d9e5a92d

СИНЕЛЬНИКОВ А. - Как на свете появился вексель



Мы не знаем, кто и когда изобрел первый вексель. Мы можем только предположить, когда он возник я когда начал свое победоносное шествие по Европе.

Средневековая деревня.


Единственный грамотный человек - священник. Единственная банковская операция - выдача спиртного в кредит. Торговцы редки, как метеоры, и так же бесполезны. Что они могли предложить людям, привыкшим пользоваться только тем, что сделано собственными руками?

Даже в господском замке единственная по-настоящему цепная вещь - оружие. Священник повторяет каждый день: Не собирай богатств на земле, собирай на небесах.

Легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богатому попасть в рай.
Только отщепенцы способны возиться с деньгами. Вот пусть и су-сгятся, приводя к общей значимости монеты разных государств.

А их, хвала Господу, сотни и тысячи ви дов. Каждый суверенный государь, на радость будущим нумизматам, считает своим долгом выпускать монеты, не похожие па другие.
Так хочет Бог
Все это изменилось в один день, когда 26 ноября 1095 г. на Клер-монтском соборе папа Урбан II пе ред тысячами верующих провозгла-сил: Так хочет Бог. Все думали, что он объявляет поход на сарацин.

На самом деле это было объявление о начале новой эпохи, ко торую потом назовут - капитализм.
Ни Готфрид Бульонский, ни 6о-эмунд Тарентский, ни Раймонд Тулузский не ведали, что несут на своих знаменах развитие производства и торговли. А начиналось вес с крови.

Толпы простонародья, науськанные полубезумными от фанатизма проповедниками, обрушились на иноверцев, которых можно было найти ближе всего: в Воры сс. Майнце, Регенсберге, Кельне переранили и изувечили почти всех иудеев бесчеловечным способом, срыли их дома и синагоги, разделили между собой множество денег.
Прежде крестоносных армий сорвалось с места иудейское население и ринулось кто на восток, кто в Италию или Испанию. Они уходили налегке, унося с собою долговые расписки христианских долл; ников.

Их было легко спрятать, зашить в полу или шапку. Даже жадные руки разбойников, искавшие в вывернутых карманах золотые монеты, равнодушно скользили по распискам, не понимая, что это такое.
Освоившись на новом месте, изгнанники отправили доверенных лиц к должникам. Какими бы ни были политические бури, долги еще никто не отменял.

Д;ш незаметных людей, ставивших вместо подписи крест, документ заверял священник, что придавало клочку пергамента почти мистическую силу. Нс важно, кому ты давал слово: христианину или иноверцу, Бог - свидетель твоей клятвы, и отвергать ее грешно. Не важно, что {Расписку представил тебе Не Исаак из Кельна, а Умберто из Пизы: попытка обмануть к[едито{ш - это лукавство перед Богом.

Именно этот мо мент можно считать рождением первого векселя - когда доброе имя стоило дороже денег, когда долгопая расписка, подразумевающая отношения только между должником и заимодавцем, превра тшіась в нечто новое.
Наученные горьким опытом, иудейские купцы и менялы вместо звонкой монеты стали широко применять рукописные документы. Но это пока оставалось чисто на-і [тональным приоритетом.

I Іикто не спешил перенимать выдумки отрекшихся от Христа.

Новое дело итальянских банкиров

А между гем крестоносцы отпрн вились в поход. Раньше средневековые армии двигались, сопровождаемые огромным обозом, волоча с собою продовольствие, снаряжение и оружие. Когда оно иссякало, его пополняли за счет ограбления территории противника.

Теперь же многочисленным крестоносцам предстояло идти через дружественные земли, вливая в свои ряды новых соратников. Разорять их было неприлично.
Но ведь не все могли позволить себе снарядить, да еще и кормить за собственный счет дюжины копьеносцев и лучников. Рвение к по двиіу и воинское умение не всегда сочетались с полным кошельком. И толпам бывших разбойников и людей вне закона, принявшим на себя крест во искупление грехов, тоже требовалось продовольствие.

Испытывая голод, они легко могли делог; занялись итальянские банкиры. Хотя им также на протяжении всей жизни внушали - не стяжай.

Ко правнуки тех, кто выжил после падения Римской империи, были свободны от неофитской болезни варварских королевств, понимающих псе проповеди буквально.
В городах Италии царило оживление, ведь всю эту армаду крестоносцев следовало снарядить и переправить на малоазиатский берег. Пиза, Генуя и Венеция увеличили свой флот в три раза.

Для них крестовые походы были нс только выгодным предприятием, но и смертельным ударом по торговым конкурентам. Свое обогащение они восі іринимали как награду за помощь в богоугодном деле.

Орден тамплиеров

Орден тамплиеров ведет свое название [гг французского tample храм. Их первоначальная ставка располагалась вблизи развалин храма Соломона Основатель - Гуго де Пайен, рыцарь из Шампани. Устав Ордена написал св. Бернар, тогда еще простой аббат из Клер во.



Рыцари носили белый плащ, с левой стороны украшенный восьмиконечным косным крестом. Устав Ордена требовал от рыцарей полного и безусловного героизма.

Слава об их деяниях разошлась по всей Европе.
Дары от благодарных паломников и воинская добыча положили основу богатства. Для увечных и старых братьев Орден в разных странах покупал земли и основы-
Орден тамплиеров был солидной организацией. Рыцарям дове ряли больше, чем иудейским менялам.

Вексель у тамплиеров заработал в полную силу. Отличие его от долговой расписки заключалось в том. что при сохранении кредитора менялся должник.

Чтобы упорядочить выплаты и избежать недоразумений, принимающий деньги отправлял в конечный пункт уведомительное письмо (aviso). А поскольку имущество у братьев-рыцарей было общим, то деньги предъявителю векселя отсчитывались немедленно.
Выдача векселей была выгодна. Разница между принятой валютой и выплачиваемой по обязательству суммой оседала в казне Ордена.

Рыцари, по клявшие ся соблюдать обет бедности, утопали в роскоши Ведь, отрекшись от мирской суеты и тщеславия, они наживались не ради себя, а ради Ордена. Печать тамплиеров - два рыцаря на одном коне, символ бедности - была из чистого золота.
Поскольку латынь йылеі обиходным языком духовенства, тамплиеры. являющиеся боевым монашеским орденом, дали всем совершаемым с векселями операциям латинские наименования. Когда же под ударами сарацин пали христианские государства в Малой Азии, тамплиеры перенесли свою деятельность на земли Франции.

Здесь они вплотную занялись финансовыми спекуляциями, отдавая деньги в рост под большие проценты.Жадные руки разбойников, искавшие в карманах золотые монеты, равнодушно скользили по распискам, не понимая, что это такое.
Для них посланцы папы собирали деньги по всей Европе.
Именно н этот момент возникла необходимость в людях, которые могли бы потратиться с умом на покупку вооружения и фуража. Благородные рыцари не пачкали своих рук, они были заняты решением чисто военных задач. Новым вал свои командории. Именно здесь начинали формироваться караваны средневековых туристов.

Именно здесь, вложив в железные рукавицы рыцарей свою жизнь и свои деньги, паломники получали взамен векселя, чтобы уже в Иерусалиме, обратив их в звонкую монету, приобрести сувениры на память.
Эго, в конце концов, их и погубило. Король Франции Филипп IV Красивый, нс желая возвращать огромные ДОЛГИ (более 500 тыс. франков), объявил тамплиеров еретиками и колдунами.

Не помогло даже заступничество папы римского Бонифация VI. Орден быт запрещен, имущество его конфисковано, а Великий магистр Орден
Торговцы превратили вексель в особый вид денежной ценности.
Жак де Моле и главный командор Нормандии Жофруа де Шарнс были сожжены заживо.
Но вексель отнюдь не пропал. Его активно стали использовать на расцветших в ту пору ярмарках.

Кстати, получив по суду имущест во такгплиерой, король Филипп Красивый взыскал с должников Ордена долги по всем векселям.

Только роскошь придает жизни прелесть

У людей изменилось мировоззрение. Если раньше круг их интересов замыкался на своих деревне, городишке или уж, в крайнем случае, графстве, то крестовые походы открыли дорогу на Восток. С Востока стекались предметы роскоши, пряности, квасцы, вино. С Запада - сукно, золото, оружие Северные страны сначала по Рейну, а затем через альпийские перевалы присылали рыбу, меха, пеньку, воск и лес.

Среди аристократии все больше укреплялось мнение, что необходимое обеспечивает существование, но только роскошь придает жизни прелесть.
Феодалы драли с купцов пошли ны при переезде из владений одного сеньора в земли другого, при переправе через мосты и даже броды. При всяком удобном случае знатные рыцари и даже короли нс стеснялись нападать на купеческие караваны.

Поэтому торговый караван походил на маленькую армию, готовую в любой момент постоять за себя. Торговля была настолько выгодна, что, невзирая на риск, смелые горожане cm циклились в дальние края, надеясь, что успех и прибыль вознаградят их за все or іасности.
Купцы одного города объединялись в гильдии. Это было полувоенное объединение со своими командирами. Нередко в охрану нанимались бывшие крестоносцы из простолюдинов, которые имели боевой опыт и которым было скучно возвращаться к постылой пашне.

Караван шел от одного крупного города к другому. В точно назначенный срок здесь совершалась оптовая торговля товарами повышенного спроса.

После продажи производилась уже оптовая закупка местных изделий, и караван пускался в обратный путь или к следующей ярмарке.
И так из года в год. От отца к сыну возникали определенные договоренности и торговые отношения, постоянные клиенты и партнеры. Ярмарка привлекала большое чисто торговцев.

Денежный оборот с платежами, займами был питательной средой для развития вексельных операций. Ярмарочный вексель стал называться Gambia reularra.

В отличие от векселей иудейских менял и векселей тамплиеров, он мог менять как кредитора, так и должника. Вексель превращался в средство расплаты, когда из-за недостатка наличности приходилось выдавать письменные обязательства.

Моми гг выдачи и момент исполнения по нему постепенно отдалялись один от другого.
Торговцы превратили вексель в особый вид денежной ценности. Им расплачивались при сделках, его передавали друг друіу, прибавляя при этом надпись за надписью.

Так сберегалось денежное обращение. Теперь можно было совершать крупные сделки, не посылая денег.

На ярмарках вырабатывали особые способы приема векселя к платежу - акцепт. На общем собрании вексельных дельцов публично выражалось согласие на принятие предъявленного векселя.
Вексель могли трассировать (от лат. trabure - тянутъ, переводить) -передавать в филиал или компань ону, на другую фирму, с котоіюй имелись партнерские отношения, или должнику. Создавалась возможность проводить расплату по векселям нс наличностью, а погашая один вексель другим.

Этот способ получил название сконтрак-ция (от лат, scontro - перевод).
Ярмарка длилась недолго Скорость и быстрота - особенности вексельного права. Должника моментально арестовывали.

Анафема папы Римского

Если раньше моральным обеспече нием векселя было слово, данное кредитору (как в случае с иудейскими менялами), или клятва братьев тамплиеров (при всем своем желании король Филипп не смог уличить их ни в шагом случае жульничества), то теперь на первое место ставились честь фирмы и угроза со стороны судебной системы наказать несостоятельного должника.
В 1569 г. в итальянском городе Болония был принят первый Вексельный устав. Была изобретена особая форма передачи векселя -индоссамент или жиро (от французского in dosso - оборотная сторона, спинка; от итальянского diro - быстро). Это особая пометка на векселе относительно передачи вексельных прав презиндатом (лицо, которому поручалось представить переводной вексель трассату и требовать от нег о платежа) како му-либо иному7 лицу.

Такие передаточные надписи делались на оборотной стороне векселя.
Вексель мог передаваться только один раз. Передача векселя в собственность стала производиться при наличии отметки о состоявшемся расчете и записи в виде указания на получение наличности.

Вексель в форме денежного займа, куда входили проценты за пользование деньгами, приносил заимодателю ощутимые доходы, так как проценты входили в сумму, подлежащую уплате.
В 1570 г. папа Пий V придал эти виды векселей анафеме. Допуская право на вознаграждение за труд и возмещение расходов, церковь преследовала сделки, которые приносили хоть какой-нибудь дополнительный доход.

Біо было уже поздно. Психология людей изменилась.

В переводной вексель вносили проценты в качестве уплаты за перевод денег. Его записывали в иностранной валюте и указывали иное место платежа, чем место выдачи (хотя все это происходило в одном месте, но фиктивно получалось, что деньги прибыли из-за границы, соответственно, со всеми вытекающими из этого затратами).



Содержание раздела