-третьих, существенное влияние оказывает стремление огромной массы черных денег легализоваться любыми способами, и вексель в силу присущей ему абстрактности весьма для этого удобен. Ситуация усугубляется еще и тем, что Федеральное Собрание никак не может принять Закон о борьбе с отмыванием нелегально полученных доходов (во многих странах с менее криминализованной экономикой, например, в Великобритании такие нормативные акты приняты и работают достаточно давно).
В-четвертых, несовершенное и неэффективное законодательство делает вексель удобным инструментом для легального ухода от налогообложения юридических и физических лиц.
Есть еще одно важное обстоятельство, стимулирующее вексельную эмиссию в России: сжатие денежного агрегата М2 по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) до такого объема, когда все хозяйствующие субъекты, от государства в лице Министерства финансов до небольшого предприятия, являющегося звеном в цепи дебиторов, испытывают парализующий их деятельность денежный голод.
М2 денежный агрегат, включающий наличные деньги (вне банков) и безналичные средства. На 1 июля 1998 г. денежная масса (М2) составляла 300 млрд. руб., в том числе наличные деньги 104,4 млрд. руб.
Сравнение коэффициентов монетаризации экономики России и за рубежом ярко высвечивает проблему финансового голода нашего народного хозяйства: в Германии этот показатель составляет 66%, в США 68%, во Франции 90%, в Великобритании 90%, в Китае 80%, а в России только 15%. Таким образом, грандиозная по масштабам вексельная эмиссия (только в 1996 г. банковских векселей было выпущено на общую сумму в 140 трлн руб.) это стремление хозяйственного механизма удовлетворить денежный голод пусть даже с помощью заменителей денег.
Неуправляемый и опасный для народного хозяйства характер развития вексельного рынка был осознан государством в 1996 г. В сентябре 1996 г. Банк России вводит норматив Н13 (норматив риска вексельных обязательств кредитных организаций), который ограничил операции коммерческих банков с векселями 200% от размера собственных средств (с 1 марта 1997 г. этот норматив ужесточен до 100%).
Также, под эгидой ЦБ создается АУВЕР, призванная создать необходимую правовую, технологическую инфраструктуру вексельного рынка, обеспечить его информационную прозрачность.
Пытаясь принять посильное участие в нормализации ситуации на российском вексельном рынке некоторые субъекты федерации, а именно администрация Новосибирской области, выступили с идеей создания бездокументарных векселей. ФКЦБ России поддержала эту инициативу и утвердила Положение об обращении бездокументарных простых векселей, Положение о сертификации операторов системы обращения бездокументарных простых векселей и Стандарт деятельности участников системы обращения бездокументарных простых векселей. Несмотря на существование определенных преимуществ при обращении векселей в бездокументарном виде, следует отметить отсутствие, во-первых, в международной практике подобного кредитно-расчетного инструмента, и, во-вторых, отсутствие должной законодательной базы для этого инструмента в российском законодательстве. Вызывает также некоторое недоумение само название нового инструмента - "бездокументарный вексель", поскольку по Женевской Конвенции вексель может быть составлен только на бумажном носителе.

Концепцию бездокументарных векселей Б. И. Златкис охарактеризовала следующим образом: Салат из зеленого лука с фруктовым салатом из ананаса... Там кусок ГКО, там слова из какого-то вексельного права, там компьютерная система 3-4-летней давности.

Через четыре месяца опубликования этих положений выходит телеграмма ЦБ РФ от 5 июля 1996 года N 99-96, где говорится о несоответствии термина и понятия "бездокументарный" - Женевской конвенции, и устанавливается запрет на операции кредитных организаций с такими векселями.

Вексель возможное решение проблемы неплатежей.


Обеспечение производства оборотными средствами и средствами для расчетов является одной из узловых проблем нынешней экономической ситуации. Нужно иметь ввиду, что отказ от старого расчетно-платежного механизма, просуществовавшего с некоторыми изменениями с начала 30-х годов и вплоть до 90-х произошел в условиях, когда новый расчетный механизм создан не был и не был даже намечен в общих чертах.

Его нужно создавать заново, хотя бы и с большим опозданием.
Лишившись дешевого и доступного банковского кредита, хозяйство, вполне естественно, пошло по пути наращивания коммерческого кредита в форме дебиторской и кредиторской задолженности. Однако этот коммерческий кредит столкнулся с отсутствием в хозяйстве тех форм, которые придали бы ему подвижность, мобильность, позволили бы временно свободным оборотным капиталам быстро переходить от одного хозяйства к другому, обслуживать хозяйственный оборот.

Вместо цепочки расчетов возникла инертная масса неплатежей.
Существует, хотя бы теоретически, несколько путей решения проблемы неплатежей. Это, прежде всего прямой (без залога) банковский кредит в оборотные средства. Однако банковский кредит обладает, по сравнению с векселем рядом недостатков. Он рискован и предоставляется под высокие проценты, неприемлемые для товаропроизводителей.

Еще одним из выходов из создавшейся ситуации мог бы послужить банковский кредит под обеспечение товарно-материальными ценностями. Но и эта форма кредита не лишена недостатков. Такой кредит извлекает из оборота эти ценности и тем самым замедляет хозяйственный оборот.

Такая форма кредита приемлема в случае формирования больших сезонных запасов, но в других случаях она будет вызывать замедление оборота и еще большую потребность в оборотных средствах. Одним из инструментов лишенных такого рода недостатков и обладающий рядом дополнительных преимуществ является вексельный кредит. Возрождение цивилизованных форм вексельного кредита и вексельного обращения позволило бы мобилизовать хозяйственные ресурсы страны для разрешения сложившейся ситуации повальных неплатежей. Однако, следует заметить, что в настоящее время эта форма не дает должного положительного результата из-за отсутствия необходимой административно-правовой базы в российской практике вексельного обращения и отсутствия четкой кредитной политики Центробанка в отношении поддержки российских товаропроизводителей.

Без решения этих вопросов цепочка неплатежей, переоформленная векселями, очень скоро превратится, и уже превращается, в цепочку неплатежей по векселям.

Вексельный рынок Новосибирской области.


VI.Векселя администрации и корпоративные векселя.
Векселя, обслуживающие бюджетные программы региональных органов власти, сохранились, несмотря на запрещение Законом "О простом и переводном векселе" выступать им в качестве векселедателя. Бесспорным лидером вексельного рынка г. Новосибирска стали векселя, используемые для налоговых платежей. Налоги в части областного бюджета принимаются в соответствии с постановлением главы администрации Новосибирской области . 203 от 23.04.98г. О плане доходов и расходов областного бюджета на II-й квартал 1998г., в котором указывается: В целях обеспечения финансирования защищенных статей бюджета выдачу справок о наличии задолженности по платежам в областной бюджет производить в сумме не более 30% задолженности по платежам, за исключением платежей по подоходному, земельному налогам и налогу на имущество.

В настоящее время налоги, в части областного бюджета, кроме подоходного и земельного, оплачиваются векселями на сумму около 30% от размера налоговых платежей в части областного бюджета (допускается небольшая переплата с учетом минимального номинала векселей - 5 тысяч рублей).
В указанные налоговые платежи принимаются векселя, первым векселедержателем которых является Управление Финансов и Налоговой Политики администрации Новосибирской области (например, векселя ООО Финансовый центр Левобережный, ОАО Сибэкобанк, др.), а также векселя Русского народного банка и ВЦ РНБ, выписанные на Фонд развития и поддержки транспортно-дорожного комплекса, связи и информатики (ТДК и СИ). Диапазон цен на дальние векселя ООО Финансовый центр Левобережный, РНБ и ВЦ РНБ - 38-41%. Эти же векселя принимаются в платежи в Территориальный дорожный фонд в размере около 30% от размера соответствующего налога, но на сумму не менее 50 тыс. руб., что не выгодно мелким налогоплательщикам. Как результат, цена зачета в территориальный дорожный фонд значительно превышает цену этих векселей.

В настоящее время задержка погашения векселей ООО Финансовый центр Левобережный превышает 3 недели. Интерес к ним как к доходному инструменту утрачен.
Особая ситуация сложилась с векселями, предназначенными для уплаты налогов мэрии г. Новосибирска. В соответствии с постановлением . 801 от 20.08.98г. мэрии г. Новосибирска О порядке внесения налоговых платежей и иных расчетов с бюджетом города векселями мэрии и векселями муниципального учреждения Муниципальный вексельный дом, индоссированными мэрией, подоходный налог векселями не принимается. Все остальные налоговые платежи в бюджет города принимаются векселями мэрии со сроком платежа до 31.12.98г. включительно по номиналу.

Это также относится и к векселям мэрии г. Новосибирска серии ТВ и МУ МВД, индоссированным ТОО Траст-Компани и ЗАО РАТМ (основные из 50 поставщиков угля для мэрии). Остальные векселя мэрии и векселя МУ МВД принимаются в уплату налогов в бюджет города, за исключением, дополнительно к подоходному, налога на имущество. Векселя принимаются в соответствии с дисконтной сеткой, рассчитанной по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Цена дальних векселей мэрии г. Новосибирска и МУ МВД со сроком платежа в 1999г. составляет 25-27%.

Цена дальних векселей МУ МВД и мэрии серии ТВ со сроком платежа в 2000 и 2001 г. не превышает 25%, и спрос на них слабо обозначен. Цена векселей мэрии серии ТВ и МУ МВД, индоссированных ТОО Траст-компани и ЗАО РАТМ, колеблется в пределах 32-40%.
Текущая задержка по векселям мэрии г. Новосибирска составляет около полугода и имеет тенденцию к увеличению. Пока еще оплачиваются опротестованные векселя, числящиеся за физическими лицами.
При оформлении векселей мэрии и МУ МВД используется формулировка в течение 3 дней по предъявлении, но не ранее . Положение о переводном и простом векселе допускает только формулировку в течение 3 дней от предъявления, но не ранее . Действительно, в п. 33 Положения указывается: вексель может быть выдан сроком: по предъявлении; во столько-то времени от предъявления; во столько-то времени от составления; на определенный день. Векселя, содержащие иное назначение срока недействительны. Такая неточность в оформлении векселя мэрии выводит их за рамки действия вексельного законодательства.

Она превращает эти векселя в обычную долговую расписку со всеми вытекающими последствиями.
Исполнение бюджета г. Новосибирска по доходам за 1998 г. ожидается в размере 2 млрд. руб., что ниже планового - 2187955 руб. Доля зачетов в доходной части бюджета составляет 48%, доля векселей - 2%.
На рынке векселей следующим по значимости является рынок векселей и зачетов Новосибирскэнерго. Объем выпуска векселей, обращающихся на рынке, составляет 210 млн. руб. Последнее время выпуск векселей не производился. Очередной выпуск ожидается в декабре этого года.

Векселя разделены на транши, каждому из которых соответствует определенный круг векселедержателей, от которых эти векселя принимаются в уплату за электроэнергию и тепло. Векселя принимаются с, так называемым, денежным сопровождением. Минимальное денежное сопровождение в настоящее время увеличено с 10% до 20% и для отдельных предприятий может доходить до 100%. Наиболее популярны транши 78 и 78а.

Их цена составляет 15-15,5%. Это означает, что эффективно цена закрытия долга предприятия, попадающего в эти транши, составляет около 32% при 20% денежном сопровождении.

Цена так называемых пеневых векселей (принимаемых в уплату пени) составляет 11-12,5%. Векселя Новосибирскэнерго окончательно превратились в расчетное средство. Их невозможно использовать в качестве средства размещения капитала вследствие увеличения срока оплаты: в течение десяти лет от предъявления (после недавнего инцидента, когда финансовая компания предъявила их к погашению).

В настоящее время чрезвычайно популярен бизнес, состоящий в том, что за производителя сельскохозяйственной продукции проводится платеж в Новосибирскэнерго (что, как уже было показано выше, стоит около 32%), он же рассчитывается своей продукцией по номиналу.
Доля остальных векселей на рынке составляет менее 10% общего оборота. Следует отметить успешно реализуемую вексельную программу ВИНАПа.

Векселя его абсолютно ликвидны, цены поддерживаются на неизменно высоком уровне. Векселя обеспечиваются продукцией ВИНАПа. Векселя, первым векселедержателем которых является Спирт (г.

Куйбышев), стоят 90-95%. ВИНАП отпускает свою продукцию по данным векселям без денежного сопровождения и со значительными скидками. Менее привлекательны векселя, выписанные на иные предприятия.

ВИНАП требует по этим векселям 50% денежного сопровождения, скидки не предоставляются. Так, векселя, выписанные на Регионстеклоснаб, стоят 80-85%.

Подобная политика дорогих векселей позволяет векселедателю эффективно привлекать дешевые оборотные средства.
К выполнению своей вексельной программы приступило ОАО Сибирское молоко. Векселя передаются поставщикам молока, те, в свою очередь, получают в обмен на векселя бензин.

Следует ожидать появление на рынке векселей крупнейших предприятий-переработчиков сельскохозяйственной продукции, таких, как Альбумин и 1-ый хлебокомбинат.

Рынок бездокументарных векселей


Администрация Новосибирской области оказалась неспособной погасить бездокументарные векселя, которых в свое время было эмитировано на 200 млрд. неденоминированных рублей. По мнению финансовых кругов, эта история плохо скажется на других формах заимствований данного эмитента.

Среди финансовых компаний зреет идея судебных исков.
Бездокументарными векселями областная администрация рассчитывалась с бюджетниками. В среднем до погашения вексель шесть-семь раз менял хозяина.

В конце концов, векселя оседали преимущественно в финансовых компаниях и дочерних банковских структурах, поскольку банкам операции с бездокументарными векселями были запрещены распоряжением ЦБ РФ.
До конца года с погашением бездокументарных векселей было все нормально. Задержки по погашению не превышали пяти-семи дней. Начиная с 1998 г. ситуация резко ухудшилась, УФиНП потеряло всякий интерес к проекту. Задержки с погашением векселей сейчас превышают 50 дней.

Объем непогашенных векселей на настоящий момент составляет 100 млрд. неденоминированных рублей. По словам участников рынка, УФиНП не реагирует на их запросы.
Многие финансовые компании обращались в банки с предложением организовать широкое обсуждение этого вопроса. Но поскольку практически все держатели векселей являются местными компаниями и надеются на долгую юридическую жизнь, то инициатором скандала пока никто выступать не хочет.

Другая проблема связана с тем, что данный вид векселей не подпадает под Женевскую конвенцию, поэтому иски будут возможны только по статье ГК "Задержка финансовых средств", что исключает ускоренное взыскание средств, предусмотренное вексельным законодательством. Кроме того, согласно действующему законодательству, область не может рассчитываться за долги собственностью: необходимо проводить аукционы по ее продаже.Учитывая, что в связи с прошедшим кризисом на рынке акций многие компании переключились на работу с векселями, а бездокументарные считались наиболее прибыльными (доходность редко опускалась ниже 80% годовых) из них, то отсрочка погашения для многих участников рынка равносильна если на смерти, то тяжелым потрясениям.



Содержание раздела